Статья

Статья Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024





Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция

Николай Филиппович Пoнoмapeв, доцент кафедры журналистики Пермского государственного университета, преподаватель Уральской академии государственной службы.

У любого человека есть свое собственное, проверенное опытом представление только об очень маленьких фрагментах мира, а информацию о «дальней реальности» он получает в ходе социализации (в семье, в школе, на работе) и от социальных субъектов, которым доверяет («значимым другим»). Социальные схемы существенно облегчают принятие решения в незнакомых ситуациях. Знание эффектов и схем восприятия позволяет целенаправленно активизировать те или иные потребности или ценности адресата и влиять на его выбор поведенческих паттернов.

У любого человека есть свое собственное, проверенное опытом представление только об очень маленьких фрагментах мира, а информацию о «дальней реальности» он получает в ходе социализации (в семье, в школе, на работе) и от социальных субъектов, которым доверяет («значимым другим»). В ходе общения индивид воспринимает новые знания и мнения как правильные и в дальнейшем использует их уже в качестве схем восприятия. Социальные схемы существенно облегчают принятие решения в незнакомых ситуациях. Стереотип — это схематичный и устойчивый образ социального субъекта, который усваивается индивидом при общении с другими социальными субъектами.

Жизненный опыт в виде накопленных знаний, мнений, схем восприятия и категоризации, с одной стороны, сужает индивиду горизонт восприятия, а с другой стороны — предоставляет в его распоряжение ресурсы для продолжения сотрудничества со знакомыми социальными группами и для установления социального взаимодействия с новыми. Так наше прошлое связывается с нашим настоящим и будущим.

Знание эффектов и схем восприятия позволяет целенаправленно активизировать те или иные потребности или ценности адресата и влиять на его выбор поведенческих паттернов.

Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция

Избирательность восприятия во многом определяется как индивидуальной картиной мира, которая включает в себя накопленные индивидом ценности, мнения, аттитюды, знания, в том числе представления о самом себе («Я-концепцию»), так и его биологическими, социальными и духовными потребностями. Новые сведения легче замечаются и лучше запоминаются, если они либо полностью соответствуют, либо абсолютно противоречат картине мира или конкретным стереотипам (аттитюдам) индивида. Проще говоря, индивид вообще не обращает внимания на неприемлемые и/или неуместные сообщения. Согласно Никласу Луману, информация — это дополнительные сведения (подробности) об уже известном индивиду социальном субъекте или социальном явлении. То, что мы вообще не знаем, нас не интересует.

Человек одновременно и воспринимает, и порождает действительность, но делает это в определенных рамках. Любой участник ситуации имеет право и способен истолковать ее по-новому (изменить ее личностный смысл), но он не может без согласования с соучастниками изменить разделяемое (общее) социокультурное пространство, в котором и происходит это взаимодействие. Согласно теореме Уильяма Томаса, «если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».

Человек обычно стремится к тому, чтобы согласовать новые знания, высказываемые им самим мнения и совершаемые им поступки (это все обозначается термином « когниции») с собственной картиной мира. Когда это удается, он переживает положительные эмоции. В противном случае он испытывает дискомфорт, от которого стремится быстрее избавиться. Поведение человека в подобной ситуации объясняется теорией когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, которое испытывает человек после получения сообщения или совершения действия, противоречащих его знаниям, мнениям или «Я-концепции» (таб. 1).

