Статья на тему Единственный в своем роде
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
М. Касаткина
Так отозвался в 1938 году о Биологическом музее имени К. А. Тимирязева президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов. Музей открылся в 1922 году при Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. Однако возник он отнюдь не на пустом месте. Основой для его создания послужили «Музей живой природы» и учебные коллекции Московского городского (народного) университета имени А. Л. Шанявского. Осенью 1910 года по инициативе студентов и преподавателей университета возник биологический семинар, через три года оформившийся в «Кружок по изучению фауны и флоры». При нем вскоре появился небольшой «Музей живой природы», организованный доцентом А. Л. Бродским. Позднее (1916) в университете открылись курсы краеведения, музейно-выставочного дела и экскурсионной работы, готовившие инструкторов внешкольного образования. В 1919 году академическое отделение народного университета вливается в состав МГУ, а на базе научно-популярного отделения создается Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, унаследовавший здание и часть коллекций.
Организатором и первым директором Биологического музея стал Борис Михайлович Завадовский - крупный специалист в области физиологии и эндокринологии, впоследствии академик ВАСХНИЛ. Еще в 1913-1915 годах одновременно с учебой на естественном отделении МГУ он прошел двухгодичный практикум в лаборатории экспериментальной биологии при университете имени А. Л. Шанявского, которой руководил один из основателей российской школы молекулярной биологии и генетики Николай Константинович Кольцов. С практикума в этой лаборатории начиналась научная биография таких светил отечественной науки, как С. Н. Скадовский, В. А. Энгельгардт, А. С. Серебровский, Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. Ф. Натали и других. Начиная с 1915 года Борис Михайлович сам стал вести занятия на университетских курсах в качестве ассистента А. Л. Бродского. В 1923-м он три месяца стажировался в лаборатории выдающегося физиолога, первого русского Нобелевского лауреата академика Ивана Петровича Павлова.
Работа по созданию Биологического музея началась осенью 1920 года, когда Б. М. Завадовского пригласили на должность профессора, заведующего кафедрой биологии Коммунистического университета. В 1921-м под музей выделили два зала в университетском здании на Миусской площади. Решение президиума Совета университета о его учреждении было принято 24 апреля, а официальное открытие состоялось 7 мая 1922 года. С самого начала музей получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого Завадовский считал одним из своих учителей.
Принципы деятельности нового музея, сформулированные Б. М. Завадовским и его сотрудниками, были таковы:
- это не «вещевой», а проблемный музей, демонстрирующий обобщающие проблемы всех важнейших направлений биологии и объединенный эволюционной идеей;
- это музей-лекторий, ориентированный в первую очередь на студентов и школьников;
- это музей-лаборатория, где сотрудники проводят экспериментальные научные исследования, а посетители принимают участие в постановке физиологических опытов;
- большинство разделов экспозиции направлено на изучение жизнедеятельности организмов, поэтому лекции и лабораторные работы по возможности должны сопровождаться демонстрацией живых растений и животных.
Вскоре Биологический музей перерос рамки учебного и в 1926 году получил статус самостоятельного государственного учреждения, подчиненного Ученому комитету при ЦИК СССР. В начале 1930-х был подготовлен проект его преобразования в Центральный Биологический и строительства музейного комплекса на Воробьевых горах, так и не осуществленный: музей перевели во временное помещение на Кузнецком мосту (нижний этаж дома N 7), и только в конце 1934-го по ходатайству А. М. Горького он получил комплекс зданий на Малой Грузинской улице (дом N 15). Эти здания в «русском стиле» строились в разное время архитекторами Б. В. Фрейденбергом, А. Э. Эрихсоном и Ф. Н. Кольбе для размещения коллекций известного московского собирателя Петра Ивановича Щукина. В 1905 году П. И. Щукин передал свои коллекции Историческому музею, оставив за собой право быть пожизненным хранителем созданного им «Музея российских древностей». После его смерти собрание расформировали, здания же несколько раз меняли владельцев, пока в них не переехал Биологический музей. Здесь он и размещается до настоящего времени. В 1995 году указом президента комплекс был объявлен памятником архитектуры и градостроительства федерального значения.
***
В довоенный период вместе с Б. М. Завадовским в Биологическом трудились многие известные ботаники, зоологи, физиологи, эволюционисты.
