Статья

Статья на тему Карл Маркс и русский народ Историко-политологическая характеристика

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.2.2025


Сасов В. А.

Сегодня интерес к работам Карла Маркса и Фридриха Энгельса заметно возрос в связи с мировым экономическим кризисом. «Капитал» Маркса становится в ряде стран одной из самых продаваемых книг (1).

Относительно взглядов Маркса на русский и другие славянские народы в литературе политологического и философского характеров имеется ряд мало чем обоснованных точек зрения, заключающихся в следующем:

— Маркс положительно отзывался о русском революционном движении;

— Маркс видел и всячески способствовал возможности свершения социалистической революции в России;

— Маркс сочувствовал судьбе русского крестьянства, о чем говорит его

неподдельный интерес к реформе в России 1861 года.

— Как аргумент в пользу симпатии к русскому народу и России некоторыми авторами приводится факт изучения русского языка Карлом Марксом.

Поэтому теоретическая актуальность данной работы состоит в том, чтобы потеснить господство данных положений в политологии и представить новый взгляд на проблему, базирующий на работах Карла Маркса.

Нами будут рассмотрены следующие источники: ряд статей К. Маркса, написанных им для американской газеты «New York Daily Tribune» в период с марта 1853 года по апрель 1856 года (2) и впоследствии изданные под заголовком «Восточный вопрос» (3); и статьи, опубликованные им в лондонской «The Free Press» за период с августа 1856 по апрель 1857 года под общим названием «Разоблачения по истории тайной дипломатии XVIII века» (4).

В данных работах Карл Маркс выражает о России сво мнение как о государстве варваров, имеющем постоянную и неизменную политику вне зависимости от исторического периода, с постоянным желанием одурачить соседей и Европу. Россия обрисовывается как закономерный «одураченный враг» европейских стран. Более того, как пишет Маркс, раса, которая населяет Россию, — это раса варваров. И против этих «варваров», заключает классик социалистической мысли, надо выступить военным походом для продвижения европейских интересов далее на Восток.

Также недвусмысленно выражено желание Карла Маркса представить русских как народ не славянский, а пришлый, который по большей части является потомком или татар, или монголов; народ, который не в состоянии будет когда-либо измениться в силу господства принципа почвы (5) над сознанием. По нашему предположению такие выводы делались не из научных воззрений Маркса, а из того, что последний ставил своей целью умалить значение русского народа, обезличить его, приписать истории и политике России несвойственные им черты.

В суждениях большинства авторов наблюдается много ошибок по поводу «всемирного» характера теории Маркса. Дело в том, что действительно, действие определнных законов Маркс распространял на все страны, но законы эти были разными. Например, законы производства и смены формаций относятся Марксом только к капиталистической Западной Европе, так как именно на е примере учный и проводил исследование. Он неоднократно в письменной форме выражал сво возмущение непониманием и неверной трактовкой идей в отношении всемирного характера его учения. В письме в редакцию «Отечественных записок» (6) Карл Маркс говорит, что было бы глупо воспринимать его теорию как всемирную. Прямо заявляет, что раскрытые им законы действительны только для западной капиталистической Европы.

У России может быть свой путь, тем более, что в России сохранилась сельская община, которая может быть опорной точкой в формировании нового общества, новой формации, при этом необязательно именно коммунистической. Здесь мы видим здравое рассуждение учного, использующего системный подход в исследовании. Действительно, если условия изменились, то последствия тоже могут меняться. Маркс также приводит пример того, как аналогичные процессы происходили в разное время в разных государствах, что не дает право любому добросовестному учному делать выводы об идентичности причин, которые породили эти самые процессы.

Всемирность проявлялась в другом: в том, что Западная Европа должна пройти через ряд социалистических революций, чтобы после объединения быть окрепшей для военного похода на Восток, для его «цивилизации» ради всей европейской культуры. Приведем эту цитату: «Константинополь — это золотой мост между Востоком и Западом, и западная культура не может, подобно солнцу, обойти весь мир, не перешагнув через этот мост; а это невозможно осуществить, не вступив пререкания с Россией» (7).

Подводя итог, можно сказать следующее:

— в приведенных сериях статей видно, что К. Маркс позволяет себе высказывания и суждения русофобского характера;

— Маркс активно пытался внедрить и популяризировать представление о русском народе как народе неславянском, ведущем свои корни (в т. ч. и культурные) или от татар, или от монгол;

— на основе данных работ, названия которых мы представили в начале статьи, Маркс предстает перед нами как европоцентрист, как европофил. Также Карл Маркс сам отрицал всемирный характер своей теории и видел в России «свой путь» развития.

