Статья

Статья Спасская Фроловская башня Московского Кремля

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024



Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля

1491. Москва, Россия

Спасская (Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Парадная проездная башня, она выходит на Красную площадь, воплощая на протяжении многих веков силу и торжество Российского государства.



"Башня построена в 1491году в великое княжение Ивана III итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Об этом свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями установленные на самой башне – это первые мемориальные доски в первопрестольной столице. Одна надпись по-латыни, помещена над проездными воротами отводной стрельницы со стороны Красной площади, другая - над воротами самой башни со стороны Кремля. На второй доске славянской вязью вырезано: «В лето 6999 (1491) июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».

Первоначально башня называлась Фроловской по церкви во имя Святых Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота; церковь не сохранилась. В апреле 1658 года вышел царский указ Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Отсюда выходили полки, выступавшие в военный поход. И здесь же встречали царей и послов. Через эти ворота совершались все большие крестные ходы, через них в старину происходило общемосковское церковное шествие в Вербное воскресенье, когда патриарх, уподобляясь Христу, ехал на осляти, которого под уздцы вел сам государь. Этими вратами въезжал в Кремль по избрании на царствие Михаил Федорович Романов, как позже через них проходил торжественный въезд всех государей во время венчания на царство. Однако помещения башни использовалось и под тюрьму, особенно во время городских восстаний середины ХVII века.

В народе Спасские ворота почитались святыми. Проезжая через них на лошадях, спешивались и все снимали шапки. Этот обычай установился не в силу царского указа, а сам собой. Мемориальную доску со стороны Красной площади с латинской надписью о миланском мастере народное предание толковало как проклятие всякому, кто пройдет через ворота с покрытой головой" (По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А. Геника и др. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 189.).

Спасская башня насчитывала пять боевых ярусов. У нее имелась отводная стрельница и два каменных бастиона, разобранные в начале XIX столетия. Верхние площадки Спасской башни и стрельницы были оборудованы бойницами навесного боя (машикули). Башня выложена с двойными стенами в технике забутовки из большемерного кирпича (31 x 14 x 18 см.); между стенами находилась лестница, соединяющая все пять ярусов строения.

Спасская башня первой из боевых сооружений Кремля была надстроена в 1624-1625 гг. шатром. Письменные источники сохранили имена зодчих, реконструировавших башню,– это Бажен Огурцов и Христофор Головей. Правда, уже в конце ХVI века над башней существовал шатровый верх с двуглавым орлом. В 1650-х годах на шатре главной башни Кремля поновили герб Российской империи - двуглавого орла. Позже подобные гербы установили на других самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Башню, как особый изыск, украшали часы. Впервые они здесь появились, по некоторым данным, при Иване Грозном в 1585 году. В 1620-х годах по проекту Христофора Голловея, «аглицой земли часового мастера», устанавливают новые часы с боем, вызывавшие великое удивление москвичей. «Спасские куранты» неоднократно поновлялись и реставрировались. До октябрьского переворота они каждый полдень исполняли колокольным звоном гимн «Коль славен». Во время революции башня и часы были серьезно повреждены. При ремонте Спасской башни в 1920 году слесарь Н. В. Беренс и художник М. М. Черемных, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала.

"В 1516 году от башни через искусственный ров был перекинут деревянный мост. В XVII столетии построен каменный мост. Этот Спасский, или по-другому Поповский крестец, был своеобразной биржей попов без приходов. На таких священников быль большой спрос по Москве из-за множества личных домовых церквей. Рано утром здесь собирались «попы без мест», а бояре и богатые торговые люди, имевшие свои церкви, приходили их нанимать отслужить обедню. «Долго и энергично торговались, и поп, назначив крайнюю цену, подносил ко рту имевшийся на этот случай у него калач, т.-е. пшеничный хлеб, и говорил нанимателю: «сейчас закушу». Под этим давлением нанимающий спешил согласиться, ибо священник лишается права совершать обедню, раз он что-нибудь поел. Попы собирались именно здесь потому, что поблизости, у храма Василия Блаженного, находилась поповская Тиунская изба, где сидел митрополичий, позднее патриарший тиун, заведовавший порядками поповского управления и собиравший пошлины с церковников в доход патриаршего дома. Безместные попы своим поведением доставляли много заботы патриарху. На них жаловались, что они «садятся у Фроловского моста и бесчинства чинят великие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредные и смехотворные, а иные меж себя играют и борются и в кулачки бьются»... В ответ на эти жалобы патриарх повелел «учинить восемь старост поповских, а у них быть по сороку поповъ», назначил определенную плату за службу, «а больше того попам от службы найму не имати и божественною б литургией не торговали»… Долго еще боролись духовные власти с поповским бесчинством на Спасском крестце, и лишь в конце ХVIII в. прекратились здесь поповские сборища.

Спасский мост сыграл значительную роль и в истории русского просвещения. По обе его стороны исстари были расположены торговые лавки, где главным товаром была грамотность, т.-е. рукописные, позднее печатные книги, а также лубочные картины и фряжские листы (иноземные эстампы). Этот книжный торг, по-видимому, развился в связи с потребностями толпившихся здесь попов в церковно-богослужебных книгах. Сюда и направились писцы со своим товаром. Постепенно здесь выработалась своя особая литература из книжек и листов с текстами божественных писаний, сказаний о чудесах и т. д. Эта литература, далеко не всегда вполне каноническая, потребовала даже особой цензуры, которую и осуществляли два пристава царский и патриарший, забиравшие лживые писания. С конца ХVII в. русские люди догадались печатать цветные рисунки деревянными досками. Это начало русского лубка, отвечавшего вкусам простонародья. В ХVIII в. появляется на Спасском мосту особое здание, Библиотека. По-видимому, это была книжная торговля, которая обслуживала уже не одно простонародье, а конкурировала с двумя тогдашними книжными лавками, университетской (где ныне Исторический музей) и лавкой Академии Наук (около Синодальной типографии). Особенно бойко торговали здесь сатирическими журналами, и книжная торговля не прекращалась до самого нашествия французов. После 1812 года Спасский мост был разобран, и местные книгопродавцы окончательно переселились на Никольскую улицу» (По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям" / Под ред. Н.А. Геника и др. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 190-191.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/



1. Реферат Эволюция континентальной стратегии России и современные задачи российской геополитики
2. Реферат на тему College Essay If You Could Meet Anyone
3. Реферат на тему We Stink To The World oppression Essay
4. Реферат Ефективність інвестиційної діяльності промислових підприємств
5. Диплом Законодательная власть в зеркале СМИ на примере общефедеральных печатных изданий Сущность и
6. Реферат Чан Ван Тхать
7. Реферат на тему Астрономия
8. Реферат Валютный режим
9. Реферат на тему Song Of Solomon By Toni Morrison Essay
10. Реферат Управление грузовой и коммерческой работой на станции и примыкающих к ней подъездных путях