Статья

Статья Взаимосвязь характера межличностных отношений подростков-маргиналов с родителями и отношения к

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Взаимосвязь характера межличностных отношений подростков-маргиналов  с родителями и отношения к национальным традициям

Асп. Акопян Т. А.

Кафедра психологии.

Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов).

Практически во всех исследованиях в области детской психологии подчеркивается решающее влияние семьи на общее развитие личности ребенка, так как это влияние ребенок испытывает раньше всего, и тогда, когда он наиболее восприимчив. Роль родителей в период взросления можно считать основной; родители существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных, политических и национальных ценностей, помогают им понять происходящее.

Наше этнопсихологическое исследование посвящено изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов). Нами было выдвинуто предположение, что положительное отношение подростков-маргиналов к национальным традициям является опосредующим звеном между позитивными взаимоотношениями подростков с родителями и их этнической идентификацией. То есть, на основе хороших, доверительных межличностных отношений подростка с родителями происходит успешное усвоение им национальных обычаев, традиций, культуры, а затем идентификация с народом, которому эта культура принадлежит.

В нашем исследовании приняли участие 180 подростков из национально-смешанных (60) и национально-гомогенных (120) семей. Исследуемые подростки были объединены в 2 группы: 1 группу (экспериментальную) – 60 человек – составили выходцы из национально-смешанных (русско-армянских) семей; 2 группу (контрольную), состоящую из 2 подгрупп, составили потомки русских (60 человек) и потомки армян (60 человек). Подростки обеих подгрупп – это выходцы из национально-гомогенных семей. Число лиц мужского и женского пола во всех группах одинаково, т.е. в каждой группе по 30 человек.

Характер взаимоотношений подростков с родителями, а также отношение подростков к национальным традициям в исследовании определяли с помощью методов опроса (интервью, анкетирование) и проективной методики «Незаконченные предложения» (МНП). Метод семантического дифференциала («Полярные профили») был использован для выявления этнической идентичности подростков.

На основе полученных результатов сделан вывод, что характер межличностных отношений подростков с родителями отражает их отношение к национальным традициям. В группах подростков из национально-гомогенных (русских и армянских) семей отношение к национальным традициям связано с характером взаимоотношений подростка с родителем того же пола. В группах подростков из национально-смешанных семей положительное отношение к национальным традициям связано с позитивными взаимоотношениями с отцом. Для подростков-маргиналов значимыми в этом смысле являются взаимоотношения с отцом армянской национальности. Результаты нашего исследования подтвердили данные о том, что более уважительное отношение к национальным традициям и обычаям имеют родители армянской национальности; на последнем месте родители русской национальности, а родители подростков-маргиналов, состоящие в национально-смешанном браке, занимают промежуточное положение по анализируемому признаку.

Заключение. Позитивное отношение подростков к национальным традициям связано с хорошими взаимоотношениями в семье и может играть значительную роль в процессе формирования их этнической идентичности.

Список литературы

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.

Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Казахстан, 1971.

Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. С.5 – 23.

Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э.Смита и Э. Хобсбаума. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН. 1994. С.37 – 55.

Косвин М.О. Этнография и история Кавказа: исследования и материалы. М.: Изд-во восточной литературы, 1964.

Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/



1. Реферат Система социального пенсионного обеспечения граждан
2. Реферат на тему Обзор методов обработки естественного языка в задачах дистанционного обучения
3. Реферат Египет исторические и культурные традиции
4. Контрольная работа Типовий варіант структури відділу логістики
5. Реферат на тему Сучасна соціально релігійна ситуація в Україні
6. Реферат на тему Social Evolution Essay Research Paper Herbert Spencer
7. Курсовая Безработица, ее виды, формы и пути сокращения
8. Лекция на тему Международная система финансовой отчетности МСФО 2
9. Реферат Прикладная машинная графика
10. Доклад на тему Психологія реклами