Статья

Статья Архангельский собор Московского Кремля 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024



Архангельский собор Московского Кремля


1505-1508.  Москва, Россия

 «В южной — «княжеской» — части Соборной площади, напротив Благовещенского собора возвышается Архангельск собор, бывший до конца. ХVIII века усыпальницей великих князей и царей.

По преданию, еще в ХIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Хоробритом.



В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом Архангела Михаила. По свидетельству летописи, он был самый большой из построенных в то время в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами Архангельского собора. С тех пор собор стал усыпальницей великих князей московских и их ближайших родственников — удельных князей.

В последней трети ХУ века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505-1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор. Строительство его и колокольни Ивана Великого завершило формирование архитектурного ансамбля Соборной площади. Храм-усыпальница является одним из основных зданий этого ансамбля, для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, а пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре,— группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Известно, что первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне которого резьба читалась еще четче. Закомары венчали декоративные сосуды — фиалы, а кровлю покрывала черная и красная черепица. За почти пятисотлетнюю историю жизни Архангельский собор изменился. Не сохранилась, в частности, крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади.

Здание собора неоднократно горело и ремонтировалось. Восстановительные работы проводились на протяжении ХVIII века под руководством И. Мичурина в первой половине и Д. Ухтомского — во второй половине столетия. Тогда здание оказалось в аварийном состоянии, и по проекту В. Баженова в 1772 году было укреплено с южной стороны белокаменным контрфорсом. Возможно, именно в ХVIII веке центральная шлемовидная глава была заменена луковичной.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей. Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.

Впервые Архангельский собор был расписан во второй половине ХVI века, во время правления Ивана Грозного. Фрагменты стенописи сохранились в алтарной части и на алтарной преграде. В центральном помещении собора они тоже сохранились, но весьма своеобразно — не в первозданном виде, а в редакции художников середины ХVII века.

По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков, Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев — сделали тщательные прориси, т. е. переводы на бумагу, с живописи второй половины ХVI века. Работы в соборе продолжались с перерывами до 1666 года. В них участвовали не только художники Оружейной палаты, но и ярославцы Иосиф Владимиров и Иван Филатьев, костромичи Гурий Никитин и Сила Савнин, новгородцы и калужане (всего более 100 человек). Симон Ушаков, глава жалованных изографов, «отбирал» живописцев для исполнения этого ответственного заказа. И в ходе работы мастера полностью повторили первоначальную роспись собора, расположили сюжеты в прежнем порядке.

Раскрытая во время последних реставрационных работ, проводившихся в соборе в конце 1970 — начале 1980-х годов, от наслоений ХVIII— ХIХ веков, стенопись привлекает внимание яркой, красочной цветовой гаммой, обилием декоративных орнаментов, общим мажорным звучанием, а также сложностью и значительностью своего повествования. Именно такое искусство старинное из речение сравнивает со «скорейшей, внятнейшей и выразительнейшей повестью, паче повести книжные».

Главный великокняжеский храм Кремля посвящен Архангелу Михаилу, который почитался как покровитель ратного дела. Южную и северную стены собора занимают изображения батальных сцен, проникнутых пафосом борьбы и победы. Тема защиты отечества была одной из ведущих в древнерусском искусстве, поэтому иногда отвлеченные сюжеты в редакции русского мастера приобретали сходство с иллюстрациями из летописей. Это неудивительно, так как многие из них вызывали в памяти реальные исторические события. Так, сцена «Взятие Иерихона» напоминала о недавней победе над Казанским ханством, которое на Руси уподоблялось древнему Иерихону. Еще один батальный сюжет на южной стене «Гедеон посекает мадиамитян» передан таким образом, что приближает нас к живой русской действительности, столь богатой боевыми эпизодами.

В стенопись собора включены сюжеты, которые, по мнению исследователей, связаны с конкретными историческими событиями — борьбой с еретическими течениями ХVI века. Значительную часть западной стены и часть сводов занимает композиция «Символ веры». Это — краткое изложение основ христианского вероучения.