В заключении надо отметить, что данная тематика взаимоотношений К. Маркса, Ф. Энгельса, России и русского народа практически неразвита как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Разрешение данной проблемы предоставляет многочисленные возможности для новых открытий в истории социально-политических учений.

Список литературы

1. См., например: «Капитал» Маркса вновь стал популярен во время финансового кризиса [Электронный ресурс] // Российское информационное агентство РИА «Новости: [сайт].

URL: http://rian.ru/crisis_news/20090414/168083463.html (дата обращения: 06.07.2009).

2. То есть во время Крымской войны 1853–1856 гг.

3. См.: Вопросы истории. 1989. Ж 1.

4. См.: Маркс против России (анализ неизвестных статей). Мюнхен: Издательство Центрального Объединения Политических Эмигрантов из СССР (ЦОПЕ), 1961. 58 с.

5. Не путать c почвенничеством — учением в России XIX века.

6. Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Т. 19. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 116–121.

7. Маркс против России (анализ неизвестных статей). Мюнхен: Издательство Центрального Объединения Политических Эмигрантов из СССР (ЦОПЕ), 1961. С. 17–18.

1. Горский Г. П. Ошибки гения самые опасные. Развитие теории Маркса и е изъяны. М.: Наука, 1995. 176 с.

2. Жукоцкий В. Д. Маркс и Россия в религиозном измерении. Опыт историко-философской реконструкции смысла. Нижневартовск: Приобье, 2000. 352 с.

3. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия. Итоги и задачи разработки проблемы. Стенограмма заседания ученого совета ИМЛ при ЦК КПСС, 22 марта 1988 г. / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: ИМЛ, 1988. 94 с.

4. Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. 480 c.

5. Конюшая Р. П. Карл Маркс и революционная Россия. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1985. Е 344 с.

6. Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Т. 19. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 116–121.

7. Письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от 10 декабря 1864 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Т. 31. М.: Государственное издательство политической литературы, 1963. С. 32.

8. Маркс против России (анализ неизвестных статей). Мюнхен: Издательство Центрального Объединения Политических Эмигрантов из СССР (ЦОПЕ), 1961. 58 с.

9. Николаев И. В. Главная ошибка Карла Маркса. СПб.: Возрожденная Россия», 2003. 16 с.

10. Кара-Мурза С. Г. Основания марксизма: этничность в тени классовой теории [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Интернет против Телеэкрана»: [сайт]. URL: http://www.contrtv.ru/common/1357/ (дата обращения: 06.07.2009).

11. Маркс К. Разоблачения истории тайной дипломатии тайной дипломатии XVIII века // Вопросы истории. 1989. Ж 1–4.

12. «Капитал» Маркса вновь стал популярен во время финансового кризиса // Российское информационное агентство РИА «Новости»: [сайт].URL: http://rian.ru/crisis_news/20090414/168083463.html (дата обращения: 06.07.2009).

13. Рязанов Д. Б. Англо-русские отношения в оценке К. Маркса // Очерки по истории марксизма. М.: Московский рабочий, 1923. 570 с.

14. Рязанов Н. Б. Две правды. Народничество и марксизм. Очерк из истории русской интеллигенции // Отказываемся ли мы от наследства. Женева: Изд-во группы «Борьба», 1902. С. 75–116.

15. Чернов В. М. Марксизм и славянство. К вопросу о внешней политике социализма // Русские Записки. 1916. Ж 11–12.

16. Munck R. The Difficult Dialogue. Marxism and Nationalism. London: Zed Books, 1986. 184 p.

17. Bernstein E. La socialdemocracia y los disturbios turcos. Цит. по: A. Cheroni. La ciencia enmascarada. Montevideo: Universidad de la República, 1994. P. 89–90.


1. Реферат Конституйційно-правові засади діяльності правоохоронних та контролюючих органів України у протид
2. Реферат Queen
3. Сочинение на тему Лірнік зямлі беларускай творчасць Уладзіслава Сыракомлі.
4. Реферат Расчет сложной электрической цепи постоянного тока
5. Реферат Курс лекций по Маркетинговому менеджменту
6. Реферат Учение Платона о государстве и законах
7. Реферат Положение женщины в традиционном Китае
8. Биография на тему Стибиц Stibitz Джордж
9. Курсовая Анализ и совершенствование организационной структуры и структуры управления в СПК Поиск
10. Реферат на тему Discrimination Of The Obese Essay Research Paper