Статья

Статья Местное самоуправление и особенности социальной работы с местным сообществом

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024



Местное самоуправление и особенности социальной работы с местным сообществом

А.В. Чабанова

Реформы, проводимые в нашем обществе на протяжении последних нескольких лет, привели к существенным изменениям характера и форм социальных отношений, к утрате многими людьми привычного социального статуса, к несоответствию стереотипов жизненного опыта реальной ситуации, к неопределенности перспектив собственной жизни и дальнейшего пути развития общества. Люди столкнулись с трудностями и проблемами, которые не всегда возможно преодолеть самостоятельно.

По ряду объективных причин на происходящие в обществе перемены оказалась не в состоянии адекватно отреагировать система социальной защиты, отлаженный до автоматизма механизм которой мог бы несколько смягчить удары радикальных реформ по наиболее уязвимым группам населения.

В сложившейся ситуации необходимость проведения грамотной социальной политики и оказания социальной помощи гражданам стала очевидной. При этом речь идет не только о реформировании системы социальной защиты, направленной на поддержку человека в трудных жизненных ситуациях и устранение источников подобных ситуаций, оказываемой, прежде всего, в виде социального страхования, социального вспомоществования, социальных услуг и т.п., помощи материально-финансового характера, но и о создании и развитии новых для нашей страны форм социальной помощи – социальной работы и социальной педагогики, направленных на защиту прав и интересов граждан, компенсацию физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих их полноценной жизнедеятельности, мобилизацию индивидуальных возможностей самого человека для самопомощи и самореализации.

Значение последних обусловлено, помимо прочего, следующим обстоятельством. Социальная защищенность граждан характеризуется в том числе достигнутым уровнем физической, материальной, экономической безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, означающим, что выживание гарантировано, его можно принять как должное, и детерминированным определенным уровнем экономического процветания общества, а также более или менее равномерным и надежным распределением в обществе богатств и опыта. Наличие или отсутствие «чувства экзистенциальной безопасности» [2], уровень субъективного благополучия определяет характер ценностей, доминирующих в обществе. В данном случае имеет значение прежде всего не реальное экономическое положение человека, а его субъективное ощущение, что обусловливает, учитывая положение дел в нашем обществе, важность активной социальной работы с населением. Нельзя недооценивать в нынешней ситуации роль социальных педагогов, от деятельности которых зависит, как будет развиваться подрастающее поколение, в каких условиях станет происходить формирование базовой структуры личности современного ребенка или подростка, что в существенной степени определит то, каким будет российское общество через 10 – 20 лет.

Одной из тенденций осуществления социальной политики, развития системы социальной защиты и социальной помощи в современных российских условиях является тенденция к их децентрализации и, конкретнее, к муниципализации. Это означает, что основная нагрузка по оказанию социальной помощи, обеспечению социальной защищенности граждан в первую очередь ложится на органы местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что система местного самоуправления также пережила за последние годы значительные изменения. Фактически можно говорить и возрождении местного самоуправления: изменился его политико-правовой статус, оно перестало входить в систему органов государственной власти, приобрело демократический характер с точки зрения формирования управленческих структур. Кроме того, изменились приоритеты и функции местного самоуправления – в силу своей непосредственной близости к местному населению, оно сосредоточивает свое внимание на обеспечении условий повседневной жизни, в которых реализуются насущные потребности и интересы местных жителей. Таким образом, местное самоуправление оказывается той управленческой структурой, на уровне которой оказание социальной помощи может быть организовано наиболее эффективно. Это связано с возможностями учета в масштабах конкретного муниципального образования значительно большего спектра жизненных забот и нужд людей, оказания адресной и индивидуализированной социальной помощи, более рационального использования местных финансовых, материальных, кадровых, социальных ресурсов. То есть местное самоуправление – и это подтверждается всей мировой и дореволюционной отечественной практикой – выступает политико-правовой и организационно-управленческой формой, наиболее адекватной смыслу и задачам социальной защиты и социальной помощи населению.

Однако существования и функционирования (далеко не всегда эффективного) формальных организационных структур местного самоуправления недостаточно как для оказания гражданам действенной социальной поддержки, так и для решения большинства местных проблем. Одним из условий успешного функционирования местного самоуправления является непосредственное участие в нем местных жителей, их вовлеченность в решение вопросов местной жизни.

Характерно, что несмотря на появление возможностей существенно влиять на условия и качество собственной жизни, непосредственно участвовать в управлении обществом, которые открылись с развитием в нашей стране местного самоуправления, социальная активность граждан остается весьма низкой. Это объясняется целым рядом причин: традиционно негативным, недоверчивым, отчужденным отношением населения к любым властным структурам, низким уровнем правовой и гражданской культуры, неуверенностью в успехе своего участия, социальным пессимизмом, обусловленным в том числе экономическими трудностями, с которыми столкнулось большинство граждан, и неопределенностью дальнейшего развития социально-экономической ситуации и т.д.

