Статья

Статья Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам

А. В. ПАШКЕВИЧ

ПАШКЕВИЧ Анна Валерьевна - преподаватель Государственного университета - Высшей школы экономики, аспирант факультета социологии (E-mail: [email protected]).

Определена типология групп учащихся, различающихся активностью / пассивностью,  толерантностью / интолерантностью жизненных ориентаций.

Ключевые слова: школьники-старшеклассники * социальные проблемы * ценности * установки * ориентации * толерантность * нетерпимость

Современное российское общество находится в динамичном трансформационном состоянии. Оно интенсивно развивается и усложняется по своей структуре на фоне возрастающего многообразия культур и форм взаимодействия между людьми, экономической дифференциации, национальных и конфессиональных различий и т.д. Это порождает социальные проблемы, социальное напряжение, разные виды конфронтаций

[см. 1, 2]. Важно знать мнение населения об этих проблемах и явлениях, влияющих на ценностные ориентиры и взгляды людей, их социальное самочувствие.

Особенно большой интерес представляет изучение отношения учащейся молодежи, в частности,

старшеклассников школ, к решению социальных проблем и социальным изменениям, к которым эти решения ведут [см. 3, 4]. Им предстоит жить в будущем обществе, реализуя жизненные позиции, верования и ценности в конкретных действиях - активных или пассивных, толерантных или жестких.

Возраст респондентов-школьников для нас очень важен: в школьные годы закладываются ценностные основы взаимодействия, диалога молодых людей с окружающим миром, закрепляются основы образа жизни, формируется поле для жизненных приоритетов, преференций, гражданской позиции [см. 5, 6]. Этот период отмечен интенсивной способностью человека к рефлексии, осознанию своего внутреннего мира.

На этом отрезке жизни очерчивается и созревает представление о собственном "я" - "я думаю, что ...", "я считаю, что ...", "я верю, что ...", которое становится олицетворением осознанных жизненных позиций личности.

Эмпирическим материалом для анализа выступили первичные данные социологического опроса всероссийского масштаба школьников-старшеклассников (404 анкеты), проведенного в 2005 г. центром

"Мемориал" в ряде городов и в сельской местности среди учащихся 9, 10 и 11 классов. Мнения школьников изучались нами только на той части их выборочной совокупности областей РФ, анкеты по которым удалось найти в архиве: Московская (Москва), Ленинградская (Санкт-Петербург), Калужская (Калуга, Бебель),

Ростовская (Новочеркасск, Зерноград), Псковская (пос. Плюса, пос. Ореховка), Республика Карелия (Петрозаводск), Калининградская (Калининград), Рязанская (Рязань).

Осуществлен лексический и семантический анализ ответов школьников, что позволило охарактеризовать их установки: какими они видят социальные проблемы, какие способы преодоления социального напряжения рассматривают как приоритетные и эффективные.

Ретроспективный подход в изучении ценностей нынешнего молодого поколения представляется нам продуктивным, поскольку дает возможность посмотреть на его поведение сквозь призму тех идеалов,  которые оно выбрало в качестве жизненных ориентиров в школьную пору и воспроизводит сегодня в своей деятельности. С существенной долей уверенности можно утверждать, что сформированные тогда ценности сказываются на поведении и в годы последующей жизни. Поэтому результаты данного исследования могут в какой-то мере экстраполироваться на характеристики и более старших возрастных групп молодежи.

Рассмотрим некоторые итоги нашего анализа. В результате осевого кодирования ответов на открытый вопрос "Если бы Вы были руководителем в своем городе/регионе, что бы Вы сделали в первую очередь для решения социальных проблем?", мы смогли выявить и охарактеризовать ценностные установки учащихся на шкале их отношения к социальным изменениям, к способам решения социальных проблем современного общества. Удалось также оценить меру толерантности выявленных установок: ответы школьников позволили определить их гражданские позиции относительно терпимости к разным социальным группам,  тем или иным образом причастным к возникновению проблем и социального напряжения. Важно отметить,  что семантический анализ спонтанных ответов позволил определить центральные общественные проблемы в мироощущении, восприятии старшеклассников. Ниже приводится классификация установок школьников,  в основе которой лежат ключевые убеждения и представления учащихся о способах решения социальных проблем, преодоления социальной напряженности, инструментах реализации социальных изменений. На базе установок была определена типология групп школьников (см. табл.). Рассмотрим их характеристики подробнее.

