Биография на тему Луис де Милан Luis de Milan
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Милан /Luis de Milan/
Испанский композитор, крупнейший представитель испанской школы виуэлистов, виртуоз-исполнитель на виуэле, писатель, поэт. «Вторым Орфеем назовет его мир», — писал о Милане Хил Поло во «Влюбленной Диане» (1564 г.). Луис Милан родился предположительно в Валенсии около 1500г., судя по упоминаниям о нём, его жизненный путь завершился в той же Валенсии после 1560г. J.Powrozniak в своей энциклопедии «Guitarren-Lexikon» приводит такие вероятностные даты жизни Луиса Милана: 1502 – 1561гг.
Биографических сведений о Луисе Милане сохранилось мало. Да и о других испанских виуэлистах XVI века, сведения, которыми мы располагаем, крайне скудны и почерпнуты, главным образом, из их собственных “предуведомлений”, опубликованных вместе с их музыкальными произведениями. У Милана таким источником является его сборник “Маэстро” (El Maestro), изданный в 1535 году в Валенсии (кстати, первое печатное нотное издание, появившееся в Испании).
Польский гитарист, автор гитарного словаря, Jozef Powrozniak, ссылаясь на свои источники к биографии Милана, пишет, что этот испанский виуэлист в результате дуэли вынужден был убежать в Португалию. Здесь он благосклонно был принят королем Хуаном III, которому дон Луис Милан и посвятил гениальный труд своей жизни - El Maestro. Такие жизненные перипетии характерны для той эпохи, и посвящение на титуле Маэстро соответствует свидетельству Поврожняка. Но, возможно, приведённые Поврожняком биографические подробности, лишь короткий, частный эпизод жизни маэстро Милана, так интерпретированный польским гитаристом, во всяком случае, другие мои источники свидетельствуют несколько иначе…
Милан служил при дворе Фернандо Арагонского (Fernando de Aragуn), герцога Калабрии, сопровождая которого в путешествиях, побывал в Италии и Португалии, где основательно познакомился с музыкой наиболее выдающихся композиторов того времени.
В середине XV столетия Валенсия была одним из наиболее привлекательных средиземноморских городов с численностью населения втрое превышающим население Барселоны. Процветание Валенсии было обусловлено большими коммерческими и финансовыми ресурсами герцогства, т.к. его не коснулись политические и социально-экономические кризисы, что пережили соседние Кастилия и Каталония. Поэтому в Валенсию тянулись торговцы и художники из других частей Королевства Арагон. Благодаря тому, что герцог Фернанд Арагонский был человеком проникнутым идеями Ренессанса, Валенсия превратилась в один из главных культурных центров испаноговорящих Королевств. Библиотека герцога, к концу его жизни (1550), имела более восьмиста книг, что по тем временам являлось немалым собранием.
Двери дворца герцога были открыты искусствам, особенно музыке и литературе. Известно, что между 1526 и 1536 гг. музыкальный штат часовни герцога содержал больше чем 40 певцов и музыкантов. Исключительная репутация, которую имела часовня, не исчезла и спустя пятьдесят лет после ее разрыва клерикалом и историком, Хосе де Сигуэнса (Jerуnimos fray Jose de Siguenza), которому принадлежат следующие слова: "Герцог соединил в лучшей часовне музыкантов естественных голосов и всего вида инструментов, что были в Испании, и ни один там не был лишним, столь хороши они в способностях и голосах."
Сам Милан, прекрасный знаток виуэлы, обогатил испанскую музыку произведениями высокой художественной ценности, в которых было много нового, в частности – в использовании хроматических оборотов. Его искусство восходило истоками к труверам, в нём есть также черты преемственности от арабской музыки – в различных формах нубы.
Опубликованный Миланом в 1535 г. сборник "Libro de musica de vihuela de mano, intitulado El Maestro" (линейно-цифровая табулатура), - один из лучших сборников для виуэлы сохранившихся до нашего времени.
Книга Милана «Маэстро» состоит из двух частей. Первую составляют сочинения для виуэлы соло — 40 фантазий, 4 тьентос (тьенто — инструментальная пьеса имитационно-полифонического склада, типа ричеркара; впервые введена в музыкальную практику Миланом) и 6 паван. Во вторую часть входят переложения для голоса в сопровождении виуэлы 12 вильянсикос,
4 старинных романса и 6 сонетов на итальянском языке. Книге предпослан теоретический раздел — руководство игры на виуэле; отсюда ее название «Маэстро». Главное значение творчества Милана - в разработке инструментального стиля и имитационного полифонического письма, искусства вариационного развития.
Наиболее ценной в художественном отношении частью инструментального репертуара «Маэстро» являются фантазии. Особенно примечательна XIII фантазия — одно из самых вдохновенных сочинений композитора, одновременно раскрывающее все звуковое богатство и выразительные возможности инструмента. В то же время, несмотря на достаточно свободную («импровизационную») форму большинства фантазий Милана, в ряде из них отчетливо проступают характерные приметы того или иного музыкального жанра. Так, II фантазия легко ассоциируется с придворным танцем, подвижным, но одновременно галантно-церемонным; IV и XII кажутся переложениями для виуэлы какого-нибудь народного вильянсико или тонады; III воспринимается как возвышенный мадригал — «прекрасный пример сильного и глубокого чувства, сдерживаемого куртуазной учтивостью, столь свойственной той эпохе», по словам испанского музыковеда Роберто Пла.
В фантазиях Милана мы можем в полной мере оценить искусство композитора — мелодическую изобретательность, с чисто испанской склонностью к ясным мелодическим контурам и четким ритмам, богатство имитационной техники, разнообразие полифонических приемов (требующих виртуозного владения инструментом, по своей природе не приспособленным для исполнения многоголосных сочинений), изысканность фактуры, красочную игру регистров (опять-таки типично испанская любовь к контрастам, игре светотени). «Фантазии» для виуэлы представляют чисто инструментальную музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: «пассажи — быстро, а гармонии — медленно», как пишет дон Луис Милан в своём предисловии (1535).
Список литературы
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века".
Мартынов И. "Музыка Испании". М., Советский композитор 1977.
Powrozniak, Jozef. "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988.