Особое место среди факторов, обусловливающих низкую социальную активность населения, занимают низкий уровень межличностного доверия, гражданской инициативности и ответственности, неразвитость социальных связей и взаимодействий в рамках определенной территории – то, что в целом характеризует степень самоорганизации местного сообщества, его способность самостоятельно организовать взаимодействие с целью обеспечения своего оптимального функционирования и развития. Чтобы быть эффективным, любые преобразования, решение проблем, затрагивающие широкие слои населения, нуждаются в непосредственном вовлечении различных люде и социальных групп, а не только очевидных сторонников и заинтересованных лиц в широкой гамме поступательных общественных инициатив. То есть успешные изменения нуждаются в массовой поддержке, в общей заинтересованности людей в благополучии своего города, района, села. Такая поддержка и заинтересованность невозможны без наличия доверия между людьми, терпимости отношениях между ними, недостаток которых особенно остро ощущается в ситуации, в которой находится сейчас российское общество.

Социальные работники и социальные педагоги – те, кто способен помочь людям преодолеть недоверие по отношению к другим, к власти, к обществу в целом, увидеть связь своих личных интересов с процветанием территории, на которой они проживают, привлечь их к участию в решении тех или иных местных проблем, тем самым помочь им интегрироваться в социум и преодолеть собственные трудности.

В этой связи уместно вспомнить о том, что социальная работа как особая сфера деятельности возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков в городских районах с целью изменить общественные отношения посредством модификации системы социальных связей в рамках отдельных территориальных общин. Исторически социальная работа формировалась либо как альтернатива традиционным общинным связям, ослабевающим или прерывающимся по тем или иным причинам (как это было в Европе), либо как создание новых, более современных форм социальных связей (пример США).

Внимание социальных работников Западной Европы и Америки к местным сообществам было обусловлено рядом причин. Во-первых, пониманием того, что в территориальной общине сосредоточены многие частные стороны жизнедеятельности индивидов и социальных групп, являющиеся важнейшими элементами их образа жизни, – школы, больницы, транспорт, коммунальные услуги, родственно-семейные связи, дружеское общение и т.п. Локальная община в известном смысле противопоставлялась макромасштабным социальным процессам и формам социальной организации, навязанным сверху, как «единственная среда, где возможно сохранение истинно человеческих ценностей и образа жизни» [6; 93]. Во-вторых, в сфере идеологии и массового сознания было распространено убеждение, что прогресс и демократия полнее осуществляются в небольших локальных общинах.

Общинная идеология социальной работы стала ответом на объективные процессы, приведшие к бюрократизации, обезличению межчеловеческих отношений, вымещению их первичных форм формализованными, росту неадаптированности людей, их отчужденности от общества, чувства одиночества, неуверенности в себе, социального пессимизма. То есть идеологической предпосылкой возникновения социальной работы была вера в то, что коммунальные, общинные формы социальной жизни лучше, чем бюрократические, обезличенные. Трансформировать же общественные отношения в заданном направлении представлялось возможным исходя из принципов развития локальной демократии всеобщего участия.

Социальная работа, благодаря которой «американцы обрели друг друга», «новая цивилизация нашла новые способы объединения людей – все реже с помощью убеждений и веры, традиций или территории, а чаще – с помощью общих усилий и общего опыта, организации повседневной жизни, характера самосознания» [1; 40], до сих пор служит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприятных условий жизни. Именно поэтому она может сыграть важную роль в активизации участия населения в местном самоуправлении, в оптимизации функционирования этого социального института и, следовательно, в совершенствовании и развитии системы социальной защиты и социальной поддержки населения.

Какие же задачи стоят в этом плане перед социальными работниками и социальными педагогами, какого рода усилия они должны предпринимать, чтобы их достичь?

Традиционно акцент при социальной работе с общинами, коллективами делался на распространении среди жителей профессиональных знаний и умений, которые позволили бы им решить свои коллективные проблемы, эффективно обращаться в общественные или государственные организации. И сейчас важным направлением социальной работы с общиной остается развитие гражданской и правовой культуры местных жителей, включая формирование у них ценности участия в делах местного сообщества, в местном самоуправлении, привычки к участию в деятельности формальных организаций и добровольных ассоциаций, навыков выполнения типовых формальных процедур и т.п. Отсутствие подобных ценностей, навыков, опыта объясняется в том числе закреплением в условиях низких социальных возможностей культурных стереотипов об исключенности «простых» людей из общественной деятельности. Открывая для людей возможности участия в жизни местного сообщества, социальные работники и педагоги способны сформировать у них привычку обращаться за помощью в общественные организации, государственные структуры, органы местного самоуправления,. Подобные обращения оптимизируют деятельность этих структур, приучают их в большей степени отзываться на реальные нужды людей, обращают их внимание на наиболее болевые точки социальной жизни.

