Статья

Статья Суд бытия судьба как предмет философско-этимологического анализа

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Суд бытия: судьба как предмет философско-этимологического анализа

В.М. Шкарупа, Омский государственный университет, кафедра философии,

Судьба... При этом слове наверняка у большинства из нас возникает представление о чем-то неизбежном, неотвратимом, роковом, чему подвержен каждый из нас без исключения. Но действительно ли оно несет в себе лишь эту смысловую нагрузку - ;предопределенность;?

1. Идея судьбы в мифологии

1.1. Судьба как архетип

Обращение к философско-этимологическому анализу такого понятия, как ;судьба;, показывает, с одной стороны, многозначность и многомерность этого понятия, а с другой - крайнюю важность его для уяснения глубинных экзистенциальных основ самого человека, что заставляет отнести ;судьбу; к архетипическим понятиям, т.е. таким, которые задают каркас изначальной укорененности человека в мире вообще и в социуме в частности. Как известно, архетипы - это всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, не подвергшиеся сознательной обработке. Можно даже сказать, что совокупность архетипов образует собой основное содержание мифологического сознания.

И действительно, идея судьбы в мифологии занимает одно из центральных мест наряду с такими, скажем, идеями, как идеи богов, героя, добра и зла, духов, души, жертвоприношения, загробного мира, земли, мирового древа, неба, огня, праздника, рождения и смерти, хаоса, царя, чудовищ, мирового яйца и мн. др. Можно сразу отметить тесную связь рассматриваемого нами архетипа ;судьба; с перечисленными выше - архетипами богов, добра и зла, рождения и смерти, а также с понятиями жизни, справедливости, необходимости и случайности, детерминированности, суждения, суда и возмездия, и др. Перечисленный ряд понятий и архетипов кажется весьма разбросанным, пестрым и неопределенно широким, но это в силу того, что, как отмечалось, само понятие (архетип) судьбы является многозначным и многомерным (см.: [5, с. 670]).

1.2. Трансформация мифологемы в философему как ее инволюция

Претерпев значительную эволюцию своего содержания и ценности, идея судьбы из мифологемы превратилась в философему. Но если в качестве первой она занимала, как указывалось, одно из центральных положений в сфере родо-общинного и общинно-полисного менталитета древнего человека, то о последней этого отнюдь нельзя сказать - было бы явным преувеличением утверждать, что идея судьбы в менталитете современного человека занимает не то что центральное, но и сколько-нибудь важное место. Налицо аксиологическая деградация этой идеи за последние две-три тысячи лет. В силу этого и можно утверждать не столько об эволюции идеи судьбы, сколько о ее инволюции(*1)

Однако, на мой взгляд, на пороге третьего тысячелетия она должна занять достойное ей место, и менталитет человека будущего должен быть существенно ориентирован именно на философему судьбы. Человек должен возвыситься до amor fati - любви к судьбе, ибо, как отмечал Ф.Ницше, в этом состоит действительное величие человека.

2. Понятие судьбы: лингвистическая компаративистика

Задача данной статьи все же существенно скромнее - показать значимость для самоопределения человеком своего места в общественной системе (определение им своего социального статуса и общественной самоценности, умение, и, главное, желание определять собственную судьбу). Это связано с тем, что слово ;судьба; этимологически связано со словом ;суд; и, по сути дела, они являются близкородственной парой, лексическая связь между которыми имеет под собой архетипическое основание; и основание это конституировано ;суждением;, ;возмездием; и пр. понятиями этико-правового ряда древнего сознания.

Это легко обнаруживается даже при поверхностном анализе; созвучие двух слов отнюдь не случайно - в русском языке они являются однокоренными словами. Не беря на себя ответственности за окончательные выводы без дополнительного лингвистического анализа аналогичного обстояния дел в других языках, замечу, что в английском или немецком мы этого не обнаруживаем (англ. fate или destiny - судьба, court of law/justice - суд; соотв. нем. Schicksal или Los - Gericht).

