Статья

Статья Новая идеология для России модели и сценарии зарождения

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024



Новая идеология для России: модели и сценарии зарождения

О. Ф. Русакова

Вот уже несколько месяцев подряд на страницах российской периодической печати идет дискуссия о том, какой быть объединяющей общенациональной идеологии для России и быть ли ей вообще. С высот президентской власти было высказано пожелание в течение года разработать объединяющую народ Идею. "Российская газета" объявила открытый конкурс, пригласив к участию, как было сказано в обращении, "всех, кто верит в возрождающуюся Россию, в талант, трудолюбие и патриотизм россиян".

Желающих высказаться на предложенную тему, как можно было предположить с самого начала, оказалось довольно много. По словам помощника Президента РФ Г. Сатарова, в ответ на президентский заказ сразу же стали поступать предложения как от институтов, так и от независимых групп интеллектуалов. В общероссийскую дискуссию включились не только профессиональные политики, философы и публицисты, но и обычные граждане без ученых степеней и ответственных должностей. Хорошо известно, что недостатка в идеях Россия никогда не испытывала. Очевидно и то, что дискуссия о новой идеологии для России идет давно и постоянно, без каких-либо на то официальных санкций. Клич Президента просто интенсифицировал существующее идейное брожение, заставил провести "инвентаризацию" поднакопившихся вариантов идеологем, т.е. привести в некий порядок то, что неоднократно высказывалось многими авторами, более или менее устоялось в общественном сознании и к тому же постоянно было у всех "на слуху".

Казалось бы, чего проще: собрать все предложения, вычленить совпадающие положения и наиболее часто встречающиеся понятия, привести их в систему - и вот новая идея для России готова! Однако данный метод, хотя и привлекает своей среднеарифметической и статистической простотой, в целом бесплоден. Да и вся дискуссия затевалась вовсе не для того, чтобы отыскать некую сумму идей, устраивающую своим содержанием большинство граждан. Изначально подразумевалось, что в ходе обсуждения удастся уловить мерцающий контур определенной мирочувственной модели, которая позволила бы сравнительно свободно, и безболезненно обживать нарождающееся социокультурное пространство новой России. Иначе говоря, объективно оказалась востребованной такая система ценностей, которая позволяла бы выработать необходимые социокультурно-психологические механизмы адаптации к современным процессам модернизации у тех слоев населения, которые оказались "застигнутыми врасплох" посткоммунистическими инновациями.

До тех пор пока не возникнут требуемые идейно-психологические приспособительные механизмы, социокультурный раскол будет углубляться и провоцировать вспышки общественного гнева и неповиновения. Сегодня не так важны политические разногласия, которые вряд ли нуждаются в каком-либо примирении, сколько социокультурные. Новая идея нацелена не на устранение разногласий между правыми и левыми, "белыми и красными", а на преодоление более глубокого раскола внутри российского общества, связанного с различным типом духовно-психологического восприятия происходящих перемен. Это подтверждают и прошедшие летом 1996 г. президентские выборы. Их анализ показал, что большинство электората, независимо от политических ориентаций, выдвигает в целом одинаковые социальные требования: порядок в стране, усиление социальной защиты, улучшение материального положения населения, укрепление социально-политической и экономической стабильности.

Однако из этого не следует, что между "зюгановцами" и "ельцинистами" нет принципиальных разногласий. Они существуют и довольно глубоки, но пролегают не столько в политической, сколько в социокультурно-психологической сфере.

Дело в том, что новая волна посткоммунистической модернизации, связанная с нарушением прежнего советского уклада жизни, вызвала у значительной части населения мощную стрессовую реакцию дискомфорта, страх перед размыванием и исчезновением опорных жизненных ориентиров и устоев, тревогу по поводу изменений статусно-иерархической структуры базовых ценностей. Прежние идейно-психологические и культурно-политические интеграторы, скреплявшие и поддерживавшие единство советского социума, подверглись радикальному демонтажу. Их место сегодня пытаются занять иные претенденты на роль духовно-психологических компенсаторов и социокультурных идейных интеграторов. Среди наиболее влиятельных - различные интерпретации идеологемы "третьего пути России".

Все более и более отчетливо звучащая и проговариваемая идея "третьего пути" свидетельствует о принципиальном выходе общественного сознания за рамки известных биполярных схем типа: "капитализм - социализм", "Запад - Восток", "коммунисты - демократы", "европеизм - русофильство" и т.д.

