Биография

Биография Кондильяк, Этьен Бонно де

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024



План
Введение
1 Сенсуалистическая теория познания
2 Рефлексия
3 Идея чисел
4 Издания Кондильяка на русском языке
Список литературы

Введение


Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac; 30 сентября 1715(17150930), Гренобль — 3 августа 1780) — аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году; его брат — известный аббат Мабли.

Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году стал членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Фердинанда Пармского. Умер в 1780 году.

1. Сенсуалистическая теория познания


Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: «Essai sur l’Origine des Connaissances humaines» («Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746 г.); «Traité des Systèmes» («Трактат о системах», 1749); «Traité des Sensations» («Трактат об ощущениях», 1754) и «Traité des animaux» («Трактат о животных», 1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его «La langue des Calculs» («Язык исчислений») издана после его смерти. Получив приглашение стать воспитателем внука Людовика XV — инфанта дона Фердинанда, Кондильяк написал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского», в котором содержатся обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии.

В последние годы своей жизни работал над экономическим сочинением «Торговля и правительство, рассмотренные в их взаимном отношении».

Николай Бухарин отмечал, что Кондильяк в своих идеях предвосхитил ряд положений австрийской экономической школы:

Кондильяк усиленно подчёркивает «субъективный» характер ценности, которая является у него не общественным законом цен, а индивидуальным суждением, покоящимся на полезности («utilité») с одной стороны и на редкости («rareté») — с другой. Этот же автор настолько близко подходил к «современной» постановке вопроса, что проводил даже разграничение между «настоящими» и «будущими» потребностями («besoin présent et besoin éloigné») 2), разграничение, которое, как известно, играет основную роль в переходе от теории ценности к теории прибыли у главнейшего представителя «австрийцев» — Бём-Баверка.

— Николай Бухарин, «Политическая экономия рантье»[1]

Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Traité des Sensations». Первые два сочинения написаны под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Однако, трактат о логике был чрезвычайно популярен в конце XVIII — начале XIX веков.[2]

Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило Кондильяка внести существенные изменения в теорию познания Локка. «Traité des Sensations» имеет несомненное психологическое значение; в психологии Кондильяк является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в Кондильяке признать своего родоначальника.

2. Рефлексия


Локк, по мнению Кондильяка, ошибается, допуская двоякий источник познания — ощущения (sensations) и рефлексию; рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. Кондильяк, таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. Кондильяк полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, то есть строит факты. Ощущения Кондильяк делит на две группы: с одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга Кондильяка перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире Кондильяк выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни.

Французы причисляют Кондильяка к числу классических писателей; чтение трёх книг его «Traité des Sensations» входит у них в состав элементарного философского преподавания. Кажущаяся ясность основной мысли Кондильяка может, действительно, служить побуждением к развитию самостоятельного мышления.

3. Идея чисел


Рассуждая об идее чисел, Этьенн Бонно де Кондильяк приводит[3] следующий пример. Французский геодезист и путешественник, член Парижской Академии наук Шарль Мари де ла Кондамин в своей книге «Краткое повествование о путешествии вглубь Южной Америки от берега Южного моря до берегов Бразилии и Гвианы, вниз по реке Амазонке», опубликованной в 1745 году, сообщает[4], что у племени Ямео (Южная Америка, см. Yameo) число «три» произносится как Пелларрароринкурак (poellarrarorincourac) . По мнению Кондильяка, столь неудачное наименование числа «три» послужило препятствием для осуществления простейших арифметических действий и, как последствие, невозможность для племени создать идею чисел, превышающих количество пальцев.

25 июля [1743 года], миновав устье реки Тигре, Кондамин прибыл во вновь созданное поселение индейцев племени ямео, под влиянием миссионеров недавно перебравшихся туда из лесов. Язык этих индейцев был очень трудный, а произношение совершенно необычное. Некоторые слова состояли из девяти—десяти слогов, а считать ямео умели только до трёх. (Жюль Верн, "История великих путешествий")[5]

4. Издания Кондильяка на русском языке

  • 1785 — «Логика аббата Кондильяка»
  • 1805 — «Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины»
  • 1935 — «Трактат об ощущениях»
  • 1938 — «Трактат о системах»
  • 1980—1983 — «Сочинения в трех томах»

Список литературы:

  1. Политическая экономия рантье
  2. Г. Л. Зельманова. Кондильяк, Этьенн Бонно де
  3. Кондильяк «Опыт о происхождении человеческих знаний»; Étienne Bonnot de Condillac, Hans Aarsleff, Essay on the origin of human knowledge, Cambridge Univeristy Press, 2001, p.79. ISBN 978-0521585767.
  4. Charles-Marie de La Condamine, Relation abrégée d’un voyage fait dans l’intérieur de l’Amérique méridionale: depuis la côte la mer du sud, jusqu’aux côtes du Brésil & de la Guyane, en descendant la rivière des Amazones, Paris, 1745, p.64.
  5. Жюль Верн, История великих путешествий

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кондильяк,_Этьен_Бонно_де

1. Кодекс и Законы Учетная политика организации 6
2. Реферат на тему The Edutained American Essay Research Paper The
3. Курсовая Фінансовий аналіз діяльності підприємства
4. Реферат Финансы предприятия 10
5. Реферат Теория локальных цивилизаций
6. Реферат Требич-Линкольн, Игнац
7. Доклад на тему Баженов ВИ
8. Лекция на тему Рак желудка
9. Реферат Рудні ресурси України
10. Реферат Понятие и сущность залога