В задачи социальной работы с территориальным сообществом входит также выработка «мы-чувства» общины, укрепление сознания общности у жителей данного района, села, города, чувства причастности ко всему, что происходит на территории их проживании. Истинное чувство общности формируется только в процессе участия и взаимодействия, поэтому значительное внимание социальных работников и педагогов должно концентрироваться на интеграции индивидов и групп в общине, их включении в общинную деятельность, решение вопросов и проблем жизнедеятельности местного сообщества, определение приоритетов его дальнейшего развития. Посредством взаимодействия в общине люди «обретают сознание своей локальной общности; они устанавливают способы совместного действия, вносят свои небольшие модификации в культуру и свой способ адаптации к ней» (Брюннер, Халленбек, 1955; цит. по: [6; 97]). Таким образом, взаимодействие рассматривается как основа возникновения общих интересов и нужд местного населения, совместной выработки механизмов их удовлетворения, основа социального развития и согласия.

Возможными путями повышения локальной активности в современных российских условиях могут стать попытки участия в решении проблем, связанных, в частности, с реструктуризацией районов проживания (прокладки дорог, строительства в жилых массивах офисных зданий, предприятий, мостов, автомобильных стоянок), экологических проблем (вырубки деревьев, нарушения зеленой зоны, загрязнения окружающей среды и т.п.), решения конкретных задач (обустройство и улучшение работы школ, организация зон отдыха, детских и спортивных площадок и пр.).

Социокультурные процессы, происходящие в обществах, характеризующихся синдромом «утраты идентичности» (как, например, Россия или объединенная Германия), поставили вопрос о необходимости создания новой системы социальных связей и отношений. Ответом на него стала, в частности, теория создания социальных сетей, ориентирующая социальных работников и педагогов на формирование соответствующих социальных связей по месту жительства. Акцент в их деятельности должен ставиться на взаимодействии групп и «узлах контактов» на определенной территории как факторах формирования внутри территориального сообщества новых социальных связей. Одним из вариантов решения этой проблемы является объединение людей в ассоциации, которое дает возможность не только добиться поставленных задач, но и убедиться в своих возможностях и силе. Довольно часто препятствием участия людей в жизни местного сообщества является их собственный или чужой неудачный опыт. И хотя бы минимальных успех на этом поприще помогает преодолеть убежденность людей с своей ненужности и некомпетентности в данном вопросе, что в свою очередь укрепляет веру в себя и собственные силы, формирует умение взаимодействовать с другими людьми при достижении своих целей и решении своих проблем. Общественные ассоциации, объединения имеют гораздо больший доступ в официальные управленческие структуры и меньше шансов остаться неуслышанными или проигнорированными. «Общественные ассоциации наводят мосты между публичной сферой и органами власти. Они видят себя помощниками формальных институтов власти». Их задача – «преодолеть бессилие разобщенных индивидов, создавая связи между людьми» [3; 37].

Местные органы управления, если они стремятся эффективно решить проблемы своего муниципального образования, не могут не обращать внимания на деятельность гражданских ассоциаций, не взаимодействовать с ними. Сотрудничество органов местного самоуправления и местной общественности способствует разрешению и профилактике реальных и потенциальных конфликтов, укреплению авторитета местной власти, расширению базы политической поддержки. Кроме того, диалог формальных управленческих структур с неформальными образованиями помогает выработать общую платформу для решения тех или иных проблем, определить характер проблемы и подходы к ее решению.

Развитие гражданского общества, понимаемого как совокупность организаций разного назначения, между которыми складывается система социальных отношений вне государства, как реальное развитие по линии гражданских инициатив, новых социальных движений и иной «низовой» активности подобного рода ведет к коренному изменению образа жизни людей, давая им возможности проявления социальной и гражданской активности.

Многие россияне за период реформ лишились привычного места работы, соответствующего полученному образованию и квалификации, и вынуждены зарабатывать на жизнь деятельностью иного рода, часто не приносящей удовлетворения и не отвечающей уровню способностей и интересам. Участие же в добровольных ассоциациях, деятельности местного сообщества может стать сферой самореализации личности и, кроме того, каналом продвижения индивидов по социальной лестнице.

Многообразие местных проблем обусловливает возможность удовлетворения разнообразных интересов, реализации знаний и навыков благодаря участию в общинной деятельности. Это может быть охрана природы, работа с детьми и юношеством, помощь пожилым людям, организация досуга, спортивных и культурных мероприятий и т.п.