В разработке концепции музея-лаборатории активно участвовал заведовавший отделом ботаники (1925-1931) профессор Николай Петрович Кренке, выдвинувший оригинальную теорию циклического старения и омоложения растений, автор фундаментальных монографий «Хирургия растений», «Химеры растений», «Регенерация растений», «Трансплантация растений». Под его руководством создавалась экспозиция нового типа, включающая живые образцы флоры. Организованная им лаборатория фитоморфогенеза позднее вошла в состав Биологического отделения Академии наук.
Другой ученый, вложивший много сил в создание и развитие музея, - профессор Борис Владимирович Властов, с 1928 по 1938 год - заведующий эволюционным отделом и заместитель директора по научной работе. Он был соучеником философа А. Ф. Лосева, близко знал по работе в Пермском университете многих выдающихся деятелей науки. Впоследствии Б. В. Властов возглавил кафедру дарвинизма в Военно-ветеринарной академии, затем перешел на работу в Московский университет.
Во второй половине 1930-х годов эволюционным отделом музея руководил профессор Александр Александрович Парамонов, позже возглавивший кафедру зоологии и паразитологии Московской ветеринарной академии и кафедру дарвинизма Московского университета, автор вузовских учебников «Основы дарвинизма» и «Курс дарвинизма».
В организации эволюционного отдела и в построении занимавшего значительное место в экспозиции «эволюционного дерева животных» принимал участие Петр Петрович Смолин, работавший в Биомузее в 1921-1922 годах. Спустя много лет он стал главным хранителем Дарвиновского музея и руководителем кружка юных натуралистов при Всероссийском обществе охраны природы, воспитавшим целую плеяду современных биологов.
В разные годы в музее работали профессора Г. Г. Боссе, А. М. Быховский, Г. П. Барабаш, Л. В. Бойцов, доценты В. Г. Колесов, В. А. Обыденнов, Н. А. Блукет, кандидаты биологических наук Н. И. Дубровицкая, Е. И. Бельская, А. С. Серейский, В. М. Катунский, И. А. Тагмазьян, Е. П. Розен, Н. Г. Залкинд, Л. Д. Петкевич, С. Б. Каден и многие другие. Созданию ряда важнейших экспозиций помогали консультациями члены Ученого совета музея, профессора МГУ К. И. Мейер и М. И. Голенкин (ботаника), Б. С. Матвеев и А. Н. Дружинин (зоология), Я. Я. Рогинский (антропология).
В 1938 году в связи с ликвидацией Ученого комитета при ЦИК Б. М. Завадовский обратился в президиум АН СССР с ходатайством о передаче Биомузея в систему Академии. Однако согласия он не получил, и музей оказался сначала в подчинении Наркомпроса, а затем - Министерства культуры.
Наряду с серьезными научными исследованиями в музее большое внимание уделялось пропаганде биологических знаний среди молодежи через проведение учебных экскурсий, выездных лекций, лабораторных занятий по физиологии животных и растений. В 1925-1930 годах сотрудники Биомузея стали инициаторами создания живых уголков природы в скверах и парках Москвы. С 1928 года в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького они начали проводить демонстрации физиологических опытов, а затем - совместно с другими музеями и институтами - организовали летний выставочный павильон, который ежегодно посещали около ста тысяч человек. В 1939-1941 годах аналогичные павильоны появились в Сокольническом и Краснопресненском парках культуры и отдыха. Функционировали многочисленные выставки-передвижки, демонстрировавшиеся в рабочих клубах и на предприятиях Москвы и Московской области. Музейные мастерские изготавливали экспонаты и препараты для школ, институтов, отделов природы краеведческих музеев. Успешно действовали различные юннатские кружки. Например, работа юннатов по изучению роли муравьев в защите леса от вредителей, выполненная под руководством Б. С. Щербакова, создавшего первый инсектарий в Московском зоопарке, демонстрировалась в 1939-1941 годах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и удостоилась диплома I степени.
***
Во время Великой Отечественной войны большая часть персонала музея добровольно ушла на фронт (многие не вернулись), коллекции были эвакуированы, а в зданиях разместились госпиталь и курсы по подготовке фельдшеров, медсестер и санитаров. В работе курсов участвовали сотрудники физиологического отдела, использовавшие экспонаты по анатомии и физиологии человека. С осени 1943 года музейщики возобновили чтение лекций, организовали несколько выставок в городских парках.
Вернуться в свои здания музею удалось только в декабре 1946 года. Сразу же началось развертывание экспозиции. 7 мая 1947 года состоялись торжественное заседание и научная сессия Биомузея, посвященные 25-летию со дня его основания. Для посетителей открылись 11 залов. Наряду с прочим большое внимание в новой экспозиции уделялось достижениям классической генетики.
Августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 года, нанесшая тяжелый удар по отечественной биологии, не могла не сказаться и на деятельности Биологического музея. Поначалу Б. М. Завадовский - так же, как и академик Н. И. Вавилов - поддержал молодого энергичного Т. Д. Лысенко. Однако когда тот принялся насаждать свой «творческий дарвинизм», проявив полное невежество в вопросах теоретической биологии, Завадовский резко выступил против. На августовской сессии он оказался в числе немногих, открыто выразивших несогласие с Лысенко. В результате Бориса Михайловича отстранили от заведования кафедрой экспериментальной биологии и дарвинизма в Московском городском педагогическом институте, сняли с постов председателя Всероссийского общества эндокринологов и директора Биологического музея. Б. М. Завадовский тяжело заболел и в марте 1951 года скончался. Вместе с ним из музея уволили и ряд других сотрудников с весьма категоричными формулировками. Только что построенная основная экспозиция была закрыта, а ее генетический раздел демонтирован и заменен «выставкой достижений» «мичуринской биологии». При этом сильно пострадали интерьеры, созданные еще при П. И. Щукине. Переделанные залы открылись для посетителей лишь в 1954 году. И только в конце 1960-х генетика вновь заняла в музее свое законное место.
***
Несмотря на тяжелое положение, сложившееся в биологической науке, музей не утратил связей с научно-исследовательскими институтами и лабораториями и оставался центром пропаганды биологических знаний. Для этого много сделал заслуженный работник культуры РСФСР Иван Петрович Кряжин, возглавлявший музей с 1949 по 1970 год. Он смог сохранить лучшие традиции, заложенные Завадовским. При нем были построены оранжерея и здание, где сейчас размещается отдел фондов. Благодаря активной собирательской работе сотрудников фондовые коллекции значительно увеличились, пополнившись муляжами различных сортов плодово-ягодных культур (в том числе выведенных И. В. Мичуриным), скульптурными антропологическими реконструкциями М. М. Герасимова, собранием тушек птиц Е. П. Спангенберга, уникальными экспонатами, демонстрирующими результаты операций по пересадке органов, осуществленных В. П. Демиховым и А. Г. Лапчинским. В этом музею содействовали члены Ученого совета - профессора Н. Н. Плавильщиков, С. С. Туров, Б. А. Кузнецов, К. К. Флеров, М. М. Герасимов, академик А. И. Опарин, консультировавшие разработку новых разделов экспозиции.
В середине 1960-х годов музей добился возвращения помещений цокольного этажа экспозиционного корпуса, сразу же оборудованных под выставочные залы, и тем самым получил возможность устраивать по нескольку выставок в год независимо от сезона. Одной из наиболее популярных среди москвичей стала ежегодная выставка-конкурс гуппи и других аквариумных рыб, идею проведения которой выдвинул научный сотрудник М. Н. Ильин - автор широко известной книги по аквариумному рыбоводству. Тогда же начались ежегодные выставки «Удивительное в камне», организуемые секцией минералогии Московского общества испытателей природы. Большой интерес у посетителей вызывал живой уголок, располагавшийся на участке рядом с оранжереей.
Дальнейшее развитие науки требовало, чтобы и музейная экспозиция соответствовала современному уровню. В 1970-1980-х годах большинство залов перестроили. Совместные усилия экспозиционеров, художников, макетчиков, таксидермистов придали залам свой неповторимый облик. Особенно украсили музей диорамы, созданные творческой группой под руководством народного художника РСФСР Е. И. Дешалыта. В дополнение к ним в экспозицию включили большое число биогрупп с животными (таксидермисты Н. К. Назьмов, В. Н. Данилов, Г. И. Бычков, В. А. Хренов, Е. Б. Антонова и другие). При этом музей оставался действующим и продолжал в полном объеме свою экскурсионную и лекционную деятельность. Тогда его возглавляли Э. В. Абакумова (1970-1981), заслуженный работник культуры РФ С. А. Кулешова (1981-1986), В. А. Иванова (1986-1992), заслуженный работник культуры РФ И. В. Поликарпова (1992-1999). С 2000 года по настоящее время директором является заслуженный работник культуры РФ Е. А. Чусова.
