Биография

Биография на тему Мстислав Ростропович

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024


Мстислав Ростропович

Мстислав Леопольдович Ростропович (р. 1927) - русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель. Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».

Родился 27 марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители – музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов. Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Его ученики – известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.

На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский – всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.

Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.

В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.

В 1977–1994 – главный дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Его приглашают самые известные оркестры мира – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и др. стран.

Организатор собственных фестивалей, один из которых посвящен музыке 20 в. Другой – фестиваль виолончелистов в городе Бовэ (Франция). Фестивали в Чикаго были посвящены Шостаковичу, Прокофьеву, Бриттену. Множество фестивалей Ростроповича состоялось в Лондоне. Один из них, посвященный Шостаковичу, длился несколько месяцев (все 15 симфоний Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром). На Нью-йоркском фестивале исполнялась музыка композиторов, которые посвятили ему свои произведения. Принимал участие в фестивале «Дни Бенджамина Бриттена в Петербурге» к 90-летию со дня рождения Бриттена. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса во Франкфурте.

Открывает музыкальные школы, ведет мастер-классы. С 2004 возглавляет Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Под его покровительством с 1998 проводится Международный конкурс по композиции «Мастерпрайз», который является совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и «ЭМИ Рекордз». Конкурс задуман как катализатор более близкого соединения почитателей серьезной музыки и современных композиторов.

Сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских резиденциях (в Виндзорском дворце, концерт в честь 65-летия королевы Испании Софии и т.п.).

Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.

Известен и своей благотворительной деятельностью: он президент «Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича», который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. В 2000 фонд начал проводить в России программу по детской вакцинопрофилактике. Президент носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии, стипендионный фонд для талантливых детей в России. Широкую известность получили факты его выступления в 1989 у Берлинской стены, а также приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974). «Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили», – сказал он. Одним из первых поддержал идею проведения в Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А.Д.Сахарова, был гостем II и участником IV фестиваля.

Личность и деятельность Ростроповича уникальны. Как справедливо пишут, «своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и связей между людьми». Так, национальная академия звукозаписи США в феврале 2003 наградила его музыкальной премией «Грэмми» «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях». Его называют «Гагариным виолончели» и «маэстро Славой».

Валида Келле


1. Курсовая Організація обслуговування банкету за столом до Різдва
2. Реферат Денежные переводы физических лиц
3. Реферат на тему Torque Essay Research Paper English 301901 Lesson
4. Книга Павленко НИ Птенцы гнезда Петрова
5. Курсовая на тему Экономическая реализация различных форм собственности
6. Реферат Создание онтологии Генетический алгоритм в системе PROTEGE
7. Реферат Консерватизм
8. Реферат на тему Great Depression Speech Essay Research Paper My
9. Контрольная работа на тему Психологические особенности возраста студента
10. Реферат на тему Early Sumerian Times Essay Research Paper Sumer