Статья Две столицы таланты и поклонники
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Две столицы: таланты и поклонники
Перевезенцев С. В.
Театр — одно из древнейших искусств, он разнообразен и разнолик. Память человеческая хранит представление о величие самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством. Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улицах, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Таковы были представления скоморохов в Древней Руси, когда талант наших первых актеров и воображение зрителей заменяли собой позднейшие сценографические ухищрения. Таков был и театр Петрушки, для которого только и нужна была ширма да кукла.
И все же театр немыслим без актера, ибо актер — это душа театра. В XVIII–XX вв. русская сцена дала миру великие имена, подарила великие таланты. И особенно значителен вклад в развитие отечественного театрального искусства Москвы и Петербурга. На театральных подмостках российских столиц блистали своим даром балерины А. Павлова и Г. Уланова, О. Лепешинская и Е. Максимова, танцовщики В. Нижинский и В. Васильев, М. Лиепа и… Поклонников оперы потрясали своими ролями Ф. Шаляпин и И. Ежов, И. Архипова и Г. Вишневская, Л. Собинов и С. Лемешев, Б. Штоколов и М. Михайлов. Ролями в драматических спектаклях прославились Е. Каратыгин, М. Щепкин, М. Качалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская, А. Тарасова, Б. Бабочкин, Е. Лебедев, Т. Доронина и многие другие.
А вот театр XX в. называют «режиссерским», ибо весомо возросло значение человека, придающего театральному действу идейную, эстетическую и организационную целостность. И снова Москва и Петербург формировали отечественную режиссерскую школу. М. Петипа и Ю. Григорович, К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, Г. Товстоногов и А. Эфрос вошли в историю мирового театра, ибо создали свою эстетику, смогли театральными средствами рассказать что-то новое о мире и человеке. И потому, когда мы говорим «театр Товстоногова» или «театр Станиславского», то, конечно же, имеем в виду не театральное здание, а тот особый стиль спектаклей, поставленных этими режиссерами.
Театр родился в России чуть более 330 лет назад. И на протяжение всех этих трех веков русский театр не раз даровал миру удивительные открытия.
МОСКВА
4 июня 1672 года был издан указ царя Алексея Михайловича, который предписывал жителю Немецкой слободы, пастору Йоганну-Готфриду Грегори «учинити комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь». Так было положено начало первому русскому театру. Уже 17 октября
Вновь театральные представления возобновились при Петре I — в
Во второй половине XVIII в. особое место в театральной жизни Москвы занимал театр Московского университета, кураторами которого были М.М. Херасков и И.И. Мелисино. Уже в
Много зрителей собирали крепостные театры Д.Н. Блудова, П.М. Волконского, В.И. Бибикова. Особенно славен был театр Шереметевых в Кускове и Останкино. На их сцене блистала крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалева (по сценическому псевдониму — Жемчугова) (1768 — 1803). Она родилась в семье кузнеца, с семи лет воспитывалась в графском доме в Кускове, обучалась пению, музыке, иностранным языкам. Обладающая чарующим сопрано, актриса с 11 лет начала выступать в спектаклях крепостного театра. Вскоре Прасковья Ковалева стала ведущей актрисой театра Шереметевых, исполняла роли широкого диапазона — в комедиях, драмах, комических операх. Лучшей ролью ее стала Элиана в героической опере Гретри «Браки самнитян». Достоянием гласности оказалась истории любви крепостной актрисы с графом Н.П. Шереметевым. Чувства графа к актрисе были столь велики, что в
***
Крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры — Большой театр. История театра восходит в
В 1822–1825 гг. архитектор О. Бове построил для театра новое здание, и с тех пор он стал называться Большим театром, ибо действительно был самым большим в России. В этом театре продолжила играть труппа Петровского театра.
В
После пожара
В начале XX в. расцвет вокальной музыки на сцене Большого театра связан с именами Л. Собинова, А. Неждановой, Ф. Шаляпина, открывшими настоящую новую эпоху в мировом оперном искусстве. В 1904–1906 гг. в театре работал С.В. Рахманинов, под управлением которого новую сценическую жизнь обрели многие русские оперы.
