Биография

Биография на тему Гиппиус ЗН

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024


Гиппиус З.Н.

Зинаида Николаевна Гиппиус.

Псевдоним - Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская.

08 (20).XI.1869 - 09.IX.1945

Зинаида Гиппиус - одна из самых значительных писательниц XX века. Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург.

Из обрусевшей немецкой семьи (предки отца переселились в Россию в XVI в.); мать - родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец - юрист, занимал высокие должности) З. Гиппиус получила бессистемное домашнее образование, посещала учебные заведения урывками. С детских лет была занята в основном "писанием стихов и тайных дневников", увлекалась музыкой, живописью, а еще больше - верховой ездой. В 1889 г. вышла замуж за Д. Мережковского, с которым "не разлучаясь ни на один день" прожила 52 года.

Вместе с мужем переехала в Петербург, и вскоре супруги Мережковские заняли очень заметное место в литературном мире. Здесь она знакомится с такими известными писателями, как Я. Полонский, А. Майков, Д. Григорович, А. Плещеев, П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским.

В это время у нее совместно с Мережковским начинают оформляться идеи свободы, метафизики любви и неорелигиозных воззрений. К началу века духовно-религиозный максимализм Мережковских, осознание своей провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и свободы достигает социального апогея. Гиппиус в статье "Хлеб жизни" (1901) писала: "Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни, и предчувствие свободы - к духу, к религии. Когда жизнь и религия действительно сойдутся, станут как бы одно - наше чувство долга неизбежно коснется и религии, слившись с предчувствием Свободы; (...) которую обещал нам Сын Человеческий: "Я пришел сделать вас свободными".

Гиппиус сотрудничает с журналами "Северный вестник", "Мир искусства", является фактически соредактором религиозно-философского издания "Новый путь". В журнале "Мир искусства" Гиппиус публикует свои первые литературно-критические статьи. Свои произведения Гиппиус часто подписывает разными, но непременно мужскими псевдонимами - Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.

Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, "полудетских" стихотворения были напечатаны в "Северном вестнике" (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты "старшего" поколения. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х гг.

Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889-1892 гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах "Северный вестник", "Вестник Европы", "Русская мысль" и других она печатает рассказы, романы ("Без талисмана", "Победители", "Мелкие волны") и реже - стихи.

Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ "Простая жизнь", появившийся в "Вестнике Европы" в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием "Злосчастная". Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и "для себя" и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.

В 1904 г. выходит ее "Собрание стихов. 1889-1903", многие произведения, вошедшие в книгу, к тому времени уже получили скандальную известность: "Люблю я себя, как Бога", "Мне нужно то, чего нет на свете".

Через шесть лет вышла вторая книга, включающая стихи 1902-1909 гг., объединенная с предыдущей постоянством тем и образов: противоречие между готовностью к христианскому смирению и жажда самоутверждения; желание высказать "несказанные" движения души и невозможность найти "здешние" слова для "стихов-молитв".

1900-1917 гг. были годами наиболее плодотворной литературно-публицистической и практической деятельности Гиппиус во имя воплощения идеи Третьего Завета, грядущей Богочеловеческой теократии, во имя самого "Главного". Соединение христианской и языческой святости для достижения последней вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских. Принцип внешнего разделения с существующей церковью и внутренний союз с нею были положены в основу их "новой церкви".

После появления программной работы Мережковского "О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1892) творчество Гиппиус приобретает отчетливый "символический" характер. Первые сборники рассказов Гиппиус "Новые люди" (1896; 1907) и "Зеркала" (1898) показывали людей символистского типа. Раскованный максимализм "новых людей", ставящих перед собой задачи поиска "новой красоты" и духовного преображения человека, вызвал раздражение и резкое неприятие со стороны либерально-народнической критики.

Влияние Достоевского прослеживается во многих произведениях Гиппиус, в том числе и в романе "Роман-царевич" (1912), по своему сюжету близкому "Бесам".

"Третья книга рассказов" (1902) Гиппиус вызвала наибольший резонанс в критике. Говорили о ее "болезненной странности", "мистическом тумане", "головном мистицизме". Основная идея книги - раскрытие концепции метафизики любви на фоне духовных сумерек людей ("Сумерки духа", 1899), еще не способных ее осознать.

Следующая книга рассказов Гиппиус "Алый меч" (1906) освещает метафизику автора уже в свете неохристианской тематики.

Пятый сборник рассказов "Черное по белому" (1908) собрал произведения Гиппиус 1903?1906 гг. В касательной, туманно-импрессионистической манере в нем затрагивались темы подлинного и мнимого достоинства личности ("На веревках"), темы любви и пола ("Влюбленные", "Вечная "женскость", "Двое-один"), не без влияния Достоевского был написан рассказ "Иван Иванович и черт".

Последний сборник рассказов "Лунные муравьи" (1912) повествует о фундаментальных философских основах бытия и религии ("Он - белый", "Земля и Бог", "Они похожи"). Этот сборник, по мнению Гиппиус, вобрал в себя лучшие рассказы из тех, которые она написала.

В 1911 г. Гиппиус публикует роман-трилогию: 1-я часть - "Чертова кукла"; 2-я - "Очарование истины" - закончена не была; 3-я - "Роман-царевич" (отдельное издание в 1913 г.). Роман, по замыслу писательницы, должен был "обнажить вечные, глубокие корни реакции в общественной жизни", собрать "черты душевной мертвенности в одном человеке.

Гиппиус заявила о себе и как драматург - "Святая кровь" (1900); "Маков цвет" (1908; совместно с Мережковским и Философовым) - отклик на события революции 1905- 1907 гг.

Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви: "Критика любви" (1901), "Влюбленность" (1904), "Любовь и мысль" (1925), "О любви" (1925), "Вторая любовь" (1927), "Арифметика любви" (1931).

Законодательница вкусов, острый и взыскательный критик, плодовитый прозаик, утонченная поэтесса, хозяйка литературного салона, "декадентская мадонна", вдохновительница религиозно-философских собраний, "совопросница" А. Блока, преданный друг Мережковского и Философова, ? без яркой и экстравагантной фигуры Зинаиды Гиппиус нельзя представить ни литературной жизни Петербурга рубежа веков, ни парижской жизни русской эмиграции 20-40-х.


1. Реферат Электронный секундомер 2
2. Курсовая на тему Анализ производства и реализации продукции на предприятии ЧУП Светоприбор
3. Реферат Изучение физических принципов работы аппаратуры в курсе Технические средства обучения
4. Курсовая Профилактические средства воздействия менеджмента на конфликтные ситуации
5. Реферат Гуманистическая теория основные концепции и принципы
6. Диплом Вплив мінерального добрива на екологію рунтів Білоцерківського району
7. Реферат на тему Biannual Congressional Elections Essay Research Paper type
8. Реферат на тему Cover Letter Proctology Essay Research Paper Dear
9. Реферат Військово-патріотичне виховання особового складу підрозділу
10. Реферат Курс лекций по Философии 2