3. Мифологема судьбы

Филиацию суд - судьба мы можем фиксировать не только этимологически, но и исторически (мифологически), что является первичней этимологии, которая лишь закрепляет языковыми средствами онтологические реперы мифологической картины мира (с помощью которой и конституируется топология социума на ранней стадии его развития).

3.1. Античная и славянская мифология

Уже в греческой мифологии обнаруживаем эту связь: мойры, богини судьбы, являются дочерьми Зевса и Фемиды, богини правосудия (по одному из вариантов, Hes. Theog. 901-906; по мнению Платона, они являются дочерьми богини необходимости Ананке). ;В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. ... Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключенная в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. М. понимаются теперь как рок (;то, что изречено;) и судьба (;то, что суждено;)...; [4].

В славянской мифологии эта связь выражена еще более отчетливо. Так, в ней мы встречаем такого персонажа, как Суд (рус.), или Усуд (сербо-хорв.; родственно рус. ;суд;, ;судьба;), являющегося существом, которое управляет судьбой. С ним связаны персонифицированные воплощения судьбы - суденицы, определяющие судьбу человека при его рождении. Они приходят после рождения ребенка в его дом, чтобы ;судить; или ;наречь; ему жизненную судьбу (см.: [5, с. 514]).

3.2. Инволюция идеи судьбы в христианстве

Идеологическое господство христианской мифологии и богословия обрезало поле значений ;судьбы;, сведя их к минимуму, точнее, к одному-единственному, являющемуся следствием монотеизма. Если язычество как многобожие исходило из многозначности ;судьбы;, понимавшаяся и как необходимость, и как случайность, и как то, что предопределено, и стоявшая даже над богами, то христианство принципиально ограничило понятие судьбы: оно заменяет его ;понятием божественного предвидения; [3], оно ;противопоставило идее С. веру в осмысленное действие ;провидения;; [1]. Ф. Ницше, непримиримый критик оного, замечает: ;Что означает ;нравственный миропорядок;? Что воля божия раз и навсегда предписывает человеку, что ему делать и чего не делать. Что ценность народа и отдельного человека измеряется степенью послушания их богу. Что в судьбах целого народа и отдельного человека во всем царит воля бога, который карает и вознаграждает по мере послушания ему; [7].

3.3. Судьба России и русская ;судьба;

Со времени появления в свет в начале века одноименной книги Н.А. Бердяева, а то и раньше, стало привычным выражение ;судьба России;. И, видимо, это не просто словосочетание,- в него вкладывается некий глубинный смысл, близкий каждому из нас, а само слово ;судьба;, скорее, понимается как ;судьбоносность;, а именно: судьбоносность России для мировых судеб, судеб человечества, взятых в глобальном масштабе.

В силу этого и становится необходимым исследовать значения самого слова ;судьба; - для того, чтобы разобраться в тех этимологических линиях и изломах, которые исторически напластовались, в частности, вокруг словосочетания ;судьба России;. Это поможет нам понять если не всю трагичность ее, то в значительной мере сердцевинное в ней, воплощающееся в феномене, который раскрывается перед нами, сынами России, как извечная обеспокоенность ее судьбою, к смыслу которой мы постоянно возвращаемся, рядим да судим. Видимо, нет у других народов такого этимологического напряжения, которое мы встречаем в связке ;суд-судьба;, выраженной на русском языке; может быть, поэтому другие делают свою судьбу, а мы о ней судим и ее судим. Не случайно многие русские писатели и мыслители с искренней болью обращаются к судьбе России, пытаясь не только ее судить, но и обустроить, хотя бы в мыслях, в духе своем, понять ее неизбывную тайну, извечную загадку.

4. Современная лингвистическая ситуация

Несомненно, многообразие значений(*2) слова ;судьба; обусловлено его изначальностью в лексическом составе и местом, занимаемом издавна в менталитете, а также длительной эволюцией, которую оно претерпело к настоящему времени. Попытаемся разобраться в напластованиях смысла.

