Биография

Биография на тему Дир

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024


Карпов А. Ю.

Дир, легендарный киевский князь (IX век); в летописи упоминается только вместе со своим соправителем Аскольдом.

По версии «Повести временных лет», Аскольд и Дир были «мужами» («боярами») новгородского князя Рюрика. После 862 г. (летописная дата «призвания варягов») они отпросились у Рюрика к Царьграду (в Константинополь, столицу Византийской империи) «с родом своим» и, проплывая мимо Киева, обосновались здесь. Князья собрали вокруг себя «многи варяги» и «начаста владеть Польскою (Полянскою. — А. К.) землею». Их княжение в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 г., когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.

По-другому рассказывается в Новгородской Первой летописи младшего извода, автор которой называет Аскольда и Дира родными братьями, но ничего не знает об их пребывании на службе у Рюрика. Напротив, его рассказ об их появлении в Киеве хронологически предшествует рассказу о призвании варягов. В Новгородской летописи сообщается также о войнах, которые Аскольд и Дир в качестве киевских князей вели с древлянами и уличами — постоянными соперниками полян (киевский летописец об этом ничего не знает).

С именами Аскольда и Дира связывается известный поход Руси на Царьград 860 г. (в «Повести временных лет» этот поход датирован 6374/866 г., в Новгородской Первой летописи рассказ о походе — без всякого упоминания об Аскольде и Дире — помещен в статье под 6362/854 г.). Однако летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник, в частности из Хроники Георгия Амартола, а имена Аскольда и Дира искусственно вставлены в греческий текст русским переводчиком и сами по себе не могут служить надежным доказательством их действительного участия в походе.

Некоторые уникальные известия об Аскольде и Дире содержатся в поздней Никоновской летописи XVI в., однако степень их достоверности неизвестна. Под 865 г. здесь сообщается о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»); под 867-м — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика. Имеется в тексте летописи и сведения о четырех (!) походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 г.

Иногда полагают, что Аскольд и Дир были представителями местной киевской племенной династии, потомками легендарного Кия, основателя города. Об этом, в частности, писал польский историк XV в. Ян Длугош, в распоряжении которого имелись в том числе и русские летописи, возможно, не дошедшие до нашего времени. Однако более вероятно, что в указании польского хрониста отразилось его тенденциозное стремление доказать обоснованность польских притязаний на Киев как наследие древней польской династии (ибо Длугош считал поляками и самого Кия, и вообще полян).

Кроме того, исследователи ставят под сомнение сам факт того, что Аскольд и Дир в действительности были соправителями или даже современниками друг друга; вполне возможно, что таковыми их сделал летописец. Известно, что их могилы находились в разных частях Киева: могила Аскольда «на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъмин двор»; могила же Дира «за святою Ориною», т. е. в т. н. «городе Ярослава». По летописи же, князья были убиты вместе и, по логике летописного повествования, их могилы должны были бы находиться рядом.

В литературе нередко встречается указание на то, что имя князя Дира якобы упоминается — в форме ал-Дир — в средневековых арабских источниках как имя одного из правителей славян. (Речь идет о сочинении арабского историка, географа и путешественника середины X в. ал-Масуди.) Однако современные востоковеды категорически отвергают подобное отождествление неясного имени, упомянутого у арабского автора (‘л.дир), с именем киевского князя (см., напр.: Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 69).


1. Реферат на тему New Dorms Essay Research Paper The appearance
2. Реферат на тему Votes For Sale Essay Research Paper Votes
3. Сочинение на тему Языковая специфика передач на ТВ
4. Кодекс и Законы Непосредственные формы местного самоуправления
5. Реферат на тему Faust The Dichotomy Of Gretchen Essay Research
6. Реферат Участники корпуса
7. Реферат на тему What Is Literature Essay Research Paper The
8. Реферат Агрессия как социально-психологический феномен
9. Диплом Основания применения условного осуждения и его содержание
10. Реферат Общая теория менеджмента