Биография Шумский, Яков Данилович
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
План
Введение
1 Биография
2 Оценка творчества
Список литературы
Введение
Яков Данилович Шумский (1732—1812) — русский актёр, оперный певец (баритон), комик, один из первых русских профессиональных артистов на русской сцене. Соратник Фёдора Волкова по созданию первого русского театра в Ярославле в конце 1740-х годов.
1. Биография
Малоросс по происхождению, Шумский сперва собирался сделаться цирюльником, но, попав как-то раз в Ярославле в театр Ф. Г. Волкова, был так поражён всем виденным на сцене, что сделался горячим поклонником сценического искусства и вскоре изъявил даже желание вступить в число актёров. Волков охотно принял его в свою труппу, так как сразу заметил в нём выдающийся комический талант. Уже в первый год (1751) своей сценической карьеры Шумский сыскал широкую популярность у ярославской публики. Особенно нравился он ей в роли слуги Карпа двухактной комедии Ф. Волкова «Суд Шемякин».
Гравюра работы И. Ф. Лапина
В следующем 1752 году Волков со всей своей труппой был вызван в Петербург, где 18 марта исполнил во дворце сумароковскую трагедию «Хорев». После этого спектакля, в котором принимал участие также и Шумский, последний был, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, вместе с Гавриилом и Григорием Волковыми, Дмитревским и Поповым, помещён в 1-ую роту Сухопутного кадетского шляхетского корпуса «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». В корпусе образованием молодого артиста руководил известный П. И. Мелиссино, под наблюдением которого Шумский много занимался. Впрочем, эти занятия нисколько не мешали ему участвовать в придворных спектаклях, которые изредка давались труппой Волкова.
Четыре года спустя, когда учреждён был Российский театр (первый из императорских театров), Шумский оставил кадетский корпус и с этих пор выступал почти в каждом спектакле. В начале марта 1759 года Шумский был командирован в качестве помощника Ф. Волкова в Москву для постановки там публичных русских спектаклей. По прибытии в Москву им удалось быстро сформировать труппу и уже в середине апреля того же года открыть театр. Конечно, главными персонажами были Ф. Волков и Шумский.
Возвратившись в следующем году в Петербург, Шумский стал так же часто, как и раньше, появляться на сцене, по-прежнему привлекая к себе симпатии публики своим выдающимся комическим талантом. В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных ролей, играл как в классических драмах известных европейских драматургов, так и в первых пьесах русских литераторов. Особенно хорош был в роли «Созия» в комедии «Амфитрион» и в роли Еремеевны (первый исполнитель) в фонвизинской комедии «Недоросль». Среди других ролей: Эктор («Игрок» Реньяра), Скапин («Скапиновы обманы» Мольера, 1757), Валентин («Менехмы, или Близнецы» Реньяра, 1763).
Вёл педагогическую и режиссерскую работу; в 1760-х годах руководил спектаклями в Шляхетском корпусе, где размещалась актёрская школа.
Выступал в операх. Первый исполнитель партий: Афанасия («Несчастие от кареты» на текст Княжнина, музыка Пашкевича); Крестьянина («Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского); Ивана («Два охотника»); Анкудина («Мельник — колдун, обманщик и сват» текст Аблесимова с музыкой в переработке Соколовского). Среди партнёров — А. М. Михайлова, И. П. Петров.
Его женой стала партнёрша по сцене, одна из первых русских профессиональных актрис Ольга Ананьина.
По выходе в отставку в 1785 году Шумский уже редко появлялся на сцене, хотя и прожил ещё очень долго. Год смерти Шумского не известен, но в 1811 году К. Аксаков как-то раз встретил его у другого знаменитого артиста Я. Е. Шушерина.
2. Оценка творчества
Талант Шумского был исключительный; в игре его было так много жизненности, что несмотря на рутину ложноклассицизма, господствовавшего тогда на сцене, ему удавалось создавать яркие типы и характеры. Биограф Фонвизина князь Вяземский влиянию игры Шумского в значительной мере приписывает самое появление комедий этого писателя. Князь Шаховской, вдохновленный игрой Шумского, написал водевиль «Актёр на родине», в котором Шумский является главным действующим лицом. Шумский выведен и в водевиле Хмельницкого «Актёры между собой, или Первый дебют актрисы Троепольской».
СТЭ о Якове Шумском:
«Обладая большим самобытным комедийным дарованием, Ш. смело преодолевал на придворной сцене условности классицизма. „… Его талант был чистый инстинкт или, пожалуй, вдохновение“, — писал С. Т. Аксаков („Я. Е. Шушерин и современные ему театральные знаменитости“ в кн.: Собр. соч., т. 2, 1955, с. 388). <…>Д. И. Фонвизин восторженно отзывался об его исполнении роли слуги, выдающего себя за модного франта-дворянина в пьесе „Генрих и Пернилла“ Гольберга (1760). Одобрение автора получило также исполнение Ш. роли преданного, честного слуги Василия в пьесе „Мот, любовью исправленный“ Лукина. Лучшая роль Ш. — Созий в комедии „Амфитрион“ Мольера (1761)»[1].
По определению «Энциклопедического словаря»:
«Вплоть до конца XVIII в. занимал на петербургской сцене место первого комика»[2].
Список литературы:
- СТЭ
- Энциклопедический словарь
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумский,_Яков_Данилович
2. Реферат на тему Сущность и формы кредита
3. Реферат Факторы социализации
4. Биография на тему Иоганн Себастьян Бах Bach
5. Контрольная работа Подвижники литературного краеведения Липецкого края
6. Реферат Вавилонский плен
7. Диплом на тему Нормы регулирующие отношения создания и регистрации юридического л
8. Реферат Сущность власти
9. Реферат Молодежные субкультуры эмо
10. Курсовая Современные методы регулирования регионального туризма