4.1. Конкатенация ;суд-судьба; в русском языке

Рассмотрим поближе различные значения слова ;судьба; в современном лексиконе.

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

2. Доля, участь.

3. История существования кого-чего-н.

4. Будущее, то, что случится, произойдет. Не судьба - не придется, не удастся, не суждено (см. судить в 5 знач.). Не судьба нам жить вместе. ...

Судить 5. Предназначать (о чем-н. непредвиденном, как бы не зависящем от воли человека). Суждено судьбой. Мне не суждено больше встретиться с ним. Так рок судил или судьба судила. Судить да рядить (разг.) - обсуждать, толковать; [8, с. 675, 676].

Исходя из суждений С.И. Ожегова, этимологическая связь пары суд-судьба в современной русской литературе значительно ослаблена. И лишь в приведенном фразеологическом обороте есть отсылка при толковании не судьба как не суждено к слову ;судить; в значении ;предназначать;. У Ожегова отмечены те значения, которые и встречаются в литературе и современной разговорной речи.

4.2. Английский и грузинский языки: отсутствие конкатенации

На примере английского языка мы уже имели возможность в этом убедиться. Я лишь приведу значения двух слов, выражающих ;судьбу; по-английски: destiny 1) судьба, удел 2) неизбежный ход событий; неизбежность; глагол destine 1) назначать, предназначать 2) предопределять; fate 1. 1) рок, судьба; жребий, удел 2) гибель, смерть 2. предопределять [6, с. 206, 276 ].

Аналогично и в грузинском языке(*3) ;Беди; - судьба, но суд - ;сасамартло;, происходящее от ;самартали; - право, в свою очередь, оно происходит от ;мартали;, что означает правдивый, а его этимоном является слово ;марти; - сноровистый (делающий что-нибудь быстро, но при этом правильно, истинно).

5. Философема судьбы

5.1. Судьба как вердикт суда

Выяснив родство, этимологическую близость слов ;суд;, ;судьба;, мы видим довление прежде всего значения этимона ;суд; как ;разбирательства дел в суде;, государственном органе, ведающим ;разрешением гражданских споров и рассмотрением уголовных дел;, либо общественном органе, рассматривающем ;проступки членов какого-н. коллектива; [8, с. 675]. Довление этого значения обусловлено правовой традицией современного общества (цивилизации), восходящей (или порожденной) к появлению правовых способов урегулирования различных жизненных ситуаций в Древнем Риме. Конкатенация ;суд-судьба;, естественно, намного древнее правовой культуры общества и, как мы могли видеть, восходит к временам, когда права в его древнеримском понимании и осуществлении еще и в помине не было, т.е. к временам мифологического сознания древнего человека. Поэтому мы должны заключить отсюда, что ;суд; имеет первоначальное значение ;суждения;, или приводящееся у Ожегова последнее, пятое, значение - ;мнение, заключение;(*4).

Лишь намечая линию развития от мифологемы судьбы к ее философскому осмыслению и постижению и имея в виду указанную выше конкатенацию ;суд-судьба;, приведу знаменитое изречение Анаксимандра: ;Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга за несправедливость и согласно порядку времени;. По мнению Дж. Томсона, выражение ;получает возмездие; взято из этическо-правовой практики родового общества, а античная философия зарождается именно в лоне мифологического мироотношения. Так что судьба для родового сознания выражала, в частности, момент необходимости, внешне налагаемой на поведение и саму жизнь человека, момент ;осуждения; его - суд жизни.

5.2. Инволюция философемы

В философских словарях мы находим значение, закрепленное в латинском fatum, т.е. предопределенность, неизбежность, фатальность, что явилось следствием христианской традиции, в лоне которой и произошла инволюция смыслового поля ;судьбы;: ;понятие, выражающее представление о некой силе, предопределяющей все события в жизни людей; [9]; в [1] уточняется область применимости этого понятия: ;в мифологии, в иррационалистич. филос. системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека;; ; предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т.д.;.

