Статья

Статья на тему Духовность не знает возраста

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024


Аркадьева А. В.

Уже несколько лет продолжаются споры о том, быть ли религиоведческому компоненту в школьном образовании , и если да, то на каких – урочных или факультативных - правах, в каком объеме и, самое главное, отдать ли изучению православия преимущество в многоконфессиональной России ? А между тем подрастает еще одно постперестроечное поколение, не успевшее, как и их родители и учителя, в школьные годы познакомиться с подлинной историей предков, познать истинную духовность отечественной литературы и прикоснуться к величию духа, выраженного в слове, красках и музыке - тем, что могло бы дать полноценное религиоведческое просвещение. Все составляющие данной проблемы встают перед учителями, решившимися в нынешних условиях преподавать основы религии. Предлагаю неравнодушному читателю свою позицию - учительницы-практика, с 1991 г. преподающей основы православной культуры (ОПК) в начальных и старших классах общеобразовательной школы, создавшей авторскую программу («Основы православия для детей» Дмитров, ИД «Север Подмосковья», 2003г) и в настоящее время работающей над учебным пособием для начальных классов и блоком интегрированных гуманитарных предметов для историко-православного класса.

Нужен ли религиоведческий предмет в массовой школе?

Безусловно, ибо общество, слава Богу, освободилось от тотального принудительного атеизма, определяемого советской государственной политикой, и интерес к вере, религиозной философии в разных социальных слоях велик. Это огромный положительный противовес в сегодняшней ситуации падения уровня нравственных и культурных ценностей, роста нарокомании и преступности . Конечно, интерес к духовному наследию предков не есть проявление веры, но показательный вектор позитивного движения определенной части общества. Массовая школа как интститут общественного обучения и воспитания, может и должна создавать благоприятные условия для поддержания интереса и тем самым выполнять социальный заказ. Иными словами – духовное просвещение – прямая обязанность современной школы.

Оппонентам, утверждающим, что для интересующихся достаточно воскресных школ при храмах, отвечу:специфика воскресных школ очевидна, они удовлетворяют потребность воцерковленных детей , глубоко верующих семей. Процент их ныне не велик, как не велико и количество таких школ. Воскресная школа не может быть массовым явлением – значит, большинство останется лишенным возможности услышатьСлово Божие, которое могло бы привести в Церковь…

Современные реалии в нашей стране таковы, что путь к Богу после века атеизма идет не естественным образом - сызмальства, от семьи, а через знания, которые школа может дать лучше семьи.

Место религиоведения в современной общеобразовательной школе и юридическая основа его преподавания

Согласно Конституции, школа в государстве, где Церковь отделена от него, Закону Божию учить не может. И вряд ли в ближайшем обозримом в законодательстве на этот счет произойдут кардинальные перемены. Вернуться к модели Российской гимназии образца 19 века, где богословский предмет стоял на первой строке учебного плана, в 21 веке так же невозможно, как дважды войти в одну и ту же реку… На мой взгляд это правильно. Наше светское образование, которое основные предметы школьного курса трактует по советскому материалистическому образцу (с малыми корректировками), и детям до сих пор вопросы антропогенеза преподают лишь с свете теории Ч. Дарвина, а существование Туринской плащаницы и чудо Святого Огня на Гробе Господнем не комментируются на уроках физики, не может сочетаться с богословием. Должны проити десятилетия, чтобы российская школа изжила косные последствия образовательного соцреализма. А пока в массовой школе, на мой взгляд, оптимален и не противозаконен вариант светского преподавания знаний о религии. В моем понимании это – 1) преобладание образовательной просветительной составляющей, 2). изучение духовного наследия в литературе, истории и философии, 3) знакомство в рамках краеведческого компонента с местными святынями, 4) изучение истории религии и соответствующей темы в искусствоведении. Все компоненты складываются в курс Основ религиозной культуры, изучение которого продлится ряд школьных лет.

Кто может и имеет право преподавать религиоведение в школе?

Кадровый вопрос - всегда главный в практике любого дела. Лозунг «кадры решают все» никогда не потеряет актуальности.

О том, что священник мог бы, но не имеет права преподавать в массовой школе , читателю уже понятно. Священник лишь может быть приглашен для беседы (лучше- ряда тематических бесед). Но религиоведение - предмет сложный, разноплановый курс. И его должен вести специалист - учитель – дипломированный, подготовленный и положительно решивший для себя вопрос о вере.. Среди верующих учителей воцерковленных немного, среди воцерковленных – немного учителей. Иными словами – может ли преподавать религиоведение подготовленный верующий , но невоцерковленный учитель? Дерзну ответить, как думаю : в воскресной школе – нет, в массовой светской школе – да. Ибо учитель массовой школы в первую очередь дает знания и воспитывает уважительное, почтительное отношение к религиозной культуре, но не учит молитве, не ведет в храм, не проповедует. Учитель готовит почву для того, кто приведет в храм ,кто встретит в храме, направляет мысль ученика на дорогу к храму, может быть, первым рассказывает ребенку о Боге, Библии,Церкви. Важно, чтобы учитель не был равнодушным, т.н. скрытым атеистом. А если общество будет ждать, когда в классы придут кадры - и знающие, и воцерковленные,- преподавание светского курса религии может и в отдаленной перспективе не состояться.