По канону на столпах писали изображения святых. В Архангельском соборе их состав особый. Московские князья считали себя прямыми наследниками киевских и владимирских князей, а через них — византийских императоров. Идея преемственности власти отразилась в «Степенной книге» ХVI века, которая стала литературной основой этой части фресок.

На столпах можно увидеть изображение византийского императора Михаила I — родоначальника династии Палеологов, киевских князей Ольги и Владимира, владимирских князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, первого московского князя Даниила Александровича.

Как мы знаем, Архангельский собор был усыпальницей Московской правящей династии.

Эта традиция продолжалась до конца ХVII века. Она и определила уникальную особенность росписи собора.

Нижний ярус стен — это галерея надгробных изображений от Ивана Калиты до Василия III, которые погребены в соборе. В парадных красочных одеждах, с нимбами святости, в моленных позах, они обращены к алтарю. Рядом с каждым «портретом» — изображение соименного святого в круге. Нимбы святости здесь не означают, что изображенные на стенах причислены к лику святых. Из всех изображенных лишь Дмитрий Донской канонизирован к 1000-летнему юбилею принятия христианства. Нимбы означали, что представители правящей московской династии находятся под покровительством высших сил.

Галерея надгробных изображений — наглядный рассказ о постепенном становлении государственной власти на Руси — от возвышения Москвы при Иване Калите до превращения ее в столицу централизованного Русского государства при Иване III, от московского князя, получившего в Золотой Орде ярлык на великое княжение, до «государя всея Руси».

Ближайшее к южному входу в собор — захоронение Ивана Калиты 1340 года. Над ним — условное изображение князя, «собирателя русской земли», распространившего свое влияние на всю северо-восточную Русь, умного и гибкого политика, заложившего основу могущества Москвы, как духовной, так и светской столицы.

Преемники Калиты, его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный, здесь же захороненные и изображенные рядом, продолжа ли политику отца. При внуке Ивана Калиты, Дмитрии Ивановиче Донском, который захоронен в следующей тройке гробниц, русские княжества смогли перейти уже в открытое наступление против Золотой Орды. Победа в Куликовской битве 8 сентября 1380 года была одной из первых побед русских войск над монголо-татарскими полчищами. Велика была роль битвы на Дону, за которую князь Дмитрий Иванович получил свое прозвище, в освобождении страны от иноземного ига.

Одним из участников сражения на Куликовом поле был двоюродный брат Дмитрия Владимир Андреевич Храбрый, захороненный у западной стены Архангельского собора. Как талантливый и опытный полководец, он возглавил решающий участок битвы: вместе с воеводой Дмитрием Боброком он командовал засадным полком. Деятельность московских князей всегда была направлена против разобщенности и раздробленности русских земель. При Дмитрии Донском Москва, «превзьще... все грады в Рустей земли», окончательно превратилась в центр объединения русских земель.

Немало было противников у московских князей. У западной стены собора, рядом с Владимиром Храбрым, захоронены Юрий Галицкий и его сын Василий Косой, затеявшие распрю, которая вы лилась в местную феодальную войну при московском князе Василий II. Его могила находится у южной стены собора.

Свободной, сильной и единой Россия стала лишь спустя 100 лет после Куликовской битвы. Великое стояние на реке Угре в 1480 году положило конец золотоордынскому игу, длившемуся более двух веков. Это было время правления Ивана III, основной итог которого — создание политического единства русских земель. Выдающийся государственный деятель, дипломат, он также замыслил и успешно осуществил генеральную перестройку Кремля. Захоронение «государя всея Руси» — среднее из трех на солее. В алтарной части Архангельского собора располагается гробница Ивана Грозного и двух его сыновей — царевичей Федора и Ивана. В 1547 году московский князь Иван Грозный принял титул царя и устроил свою усыпальницу в наиболее почетном месте. В 1963—1964 годах во время архитектурно-археологических работ, проводимых в соборе, по решению комиссии эти погребения были вскрыты. По найденным остаткам черепных костей известному антропологу М. М. Герасимову удалось создать скульптурный портрет Ивана Грозного. Подтвердилась и дата смерти царя (18 марта 1584 г.), а по остаткам одежды удалось восстановить его погребальное облачение.

