Статья

Статья Судьба советского марксизма

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 14.11.2024



Судьба советского марксизма

С.И.Рудаков (Воронеж)

Кризис советского общества носит характер реставрации буржуазных отношений. Перерождение общества заставляет по-новому осмысливать целостность исторического развития страны после 1917 года. Мы убеждены, что эволюция советского строя представляет собой закономерный поступательный процесс, что всякому новому этапу экономического и политического развития предшествовала выработка новых духовных ориентиров, и что, следовательно, нынешнему кризису способствовали определенные особенности советского марксизма.

Более семидесяти лет развития советской марксистской мысли обнаружили ее удивительно противоречивую природу. Наши обществоведы, пытавшиеся овладеть методом К.Маркса и одновременно развить его в новых социальных условиях, на самом деле, с одной стороны, во многом упрощали марксизм и, с другой стороны, занимались его апологетикой. Догматизм был продолжением и следствием в значительной степени домарксистского прочтения К.Маркса. В философии это выражалось в чрезмерном сближении диалектического материализма либо с домарксистским материализмом, либо С домарксистской диалектикой. В политэкономии теория прибавочной стоимости трактовалась с уступками вещистскому и количественному пониманию экономических отношений. В научном коммунизме отказ от идеи диктатуры пролетариата с построением основ социализма знаменовал собой понимание коммунистической формации как "нормального" общества, соответствующего природе человека. Советский марксизм, приближаясь к Марксу, одновременно содержал в себе и червоточину, из которой развились нынешние его ренегаты.

Все это отчетливо выявилось уже в 20-е годы. Дискуссии механистов и деборинцев были для последующего развития советской философии таким же источником, каким для буржуазной классики стала философия XVII в. Механисты толковали диалектический материализм с уступками не всему материализму ХУП-ХУШ веков, а именно механицизму XVII в., представленному Гоббсом. Родство между ними состояло в серьезных рецидивах плюралистического номинализма и механицизма, допускавшихся В.И.Сарабьяновым, И.И.Степановым и др. Любопытно было бы посмотреть, как К.Маркс отреагировал бы на слова своего советского последователя: "Свести вещь или процесс к физическим процессам означает объяснить эту вещь во всех ее проявлениях движением последних известных нам самодвижущихся частиц, из которых она состоит. Механисты ХУП-ХУШ веков формулировали так же, но атомы или виды, с их точки зрения, не обладали самодвижением, и на этом механика того времени сорвалась"[1][1]. Мир понимался механистами как простая совокупность вещей. О нем нельзя говорить в целом, так как "мир как все, как бесконечное единство нельзя определить, ибо его нельзя подвести под что-то большее, его нельзя сравнивать с чем-нибудь другим, то есть с миром нельзя оперировать с помощью категории качества"[2][2]. Материалистический монизм толковался как нахождение простого сходства, одинаковости в многообразии действительности. Механисты тем самым "не дотягивали" не только до Маркса, но и до Гегеля, и до французских материалистов. Вместе с тем первые советские философы осознавали необходимость соединения материализма и диалектики, они понимали, последователями кого они являются.

Механистская философия стала идеологией политики и экономики "военного коммунизма". Философия метафизической одинаковости была методологией упрощенного обобществления, развернувшегося в первые годы Советской власти. Однако и философия, и политика были объективно обусловлены. Ведущая роль в экономической системе пролетариата, находящегося в окружении патриархального крестьянства, неизбежно требовала таких форм в бытии и сознании. Обоснованно писали Г.Бордюгов и В.Козлов: "Мы солидарны с теми историками и публицистами, которые на основе анализа фактического материала, либо руководствуясь политической интуицией, почувствовали, что разгадка ряда ключевых проблем нашей истории в спрессованном виде лежит в периоде "военного коммунизма"[3][3]. Первый этап нового общества всегда связан с воинствующим материализмом, так как стоит задача защитить новые отношения. Однако затем наступает эволюционно-диалектическая стадия.

Механистов сменила деборинская школа. Всячески подчеркивая рациональное содержание метода -Гегеля, деборинцы, в действительности своим диалектическим плюрализмом мышления делали уступки Лейбницу. Так, например, А.М.Деборин писал: "Действительность есть совокупность "активных" идей-реальностей"[4][4].