"СТРАУСЫ" (21%). Их позицию можно охарактеризовать как отстраненную, пассивную, инертную,  безынициативную, отражающую "смиренно-бездействующее", приспособительное, апатичное отношение юного поколения к существующим проблемам социума. Метафора "страус" олицетворяет принцип невмешательства, слабую рефлексию, способ "спрятать голову в песок", уйти от проблем, обособиться,  убежать от реальности, пожать плечами либо опустить руки. Ответы выражают пассивное отношение респондентов к современным проблемам и векторам собственных действий. Приведем несколько типичных суждений, отражающих эти ориентации: "Предпринимать что-либо бессмысленно", "Всё бесполезно и напрасно; мы не в силах что-либо изменить", "Я никогда не буду руководителем", "Не знаю", "Не задумывался", "Затрудняюсь ответить".

"ТАНКИ" (10%). Метафора "танк" характеризует ценностно-поведенческую позицию школьников как агрессивную, враждебную. Их высказывания свидетельствуют о страхах и драматических переживаниях за свою безопасность, благополучие своей семьи, города, страны.

Классификация установок учащихся на решение социальных проблем и типология групп школьников

Ключевое убеждение Способы достижения социальных изменений Установка Группы школьников Все действия и попытки напрасны.

Ничего изменить нельзя.

Бездействия, смирение,  отстранение Инертнопассивная "Страусы"

Выгнать всех "чужих", "инаковых".

Не пускать. Ограничить пребывание.

Конфронтация, конфликт, противостояние "мы" и "они"

Социальновраждебная "Танки"

Жестко контролировать исполнение закона, наказывать все опасные виды преступности.

Соблюдение законов, бескомпромиссная система наказаний за содеянное Защитно-силовая "Прокуроры"

Обеспечить достойные условия жизни, базовые материальные блага для удовлетворения основных потребностей людей, по их заслугам.

Рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, базовые материальные блага Социальноматериальная "Радетели благ"

Быть чутким к чужим бедам, оказывать социальную помощь нуждающимся (нищим, больным, отчаянным, потерянным).

Культивировать нравственность, терпимость, уважение, взаимную ответственность, взаимовыручку.

Дотации, трансферты, благотворительность, материально-духовная, психологическая помощь.

Образование, воспитание, просвещение, пропаганда гуманных, общечеловеческих ценностей.

Социальноэтическая "Гуманисты"

Дело не в реформах, не в правителях, а в самих людях.

Только они сами могут что-то изменить.

Внутренний локус контроля человека, зрелое мировоззрение, осознание личной ответственности.

Рефлексивнофилософская "Философы"

Необходимо и возможно решить все социальные проблемы Радикальные меры. Кардинальные реформы и преобразования. Не исключены революционные действия.

Всеохватноидеалистическая "Максималисты"