С
После революции
Сегодня золотой фонд оперной и балетной классики Большого театра составляют оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Царская невеста», балеты «Спартак», «Ромео и Джульета», «Баядерка», «Корсар». Музыкальные постановки в Большом театре осуществляли знаменитые балетмейстеры Л.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович, дирижеры М.М. Ипполитов-Иванов, В.В. Небольсин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Б.А. Покровский, Б.Э. Хайкин. На сцене Большого театра блистали выдающиеся вокалисты П.Г. Лисициан, И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.Д. Михайлов, В.А. Атлантов, А.Ф. Ведерников, А.А. Эйзен. Всемирное признание получили балеты с участием О.В. Лепешинской, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы, Н.В. Фадеечева. Гастроли Большого театра всегда вызывают огромный интерес за рубежом.
В настоящее время ведется масштабная реконструкция исторического здания театра, а с
Малый театр — старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.
История Малого театра начинается в апреле
В XIX в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесь ставились пьесы А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, У. Шекспира, Ф. Шиллера. А сердце театра и его душу составлял великолепный актерский ансамбль. В
1850–1860-ее гг. — это новый этап в становлении русского актера и русской драматургии. А тем литературным материалом, который позволил раскрыться новым качествам искусства актеров, стала драматургия А.Н. Островского. Пьесы Островского словно открыли в театральном искусстве те вечные, постоянные начала, что до сих пор живут в Малом театре. В течение девяти сезонов — с 1873 по 1882 гг. — в театре было поставлено 29 пьес Островского, а спектакль «Гроза» стал крупнейшим событием в русской культуре. Недаром Малый называют «Домом Островского», ибо до сих пор его драматургия составляет основу театрального репертуара.
Крупнейшей трагической русской актрисой конца XIX в. была Мария Николаевна Ермолова (1853–1928). Дочь суфлера Малого театра, она росла в обстановке страстного почитания национальной сцены. Ермолова довела форму актерского искусства до предельной, гениальной «пушкинской» простоты. Наиболее близки ей были Островский, Шиллер и Шекспир. Ермолова потрясала публику в образе Жанны д’Арк в спектакле «Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру. В пьесах Шекспира ею было сыграно 19 ролей. Столько же ролей, девятнадцать, она сыграла в пьесах Островского, и лучшими из них были Негина в «Талантах и поклонниках» и Кручинина в «Без вины виноватые». И не случайно уже в годы советской власти именно Ермолова стала первой Народной артисткой республики.
В 1930–1940-е гг. Малый театр, пережив натиск «нового революционного искусства», вновь вернул себе высочайший авторитет постановкой классического репертуара, а в спектаклях блистали А.А Яблочкина, В.О. Массалитинова, П.М. Садовский, М.И. Царев, И.В. Ильинский. Из пьес нового репертуара наиболее успешной стала постановка «Любовь Яровая», с В. Пашенной в заглавной роли. В годы Великой Отечественной войны значительными событиями в театральной жизни страны стали спектакли «Фронт» по пьесе Корнейчука и «Нашествие» по пьесе Л.М. Леонова.
Во второй половине XX в. в Малом театре были представлены все самые значимые советские драматурги. Но все же Малый театр продолжал оставаться театром русской и мировой классики. Постановки «Макбета»
И сегодня современная театральная культура немыслима без традиций Малого театра. Великолепная труппа насчитывает ныне более 100 человек, среди которых — Э.А. Быстрицкая, И.В. Муравьева, Ю.М. Соломин, С.А. Коршунов, А.Я. Михайлов, Ю.И. Каюров и другие известные актеры. На сцене театра ставятся пьесы Островского, Чехова, А. Толстого.
В октябре
Московский Художественный театр — великий русский театр, внесший огромный вклад в развитие как национального искусства, так и в мировую театральную сокровищницу. Он был создан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и открылся 14 октября
Первоначально театр давал спектакли в здании театра «Эрмитаж» в Каретном ряду. С
Ядро труппы МХТ составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское искусство преподавал Немирович-Данченко, а также участники любительских спектаклей руководимого Станиславским Общества искусства и литературы. Среди них были О.Л. Книппер, И.М. Москвин, М.Г. Савицкая, М.П. Лилина, М.Ф. Андреева. В
Художественный театр внес не только изменения в репертуарный облик театральной Москвы, но и предложил зрителям новую театральную эстетику, основанную на принципах реалистического искусства. Одним из основных принципов постановки спектаклей стало воспроизведение на сцене реальных жизненных условий. Постановщики и актеры внимательно изучали исторические и бытовые условия того времени, которое они представляли на сцене, стремились воспроизвести «стиль эпохи» в самых мелочах. Так, в спектакле «Царь Федор Иоаннович» зрители были потрясены точностью в передаче стилевых особенностей эпохи XVI в., а в спектакле «На дне» — бытовым пространством московской ночлежки.
Но главное, чего добились в МХТ — изображение человека во всей сложности его душевной жизни. Именно к этому направляла актеров разработанная К.С. Станиславским знаменитая «школа переживания», ставшая с тех пор одной из основ отечественного и мирового театрального искусства.
Московский Художественный театр в Москве полюбили сразу, как любят свое, кровное, ибо театр каждому словно бы давал возможность лучше понимать себя.
В первые сезоны каждый спектакль МХТ был открытием, блистал яркими актерскими работами и глубокой режиссерской концепцией. Особенно прославился театр своими спектаклями по пьесам А.П. Чехова — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», а также по пьесам М. Горького — «На дне», «Мещане», «Дети солнца». Ставились также пьесы Гауптмана и Ибсена.
Чуть позже театр пытался обратиться к модной в начале XX в. символистской драматургии — в репертуаре появились пьесы Метерлинка, Гамсуна, Л. Андреева. Наиболее удачной в этом отношении была постановка «Синей птицы» Метерлинка. Но все же Станиславский и Немирович-Данченко продолжали искать истину на путях реализма. На сцене МХТ ставятся «Борис Годунов», «Горе от ума», инсценированы романы Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и «Бесы» (спектакль «Николай Ставрогин»). Выдающимся событием стала постановка «Живого трупа» Л. Толстого.
При театре открываются студии, которые превратились в своеобразные творческие лаборатории, где К. Станиславский оттачивал свою теорию актерского мастерства.
После
В
В
Сегодня в Москве существует большое число репертуарных театров — театр им. Е. Вахтангова, театр им. В. Маяковского, театр им. Моссовета, Театр юного зрителя, Театр сатиры, Театр «Ленком», Центральный театр Российской армии, Центральный театр кукол им. С. Образцова, Драматический театр им. К.С. Станиславского, Драматический театр на Малой Бронной, Московский театр на Таганке, «Содружество актеров Таганки» и др. В московских театрах работают выдающиеся режиссеры и актеры, ставятся пьесы отечественных и зарубежных авторов. С 1937 года в Москве работает Дом актера, являющийся своеобразным актерским клубом.
Значительную роль в развитие современного театрального искусства сыграл театр «Современник», возникший в
Театр «Современник» всегда был чуток к современной драматургии, а среди имен драматургов 50–60-х гг. XX вв. для театра особенно значимым стало имя В. Розова, пьеса которого «Вечно живые» и стала первым спектаклем «Современника». В дальнейшем на сцене театра ставились пьесы А. Володина, К. Симонова, А. Зорина, Е. Шварца, А. Солженицына, А. Вампилова, а также пьесы по произведениям современных зарубежных авторов — Э. де Филиппо, Гибсона, Осборна, Хемингуэя. Общенародную известность получили актеры театра О. Табаков, Е. Евстигнеев, Н. Дорошина, Т. Лаврова, М. Козаков, В. Сергачев, Т. Лаврова, И. Кваша, О. Даль, А. Вертинская, А. Мягков, М. Неёлова, Е. Яковлева, С. Гармаш, М. Жигалов, А Леонтьев и другие. Ныне «Современник» возглавляет главный режиссер Г.Б. Волчек
Новые веяния в театральную жизнь столицы привнесли театральные коллективы созданные в 1980–1990-е гг.: Театр-студия под рук. О. Табакова, театр на Красной Пресне, Театр на Юго-Западе, Театр на Покровке, театры «У Никитских ворот», «Сатирикон», «Школа драматического искусства», «Мастерская Петра Фоменко», «Школа современной пьесы», «Сфера», «Эрмитаж», «Театр Луны». В последние годы в Москве широкое распространение получила частная антреприза.
***
Классическая симфоническая музыка всегда присутствовала на ведущих концертных площадках Москвы. К одним лучших в архитектурном и акустическом отношении филармонических залов относятся три зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского — Большой, Малый и Рахманиновский. Так, на эстраде Большого зала установлен один из крупнейших в мире органов, а на сцене одновременно могут разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.
Концертный зал им. П.И. Чайковского является главной концертной площадкой Московской филармонии. В нем проводятся симфонические, органные и хоровые концерты, выступают народные и танцевальные коллективы. Выступления коллективов симфонической музыки и солистов проводятся в Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале Российской академии им. Гнесиных. В 1990-е годы открыты новые концертные площадки для камерных вечеров — Большой зал Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Концертный зал на Пречистенке, «Красные палаты на Остожье», залы Домов-музеев Ф.И. Шаляпина и А.Н. Скрябина, камерный зал в Олимпийской деревне. С
В канун
Дом музыки — это десятиэтажное здание, с пандусами для инвалидов, подземной парковкой и кондиционерами в залах. В Доме музыки — три зала. Большой симфонический на 1800 мест отделан специально подобранной лиственницей с берегов Ангары, ибо для хорошего звука нужны не просто деревья одной породы, а еще и выдержанные при определенной влажности — 8%. За основу цветовой гаммы Большого зала Дома музыки принята гамма Большого зала Консерватории — золотисто-желтые тона в сочетании с белым. Это единственный зал в России (да и в мире таких немного) музыкальный зал, в котором с балконов можно видеть лицо дирижера. В Большом зале установлен духовой орган, а в Камерном на 600 мест — электронный. Кроме того, в Доме музыки действует многофункциональный зал для театральных постановок и концертов на 550 мест.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В Санкт-Петербурге первые театры появились в первые годы существования города. В
В
В
В
***
В
Отлично спроектированный, Большой Каменный театр имел отличную акустику и необычайно глубокую сцену. Именно на такой сцене стали возможны фантастические полеты, которые демонстрировал в своих спектаклях Ш. Дидло — балетмейстер, прибывший в Россию и обретший здесь свою вторую родину. В дальнейшем прославленный и тоже ставший русским француз М. Петипа использовал глубину сцены для хореографических эффектов и потрясающих зрителей движений кордебалета. В балетах «Баядерка» (
Но время разрушало здание и в 1885/1886 гг. здание театра закрыли (позднее здание Большого Каменного театра перестроили под нужды Петербургской консерватории). Спектакли были перенесены в Мариинский театр. Здание этого театра было перестроено из бывшего конного цирка в
С тех пор сцена Мариинского театра видела немало театральных побед.
В XIX — начале XX вв. Мариинский театр был императорским, а значит — чудесным храмом искусства, куда еще с пушкинских времен тянулись лучшие художники танца и лучшие оперные певцы.
Поначалу на сцене театра попеременно давались и драматические, и оперные, и балетные спектакли. Здесь выступали талантливые русские артисты — Е. Сандунова, А. Крутицкий, П. Булахов, а также артисты балета — А. Истомина, Е. Колосова, А. Глушковский. В
Новый период деятельности театра связан с постановкой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в
Со второй половины XIX в. русский репертуар занимал ведущее место и в балетных постановках. Блистательные достижения Мариинского театра связаны с балетами П.И. Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и А. Глазунова «Раймонда». Балетмейстеры М. Петипа и Л. Иванов позволили раскрыть свои незаурядные таланты легендарным балеринам А. Павловой, М. Кшесинской, О Спесивцевой, танцовщику В. Нижинскому. В начале XX в. новаторские принципы в балете связаны с именем балетмейстера М. Фокина.
В начале XX в. Мариинский Императорский театр одну из ведущих в мире оперных и лучшую в мире балетную труппы, а также превосходный оркестровый коллектив.
После революции
В 1920-е гг. театр переживал не лучшие времена — он подвергся революционному натиску со стороны «нового искусства». На сцене было много экспериментаторства, когда «старый» репертуар отвергался в угоду постановкам «на революционную тему». Впрочем, в 1930-х гг., в связи с развернувшейся борьбой с «буржуазностью» и «декаденством» на сцене театра ставятся «героические балеты» «Пламя Парижа», «Партизанские дни», «Утраченные иллюзии». Становится идейно-монументальной опера — идут «Броненосец Потемкин», «Щорс», «В бурю». Но возобновляется и классический репертуар — «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где подготовил новые спектакли: «Емельян Пугачев», «Ночь перед Рождеством» и др. Артисты театра выступали в госпиталях, выезжали в составе бригад на фронт. Только в
С 1950-х гг. в театр возвращается оперная и балетная классика. Но пишутся и новые произведения — в
Во второй половине XX в. в труппе театра было много знаменитых исполнителей и артистов балета: К. Лаптев, И. Бугаев, В. Максимова, Б. Штоколов, Р. Баринова, М. Заика, В. Соловьев, В. Кравцов, А. Сапогов, В. Семенов, К. Федичева, Ю. Марусин, С. Лейферкус и многие, многие другие.
В настоящее время театру возвращено его историческое имя — он вновь Мариинский театр. А оперные и балетные постановки, отмеченные сочетанием классики и новаторства, постоянно вызывают интерес у театральной публики во всем мире.
Александринский театр — старейший драматический театр России. Он был создан в
Долгое время театр давал представления в различных помещениях. Наконец, в
Будучи императорским, Александринский театр всегда славился патриотическим репертуаром. Здесь ставились героические пьесы Н. Кукольника, Н. Полевого, П. Ободовского, но по-прежнему в почете были водевили. Среди комедийных актеров славился А. Дюр, а трагические роли великолепно исполняли В. Каратыган и Я. Брянский. С середины XIX в. на сцене театра появляется бытовая и историческая драма. К примеру, необычной популярностью пользовался спектакль А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного».
В
В 1860-е — начале 1870-х гг. в труппе театра ведущее место занимали актеры В. Самойлов и П. Васильев. Позднее значительными ролями прославились В.Н. Давыдов, П.С. Стрепетова. Актриса М.Г. Савина в течение сорока лет потрясала зрителей своей точной психологичностью и объемностью образов, ею создаваемых, сыграв весь классический русский репертуар — от Гоголя до Толстого. Удивительным импровизатором был актер В.А. Варламов, который мог выйти на сцену, не зная текста (работать «под суфлера»), но сыграть так, что зрители плакали и смеялись от всей души. А шепот Варламова был ясно слышен во всех дальних уголках зрительного зала.
В 1908–1917 гг. несколько спектаклей в Александринском театре ставил В.Э. Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. В спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Гроза», «Маскарад» М.Ю. Лермонтова он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование постановок.
После революции
Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, а на его сцене шли пьесы о войне советских драматургов — «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде. Крупнейшим событием стала постановка в
Звезда Веры Федоровны Комиссаржевской (1864–1910) ярко воспылала в 90-е гг. XIX в. — именно тогда актриса поступила в труппу Александринского театра. На сцене Александринки она сыграла 50 ролей — очень разных по жанру и характеру. Крупнейшим театральным и общественным событием стал спектакль «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского, в котором Комиссаржевская сыграла главную роль — Ларису.
Но несмотря на успех, В.Ф. Комиссаржевская в
Модернистские начала в театральном искусстве поддерживались в Петербурге в начале XX в. в литературно-артистических кабаре — «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». «Бродячая собака» была создана группой литераторов и театральных деятелей и существовала в 1910–1912 гг. В числе первых участников спектаклей были В. Мейерхольд, Н. Сапунов, С. Судейкин, И. Сац. Здесь выступали молодой В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, К. Бальмонт. После закрытия «Бродячей собаки» ее преемником стал «Привал комедиантов», который действовал в 1915–1918 гг. Руководили им В. Мейерхольд и Н. Петров («Коля Петер»), в программах принимал участие Н. Евреинов. На подмостках «Привала комедиантов» ставились пародийные номера и отдельные представления, стилизованные под балаганные народные зрелища.
Большой Драматический театр (БДТ) — один из первых театров, созданных в Петрограде после революции
Новый период в жизни театра начался с постановки «Мятежа» Б. Лавренева, когда Большой Драматический театр становится одним из пропагандистов молодой советской драматургии. В 1930-е гг. ставятся пьесы Биль-Белоцерковского, Файко, Киршона, Маяковского, Катаева. Значительным театральным событием стала постановка в
В годы Великой Отечественной войны театр находился в Кирове, но в
В
В XX столетии Петербург продолжал оставаться одним из главных центров отечественного театрального искусства. После революции
В годы Великой Отечественной войны в городе возник Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, в послевоенные годы — Малый Драматический театр (МДТ), а также Новый театр, который через некоторое время стал называться Театром им. Ленсовета. Современный МДТ — это детище режиссера Л.А. Додина, который, возглавив театр в
Традиции сатиры на протяжении нескольких десятилетий развивал Театр миниатюр под руководством А.И. Райкина, который в
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru