Статья

Статья на тему Теоретические основы подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.2.2025


Игум. Георгий (Шестун)

В дореволюционных православных духовных семинариях педагогическая подготовка студентов была обусловлена тем, что выпускники семинарии получали, кроме основной подготовки к пастырской деятельности, и специальность законоучителя, что давало им право педагогической деятельности в учебных заведениях, принадлежащим различным ведомствам. Это и определяло содержание всей педагогической подготовки. Основным предметом можно было назвать "Методику Закона Божия", в рамках которого рассматривались многие вопросы педагогики, в том числе: история педагогики, проблемы дидактики и воспитания, конкретные методические разработки. Об этом свидетельствуют учебные пособия того времени, например, протоиерея М.И. Соколова и протоиерея А.А. Дернова. Пособие А.А. Дернова называлось "Методика Закона Божия. (Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании)".

В настоящее время подобная задача перед духовными семинариями не ставится ввиду отсутствия самого предмета Закона Божия в программах учебных заведений России.

Введение педагогических дисциплин в учебный план православных духовных семинарий в настоящее время вызвано, на наш взгляд, следующими причинами:

– необходимостью просветительской деятельности священника в педагогической и родительской среде;

– потребностью в организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности на приходах;

– участием священников в образовательном процессе государственных учебных заведений как в рамках образовательных программ, так и в сфере дополнительного образования;

– получением студентами духовных семинарий педагогического образования как второго государственного образования;

– потребностью в организации и проведении совместно с медицинскими работниками и психологами реабилитационной и коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом и т.п. Названные причины определяют цели педагогической подготовки студентов в духовных семинариях.

Для получения студентами семинарий педагогической специальности, следует вводить не один предмет, а цикл педагогических дисциплин, переходить на кафедральный принцип организации учебного процесса, согласовывать учебные планы семинарии с планами педагогических вузов и т.д. Для многих семинарий эта проблема пока трудноразрешима.

Проблемы коррекционной работы с детьми и взрослыми следует рассматривать в курсе психологии.

Наиболее актуальной в наше время является просветительская деятельность, она и должна определять основное содержание педагогической подготовки, содержание предмета "Православная педагогика". Следует также дать возможность студентам семинарии получать практические навыки воспитательной работы с детьми и умение организовать учебный процесс в воскресной школе, самим участвовать в преподавательской деятельности как в воскресной школе, так и в государственных и в православных учебных заведениях.

Такой подход требует особого изучения тех вопросов педагогики, которые недостаточно или вообще не освещаются в курсах педагогики, читаемых в педагогических вузах. Это касается истории христианской педагогики, богословского осмысления природы человека, понятия личности, духовных основ семьи, практической постановки дела воспитания и образования на названных основах. Требуют изучения те вопросы, которые по сути своей и составляют предмет "Православной педагогики". Очевидно, что нет необходимости вносить в учебные программы и учебные пособия по "Православной педагогике" темы, достаточно хорошо теоретически разработанные в светской педагогике. Это относится к истории педагогики, дидактике, методам и формам воспитательной работы. Вместо общей истории педагогики целесообразно дать анализ основных течений педагогической мысли с православной точки зрения. А дидактику и воспитательную деятельность следует осваивать в процессе педагогической практики, предваряемой прочтением небольших, практически-ориентированных курсов.

На основе вышесказанного можно предложить следующую структуру курса "Православная педагогика":

"Введение". Во введении следует рассмотреть правовые основы образования, необходимость религиозного обоснования педагогики на государственном, научном и личностном уровнях. Выделить особенности православной педагогики, предмет православной педагогики и дать определение ее основным понятиям, таким как "воспитание", "образование", "обучение".

"Педагогика в Священном Писании и Предании". Рассматриваются Ветхозаветное и Новозаветное учение о воспитании, вопросы христианской педагогики, отраженные в творениях святых отцов, начиная с мужей апостольских. (Следует рекомендовать к самостоятельному изучению многие вопросы данного раздела, так как творения святых отцов Церкви изучают в курсе "Патрология" и бывает достаточно проведения семинарских занятий по этому вопросу. Изучение аскетической литературы целесообразнее рассматривать в курсе психологии).

"Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви". В данном разделе предлагаем изучить педагогические взгляды святителя Филарета Московского, святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Фаддея (Успенского). (По желанию преподавателей следует включить в данный раздел труды других отцов и учителей Русской Церкви).

"Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы. Возрождение русской педагогики в трудах деятелей народной школы". Следует обратить внимание на различие взглядов П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского и А.С. Хомякова на характер просвещения России и Европы. Для более глубокого изучения причин различий во взглядах возможен исторический экскурс в богословские споры между эллинским язычеством и византийским Православием. Изучая деятелей народной школы, следует особое внимание уделить трудам Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева.

"Общий исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения". В основу изучения данного раздела следует положить анализ В.В. Зеньковского основных педагогических течений из его книги "Педагогика". Целесообразно рассмотреть и педагогический аспект разрушительного влияния на личность человека оккультных учений и тоталитарных сект.

"Основные проблемы воспитания: воспитание и свобода, воспитание и развитие". Основное внимание следует обратить на отсутствие противоречий в православной педагогики между воспитанием и свободой, если свобода рассматривается как условие и результат нравственного самоопределения человека. Для более глубокого рассмотрения влияния на развитие ребенка следует изучить особенности детского возраста и условия его рождения для духовной жизни. В этом разделе целесообразно рассмотреть антропологические проблемы педагогики.

"Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни". При рассмотрении данного раздела следует провести сравнительный анализ психологического и святоотеческого взглядов на развитие и духовное становление ребенка в разные периоды его жизни и кризисные возрасты.

"Православная семья". Основными вопросами данного раздела являются: духовные основы семьи, иерархическое устроение семьи, основы христианского воспитания детей в семье.

"Православное и светское образование". Рассматривая понятие "светское", следует выделить главную особенность светского образования и на примере истории Церкви проследить отношение отцов-проповедников к внешней учености. Анализируя опыт современного православного образования, особое внимание необходимо уделить проблемам образования. (Изучению данного раздела способствует экскурс в историю становления школы в России и Западном мире).

Конкретные вопросы дидактики рассматриваются в процессе подготовки к активной педагогической практике и в процессе самой практики. Для работы со студентами следует пригласить опытных педагогов-практиков.

"Учитель и особенности его призвания". Призвание учителя рассматривается как православное служение, как духовный дар и как личный подвиг. Обращаем внимание на личность учителя и его нравственные качества.

"Принципы православной педагогики". Подводя итоги всему, что было рассмотрено в предыдущих разделах, формулируем основные положения, принципы православной педагогики:

– православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие;

– наше единство в Церкви и через Церковь как начало благодатной соборности;

– построение жизни по требованиям христианского совершенства;

– освоение наследия родного края.


1. Реферат Теракт в Оклахома-Сити
2. Реферат на тему Инфракрасное излучение и изменение климата
3. Реферат Вечные ценности морали и религии на примере христианства
4. Реферат Баланс
5. Реферат Дифференциальная диагностика нефротического синдрома при системных редких заболеваниях
6. Курсовая Проблемы отбора и найма персонала
7. Реферат на тему Red Badge Of Courage Essay Research Paper
8. Реферат на тему The Life Of Albert Einstein Essay Research
9. Реферат на тему Boot Camps At A Glance Essay Research
10. Реферат на тему Анализ основных технико экономических показателей деятельности ООО ВЕГА ЕВРО 2