Статья

Статья Земля как ценность в русских пословицах

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024



Земля как ценность в русских пословицах

Реутов Е.В.

В традиционной системе ценностей русского этноса земля, насколько можно судить по фольклорным текстам, всегда занимала значительное место. В некоторой степени это, по-видимому, связано со свойственной российскому социуму архаичностью , консервировавшей мифологическую основу общественного сознания. Для последней была характерна принципиальная структурированность мироздания, в котором земля олицетворяла материальное, жизненное начало. Так, в заговоре, записанном в ХIХ в. в Нижегородской губернии, земля представляется всеобщей матерью - всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: "Гой еси сырая, земля матерая! Матерь нам еси родная, Всех еси нас породила" [1]. Но в немалой степени сакрализация земли обусловливалась также тем обстоятельством, что земля являлась основой хозяйствования и, следовательно, образа жизни традиционного российского общества. Земледельческий народ, к тому же обладающий примитивными аграрными технологиями, не может относиться к земле только как к территории. Для него ценны ее потенции – способности рождать и поддерживать жизнь.

Несмотря на консервативность, ментальность русских, естественно, подвержена трансформациям. С развитием аграрных технологий и товарного сельскохозяйственного производства отношение к земле меняется – на первый план выходит такой ее аспект как средство производства. Плодородие и урожайность связываются не с магическими обрядами, а с капиталовложениями. Отметим, однако, что подобное отношение к земле (свойственное для индустриальных обществ с развитым институтом собственности, в том числе на землю) не успело сформироваться в России. Общинное владение, затем общенародная собственность на землю и статус государства как высшего распорядителя ею консервировали внеиндивидуальный характер связи "земля - человек", постепенно переросший в отчуждение.

Нынешняя аграрная реформа, вяло развивающаяся с начала 1990-х годов, вновь поставила вопрос об оптимальных формах землепользования и собственности на землю. Сторонники развития института частной собственности на земли сельхозназначения руководствуются в своих доводах критериями экономической эффективности (возможностью залога участка и, следовательно, развития института кредитования, расширения производства эффективно хозяйствующими субъектами и т.д.). Противники делают прогнозы о формировании латифундий, находящихся в руках нуворишей, и апеллируют к русской общинности с ее неприятием частной земельной собственности.

Признавая, что коллективное владение и даже пользование землей, как, впрочем, и отчуждение от нее – действительно факт российской истории, оказавший серьезнейшее влияние на формирование духовно-ценностной системы народа, следует, однако, заметить, что во многом этот феномен не являлся универсальным во временном и пространственном отношениях и «навязывался» общественному сознанию определенными политико-экономическими обстоятельствами. Еще В.О. Ключевский указывал на то, что "в сельских обществах XVI в. нельзя найти общинного владения землей с обязательным порядком ее распределения, а им было предоставлено лишь распоряжение крестьянской землей, насколько то требовалось для облегчения им исправного платежа податей. Но это распоряжение воспитывало понятие и привычки, которые потом при других условиях легли в основу общинного владения землей" [2]. В противном случае не нашлось бы значительного количества активных индивидов, готовых поддержать аграрные новации государства и во времена П.А. Столыпина, и в наши годы.

В связи с вышесказанным представляется любопытным и значимым выяснение отношения русских к земле, которое сформировано взаимодействием определенных архетипических черт и конкретных исторических обстоятельств. Ментальность этноса, нации достаточно адекватно отражается, как известно, в памятниках словесного творчества, принадлежащих традиции и, как правило, не имеющих индивидуального автора, – различных фольклорных текстах. Их анализ позволяет судить о значимости тех или иных ценностей и артефактов в обществе и об отношении к ним. Большой интерес в рассматриваемом контексте представляют общеупотребительные тексты, прежде всего – пословицы и поговорки . Они с большей достоверностью позволяют воссоздать духовно-ценностную систему этноса, поскольку их употребление спонтанно, повседневно, но в то же время основано на постоянной актуализации традиции. Безусловно, и пословицы принадлежат историческому времени, но все же это один из наиболее консервативных элементов фольклора. И чем более традиционно общество, тем дольше они актуальны.

В предлагаемой статье предпринимается попытка проанализировать комплекс аксиологических суждений о земле в русских пословицах и на основании данного анализа выявить место и ценностные характеристики этого понятия в сознании русских. Документальной основой исследования послужили тексты из сборника В.И. Даля [3], дополненные текстами из сборника под редакцией В.П. Аникина [4]. Для выяснения ценностной значимости концепта "земля" использованы методы количественного и качественного анализа текста. В ходе контент–анализа фиксировались пословицы, содержащие смысловую единицу "земля", после этого исключались те тексты, в которых это слово контекстуально указывает на значение "страна", "территория", "родина".

Практически на начальном этапе контент–анализа русских пословиц выяснилось, что земля, хотя и характеризовалась как основа существования, вовсе не являлась парадигмальной основой формирования ценностных установок массового сознания. "Земля" (за исключением аспекта "родная земля", "чужая земля" и т.п.) является смысловым центром всего лишь двадцати восьми пословиц. В то же время, скажем, пословиц о деньгах, по крайней мере, в два раза больше. В качестве одного из объяснений данного феномена можно выдвинуть следующее: прямым источником существования и благосостояния крестьянской семьи была не земля как таковая (тем более, что за крестьянином были закреплены лишь права владения и пользования ею), а труд на ней. Именно понятия труда и его антагонистов – лености, безделья являлись более значимыми компонентами системы ценностей.