По-видимому, И. Кант был из тех немногих философов, которые интуитивно понимали (или ощущали) всю глубину (может быть, лучше даже сказать - бездну) смысловых наитий, открывающихся пристальному взору. Не поэтому ли в его знаменитой ;Критике чистого разума; это слово встречается всего лишь единожды (!) и то в негативном смысле(*5) : есть ;узурпированные понятия, например: счастье, судьба, широко распространенные при почти всеобщей снисходительности, но иногда вынуждаемые ответить на вопрос quid juris; в последнем случае дедукция их доставляет немало затруднений, так как ни исходя из опыта, ни исходя из разума, нельзя привести ни одного ясного основания, которое объясняло бы право пользования ими; [2, с. 92].

6. Итоги

Идея судьбы в определенном плане за последние тысячелетия претерпела в своей эволюции негативные изменения, связанные, в частности, с потерей части важной смысловой нагрузки в мировоззренческом аспекте. Мы практически утратили в понятии ;судьба; конкатенативную связку ;суд-суждение (вердикт, если хотите)-судьба;. По существу, как показывает философское и современное литературное словоупотребление, за ;судьбой; закрепились те значения, которые можно свести к понятию предопределенности, неизбежности и пр. И если для обыденного словоупотребления это еще является допустимым, то отнюдь не для философского(*6).

Положительная экспликация понятия ;судьба; настоятельно требует углубленного философского обоснования - необходима философская теория Судьбы (в рамках которой судьба и раскрылась бы нам как Суд жизни, Суд бытия).

Есть суд совести - нравственность. Но есть и суд бытия - онтология. Судьба.- Суд бытия - суть бытия...

Т.е. свертывании первоначального богатства значений и смыслов, заложенных в ней, при ее трансформации из мифологемы в философему (и даже оставаясь в рамках современного мифологического сознания, мы все равно имеем дело с инволюцией - наследием того неизгладимого отпечатка, который наложило на современное сознание христианство).

Как у любого слова архетипического ряда, зачастую несущего в своем смысловом поле прямо противоположные значения.

Автор приносит благодарность М.Д.Купарашвили за любезную консультацию по этому вопросу.

Также приведенный фразеологический оборот в этой словарной статье свидетельствует об этом: пока суд да дело - ;пока что-н. происходит, длится, тянется;, т.е. делу противопоставляется суждение, или говорение (слово).

А во второй его Критике, ;Критике практического разума;, вообще ни разу (!).

Здесь неуместно сколь-нибудь подробное рассмотрение вопроса о том, почему для философии неприемлемо данное понимание судьбы как некоей предопределенности, ибо последняя, в какие бы она одежды не рядилась, - религиозные ли, сциентистские ли,- не перестает быть крайне лживой и запутанной теорией будущего.- Футурология как предопределенность есть упразднение самой себя: вскрытие показало, что больной умер от вскрытия.

Список литературы

Аверинцев С.С. Судьба//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 663.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.С. 442.

Лосев А.А. Мойры//Мифологический словарь.М., 1991. С. 374.

Мифологический словарь.

Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М., 1978.

Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов. М., 1989. С. 42.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.

Философский словарь. М., 1991. С. 442.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/



1. Реферат Советская культура и ее уроки для современного мирового цивилизационного сообщества
2. Реферат Базеджо, Ческо
3. Реферат на тему Child Witness Essay Research Paper The process
4. Реферат Разработка фрагмента системы менеджмента качества
5. Реферат ТНК на международной политической арене
6. Курсовая на тему Привод ленточного конвейера 3
7. Реферат Теория разделения властей 7
8. Реферат Патогенные простейшие
9. Курсовая на тему Производственная деятельность УКСП Совхоз Бобруйский 2
10. Реферат Зміст освіти в національній школі