Ко времени правлёния Ивана Грозного относится несколько захоронений в северо-западном углу собора, в том числе захоронения князей Старицких, сильного рода, противостоявшего централистским устремлениям царя. Все они трагически погибли — были казнены, однако удостоены положенной по роду чести быть захороненными в Архангельском соборе.

В алтарной части собора, в приделе Иоанна Предтечи, находится захоронение известного полководца начала ХVII века князя Михаила Скопина-Шуйского, организатора разгрома войск польских интервентов и «тушинского вора» Лжедмитрия II. Это было тяжелое для России время смуты, экономического и политического кризиса, иностранной интервенции, которой было нанесено поражение народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским в 1612 году, спустя два года после внезапной смерти Скопина-Шуйского (1610). Со Смутным временем связано и имя «боярского царя» Василия Шуйского, чье захоронение находится у северо-западного столпа Архангельского собора.

После изгнания из Москвы польских интервентов борьба за престол завершилась (в 1613 г.) избранием на царство Михаила Романова, сына будущего патриарха Филарета Никитича. У юго-восточного столпа захоронены первые цари из династии Романовых.

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе. Исключение составляет захоронение Петра II у северо-восточного столпа, умершего в Москве в 1730 году.

Кроме захоронений в соборе находятся также две раки с мощами Михаила Черниговского, убитого в Золотой Орде в 1245 году,— она стоит в алтаре, и царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного,— в центральном нефе собора. Канонизация малолетнего Дмитрия была связана с событиями вражеской интервенции начала ХVII века, а в 1606 году рака с его мощами была перенесена в Кремль из Углича. Раку поместили под белокаменной резной сенью и за ажурной решеткой, выполненной Дмитрием Сверчковым, создателем великолепного шатра в Успенском соборе. Раку покрывала крышка с чеканным изображением царевича Дмитрия в рост, которая сейчас украшает экспозицию Оружейной палаты.

Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.

О многих памятных и важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Пышные церемонии и торжественные коронации, опустошительные набеги и разрушения. Торжества и беды, взлеты и падения...

В старину был такой обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили «мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства». Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Героическая тема, отраженная в художественной форме, нашла выражение и в храмовой иконе собора — «Архангел Михаил с деяниями» конца ХIV — начала ХV века. По легенде, икона была написана по заказу великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, в память о муже, о победе на Куликовом поле для дворцовой церкви Рождества Богоматери. Затем она стала храмовой иконой в соборе ХIV века, а оттуда была перенесена в нынешнее здание собора. Среди памятников живописи этой иконе принадлежит особое место.

В среднике иконы — Архангел Михаил, изображенный в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. Его гибкая мужественная фигура полна напряжения и готовности к стремительному действию. Его стан изогнут как натянутый лук, плащ развевается. Он пленяет воображение как видение необычное, запечатлевшее романтику победы на Куликовом поле.

Икона хранится в местном чине иконостаса Архангельского собора, выполненного в 1680-х годах. Одновременно с деревянной рамой и с резными украшениями в виде цветов, листьев, картушей, вьющейся виноградной лозы были написаны иконы живописцами Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими.

Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего средневекового интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись внешнего облика здания и его интерьера. Реставраторы воссоздали первоначальный облик фасадов, расписных белокаменных порталов и четырех глав. В интерьере исследовалось также состояние белого камня надгробий, укреплялась конструкция иконостаса» (Московский Кремль. Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1990. С. 61-67.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/



1. Реферат Організація хірургічної допомоги в україні
2. Курсовая Формы безналичных расчетов и перспективы их развития
3. Реферат Статья 213 УК РФ в редакции ФЗ от 08.12.2003
4. Контрольная_работа на тему Особливості та режими зварювання різних металів
5. Реферат Философская рефлексия над биологией как составляющая представлений о жизни
6. Реферат Теории происхождения жизни на Земле
7. Реферат Залежність клімату від широти підстиляючої поверхні циркуляції атмосфери Типи повітряних мас
8. Реферат Деловая оценка качества персонала организации
9. Шпаргалка Тесты по микробиологии, вирусологии и иммунологии
10. Реферат Адаптивное плавание. Обучение плаванию лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата