Реферат на тему Биография Эдгара Дега
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](https://bukvasha.net/assets/images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
![](https://bukvasha.net/assets/images/emoji__signature.png)
Подписываем
дгар
Дега (1834-1917) "Я до
сих пор не встречал
человека, который
умел бы лучше
изображать
современную
жизнь, душу
этой жизни",
- так писал о
Дега Эдмон
Гонкур, один
из самых чутких
к изобразительному
искусству
французских
писателей
второй половины
XIX века.
Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил в Школе изящных искусств, в классе ученика Энгра - Ламотта. Энгр был кумиром молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владение линией, и парадоксально сочетавшаяся с "классицизмом" острота видения действительности, проникающая зоркость взгляда. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" - в традиционно-академическом понимании - темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др.). Однако академическими в этих работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Энгровская гладкость письма сочеталась здесь с более современной живописной манерой, близкой Э. Мане. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой...
1860
- 1870-е годы - во многом
переломные
для французской
культуры XIX века.
Стремление
к современности
художественного
языка, поиски
новых средств
выразительности
пронизывали
в это время
поэзию Бодлера,
романы Флобера,
Золя и Гонкуров,
живопись Мане,
Ренуара, Моне,
Писсарро и
других молодых
художников,
вошедших вскоре
в историю искусства
под именем
импрессионистов.
Дега присоединился
к этому движению
с самого начала
его возникновения.
Он посещает
кафе Гербуа
и "Новые Афины"
- место постоянных
встреч Мане
и его друзей,
принимает
участие в большинстве
выставок
импрессионистов.
Как для всех
них, "быть
современным"
означало для
него прежде
всего воплощать
в искусстве
непосредственные
"впечатления"
(отсюда название
течения), а также
быть демократичным,
черпать сюжеты
из гущи простонародной
парижской
жизни. Аристократически
замкнутый,
язвительный,
необычайно
скрытный
в личной жизни,
Дега был одержим
настоящей
страстью к
изучению окружающей
действительности.
В отличие от
других импрессионистов,
он писал только
фигурные композиции,
но на смену
ранним портретам
теперь приходят
жокеи на лошадях,
скачки, сценки
в кафе и кабаре,
модистки, прачки,
балерины и
женщины "за
туалетом". Во
всех этих образах
утверждалась
новая, чисто
современная
красота, неотъемлемыми
чертами которой
были правдивость,
непосредственность,
демократизм
и острота
характерного.
Пожалуй, лучше
всего об этом
сказал сам Дега
в одном из сонетов,
посвященном
его излюбленным
персонажам
- балеринам:
... Пляшите, красотой
не обольщая
модной, Пленяйте
мордочкой своей
простонародной,
Чаруйте грацией
с бесстыдством
пополам, Вы
принесли в
балет бульваров
обаянье, Отвагу,
новизну. Вы
доказали нам,
Что создают
цариц лишь грим
да расстоянье.
Цель своего
творчества
французский
художник видел
в воплощении
правды жизни,
которая была
для него слишком
значительной,
чтобы нуждаться
в приукрашивании.
Но постижение
жизни достигалось
не подражанием,
а условными
средствами
искусства. Дега
подчеркивает
эту условность
живописного
языка, контраст
между "вульгарностью"
натуры и утонченной
гармонией и
красотой колорита,
рисунка, ритмического
узора. Он противопоставляет
также бесстрастную
объективность
в обрисовке
персонажей
- и чувство, разлитое
в самой живописи,
несущей в себе
и иронию художника,
и его глубокую
нежность к
моделям.
"Не
было искусства,
менее непосредственного,
чем мое", - писал
Дега. Каждое
его произведение
- итог длительных
наблюдений
и такой же упорной
работы по их
претворению
в законченный
образ. В его
творчестве
не было ничего
от экспромта,
продуманность
его композиций
заставляла
порой вспомнить
Пуссена. Но в
результате
возникали
образы, казавшиеся
олицетворением
мгновенного
и случайного.
Во французском
искусстве конца
века Дега в
этом отношении
являлся диаметральной
противоположностью
Сезанну. Если
у последнего
картина вмещала
в себя всю
непреложность
миропорядка
и выглядела
завершенным
в себе микрокосмом,
то у Дега она
всегда содержала
лишь часть
срезанного
рамой потока
жизни. Сами его
образы были
исполнены
динамизма,
воплощали
убыстрившиеся
ритмы современной
художнику
эпохи. Именно
страсть к передаче
движения - этой,
по словам Ренуара,
"болезни века"
- определила
сами сюжеты
Дега: изображения
пробега лошадей,
репетиций и
представлений
балета, прачек,
несущих белье,
гладильщиц
за работой,
моющихся, одевающихся
или причесывающихся
женщин. Произведения
французского
мастера - настоящая
энциклопедия
человеческих
поз и "моментов"
движений. Но
также - смелых
ракурсов и
всегда динамичных
точек зрения,
лишавших даже
статичный мотив
замкнутости
и стабильности.
В отличие от
других импрессионистов,
Дега никогда
не включал в
свои композиции
изображения
японских гравюр,
но он, как никто
другой, проник
в свойственный
этим гравюрам
принцип динамичного
видения мира.
Его искусство
перебрасывало
мост и в будущее
- к современной
документальной
фотографии
и кино. Персонажи
Дега кажутся
при этом снятыми
не простой, а
"скрытой камерой".
О своих женщинах
"за туалетом"
он писал: "До
сих пор нагота
изображалась
в позах, которые
предполагают
наличие свидетелей.
Мои же женщины
- честные человеческие
существа, они
не думают ни
о чем другом,
а заняты своим
делом".
В своем стремлении постичь интимные тайны жизни Дега был одновременно трезвым наблюдателем и романтиком, умевшим "заворожить истину". (Романтичной была уже сама его устремленность к жизненным тайнам.) В его работах "поэзия и правда" всегда сосуществуют.
Особенно наглядно это в многочисленных балетных композициях, где закулисные "трудовые будни" театра соседствуют с волшебной феерией, происходящей на сцене. Грубоватые, плебейские танцовщицы становятся на наших глазах романтическими сильфидами; чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни...
В живописи импрессионистов Дега занимал особое место - прежде всего из-за той роли, которую играл в его творчестве рисунок и благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического растворения красок в потоке света и пластической определенности формы. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия и цвет становятся нераздельным целым. При этом именно цвету - свободной, горящей, переливающейся оттенками красочной стихии - принадлежит в позднем творчестве художника ведущая роль. В колористических "симфониях" на темы танцовщиц, созданных в конце столетия, Дега, оставаясь в целом в пределах импрессионистической фиксации отдельного мгновения, уже делает решительный шаг в сторону более обобщенного видения XX века, кажется непосредственным предшественником фовистов.
На протяжении почти всего творческого пути художник занимался также скульптурой: лепил из раскрашенного воска и глины статуэтки движущихся лошадей, балерин в позициях классического танца и женщин "за туалетом". (После смерти Дега эти почти не известные широкому зрителю статуэтки были переведены в бронзу.) В начале нашего столетия из-за прогрессирующей болезни глаз скульптура стала единственным видом творчества мастера. Конец его был трагичным: художник, поражавший современников зоркостью видения, умер почти полностью ослепшим.
Использованы материалы статьи Н. Апчинской в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.
Литература:
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971