Статья

Статья Психологическая основа счастья

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024



Психологическая основа счастья

Каждый человек, наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени, внутренне переоценивая для себя это понятие. Не единожды задавая себе вопрос, что же такое счастье, я присвоила это определение некоему состоянию души, мало зависящему от конкретности внешних факторов. Таким обозначением я заметно облегчила себе жизнь, лишив ее борьбы за достижение этих факторов и сняв с себя ответственность за их наличие или отсутствие.

Но в одной беседе с молодым и достаточно обаятельным мужчиной я услышала от него фразу, показавшуюся мне странной: "Я никогда не был счастлив", - сказал он. Тогда его высказывание меня сильно удивило - совсем не был похож на несчастливого этот улыбающийся юноша. Его счастье оказалось чем-то значительно большим, чем просто эмоциональное состояние. Да, конечно, эмоции - одна из составляющих, неотъемлемый показатель, но то, что казалось мне счастьем, он называл не больше, чем радостью. Мы даже поспорили, оставшись, как это часто бывает - каждый при своем мнении.

Однако этот разговор привел меня к полке со справочниками. "Счастье - понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни", - гласит большой энциклопедический словарь. Философский словарь дает следующее определение: "Счастье - аксиологическое1 понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Философская традиция и обыденное сознание, как правило, отождествляют Счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека". Откуда же берется это чувство внутреннего удовлетворения и, тем более, осмысленность?

Давайте сначала для удобства выведем некую общую формулу психологической основы счастья, к примеру, будем считать, что это уровень притязаний личности деленный на адекватность самооценки. Допустим нам известно, что уровень притязания определяется духовным, умственным и физическим развитием человека, его предыдущим опытом. Таким образом, чем выше интеллектуальный уровень, тем, соответственно, выше уровень притязаний и, как следствие, сложнее путь к оптимальной величине дроби, т.е. к достижению состояния счастья.

Можно предположить, что возможность испытывать состояние счастья во многом зависит от ролевого положения человека, того, насколько оно соответствует социальным и индивидуальным характеристикам личности.

Каждый человек постоянно играет (в смысле - выполняет) ту или иную роль. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта, сотрудника фирмы, директора производства и т.д. Роль - это относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанный в данном обществе для выполнения той или иной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека, так как он мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения этой роли.

Иногда, впрочем, даже чаще - чем иногда, - возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному "Я" или его психическим возможностям. Если "роль" выше возможностей "Я", то человек ощущает постоянное переутомление, этот конфликт рождает постоянную неуверенность в себе, недовольство собой, близкими, окружающим миром. К примеру, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывают роль, которой он не в состоянии соответствовать. Он не может избавиться от дискомфорта, все больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все из-за того, что роль отца в данный момент выше его моральных /физических/материальных возможностей. Пройдет время и молодой человек почувствует в этой роли себя комфортно, когда между его возможностями и внутренним "Я" будет знак равно.

В том случае, если "роль" ниже возможностей "Я", когда ситуация кажется недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет специальность, тем самым, доказывая свою способность к более сложной деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее "только для себя". Сын перестает появляться у родителей, неспособных заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь от исполнения противоречащей его "Я" роли.

Чтобы выйти из такого рода противоречия, многие прибегают к методу "рационализации". В этом случае человек, вынужденный выполнять не соответствующую его "Я" роль, уверяет себя и других, что это он делает исключительно "по собственному желанию" или "во имя кого-то/чего-то", еще хуже - если "чему-то/кому-то назло". За такого рода рационализацией (поиску аргументации для своих действий) обычно скрывается заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутым, страх чего-то нового, боязнь перемен и т.п.

"Неадекватное поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную. Так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально. Часто встречается вариант, в котором человек, оказавшийся в несоответствующей для его "Я" роли, обращает свой гнев против себя, при этом считая себя неудачником.

Конфликт между ролью и "Я" может оставаться не разрешенным, но устраняться из сферы сознания человека, подавляться. В результате в поступках, чувствах, в сознании человека явно не проявляется существование конфликта между "Я" и ролью, но внутренне напряжение нарастает. Человек становится раздражительным, срывая зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, и окружающая среда оказывает влияние на ощущение счастья. Ну, никак не может создаться "оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ", например, в данной конкретной стране или местности. Но это уже проблемы мироощущения и умения быстро акклиматизироваться.

Интересно, а что думают о проблеме счастья великие наши ученые мужи? Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид.

Философские течения гедонизм2 и утилитаризм3 отожествляли счастье, в основном, с чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь конечно и удовлетворение потребности в признании и не до конца распознанная химико-биологическая реакция...

Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души.

Но мне ближе, все-таки, мнение о том, что состояние счастья зависит от степени нашего эмоционального настроя, ведь если человек запрограммирует себя на страдание, то никакие радости жизни его не осчастливят...

1 Аксиология - философское учение о ценностях. Аксиология возникла в конце XIX - начале XX века как идеалистическая субъективная доктрина.

2 Гедонизм - (гр. наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.

3 Бентам, основоположник утилитаризма, считал основой морали полезность, которую отождествлял с наслаждением. В содействии "наибольшему счастью" (удовольствию) для "наибольшего числа людей" и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.onlife.ru/

1. Реферат Внешняя торговля России конца ХХ начала ХХI века динамика, структура и формы регулирования
2. Диплом на тему Аналіз виробничих основних засобів
3. Курсовая Акционерное общество как юридическое лицо 3
4. Реферат на тему The Sandbox Essay Research Paper Canndice GreenEnglish
5. Реферат на тему ООО Ювиди его характеристика и анализ общего экономического состояния
6. Реферат Восстание Барабаша и Пушкаря
7. Реферат на тему Elie Wiesels Dawn Essay Research Paper Elie
8. Реферат на тему Organ Transplants Essay Research Paper Organ TransplantsBeing
9. Реферат на тему Fibonacci Numbers Essay Research Paper Fibonacci Numbers
10. Курсовая Образ лидера в массовом сознании