Качественный анализ суждений, заключающих в себе концепт "земля", позволил выделить в них несколько смысловых контекстов, из которых два являются доминирующими. В русских пословицах земля представляет собой, прежде всего, источник пищи и пропитания, а также объект приложения трудовых усилий. На эти аспекты обращают внимание по одиннадцать пословиц (по 39% от общего числа отобранных пословиц). Земля как источник пропитания наиболее полно, на наш взгляд, характеризуется такими суждениями, как: "Господь повелел от земли кормиться", "Земелька черная, а белый хлеб родит", "Мать кормит детей, как земля людей" и др. Данное полезное свойство, является, с одной стороны, неотъемлемым атрибутом земли как таковой, а, с другой стороны, напрямую увязывается с необходимостью обихаживания земли, отдачи ей сил, подкрепленных знаниями о правильном с ней обращением: "Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь", "Кто землю лелеет, того земля жалеет" и др. Некоторые пословицы соединяют аспекты труда и отдачи, устанавливая простую причинно-следственную связь, другие акцентируют внимание на тяжести и ответственности труда земледельца: "Тот землю уходит, кто за серпом соху водит" (то есть вовремя пашет), "Землю пахать – не в бабки играть", "Нет плохой земли, есть плохие пахари".

Вопреки распространенному суждению о фаталистичности русского менталитета, пословицы в большинстве случаев ставят урожай, прибыток в зависимость от усилий работника, а не Божьей воли, природных стихий или естественного плодородия. Пословицы такого рода, как "Нет плохой земли, есть плохие пахари", "Мерзлая земля скажется, только руку приложи" и т.п. преобладают в абсолютном и относительном исчислении (11 текстов – 39%) над текстами вроде "Бог не даст и земля не родит", "Не земля родит, а год", "Не земля хлеб родит, а небо " (5 текстов – 18%). Да и в формировании текстов последнего ряда следует искать, видимо, не традиционное русское "авось" - думается, его институтообразующая роль явно преувеличивается массовым сознанием - а достаточно жесткие природно-климатические условия (принадлежность почти всей российской территории к зоне рискованного земледелия), помноженные на примитивную сельскохозяйственную технологию.

Иным сторонам взаимоотношений "земля - человек" посвящено небольшое количество пословиц. Почти не затрагивается аспект собственности на землю (его можно усмотреть в двух текстах - 7%), что свидетельствуют о несформированности института частной земельной собственности. Пословица "Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за сохой ходит" обусловливает право обладания землей трудом на ней. Подобную трактовку можно дать и пословице "Без хозяина земля круглая сирота": слово "хозяин" полисемично и контекстуально по своим смыслам, соотносится с куда более широким спектром субъект–объектных отношений, нежели "собственник" и подразумевает не только право распоряжения объектом, но приложение творческих усилий . Отметим, что в условиях слабости институционального оформления отношений крестьянина и земли получала распространение апелляция к внеправовым, прежде всего моральным и религиозным, обоснованиям права владения своим участком, который фактически являлся жизненным пространством.

И, наконец, небольшая часть пословиц упоминает свойства и функции земли, не связанные непосредственно с воспроизводством жизненных ресурсов. Три пословицы характеризует землю как последнее пристанище (11%), ту материю, в которой находит свой конец все – и худое, и доброе. Земля как источник жизни вообще упоминается в 1-й пословице (3,5%) .

* * *

Итак, анализ части корпуса текстов, характеризующих сферу массового сознания русского народа, - пословиц, позволяет утверждать, что в период их формирования и активного воспроизведения (XIX в.) ценностное отношение к земле как атрибуту повседневности было уже в значительной степени десакрализовано, хотя земля и воспринималась обыденным сознанием в качестве неотъемлемого элемента миропорядка, данного Богом человеку для удовлетворения его жизненных потребностей (прежде всего - в пропитании). Эту свою функцию она способна реализовать лишь в совокупности с другими природными началами и Божьей волей, с одной стороны, и с непрекращающимися усилиями по ее возделыванию человеком – с другой. Таким образом, земля предстает как сфера совместной деятельности Бога и человека, в которой именно от человека зависит подтверждение богоданных, атрибутивных функций земли. В то же время процесс рационализации отношений "человек - земля" остался незавершенным. Во многом – из-за несформированности институциональных предпосылок. Земля уже оценивалась как средство производства ("добрая" либо неухоженная), но не мыслилась как предмет торга, объект купли–продажи. Несмотря на позднейшие институциональные перемены, которые, впрочем, сопровождали чередование реформ и контрреформ, отношение к земле как объекту собственности, такому же, как иные виды недвижимого имущества, в обществе не сложилось. Мы не будем оценивать плюсы и минусы сугубо инструментального отношения к земле и роль институциональных и ментальных факторов в его складывании. Представляется интересным измерить значимость земли в качестве одной из ценностей массового сознания россиян в свете новой волны аграрных реформ как методами социологических опросов, так и качественного и количественного анализа текстов, создающихся в различных сегментах общественного духовного производства.

Список литературы:

1. Цит. по: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 193.

2. Ключевский В.О. Сочинения. В 9т. Т. 2. М., 1987. С. 282.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2000.

4. Русские пословицы и поговорки. М., 1988.

5. См.: Фасмер М. Энциклопедический словарь русского языка. В 4т. Т. 4. СПб., 1996. С. 254.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://studlib.ru/



1. Реферат на тему Photographing Fairies Essay Research Paper Photographing Fairies
2. Статья К вопросу о переводе интертекста
3. Реферат на тему Бородино
4. Реферат на тему Стратегии менеджмента М Портера
5. Реферат Формы и методы предъявления задач на уроках физике на материале изучения темы Изменение агрегатн
6. Сочинение на тему Образы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание
7. Реферат Понятие и значение криминалистики
8. Реферат на тему Carbohydrates Essay Research Paper CarbohydratesIntroductionCarbohydrates are molecules
9. Диплом на тему Обоснование необходимости реконструкции ОАО ФанДОК
10. Реферат Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изм