Статья

Статья на тему Варлаам Печерский

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Карпов А. Ю.

Варлаам (ум. ок. 1067?), первый игумен киевского Печерского монастыря (ранее 1062), а затем киевского Дмитриевского монастырей.

Биографические сведения о Варлааме содержатся, главным образом, в летописном Сказании "что ради прозвася Печерский монастырь" и Житии преп. Феодосия Печерского, написанном диаконом Нестором. Согласно последнему источнику, Варлаам (его мирское имя неизвестно) был сыном боярина Иоанна, приближенного к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054—1078, с перерывами в 1068—1069 и 1073—1077). (Позднейшие печерские источники, а вслед за ними и некоторые исследователи, отождествляют этого Иоанна с известным киевским боярином и тысяцким "старцем добрым" Янем Вышатичем († 24 июня 1106 г. в возрасте 90 лет) и называют имя матери Варлаама — Мария "Яневая", бывшая духовной дочерью преп. Феодосия († 16 августа 1091). Однако это отождествление кажется сомнительным.) В княжение Изяслава Ярославича, т. е. после 1054 г., Варлаам пришел в пещеру преп. Антония и упросил старца постричь его в монахи. К тому времени Варлаам был уже женат и, по-видимому, занимал высокое общественное положение. "Одевъся въ одежю светьлу и славьну, — рассказывает Нестор, — и тако въседъ на конь поеха къ старцю, и отроци беша окрестъ его едуще и другыя коня въ утвари ведуще пред ним, и тако въ славе велице приеха къ печере отець тех". По повелению Антония обряд пострижения совершил иеромонах Никон (будущий печерский игумен), который и нарек боярского сына именем Варлаам.

Пострижение Варлаама, а также княжеского "каженика" скопца Ефрема вызвало гнев князя Изяслава Ярославича, угрожавшего "раскопать" пещеру и заточить Никона как главного виновника произошедшего. Дело дошло до того, что "Антоний… и иже с ним, въземше одежда своа, отъидоша от места своего, хотяще отъити въ ину область", и лишь вмешательство супруги Изяслава, польки Гертруды, сумевшей уговорить князя, привело к примирению и возвращению иноков. Тем не менее боярин Иоанн, собрав своих слуг, ворвался в пещеры, силой захватил сына и увел его в свой дом. Однако ни гнев отца, ни уговоры и ласки супруги не смогли изменить волю новопостриженного монаха, и на четвертый день отец вынужден был согласиться с его решением и отпустить сына в монастырь.

Вскоре после этого Антоний, отказавшийся стать игуменом основанной им обители, "затворися въ единой келии пещеры", а затем ископал себе новую, отдаленную пещеру. Игуменом же Антоний поставил Варлаама. Ни летопись, ни Житие Феодосия не называют точной даты поставления Варлаама на игуменство; во всяком случае это произошло ранее 1062 г. (Иногда, принимая во внимание гипотетический восьмилетний срок затворничества Антония — как известно, покинувшего пещеры в 1069 г. — говорят о 1060 или 1061 гг., но эти расчеты едва ли основательны. Другие встречающиеся в литературе даты — 1055, 1057 или 1058 гг. — также не могут быть признаны обоснованными. Позднейшие списки печерских игуменов датируют начало игуменства Варлаама 1032 г.; но эта дата, ориентированная на "раннюю" версию основания Киево-Печерского монастыря, вопиющим образом противоречит известным нам фактам биографии Варлаама и потому должна быть признана недостоверной.)

С именем Варлаама связано начало фактической истории Киево-Печерского монастыря и, в частности, "выход" монастыря из пещер "на поверхность". Из-за увеличения числа черноризцев Варлаам с братией решили поставить церковь вне пещеры; по их просьбе Антоний послал к князю Изяславу Ярославичу и упросил того дать им "гору ту, яже есть надъ печерою". Братия поставили небольшую деревянную церковь во имя Пресв. Богородицы, келии и ограду, "и оттоле, — по словам летописца, — почаша Печерскыи манастырь". Чуть ниже летописец, автор Сказания "что ради прозвася Печерский монастырь", еще раз отмечает: "Манастыреви же свершену игуменьство держащю Варламови".

По прошествии некоторого времени князь Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий) основал в Киеве новый — Дмитриевский — монастырь и поставил в игумены Варлаама, выведя его из Печерского монастыря (ок. 1062). Однако и будучи игуменом Дмитриевского монастыря, Варлаам сохранял привязанность к Печерской обители, о чем свидетельствуют обстоятельства его последних дней.

Незадолго до кончины игумен Варлаам отправился в паломничество по Святым местам (поздние редакции Патерика сообщают о двух его путешествиях в Святую землю). Побывав в Иерусалиме, он на обратном пути посетил Константинополь, где закупил "еже на пользу манастырю своему, и тако поиде на конихъ въ страну свою". Уже в русских пределах, на Волыни, Варлаам впал в недуг и преставился близ города Владимира-Волынского, в Святогорском монастыре. Перед смертью Варлаам завещал своим спутникам похоронить его тело в "Феодосиевском" (т. е. Киево-Печерском) монастыре, "и вся сущая, яже бе искупилъ въ Костянтини граде — иконы и ино, еже на потребу", также передать в Печерский монастырь. По крайней мере, так излагает предсмертную волю Варлаама диакон Нестор. Судя по относительной хронологии Жития преп. Феодосия, кончина Варлаама случилась ок. 1067 г. — незадолго до того, как в Киеве стало известно о гибели в Тьмуторокани князя Ростислава Владимировича († 3 февраля 1067).

Варлаам был погребен в подземной печерской церкви, "на деснеи стране" (в т. н. Ближней, или Антониевой пещере). Его церковная память празднуется 19 ноября, а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

В 1987—1988 гг. останки игумена Варлаама были подвергнуты морфологическому, антропологическому и рентгенологическому исследованию. Одним из результатов этого исследования стала пластическая реконструкция внешнего облика первого печерского игумена, выполненная московским антропологом С. А. Никитиным. Судя по реконструкции, Варлаам умер в возрасте 60—70 лет (т. е. родился в конце X — начале XI в.); его рост определяется примерно в 162—164 см. Обращает на себя внимание смоделированный при реконструкции шрам на лбу — след от удара рубящим предметом, который, вероятно, свидетельствует о военном опыте, приобретенном Варлаамом до его пострижения в иночество.

Список литературы

Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 157—159; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 368—379, 386—389 (Житие преп. Феодосия; подг. текста и перев. О. В. Творогова); Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 148—149, 210.

Православная энциклопедия. Т. 6. С. 576—578.


1. Реферат Особенности и проблемы развития хозяйства Поволжья
2. Реферат на тему Поэма Н А Некрасова Кому на Руси жить хорошо в ракурсе христианской проблематики
3. Реферат Тенденції розвитку страхування життя в Україні
4. Реферат Управление работой флота судоходной компании на международных перевозках
5. Реферат на тему Aquinas
6. Реферат Реформы Петра 1 16
7. Реферат Основні шляхи захисту водних ресурсів
8. Реферат на тему Lord Of The Flies By William GoldingA
9. Реферат Библейский идеал человека
10. Реферат на тему Renaissance Poetry Essay Research Paper Renaissance ideas