Подозрительность и неприязнь, которую в явной мере демонстрируют школьники в своих ответах, являются отражением их неготовности принять современность с её множественными различиями в том виде, в каком они существуют сейчас. Часто в их репликах звучат утверждения о крайне неудовлетворительном поведении "чужих", которые якобы не стремятся принять ценности того общества, куда они приехали. Подростков, разделяющих такую позицию, раздражает поведение "чужих": они находят в нём хамство, наглость, вызов, конкуренцию за ресурсы (например, на рынке труда). Склонность разделять радикальную позицию "свои" и "чужие", "мы" и "они" характеризует ориентации данной группы учащихся как воинственные и конфронтационные. Среди их ответов можно отметить следующую семантику высказываний: "Ограничить въезд и проживание в России людей из "проблемных " стран/ "гостей "", "Жестко контролировать миграцию", "Выгнать из страны/города/села чужих (по национальности, вероисповеданию...)". "ПРОКУРОРЫ" (26%). Они придерживаются убеждений об урегулировании социальных проблем через правовые, жесткие, радикальные (а в ряде случаев - репрессивные) меры, направленные на силовую борьбу с возникающими катаклизмами социального характера, нарушениями законов, общественными беспорядками. Метафора "прокурор" олицетворяет верховенство закона, правосудия, бескомпромиссную систему наказаний за нарушение социальной гармонии и порядка и в существенной степени отражает здоровое мироощущение, связанное с законопослушностью. Приведем несколько характерных для этой группы позиций: "Применять жесткие меры наказания стр. 128 преступников, пересмотрев законы и уголовный кодекс", "Посадить их всех за решетку! Их место - в тюрьме!", "Очистить общество от бандитов!". В сознании данного типа респондентов отчетливо выражено неприязненное отношение к преступникам, требование жестко наказывать их. "Ужесточить наказание за аморальное поведение и нарушение нравственных норм общественного порядка" (среди групп, демонстрирующих аморальное поведение, старшеклассниками названы: проститутки, пьяницы, наркоманы и пр.). В виде наказаний "прокуроры" предлагают ввести исправительные работы, жесткую систему штрафов. "Усилить милицейский патруль и профилактические меры укрепления правопорядка". Особую роль старшеклассники отводят предупреждающим девиантное поведение мерам обеспечения безопасности, справедливо полагая: легче предупредить социальную болезнь, нежели бороться с её последствиями. "Наказать бесчестных чиновников, представителей государственной власти", "Навести порядки, провести чистки в ведомственных организациях, включая кадровые ряды МВД, госаппарата". Такого рода высказывания свидетельствуют о крайне низком кредите доверия (лояльности) к официальной власти, властвующей элите, о неудовлетворении работой государственных служащих. Доминирующий тезис: установить эффективную порядочную власть, провести соответствующую реформу. "Ликвидировать националистически настроенные движения, разжигающие национальную пропаганду, рознь и пр.", "Запретить секты, группировки". Как видим, часть учащихся - сторонники жесткого пресечения социальных движений, действующих нелегально и нелегитимно и провоцирующих очаги потенциально опасных столкновений.

