Статья на тему Расцвет новгородского зодчества
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Грабарь И. Э.
Статья "Расцвет новгородского зодчества" написана А.В.Щусевым и В.А.Покровским. Она публикуется для того чтобы не прерывать линию исследования, намеченную И.Э. Грабарем для всего раздела, посвященного новгородско-псковскому зодчеству.
То самобытное творчество, которое в Благовещенье на Мячине, Фоме Апостоле, Спас-Нередице и Николе на Липне только намечалось, получило свое окончательное развитие в целом ряде церквей, появившихся в Новгороде во второй половине XIV века. Среди них наиболее сохранившейся в своем первоначальном виде является церковь Феодора Стратилата на Торговой стороне ["на Ручью"]1, построенная в 1360 году...
План ее квадратный, но четыре столба, на которых лежит свод, здесь уже не стоят по-византийски свободно внутри церкви, а поставлены вплотную к стенам, как бы срослись с общей гладью этих стен и арок. Внизу они обработаны в виде круглых очень низких столбов, - прием, получивший особенное развитие в Пскове. Трудно установить с точностью, когда именно появилось то перекрытие церквей на четыре фронтона, которое в церкви Федора Стратилата вылилось в такую совершенную форму, так же не легко определить и причины его появления. Надо думать, что формы, выработанные деревянным зодчеством, оказали и в Пскове, как позже в Москве, свое решающее влияние на развитие каменного строительства; понижение боковых частей фронтона отразилось понижением сводов в углах церкви и вызвало на фасаде линии так называемых трехлопастных арок как декоративный мотив обработки наружных стен2. Алтарное полукружие, повторяя линии фронтона, приобретает коническое покрытие, причем стены его в своей обработке наиболее сохраняют византийский прототип. Барабан купола, производящий по тонкости рисовки деталей почти скульптурное впечатление, завершается необычайно стройной, живой по линиям и сочной по массе главой. К корпусу храма на запад примыкает трапезная, по деталям более позднего типа, нежели храм, и завершается в северо-западном углу обычной новгородской колокольней.
Того же характера и церковь Петра и Павла на Софийской стороне [в Кожевниках], построенная в 1406 году3. Она только обезображена с южной стороны пристройкой придела, а с запада – деревянным тамбуром. Над последним осталась, к счастью, открытой группа стенных украшений, состоящих из впадинок и выпуклых крестиков. На старой фотографии можно еще видеть тесовую кровлю, которая так убедительно объясняет форму фронтона. Одним из излюбленных мотивов стенных украшений из кирпича являются дорожки из треугольных впадинок, характерно чередующихся в разных масштабах. Чаще всего они окаймляют барабан, образуя прелестный поясок под главной, но иногда, как в церкви Петра и Павла, эти дорожки повторяются во фронтоне. Гармоничное покрытие алтарного выступа Петропавловской церкви по граням хорошо вяжется с общим характером постройки4.
Собор Спаса Преображения на Торговой стороне [на Ильине], построенный в 1374 году, представляет собой наиболее законченно выработанный образец фронтонных церквей5. Некоторая сухость его искупается богатством и разнообразием мотивов стенных украшений. Особенно часто для этой цели применяются кресты разнообразных рисунков, а также ниши как бы заложенных окон – один из последних отголосков Византии. Нынешняя глава, так же как и колокольня, - позднейшего происхождения. В 1378 году все стены изнутри были расписаны славившимся в те времена мастером Феофаном "Греченином". Роспись эта была впоследствии забелена6.
Примечания:
1. В прежние времена церковь Феодора Стратилата стояла на берегу Федоровского ручья. Теперь русло ручья засыпано и по нему проходит автомобильная магистраль Москва – Ленинград. Церковь датирована по году закладки, завершена она была в 1361 году. 2. Исследование верхних частей церкви, проведенное в послевоенные годы, показало, что восьмискатное покрытие церкви относится к XVII веку, а первоначальное было трехлопастным. Последнее восстановлено при реставрационных работах, производившихся в 1953 – 1954 годах по проекту архитектора Л.М.Шуляк (М.К.Каргер. Новгородское зодчество, стр. 55 -56; Е.К.Пагольская. Церковь Феодора Стратилата на Торговой стороне. Новгород, 1959, стр. 11; Т.В.Гладенко и др. Указ.соч., стр. 232 – 234). 3. "В Неревском конце, в Панской улицы, за большим валом, на Софийской стороне", как говорит о ее построении летописец ("Новгородские летописи", стр. 251). 4. Исследование верхних частей церкви Петра и Павла в Кожевниках (осуществленное архитекторами Г.М.Штендер и Л.М.Шуляк), показало, что первоначально она имела трехлопастное покрытие, сменившееся в XVI веке восьмискатным. Церковь была сильно повреждена в период фашистской оккупации Новгорода. При ремонтно-восстановительных работах, проводившихся в 1959 году, это покрытие церкви было восстановлено; здание церкви было тогда же освобождено от поздних пристроек. 5. По новым исследованиям, церковь Спаса на Ильине первоначально имела трехлопастное покрытие, впоследствии замененное на восьмискатное (Л.М.Шуляк. Церковь Спаса Преображения XIV в. Новгород, 1958). 6. Расчистка фресок церкви Спаса на Ильине из-под побелки, а местами и из-под штукатурки, производилась в 1913, 1918, 1920 -21 и 1936 годах. Наиболее полно стенопись сохранилась в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. В остальных частях храма имеются лишь отдельные фрагменты ее. Исследованием фресок Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине, а также фресок церквей Успения на Волотовом поле и Федора Стратилата занимался в 1918 – 1921 годах и сам И.Э.Грабарь (см. его работу "Феофан Грек. Очерк из истории древнерусской живописи". – В кн. И.Грабарь. О древнерусском искусстве. М., "Наука", 1966, стр. 75 -111).