***
На протяжении последних двадцати лет коллектив Биологического музея, сохраняя основные принципы, заложенные его основателями (популяризация научных знаний и воспитание нравственного отношения к природе), не переставал искать новые формы работы, став в итоге научно-образовательным и художественно-эстетическим центром «Человек и природа». С конца 1980-х при музее действуют Московское общество любителей камня, клуб любителей комнатных растений «Биофитум», Московский клуб любителей кактусов, Московское общество любителей орхидей, клуб «Вторая жизнь цветов» с курсами по фитодизайну. Возникло постоянное сотрудничество с юношеским геолого-палеонтологическим клубом «Романтик» и Московской городской станцией юных натуралистов, функционирует детский палеонтологический кружок. В последние годы к ним добавились Центральное общество любителей геснериевых, детская изостудия, экологический клуб для подростков.
С 1987-го почти ежегодно проводятся показы произведений художников-анималистов, в 1994-2002 годах в одном из залов была развернута первая в Москве постоянная выставка анималистических работ из музейных фондов - галерея «Райский сад», несколько раз обновлявшаяся. В 1997-м создается «Комната открытий» - первая в России интерактивная экспозиция по биологии, где посетители могут брать в руки различные музейные предметы, пробовать на вкус экзотические фрукты, рассматривать под микроскопом мелкие природные объекты (например, каплю крови лягушки, строение крыла бабочки, муху, застывшую в янтаре) и под руководством научного сотрудника выполнять специальные задания.
В 2000 году получила новое художественное оформление экспозиция «Подводный мир в волшебных шарах», демонстрирующая уникальную отечественную технологию, которая позволяет полностью сохранить форму и прижизненную окраску морских и пресноводных организмов (раньше показывать их в первозданном виде было практически невозможно). В том же году для проведения лабораторных и практических занятий открывается специальная комната, оснащенная самым современным оборудованием. За два года полностью переоборудуется оранжерея, что дало возможность круглый год иметь живую экспозицию с редкими экзотическими растениями. На одном из прилегающих к зданиям участков в 2004-2006 годах создается открытая ландшафтная экспозиция с дикорастущими видами (в том числе занесенными в Красную книгу) московской флоры. На другом участке с небольшим водоемом и альпийскими горками сейчас формируется коллекция лекарственных растений столичного региона.
Сотрудниками музея сформировано несколько передвижных («Сокровища морских глубин», «Грибы» и другие) и интерактивных («Остров открытий», «Руки») выставок, которые экспонировались в различных городах регионах России.
Демонстрировались коллекции музея и за рубежом.
В музее есть программы по углубленному изучению биологии и экологии для старшеклассников, читаются тематические и обзорные лекции для студентов вузов, проводятся консультации для слушателей институтов повышения квалификации врачей и учителей, а также (с 2000 года) кабинетный тур Московской городской олимпиады школьников по биологии. Победители получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения Москвы и право поехать на Всероссийскую биологическую олимпиаду.
С осени 1998 года музей возобновил традицию чтения циклов лекций для московских учителей по наиболее актуальным проблемам современной биологии. В этой программе под названием «От науки до школы через музей» участвуют крупные ученые и ведущие специалисты из различных вузов и научно-исследовательских учреждений РАН.
Не прекращается интенсивная собирательская работа. В музейных фондах хранятся коллекции раковин тропических моллюсков, кораллов, насекомых, муляжей грибов (самая большая коллекция в России), птичьих гнезд и кладок, чучел и биогрупп, скелетов позвоночных животных (есть даже скелет вымершей в XVIII веке Стеллеровой коровы), окаменелостей (включая уникальные по сохранности палеонтологические образцы), а также гербарий, старинные и редкие книги (в том числе с автографами корифеев биологической науки), гравюры, произведения анималистической живописи и скульптуры.
Биологический музей более 20 лет является членом Международного союза музеев (ICOM), в 1998 году стал членом Европейской ассоциации детских музеев «Hand’s on! Europe». В 2002 году (к 80-летнему юбилею) было завершено строительство нового зала «Развитие органического мира Земли». Его основную часть составляют красочные палеоэкологические макеты, наглядно показывающие изменение природных ландшафтов, эволюцию растений и животных за последние 650 миллионов лет.
Впрочем, в журнальном очерке всего не расскажешь. В этом году Биологический музей отмечает свое 85-летие, пройдя долгий и непростой путь, но всегда, по слову президента Академии наук СССР В. Л. Комарова, оставаясь «выдающимся научно-просветительским учреждением, дающим полное представление о жизни» (1938).