"РАДЕТЕЛИ БЛАГ" (12%). Представители этой группы в ответах подчеркивали, что решение социальных проблем лежит в первую очередь в плоскости достойного жизнеобеспечения людей, преодоления бедности, бытовой, материально-экономической незащищенности, что в дальнейшем открывает возможности более высоких мотиваций в иерархии социальных ценностей: "Обеспечить достойный уровень жизни", "Провести социально-экономические реформы, наладить социальную инфраструктуру", "Повысить благосостояние / заработную плату за труд, чтобы люди могли обеспечивать свои базовые потребности (в том числе милиции, врачам, учителям и пр.)". "ГУМАНИСТЫ" (23%). Метафора "гуманисты" отражает ценности, которые сопряжены с гуманистическими методами преодоления социальных проблем через диалоги в обществе. Школьники этой группы положительно принимают разнообразие окружающего мира (наличие в нём плюрализма этносов, религий, стилей жизни и т.д.), тяготеют к социально-политическому восприятию отношений между людьми. Красной нитью в их высказываниях проходят слова о социальной взаимовыручке и принятии "своих" и "чужих", о необходимости оказать помощь потерянным, отчаявшимся, деморализованным. В качестве наиболее привлекательных и результативных способов достижения целей им видится образование, нравственное просвещение, в ряде случаев - пропаганда. Данный подход демонстрирует наличие зрелой гражданственности и высокого морального самосознания. Среди типичных ответов, выражающих позицию "гуманистов", можно выделить два. Первый олицетворяет, так сказать, снисходительно-жалостливую установку: "Оказать социальную помощь нуждающимся (бедным, больным, потерянным...)". Второй свидетельствует о нравственно-просветительской установке респондентов: "Просвещать, поднимать уровень морально-духовного самосознания, образовывать, культивируя гражданское самосознание, терпимость, взаимную поддержку друг другу". "ФИЛОСОФЫ" (1%). Это весьма малочисленная группа (в некотором смысле - подгруппа "гуманистов"). Но мы выделили её в качестве отдельной, поскольку принадлежащих к ней скорее можно назвать созерцателями жизни, вольными мыслителями, "мудрецами". Это подростки с ярко выраженным зрелым внутренним локусом контроля - они говорят о приоритете персональной ответственности каждого человека, о том, что никакие внешние факторы в виде реформ, законов, устрашений наказанием, по сути своей, не в силах менять внутреннюю природу человека; каждый должен начать с себя. В основе их суждений лежит следующий тезис: "Многое зависит не от руководителей, а от самих людей". стр. 129 "МАКСИМАЛИСТЫ" (7%). Суждения представителей этой группы характеризуют их позицию как метатеоретическую, идеалистическую, в некотором смысле революционную (словно они готовы броситься на баррикады, защищая правду). Приведем примеры их высказываний: "Если бы я был руководителем, я бы искоренил все проблемы!", "Решу все проблемы!", "Я везде наведу порядки!". Такая позиция свидетельствует о положительном оптимистичном мироощущении, которое не замкнуто какими-либо ограничениями, барьерами, не обременено социальными стереотипами о возможном и невозможном, досягаемом и недосягаемом. Можно полагать, школьники, в чьих ответах были фразы типа "Все проблемы я искореню!", выражали вполне здоровое для данного возраста максималистское идеализирование, ощущение полноты собственных сил, чтобы полностью справиться с социальными проблемами. Результаты исследования позволяют выделить два яруса жизненных позиций школьников-старшеклассников. Во-первых, подавляющее большинство учащихся демонстрируют активную позицию по затронутым вопросам социальной проблематики (число активно настроенных составляет 79%, к ним можно отнести все типы, кроме группы "Страус"). Большинство респондентов открыто заявляют о своем личном мнении, декларируют собственные представления о способах преодоления социальной напряженности, об инструментах реализации социальных изменений, которые видятся им наиболее уместными, действенными, предпочтительными. Вместе с тем доля тех, кто совершенно не определился относительно своей гражданской идентичности по обсуждаемой проблематике, значительна: представляется, что показатель 21%, свидетельствующий о пассивной (приспособительной) гражданской позиции ("Страус"), может быть расценен как весьма существенный. Во-вторых, имея в виду способы решения социальных проблем, социальных изменений, можно выделить следующие их типы (в какой-то мере условно, ибо в "чистом виде" они не встречаются): 1. Мягкие (гуманные, толерантные) методы (36%). Они присущи группам: "радетели благ", "гуманисты", "философы". 2. Жесткие (радикальные, резкие) методы (43%). Они характерны для таких групп, как: "танки", "прокуроры", "максималисты". Таким образом, соотношение между мягкими и жесткими способами преодоления сложных социальных ситуаций, социального напряжения характеризуется пропорцией 4:5 соответственно. ("Страусы" могут быть отнесены к отдельной группе.) Полученные нами сведения, как представляется, могут конкретизировать отношение современного молодого поколения россиян к решению социальных проблем и социальным изменениям в обществе. Отметим, что изучение проблематики проводилось в период стабилизации российского социума. Для выявления тенденций, вызванных кризисом, необходимы дальнейшие исследования.

Список литературы

1. Козырева П. М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.

2. Галкин А. А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социол. исслед. 2003. N 8. С. 64 - 74.

3. Собкин В. С. Национальная политика России глазами старшеклассника // Этнос. Идентичность. Образование. Тезисы по социологии образования. Т. 4. Вып. 6 / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998. С. 174 - 205.

4. Шапиро В. Д., Герасимова М. Г., Епихина Ю. Б., Сьянова Н. Б. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007. Электронная версия публикации размещена по ссылке: http://ww/isras/ru/INAB_2007 - 3html

5. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 171 - 185.

6. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр "Академия", 2007. С. 464 - 490. стр. 130

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecsocman.edu.ru



1. Реферат на тему Describe And Explain In Detail The Characteristics
2. Реферат на тему Дипломатическая прелюдия войны на Тихом океане
3. Диплом Кредитні договори
4. Реферат на тему Pickup Lines Essay Research Paper HTMLFONT
5. Реферат Социологическое исследование 8
6. Реферат Виды занятости
7. Реферат на тему Анестезия при сахарном диабете
8. Реферат Анализ процедур управления
9. Курсовая на тему Обучение детей с общим недоразвитием речи сравнению предметов по тяжести и сосудов по вместимости
10. Реферат Виды и типы уроков истории