"Третьепутевая" концепция сегодня чаще всего проигрывается в следующих основных вариантах: 1) евразийство; 2) либеральный консерватизм; 3) прагматизм (здравый смысл). Большинство предлагаемых в ходе современной дискуссии моделей новой идеологии для России располагаются в данных трех измерениях и ипостасях указанной идеологемы. К примеру, Л. Тимофеев в статье "Наивная формула победы. Здравый смысл как национальная идеология" [1] утверждает, что народная мудрость сама подсказывает, какова должна быть формула новой идеологии. По сути - это формула простого и незамысловатого расчета и выживания, которая удерживает людей на твердой почве реальности, т.е. личной выгоды, сделки, естественного стремления к личному успеху. Правда, к этому автором статьи еще добавляются нравственное самосознание и просвещенный патриотизм как факторы социального выживания.

Идеологемы "здравого смысла" сегодня присутствует в программах, заявлениях и лозунгах множества политических партий, блоков и движений. Вот и относительно недавно созданная партия "Национальный демократический авангард", чей учредительный съезд прошел в июле 1996 г. в Академии госслужбы, провозгласил себя партией здравого смысла, порядка, профессионализма и патриотизма [2].

Либеральный консерватизм как способ преодоления социокультурного раскола и формула "третьего пути" наиболее отчетливо пропагандируются такими известными исследователями, как А.С. Ахиезер, И.Г. Яковенко, а также другими постоянными авторами научного и общественно-политического журнала "Рубежи".

Что касается евразийской, а точнее новоевразийской, модели, то она постоянно находится в центре внимания ученых [3].

В основе идеологемы "третьего пути" лежит простая мысль о том, что новая Россия должна вырастать органически из своих культурно-национальных корней, взаимоадаптируя традиции и реформы, т.е. новизна не должна быть разрушительной ни для нравственного здоровья людей, ни для национальной культуры в целом.

Сохранение здорового ядра старого в новом и поиск адаптационных механизмов для "мягкого" вхождения личности в информационное либеральное общество - таковы исходные принципы данной концепции. Продвижение России вперед сторонники данной концепции связывают не просто с наступлением демократии и рыночных отношений, а с поиском собственного национального почерка в реализации модернизационных процессов. Именно к такому выводу пришли в итоге участники интересной дискуссии на тему "Дороги, которые мы выбираем", организованной редакцией журнала "Урал" и Клубом интеллигенции Среднего Урала в сентябре 1996 г. [4].

* * *

Разработка новой идеологии для России не может осуществляться отдельно без решения вопроса о том, каков же должен быть механизм ее реализации, "сверху" или "снизу" начнется "запуск" ее в жизнь. Вполне понятны и объяснимы страхи и идеолофобии современной интеллигенции при постановке данной проблемы. Уж очень памятны времена насильственного единомыслия в "стране идеопотамии" [5]. Однако не будем лукавить: свято место пусто не бывает, и на смену одним идеалам и ценностям идут другие, поспешно заполняя собой вакантные места в общественном сознании. Если предоставить данному процессу осуществляться совершенно стихийно, без какого-либо целенаправленного регулирования, духовно-нравственного и культурного фильтрования, национально-гордого разумного отбора, то можно в итоге получить в качестве господствующей идеологию, лишенную национального культурного ядра, беспочвенную, а следовательно, разрушительную для российского государства.

В то же время следует помнить, что в нашей стране все еще сильны традиции идеократизма. "Ловушки" идеоломании и идеологического идиотизма будут встречаться на каждом шагу в процессе работы над созданием механизмов идеологического обеспечения социальной интеграции и социального прогресса России. Не исключено, что на каком-то этапе сработает дремлющий в подсознании "коммунистический рефлекс". Об этом надо знать и по возможности быстрее освобождаться от всех "мертвецов, хватающих живых". Какую бы концептуальную и организационно-системную форму ни приобрела новая идеология, важно одно - ее содержание и механизм осуществления должны носить культурно-сберегающий и культурно-преумножающий характер.

Список литературы

1. См.: Известия. 1996. 9 авг.

2. См.: Российские регионы. 1996. № 3.

3. См., напр.: Евразийство: За и против, вчера и сегодня: Материалы "круглого стола" // Вопр. философии. 1995. № 6.

4. См.: Уральский узел. 1996. № 22. С.79-89.

5. См.: Ганюшкин В. Страна идеопотамия: Нас снова хотят сделать "идейными" // Новое время. 1996. № 38.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eunnet.net/



1. Контрольная работа Коммуникационная политика фирмы
2. Реферат Международные аспекты несостоятельности кредитных организаций
3. Реферат История развития менеджмента 2
4. Курсовая на тему Аудит операций банка с иностранной валютой. Нормативное регулирование банковского аудита
5. Биография на тему Архиепископ Иоанн Цепляк
6. Реферат на тему Modern Cars Essay Research Paper We ask
7. Реферат Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление государственным долгом
8. Реферат на тему The Scarlet Letter Essay Research Paper In
9. Реферат на тему Chinese Exclusion Act 1882 Essay Research Paper
10. Реферат Реформы Екатерины II 2