Биография на тему Василий книжник
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Карпов А. Ю.
ВАСИЛИЙ, автор повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, читающейся в составе "Повести временных лет" под 1097 г.
Биографические сведения о Василии содержатся исключительно в составленной им повести. Из нее следует, что Василий находился на службе у владимиро-волынского князя Давыда Игоревича. Судя по подробностям, которые он приводит, он сопровождал князя и в Любеч, на съезд князей, где был заключен мир между князьями (конец октября — начало ноября 1097 г.), и оттуда в Киев, где людьми великого князя Киевского Святополка Изяславича и Давыда Игоревича был схвачен теребовльский князь Василько Ростиславич (5 ноября), и далее, вместе с Василько, в Белгород близ Киева, где Василько был злодейски ослеплен, и во Владимир на Волыни, где теребовльский князь содержался в заточении. В Великий пост 1098 г. (8 февраля — 20 марта) Василий определенно находился во Владимире-Волынском. Князь Давыд призвал его и поручил переговорить с Василько о возможных условиях примирения: в это время войну против Давыда начал князь Владимир Всеволодович Мономах, и Давыд через Василия обещал теребовльскому князю в случае, если ему удастся остановить
Владимира, один из городов на выбор — либо Всеволож, либо Шеполь, лиьбо Перемиль. Василий встретился со своим тезкой. Тот действительно обещал послать к Мономаху, "да быша не прольяли мене ради крови", однако выразил желание, чтобы ему вернули Теребовль (в Галиции). Василий записал свои весьма откровенные разговоры с ослепленным князем, а также подробно рассказал о злодейском ослеплении Василька и о событиях, последовавших за этим преступлением (1097—1100 гг.). Из-под его пера вышел яркий, исключительно живой рассказ, наполненный многими подробностями и, кроме того, исполненный глубокого нравственно-политического содержания: очевидно, что рассказ этот призван был показать страшные последствия княжеских междоусобиц. Стремление отстоять свою правду, не считаясь с правами других князей, по мысли автора повести, ведет к тягчайшим преступлениям, примером чему стало ослепление князя Василька — преступление доселе неслыханное на Руси. Показательно, что Василий резко осуждает действия своего вероятного покровителя — князя Давыда. Главным положительным героем его повести выступает князь Владимир Всеволодович Мономах, из чего, как правило, делается вывод о том, что сама повесть была написана по заказу Владимира, а сам Василий перешел на службу к Мономаху. Высказывалось и другое предположение: Василий находился на службе у киевского князя Святополка Изяславича и впоследствии был посадником Святополка во Владимире-Волынском (посадник Василь упоминается в той же летописной статье ниже, в связи с событиями 1099 г., однако вовсе не обязательно считать его одним лицом с автором повести).
Объем авторского текста Василия в составе "Повести временных лет" определяется исследователями по-разному. А. А. Шахматов ограничивал повесть лишь несколькими фрагментами статьи 1097 г., перемежающимися, по его мнению, с текстом летописца — составителя т. н. Третьей редакции "Повести временных лет". Однако литературная цельность большей части статьи 1097 г. заставляют предполагать, что Василию принадлежит весь текст статьи или, по крайней мере, ее большая часть (возможно, за исключением известия о Любечском съезде князей). С другой стороны, едва ли можно согласиться с мнением, согласно которому Василий был одним из основных авторов или редакторов "Повести временных лет" (так считал М. Х. Алешковский). Повесть Василия имеет все черты самостоятельного литературного произведения, отличающегося по стилю от других летописных текстов. Показательно, что в летописи, помимо повести Василия, имеется краткое изложение событий 1097—1100 гг., отчасти дублирующее рассказ повести. Из сравнения этих текстов, между прочим, хорошо видно, какие яркие, исполненные драматизма события могут скрываться за краткими летописными известиями и в других случаях.
Относительно социального статуса Василия ясности нет. Некоторые исследователи предполагают его духовный сан, считая Василия священником, которому будто бы исповедовался Василько, будучи в заточении во Владимире-Волынском. Однако в рассказе самого Василия на это нет никаких намеков.
Список литературы
Текст Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского: Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись, под 1097 г.
Хрущев И. П. Сказание о Васильке Ростиславиче // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 1. Киев, 1879; Шахматов А. А. Повесть временных лет. Вып. 1. Пг., 1916. С. XXXI—XXXVI; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 217—219; Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 275—279; Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971. С. 32—52; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 79—80; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. С. 91—92.