Таким образом, привлечение людей к участию в ассоциациях, деятельности общины позволяет не только укрепить социальные связи, но и развивать функциональные интересы в различных группах и организациях местного сообщества. открывая возможности для самореализации и самоутверждения личности.

Особым вниманием социальных работников и педагогов должны пользоваться наиболее ущемленные слои населения. Пассивность наименее обеспеченных слоев, дезинтегрированных, дезадаптированных, маргинальных групп часто приводит к тому, что все вопросы. касающиеся этой части населения, решаются практически без его участия. В результате решения, принимаемые местными органами власти, как правило, отражают далеко не все точки зрения и интересы.

Социальный работник должен привести людей к пониманию того, что если вы – не участник управления, то вы его объект. Объектами же, в первую очередь, становятся те, кто признается самим собой или другими настолько занятым вопросами элементарного выживания, что не может быть вовлечен в общественную деятельность.

Для людей, неудовлетворенных взаимодействиями с «большим» обществом», актуальной является способность эффективных локальных общин выполнять по отношению к своим членам компенсаторную функцию, по крайней мере в моральном и идеологическом плане. Следует заметить, что развитие общинных связей отнюдь не означает того, что индивид постепенно отказывается от ориентации на другие районы метрополиса, на «большое» общество, теряет психологическую и пространственную мобильность, замыкается в своей общине. Напротив, местное сообщество может стать первым шагом на пути к реинтеграции индивида в большой социум, а социальные работники и педагоги – посредниками и помощниками в этом процессе.

В целом, социальная работа с местным сообществом позволяет индивиду понять тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Участвуя в совместных действиях, в разрешении конфликтных ситуаций, он учится терпимее относиться в другим людям, лучше понимать их. В результате формируется общее понимание, согласие по поводу сути проблем, что в конечном счете обусловливает возможность выработки и реализации единого, наиболее адекватного решения, учитывающего разные точки зрения и мнения разных людей. В процессе участия люди также учатся самоуважению, более глубокому чувству группового единства и значимости сотрудничества [3; 33]. Вообще, собственный непосредственный опыт человека способен оказывать влияние на его мироотношение, способствовать переформированию убеждений, позиций и ценностей на индивидуальном уровне. «Люди чутки к тем аспектам реальности, которые прямо их затрагивают» [2]. Это значит, что, воздействуя на жизненный опыт индивидов, изменяя их ближайшую социально-экономическую среду, социальные работники и педагоги способны влиять и на культуру и жизнь общества в целом.

Социальные работники и педагоги, оказывая социальную поддержку наиболее уязвимым слоям населения, вовлекая граждан в общинную деятельность, способствуют интеграции и самоорганизации местных сообществ, территориальных и соседских общин, их становлению в качестве субъектов общественного развития, росту социальной активности граждан, формированию новых социальных связей, развитию общественных ассоциаций, достижению понимания сущности и социальной ценности феномена самоуправления, то есть создают условия, объективно необходимые для развития местного самоуправления и более успешного решения местных проблем.

Социальные работники и педагоги – не единственные субъекты оказания социальной помощи. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективен интегральный подход к осуществлению социальной защиты, социальной поддержки населения, когда взаимодействуют отдельные граждане, семьи, общественные организации, социальные службы и муниципальные структуры.

Одной из функций последних является обеспечение социальной защиты и организация социальной помощи населению в рамках конкретного муниципального образования. Поэтому местная власть, действительно имеющая намерение повысить качество жизни на своей территории, обеспечить достойные условия жизнедеятельности и самореализации личности, должна уделять соответствующее внимание формированию корпуса социальных работников и социальных педагогов, вести с ними постоянный диалог, определяя приоритеты дальнейшего сотрудничества и развития.

Список литературы

1. Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт / Пер. с англ.; Под общ. ред. и с коммент. В.Т. Олейника. М., 1993.

2. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4.

3. Мэтьюз Д., Макафи Н. Политика местной общины. М., 1993.

4. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997.

5. Социальные проблемы в политике местных органов власти США: Сб. обзоров. М., 1994.

6. США глазами американских социологов. Кн. 1. М., 1982.

7. Шеденков А.С. Социальная защита в условиях местного самоуправления. Белгород; Новомосковск, 1995.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru



1. Диплом Пути улучшения финансового состояния предприятия на примере ООО Жилтрест 1
2. Лекция на тему Диеновые углеводороды 2
3. Контрольная_работа на тему Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
4. Реферат на тему Panda Ecology Essay Research Paper Giant Pandas
5. Диплом на тему История села Кольчугино
6. Книга Физиотерапевтические процедуры
7. Курсовая на тему Технология изготовления рычага
8. Реферат Заслуженные деятели науки Узбекистана
9. Реферат на тему Lord Of The Flies And Society Butt
10. Контрольная работа на тему Философская антропология