Статья

Статья на тему Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024


Р.М. Абакарова

Кавказ отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.

После распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов. Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Исследование религии и традиций кавказских народов позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются внутри этнические и межэтнические отношения.

В общественном сознании у большинства народов Кавказа наблюдается неразрывное единство религии и традиций, то есть такой феномен как «двоеверие» (Двоеверие обосновано двумя причинами: во-первых: каноны ислама изложены на арабском языке, знание которого владеет абсолютное меньшинство, большинство же населения обращается к Аллаху на своём, большей частью фольклорном, языке; во-вторых: интерпретаторы религиозных принципов, рассказывают их с субъективной точки зрения, что обуславливает соответствующее восприятие и исполнение их), который характерен и для других этнокультур. В силу географических и исторических особенностей, канонические (истинные) ценности ислама и христианства распространялись только среди тех, кто мог читать и понимать смысл священных книг. Те же, кто знакомились с канонами религий опосредованно через священнослужителей, воспринимали и исполняли языческие ритуалы как часть религиозных канонов, что и есть, по сути, двоеверие. В домонотеистичесий период среди Кавказских народов отношения субъектов внутри этноса и между субъектами различных этносов регулировались нравственно-регулятивным институтом «Адат». Адат — это существующий на Кавказе естественно выработанный закон, регулирующий поведение по принципу «так всегда было» и поддерживаемый и контролируемый общественным мнением. Адат может быть представлен как институт обычного права. Адат рассматривается как область должного, реализующий себя в сущем как нравственный регулятор поведения субъектов этноса.

Адат трансформируется в шариат именно как нравственный регулятор взаимоотношений. Тем более что люди привыкшие веками жить по законам адата, не способны реализовать в привычной жизни абстрактные нормы религиозной морали. Насаждаемая из вне мусульманская мораль, не успев утвердиться, из-за короткого исторического времени, с завоеванием Россией Кавказа, потеряла свою жизнеспособность. Существует множество исторических примеров, когда, после пленения Шамиля, совет старейшин восстанавливал свои функции по рассмотрению дел по адату; в силу много вековой привычки.

Шариат как моральный, религиозный институт, перенял многие нравственные принципы из норм адата, но не включил их в область долженствования, то есть в заповеди. Моральные заповеди ислама, сформировавшиеся в определённом географическом и историческом пространстве, не достаточно функциональны в ином пространственно-временном пространстве. Так неодинаковы условия для исполнения, например хаджа — одного из пяти обязательных столпов, для мусульман Саудовской Аравии и мусульман Кавказа, что способствует возникновению «святых мест», где покоятся святые люди, что граничит с языческим обрядом идолопоклонства, при том, что в исламе, как и в христианстве, Бог един. Таким образом: моральные ценности ислама или христианства проходя путь от повествования до восприятия и исполнения большинством видоизменяются до состояния двоеверия.


1. Реферат на тему The Dawn Of A New Age PCP
2. Реферат на тему Simmons And Vaisman Essay Research Paper Novelty
3. Реферат Внешняя политика Ирана и России в Закавказье
4. Шпаргалка Шпаргалка по Социологии 5
5. Реферат Багатопроменева інтерференція
6. Реферат на тему Socrates Life And Death Essay Research Paper
7. Реферат на тему Buried Child Essay Research Paper It
8. Лабораторная работа Автоматизированный априорный анализ статистической совокупности в среде MS Excel 2
9. Лекция на тему Концепции современного естествознания 2 4
10. Реферат Развитие фондовых рынков на Ближнем Востоке