Деборинская школа имела своей социальной основой переход общества от политики "военного коммунизма" к НЭПу. Сочетание противоположностей на практике требовало такого же сочетания и в теории. Вместе с тем НЭП, будучи продолжением политики "военного коммунизма" в новых условиях, отличался существенным ограничением свободы товарно-денежных отношений со стороны пролетарского государства[5][5]. Неудивительно поэтому, что и понимание диалектики НЭПа деборинцами и механистами при всех их различиях было близким друг другу. Для механистов НЭП как синтез противоположностей был политикой, "...развивающей социализм и способствующей (пока) абсолютному (не относительному) росту капитализма"[6][6]. Деборин же писал, что "НЭП есть реальная возможность социализма Социализм в НЭПе есть "внутренняя" сторона, еще не развившаяся, но в процессе дальнейшей эволюции становящаяся внешним, то есть осуществляющимся"[7][7]. В одном случае противоположности трактовались как внешние друг Другу, в другом - как встроенные друг в друга, но и там, и там не видно механизма их взаимопорождения, взаимообусловливания.

Как в философии XVII в. обозначившиеся полюса упрощенного материализма и витиевато-диалектического идеализма стимулировали рождение и развитие философских систем Гассенди, Спинозы, так и в конце 20-х годов философские идеи Н.И.Бухарина, А.А.Варьяша, пытавшихся синтезировать идеи механистов и диалектиков, лишь четче обозначили, что последние составляют две стороны одного и того же процесса, и что попытки синтеза, остающиеся на той же методологической основе, грешат непоследовательностью и по части материализма, и по части диалектики. Отсюда эклектика Бухарина. Его идея о равновесии, периодически нарушаемом, есть деборинская ветвь, к которой привили механицизм.

Философия НЭПовского периода была неразрывно связана с философией и политикой. В политэкономии господствовала школа И.И.Рубина, в политике диалектические тона определяли Г.Е.Зиновьев и Л.Б.Каменев. Политика сочетания противоположностей неизбежно подводила к необходимости перелома. Равномерное развитие и общественного, и частного хозяйства не могло происходить долго. Представляется вполне обоснованной позиция И.В.Сталина, которую он высказал на конференции аграрников-марксистов в 1929 году: "Можно ли в продолжение более или менее долгого периода времени базировать Советскую власть и социалистическое строительство на двух разных основах - на основе самой крупной и объединенной социалистической промышленности и на основе самого раздробленного и отсталого мелкотоварного крестьянского хозяйства? Нет, нельзя. Это когда-нибудь должно кончиться развалом всего народного хозяйства"[8][8].

Переход к новому уровню целостности советского общества сопровождался в философии переходом от издержек плюралистического мышления 20-х годов к монизму. Этот переход аналогичен процессу развития домарксистской философии. Классический материализм французских просветителей знаменовал собой вступление рождающегося капитализма в зрелую фазу становления. Философский монизм стал другим выражением монизма гражданского. В советской философии преобладание материалистической проблематики в 30-50-е годы явилось первой фазой монистического прочтения К.Маркса советскими философами. М.Б.Митин и другие справедливо упрекали деборинцев за чрезмерный отрыв метода Гегеля от его системы и сближение этого метода с марксистской философией. Однако монизм философов этого периода был непоследовательным. Он толковался с уступками французским материалистам. Как и у последних, непонимание идеальной природы сознания оборачивалось тем, что черты организменности и субъектности переносились на саму природную субстанцию. В итоге, диалектический материализм оставался упрощенным. Гегелевская философия оценивалась как аристократическая реакция на французскую революцию.

Как материализм XVIII в. стал идеологией французской революции, так этап "метафизического материализма" 30-х - 50-х годов в нашей философии освящал "советское якобинство". И равно как якобинцы пришли к тому, что не справляясь с жизненной диалектикой и упрощая ее, стали заносить в число врагов своих вчерашних сторонников, так и в сталинский период, делая необходимый шаг в направлении более жесткой целостности, сталинисты совершили множество непростительных ошибок.

Выражением незрелости философского принципа монизма в социальной теории и практике явилось упрощенное понимание социально-экономического и политического единства советских людей. Отсюда - искусственное стирание различий между общегосударственной и кооперативной формами собственности, не говоря уже о мелкой трудовой частной собственности. В политической сфере советское государство понималось как общенародное в той степени, в какой с врагами народа было покончено. В этом смысле при всей противоположности сталинский и горбачевский периоды советской истории (остальные можно пропустить как промежуточные) имеют общую основу (как имели ее в свое время якобинство и империя Наполеона I). Таковой основой было преувеличение социального и политического единства общества, неоправданное рассмотрение его как уже построенного в основе своей социализма. Горбачевское "новое мышление" явилось закономерным результатом того внутреннего содержания, которое было заложено в понимании социализма в конце 30-х годов. Идеи общенародного государства, сочетание плана и рынка, Советской власти и плюрализма явились следствием концепции построенного социализма, в котором все слои и группы едины. Патриархальность крестьянской страны, обусловившая специфику сталинского периода, в новых, неэкстремальных условиях обернулась раковой опухолью перерождения общества, которая, если ее не удалить, ведет к гибели социального организма.

