Биография

Биография на тему Паулс Ояр-Раймонд Волдемарович

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, почетный доктор Латвийской академии наук, кавалер королевского ордена Полярной Звезды I степени (награда Датского королевства)

Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство. "Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев", - написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на теppитоpии экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеpы "Миллион алых pоз", "Маэстpо", "Веpнисаж", "Стаpинные часы", "Зеленый свет" и т.д. в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.

Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге в семье рабочих Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов - слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре "Михаво" играл на ударных инструментах.

Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом - "как Паганини": Волдемару казалось, что музыкантский хлеб - более легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные способности, но "профессионал" был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: "Начнем лучше не со скрипки, а с рояля". Так была решена его судьба.

Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам: "Быть выдающимся музыкантом - тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд - означает каторгу. Ежесуточная работа по 12-14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом". Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...

В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал информацию с радио "Голос Америки": прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.

В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году - окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался "легким" жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В 1963-1971 годах - руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса - "Зимний вечер", "Мы встретились в марте", "Старая береза", - мелодичные, душевные, легкие и лиричные.

Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.

31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (специальность - лингвист). Их дочь Анета (1962) окончила ЛГИТМИК по специальности "режиссер телевидения" и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери - Анна-Мария (1989) и Моник-Ивонн (1994).

В начале 1970-х Паулс создал ВИА "Модо", который с невероятным успехом гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь "железный занавес" и занимала верхние строчки в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл "Сестра Керри" по Теодору Драйзеру.

По мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию "Золотой янтарь" на международном конкурсе в Польше. Впоследствии "Сестру Керри" ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский театр "Русская драма". С 1978 года Паулс работал главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.

В России слава Маэстро началась с песен "Синий лен" (в исп. Л. Мондрус) и "Листья желтые" (в исп. Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О.Гринберга, М.Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писал стихи на готовую музыку. Композициии Паулса и Вознесенского "Подберу музыку" (в исп. Я. Йолы) и "Танец на барабане" (в исп. Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.

В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом стал "Маэстро" в исполнении Аллы Пугачевой - песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Без меня", "Делу время", "Возвращение", "Я ждала вас так долго" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер", "Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев ("Верооко", "Я с тобой не прощаюсь", "Годы странствий", "Поющий мим", "После праздника", "Гиподинамия" и др.).

В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог", "Комета Галлея" и др.), М. Таничем ("Протяжение любви", "Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон", "Маяк"), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Муза", "Затменье сердца", "Человек-магнитофон" и др.). Их песня "Миллион алых роз" (в исп. А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.

Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль "Кукушечка", который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из "Кукушечки" исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива "Золотая свадьба" (слова И. Резника).

Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль "Бранд" получил первый приз за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам - "Долгая дорога в дюнах", "Театр" и др.

В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание Народного артиста СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор фирмы "Мелодия" вручил композитору в подарок к 50-летию два "золотых диска" - за фортепианный альбом "Мой путь" и песенный сборник "У нас в гостях Маэстро".

В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года - народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили "голосование ногами": демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова - Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием независимости прибалтийских республик.

В ноябре 1989 года Паулс возглавил министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году - и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об упразднении министерства культуры и совмещении его с другими правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)

Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы - на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллегенции, но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.

С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства - ордена Полярной Звезды I степени.

В те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем "Кукушечка", писал песенные циклы и концертные программы. Создал музыку к спектаклям "Дикие лебеди", "Граф Монте-Кpисто", "Зеленая дева" и др., несколько программ для Л. Вайкуле ("Я вышла на Пикадилли", "Лайма в стиле танго" и др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: "Рапсодия в стиле блюз" (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная опера "Порги и Бесс" с участием профессиональных джазовых исполнителей...

14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность - стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием "продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно-мыслящих людей". 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР - он работает в комиссиях "по образованию, культуре и науке", "ревизионной", "защиты прав детей" и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью: "Взвесив все "за" и "против", я решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал".

К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс, в числе множества других поздравлений, получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: "...на протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России".


1. Реферат Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров
2. Реферат на тему Виды хозяйственного уч та на предприятии
3. Реферат Теоретичні засади економічного розвитку
4. Реферат на тему Patient Assited Suicide Whose Example Should Be
5. Реферат на тему Методологическая база правотворческого процесса
6. Реферат Магазин бытовой техники и электроники Эксперт
7. Доклад на тему Возвращение открытия
8. Реферат Миф и его аспекты
9. Доклад Опера Беллини Капулетти и Монтекки I Capuleti e I Montecchi
10. Курсовая на тему Электродуговая сварка технология процесса и безопасность труда