Таблица 1. Когнитивный диссонанс

 

Дискомфорт

 

Новые когниции субъекта

«Старые» когниции

Действия субъекта

Исход конфликта

Оценка субъектом своего поступка

Новые знания субъекта

Точка зрения субъекта

«Я-концепция» субъекта

Ценности субъекта

Знания субъекта

Аттитюды субъекта

Нормы «Мы-группы»

Знания «Мы-группы»

Мнение «Мы-группы»

Перцептивная защита

Девальвация нового знания

Коррекция картины мира

Изменение поведения

Выход из «Мы-группы»

Самоатрибуция

Подчинение «Мы-группы»

Поиск «правильных ответов» (коммуникативная активность)

Воздействие на «Мы-группу»

Избегание конфликта

Подавление конфликта

Разрешение конфликта

Компромисс



Сообщение о негативных аспектах уже выбранной линии поведения или выбранного объекта (как и знание позитивных сторон отвергнутых вариантов) подвергает сомнению правильность сделанного выбора, а также позитивное представление индивида о самом себе. Чем больше это расхождение (диссонанс) между должным («правильным») и реальным («сделанным»), тем больше сил требуется на его уменьшение (редукцию). Индивид либо приступит к поиску сообщений, которые подтвердят правильность его решения (то есть усилит позитив выбранного или негатив отвергнутого и ослабит негатив выбранного или позитив отвергнутого), либо внесет изменения в свою систему ценностей (повысив значимость провоцирующих диссонанс доводов и снизив значимость имеющихся знаний), либо уменьшит личностную значимость уже принятого решения. Итак, индивид пытается увеличить привлекательность избранного пути и одновременно уменьшить позитивность отклоненного варианта. В крайнем случае, он может рассматривать эти альтернативы как одинаково приемлемые.

Если диссонанс вызван разногласиями с «Мы-группой», индивид может изменить свое мнение, убедить членов группы в своей правоте или покинуть эту группу. Таким образом, когнитивный диссонанс, который порождает сильный внутренний дискомфорт, часто подталкивает человека как к поиску новых единомышленников, так к поиску новых сообщений по актуальной для него проблеме (коммуникативной активности).

Например, курильщик может следовать одной из трех тактик.

Обесценить достоверность сообщений медиков (девальвация нового знания), чтобы не менять свое поведение и защитить свою картину мира (перцептивная защита).

Согласиться с доводами медиков, изменить и свою картину мира, и свое поведение, то есть осознанно бросить курить.

Осознать ценность курения как способа удовлетворения потребности, которая для него важнее заботы о здоровье (самоатрибуция), то есть осознанно продолжать курить.

Таким образом, индивид использует для выхода из когнитивного диссонанса как внутриличностного ценностного конфликта разные стратегии, в числе которых избегание, подавление, компромисс и разрешение. Однако при этом у него остается еще два варианта:

либо отложить оценку сделанного выбора (высказанного мнения или совершенного поступка) до момента получения дополнительных сведений по проблеме;

либо признать приоритет новых когниций и убедить членов «Мы-группы» в своей правоте (по сути дела, попытаться изменить внутригрупповое социокультурное пространство). Очевидно, что и тот и другой вариант имеют непосредственное отношение к стратегиям социального воздействия.

Стремление избежать когнитивного диссонанса становится почти непреодолимым фильтром при восприятии индивидом «неправильных сообщений», удерживает его высказываний или поступков, которые противоречат «Мы-группе», а также взвешенно оценивать результаты своей деятельности.

Если индивиды с высокой самооценкой предпочитают корректировать свое поведение и/или картину мира либо прибегают к компенсирующим тактикам типа «зато мы делаем ракеты» или «зелен виноград», то индивиды с низкой самооценкой либо не замечают в реальности никаких противоречий либо чрезмерно преувеличивают значимость новой информации для себя лично.

С одной стороны, чем меньше социальное воздействие провоцирует когнитивный диссонанс, тем оно результативнее, поскольку оно слабее ощущается адресатом как внешнее давление. С другой стороны, сильный когнитивный диссонанс провоцирует коммуникативную активность адресата.

По необходимости избирательно воспринимая действительность, человек пытается обнаружить причины происходящего вокруг него в рамках своей картины мира. Например, на вопрос, почему некто заболел раком и как ему вылечиться, разные люди могут ответить по-разному:

священник может сказать о грехах и покаянии;

профессор медицины — о биохимическом балансе и лекарствах;

буддистский монах — о карме и медитации;

активист экологического движения — о загрязнении природы и о гармонии с биосферой.

Если «правильное» (то есть соответствующее усвоенным при социализации социокультурным сценариям) поведение других людей в знакомых ситуациях не нуждается в специальных объяснениях, то, попадая в необычную обстановку или наблюдая экстраординарный поступок, мы часто прибегаем к социальной атрибуции как комплексу алгоритмов интерпретации действительности. По объекту различают самоатрибуцию и каузальную атрибуцию.

Самоатрибуция — это объяснение индивидом самому себе своих собственных поступков и/или умозаключение индивида о своей картине мира и личностных чертах на основе анализа своего поведения.

Наблюдая и объясняя свое поведение, мы познаем самих себя. Выстраивается бесконечная последовательность: «…картина мира — поведение — картина мира — поведение…».

Картина мира влияет на восприятие и поведение, а когнитивный диссонанс и самоатрибуция могут привести к изменению картины мира. Совершив поступок, который противоречит «Я-концепции», индивид объясняет его:

либо внешними обстоятельствами («…потому что меня заставили или я был вынужден(а)»);

либо ситуативным психофизическим состоянием («…потому что я не контролировал(а) себя»);

либо своими ценностями («…потому что мне нужны были деньги, слава и т.д.»).

Если ни один из этих вариантов «не проходит», индивид либо вносит в свою картину мира и «Я-концепцию» соответствующие изменения («оказывается, я слабовольный, жадный, тщеславный»), либо остается в состоянии когнитивного диссонанса. Первый и второй алгоритм — это обстоятельственная атрибуция, третий — личностная атрибуция.

Объект каузальной атрибуции — поведение другого человека. Успех других людей мы объясняем обстоятельствами, а провал — их личностными качествами. Эта фундаментальная ошибка атрибуции становится очевидной, если сравнить оценки неудачных действий участника события со стороны соучастника и постороннего наблюдателя. Соучастник объясняет провал несчастливыми обстоятельствами, а наблюдатель — бестолковостью участника. По всей видимости, большая включенность соучастника в событие сближает его оценки с оценками участника, который склонен к самооправданию. Иначе говоря, непосредственные участники событий и сторонние наблюдатели не могут достичь взаимопонимания до тех пор, пока каждый из них «не влезет в шкуру другого».

Люди склонны к антропоморфным объяснениям всего и вся. Например, при пересказе содержания телеролика с движущимися геометрическими фигурами студенты обнаружили у треугольников и квадратов характеры, личностные качества и мотивы. «Провокаторами» подобных умозаключений часто становятся иллюзорные корреляции, которые представляют собой стойкие убеждения относительно взаимосвязи физических свойств, психологических характеристик и поведения людей: «квадратный подбородок — сильная воля — действует решительно», «большой лоб — умный — ведет себя робко», «жесткие волосы — своенравный характер — идет напролом».

Выбор типа атрибуции во многом определяется социокультурной спецификой индивида. Понятно, что люди с коллективным ценностным центром тяжести (пурпурным, синим, зеленым) при объяснении негативных поступков более склонны к обстоятельственной атрибуции, а с индивидуальным (красным, оранжевым, желтым) — к личностной.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru



1. Курсовая на тему Черноз мы карбонатные в Молдавии
2. Сочинение на тему Литературный герой ИЕШУА ГА-НОЦРИ
3. Реферат на тему Thomas Edison Essay Research Paper Thomas Edison
4. Реферат Внешняя политика Приднестровской Молдавской Республики
5. Реферат на тему Sociology Several Research Papers Essay Research Paper
6. Контрольная работа на тему Диагностика листериоза
7. Реферат IP-телефонія 2
8. Реферат на тему Family Values Project Essay Research Paper Gang
9. Реферат на тему SRen Kierkegaard Essay Research Paper Sren Aabye
10. Контрольная работа Сущность налогов и налогообложения