Статья

Статья Архангела Михаила церковь Меншикова башня в Москве

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024



Архангела Михаила церковь (Меншикова башня) в Москве

Арх. И.П. Зарудный. 1701-1707/ Москва, Россия

В 1701— 1707 гг. в Москве, на Чистых прудах по заказу сподвижника Петра I князя А.Д. Меншикова был воздвигнут башенный храм во имя Архангела Гавриила, более известный как «Меншикова башня». Храм построен в усадьбе А.Д. Меншикова вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII столетия. Строительство связывают с именем Ивана Петровича Зарудного (?—1727).



По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Он состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 метра. По замыслу А.Д. Меншикова он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленными А.Д. Меншиковым в Англии. Правда, шпиль был уничтожен пожаром 1723 г. и больше не восстанавливался (Вздорнов Г. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII — начала XVIII вв. // Русское искусство XVIII в. – М.: Наука, 1973. С. 26.).

Меншикова башня относится к барочной стилистике, но барочной «является не самая сущность, ядро стилистической концепции, а только ее периферия, ее оболочка, аккомпанемент, тогда как мелодия, — писал Виппер, — остается древнерусской, лишь настроенной на западноевропейский лад. Об этом говорит широкое применение традиционных, древнерусских фронтонных полукружий... Это сразу чувствуется при входе в храм, внутренность которого совершенно лишена барочной текучести пространства. Еще красноречивей это сказывается в использовании Зарудным излюбленного приема древнерусской архитектуры, двойственности масштаба — в неожиданном, крайне экспрессивном контрасте гигантских волют и хрупких колонн портика... Ордерная система есть только оболочка, только декоративная фикция: у него — не пилястры и столбы, а филенки и тяги, не колонны, а стебли, жердочки" (Виппер Б. Архитектура русского барокко. – М.: Наука, 1978. С. 38-39.).

Архитектор в постройке храма использовал несколько ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются изящная композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфского ордера, поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балконом.

Архитектор сохраняет и некоторые традиции XVII века, обогащает их новыми приемами, характерными для барокко. Таковы словно витые колонны, крупные волюты (спиралевидные завитки) справа и слева от колонн, круглые окна, декоративные вазы.

Планировка храма, его объемы, верх башни, а также прямые апсиды во многом схожи с Петропавловским собором в Петербурге, который возводился, как известно, по проекту Д. Трезини. Это наводит на предположение, что и московскую церковь Архангела Гавриила проектировал он же, а Зарудный только руководил постройкой храма.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/



1. Реферат Президентские выборы в США 1988
2. Реферат на тему The Ministers Black Veil Essay Research Paper
3. Реферат на тему Политика и религия
4. Шпаргалка на тему Авангардизм в искусстве
5. Книга Смерть Сталина
6. Реферат на тему GiJoe Essay Research Paper There are hundreds
7. Курсовая Распределение инвестиций методом динамического программирования
8. Реферат на тему From Conquerors To Conquered The Rise
9. Краткое содержание Кролик, беги Джон Апдайк
10. Реферат Георгий Валентинович Плеханов 2