Философской основой горбачевского периода стала диалектика советских "гегельянцев", главой которых по праву считался Э.В.Ильенков[9][9]. Чрезмерное сближение Гегеля и Маркса вело к абсолютизации антиномичности, хитрой замысловатости развития. Разрешение противоречия отодвигалось в неопределенность. "Метафизическо-материалистический" период 30-х - 50-х годов третировался. Бонапартистская тактика лавирования М.Горбачева с целью примирить и правых и левых, и сепаратистов и федералистов, возвысившись при этом и над теми, и над другими, и давая процессу отчасти развиваться самотеком, имела своей основой рецидивы созерцательно-гегелевского подхода к диалектике. Измена Горбачева облегчалась тем, что разложение "гегельянско-бонапартистского" периода становления социализма в стране породило, как свое логическое завершение, крайне вульгарные представления о диалектике, товаре, государстве даже среди тех, кто не отрекся от Маркса и Ленина.

Сегодня нельзя быть марксистом, не развивая марксизм и не оставаясь при этом приверженцем идей диктатуры пролетариата - пока существует государство трудящихся, классовости общества - пока существует неодинаковое отношение к средствам производства, разных форм собственности - пока сохраняется технологическая неоднородность. Однако, чтобы отстоять эти идеи, многое в марксизме следует уточнить, сказать много нового.

Процесс зрелого марксистского видения К.Маркса в советском обществознании уже начался. Мы имеем в виду работы проф. В.А.Вазюлина. Ему впервые удалось снять противопоставление материализма и диалектики, столь свойственное для всей истории философии, и в значительной степени для философии советской. В результате вскрытая им логика, метод "Капитала" К.Маркса предстает не как логика предмета вообще, а как логика определенного, реально существующего предмета, из чего следует, что никакая диалектическая схема развития не может быть превращена в догму. Такой подход стал возможен благодаря зрелому освоению материалистического понимания истории, рассмотренному философом в работе "Логика истории". Следует предполагать, что широкое распространение и всеобщая популярность идей В.А.Вазюлина совпадут с окончанием кризисных явлений советского строя и вступлением общества в стадию зрелого[10][10] социализма, когда возможность новых реставраций станет чисто формальной.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ilhs.tuc.gr/





[1][1] Сарабьянов Вл. В зящиту философии марксизма. М.-Л., 1929. С. 154.

[2][2] Коммунист. 1990. N 12. С. 5.

[3][3] Коммунист. 1990. N 12. С. 30.

[4][4] Деборин   А.М.   Введение   в   философию   диалектического материализма. М.-Л. 5-е изд. 1930. С. 244.

[5][5] См., например, НЭП и хозрасчет.  М., 1990. С. 19-26.

[6][6] Сарабьянов Вл. В защиту философии марксизма.  М.-Л., 1929. С. 117.

[7][7] Под знаменем марксизма. 1926. N 1-2. С. 76.

[8][8] Сталин И.В. К вопросам аграрной политики в СССР. М., 1951. С. 7.

[9][9] Это утверждение представляется спорным. Несмотря на свои серьезные недостатки и ограниченность, концепция Э.В.Ильенкова представляет собой важный этап в истории советского марксизма.Наее основе возникла научная философская школа, пока единственная в советском марксизме. Тот факт, что в частных науках идеи Э.В.Ильенкова нашли широкое распространение, свидетельствует о том, что они имеют не случайный характер и отвечают потребностям философии частных наук на определенном уровне ее развития. По нашему мнению, Э.В.Ильенков относится к классикам советской науки и его концепция представляет собой этан восходящею развития советского марксизма. Во время же "перестройки", связываемой с именем М.Горбачева, господствует процесс разложения и разрушения советского марксизма, нигилистическое отрицание всякой, в том числе и гегелевской, диалектики с позиции обыденного сознания, и пресловутого "здравого смысла" – Прим. ред.

[10][10] Выделение особой стадии «зрелого социализма» представляется весьма спорным – Прим. Ред.

1. Реферат Хейз, Резерфорд Бёрчард
2. Реферат на тему Греческая колонизания Херсонес
3. Реферат на тему Mandela Essay Research Paper He was inaugurated
4. Реферат на тему Killer Angels Essay Research Paper Most people
5. Шпаргалка Шпаргалка по Экономике предприятия 3
6. Реферат на тему The Professor And The Madman Essay Research
7. Курсовая на тему Кредит его принципы и формы
8. Контрольная работа Реализация процессного подхода при создании системы менеджмента качества
9. Контрольная работа Захист капіталів банків від недобросовісних зайомників кредиторів і конкурентів
10. Реферат Понятие, структура, классификации основных средств