Статья

Статья на тему Кукиш

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024


Е. Е. Левкиевская

Кукиш, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно правилам этикета, К. является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того, кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике К., наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. К. входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж. славян, за исключением словенцев, К. почти не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными К., являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое К. охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.

К. — жест, отвращающий сглаз и порчу, а также нечистую силу. Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.-слав.). В Полесье, чтобы предотвратить порчу ткущегося полотна, хозяйка сквозь кросна показывала К. вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты, она показывала К. ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша через ниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку и показать К. Демонстрация К. в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вслед обладателю «злого» глаза бросали уголь, соль, кусок кирпича от печки и т. п.

В полесской традиции показывание К. было средством отгона вихря — при его приближении складывали К. правой рукой; впрочем, в некоторых случаях существовал запрет показывать К. вихрю, чтобы не разозлить его еще больше. При встрече с волком, чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему К. (ПА, брест.); К. показывали и для того, чтобы отогнать собаку (ПА, гомел.). Для ограждения себя от возможного зла при встрече на дороге с незнакомыми людьми предписывался более сложный прием (на Рус. Севере его называли сеечкой) — следовало, повернувшись задом к встречным людям, наклониться и показать им К. между ног (с.-рус.). Согласно полесской быличке, К. отгоняет даже смерть — женщина не могла умереть, потому что показывала К. пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки, сразу умерла.

У вост. и зап. славян К. — способ опознания ведьмы и колдуна, а также их обезвреживания. К. или два К. показывали ведьме, чтобы она не смогла испортить человека (полес.) или сглазить девушку (с.-пол.), два К. показывали колдуну, чтобы он не наслал на человека икоту (рус. архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном предписывалось показывать К. тайно — в рукаве или в кармане (бел.). Считалось, что колдун или ведьма не могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах два К., и обязательно чем-нибудь выдадут себя, например, начав ругать или задирать этого человека (укр.). В другом случае, чтобы опознать ведьму, следовало накануне воскресенья  пойти к дому предполагаемой ведьмы, стать спиной к глухой стене, повернуть назад голову, плюнуть, подуть и показать К. в сторону стены. На следующее утро ведьма придет к этому человеку и спросит его, зачем он показывал ей К. (укр.).

Часто демонстрация К. источнику опасности сопровождалась приговором типа: «На тобё, штоб до пары, да иди» (ПА, ровен.); «Ражон табе у горла, дзяркач у зубы, соль у вочы» (ПДМ:141). В Полесье, показывая К. вихрю, говорили: «Ось тобй дуля, куда дуля, туда и ты» (ПА, Житомир.), или: «Вихор, вихор, на табё дуля» (ПА, гомел.). Приговор с упоминанием К. мог заменять соответствующий жест в охранительных целях. Например, чтобы предотвратить т. н. «зное» (болезнь ребенка, возникающую при встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу, мать говорила: «А зное Бог понёс, а матерам дуля под нос» (ПА, гомел.).

Имеется одно полесское свидетельство о том, что К. мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза (ПА, бреет.).

В медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили, поднося к глазу К. (в.-слав.) и произнося: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, / Купи себе топорок, / Руби себя поперек». После чего на глаз плевали (рус., СМ2:271). Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести К. к глазу больного должен был посторонний. К. упоминается в некоторых фольклорных текстах. Например, в полес. веснянках говорится, что весна принесла «Девкам цибули, а хлопцам по дули» (ПА).

Список литературы

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990; РСев 1992:119; ЖТК:288,461; Зеч.МБ: 148; Чаjк.СД 5:223; Möd.LMS:411.


1. Реферат на тему Guns Essay Research Paper Gun Control is
2. Реферат на тему Ku Klux Klan Essay Research Paper The
3. Контрольная работа Религиозная философия 20 века
4. Реферат Світове господарство та міжнародні економічні відносини
5. Реферат Ассортимент и параметры качества льняных тканей
6. Реферат на тему Formation Of Government Essay Research Paper The
7. Реферат Виды налоговых проверок
8. Реферат на тему Marijuana Essay Research Paper Currently illicit drugs
9. Реферат на тему Aquainted With The Night Essay Research Paper
10. Реферат Камбасерес, Жан Жак Режи де