С какого возраста начинать преподавание религиоведения?

В социальном контексте религия – духовное мировоззрение личности. Те, кто предлагает начать преподавание со средних или старших классов – грешат против законов личностного развития. Духовность не знает возраста. «Она трилетствовала возрастом, но многолетствовала духом»,- написано о Богородице. Дать знания допустимо в любом возрасте, но они по-разному воздействуют на душу . На мой взгляд, оптимально начинать религиоведческое образование с 1 класса, с момента начала школьной социализации. Если не с молоком матери, то с первой буквой родной русской речи, естественно, год за годом , через чувство, воидет знание в жизнь ребенка. А вот в 15 лет- путь уже скорее через разум, а разум у большинства к этому сроку «безверием остужен» , и учитель выполняет не свою естественную роль , а функцию миссионера. Потому что благодатное время ушло. Помните, в Евангелии: «Будьте, как дети»…? И еще: « Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» Детство- естественная пора познания Бога.

И, наконец, каким быть предмету в разноязыкой России?

Господа политики, педагоги и социологи, выступающие за обезличенное религиоведение, где поровну рассказывается о всех мировых религиях (далеко не равнопропорционально представленных в России), утверждают, что таким образом они охраняют интересы от засилья православия представителей иных религий. Ну сколько же можно пугать национальные окраины выпущенным Лениным фантомом «великорусского шовинизма»! А ведь именно так и сеется межрелигиозная рознь. Возможно, мои православный взгляд пристрастен. Прежде чем привести собственную точку зрения, предоставлю статистику: по данным социологов, за введение Основ православной культуры – 51,7 % населения, против-23,6%, остальным все равно. Следуя принципам демократии, можно хоть сейчас принимать всенародное решение в пользу изучения православия на территории России. И это будет…ошибкой! Не лучше ли вводить ОПК в регионах, где это востребовано большинством населения.? В мусульманских автономиях - ОИК ( основы исламской культуры), и т.д. Различные диаспоры при желании всегда организуют в своей среде национальные школы, кружки, факультеты.

В смешанных по нацсоставу школах возможно изучение предмета параллельно ( как изучается иностранный язык - делением класса на подгруппы). Факультативный курс изучают желающие. В 1-6 классах это желание родителей, с 7 кл- волеизявление ученика. Стоит ли оценивать знания? Я думаю, только не в привычной балльной системе. Как вариант- зачет/незачет.

Вместе с тем, каждый человек должен иметь представление о вере ближнего. Но только после того, как в начальной школе, формируя личностное мировоззрение, познакомится с отчей религией. Религиоведческий кругозор уместно расширять в старших классах, когда, осознав себя в душе православным ( мусульманином , иудеем и т.д.), человек через призму религиозной морали начинает достойно принимать окружающий мир, учится толерантности, вырабатывает социальные нравственные принципы. Осознав себя православным в детстве, в юности легче принять противоречивый многоконфессиональный мир – христианская душа уже не позволит себе проявить вражду и ненависть.

А в беспристрастном уравненном знакомстве с религиями мира (такой вариант рассматривается ныне педагогами) я вижу серьезную опасность: школьник не столько проникнется духом отчей веры, сколько будет анализировать, сравнивать, сопоставлять… К чему приведет этакий духовный космополитизм формирующуюся личность? Все религии хороши - выбирай на вкус?

Боясь противопоставить, выделив родное, уделив ему больше времени и внимания на фоне мирового калейдоскопа, ставя все равнопропорционально в один ряд, мы в лучшем случае уйдем от воспитания духовности к энциклопедизму, а в худшем - посеем ту самую рознь, которой так опасаемся. И безразличие, равное бездуховности.

Ни один уважающий себя верующий учитель, представитель любой религии, не приемлет уравнительного бездуховного голого образовательного подхода в обучении. Его примут только атеисты, которым все равно, какому Богу молиться и молиться ли вообще. А зачем тогда потуги?

И закончить хочу фразой, которую постоянно мысленно повторяю, идя на урок основ православной культуры к своим ученикам-младшеклассникам: «Учить вере нельзя - её дает Господь. Учить с верой - нужно». Если решать вопрос о преподавании религиоведения станут не с думой о шовинизме, пропорциях и т.д. и т.п., а с искренней верой и заботой о духовном просвещении, – Господь направит на путь истинный и древо знаний даст плоды добрые.


1. Доклад на тему Древнеармянское летосчисление
2. Реферат Криминалистическое почерковедение и автороведение
3. Контрольная работа Контрольная по экономике 2
4. Реферат на тему Distinguishing Carbohydrates And Lipids Essay Research Paper
5. Реферат на тему Этика и этикет единство и различие
6. Реферат Безъядерная Новая Зеландия
7. Задача Перегляд справи за нововиявленими та винятковими обставинами
8. Реферат Обслуживание туристической фирмы
9. Реферат на тему Імператор Олександр Другий та його реформи
10. Отчет по практике Отчет по практике в Банке АСАКА