Биография Грушецкий, Антон Антонович
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
План
Введение
1 Биография
2 Работы
Список литературы
Введение
Грушецкий Антон Антонович (польск. Antoni Gruszecki) (1734, Почаев - 1798, Супрасль) - польский художник, базилианский монах из Почаева, профессор живописи Краковской академии (1760-1770).[1] Художник короля Станислава Понятовского.[2] Расписывал Новый замок и Фарный костёл в Гродно, костёл в Розаныстоке (Польша) и др.. Так же работал под псевдонимом Домбровский.[2]
1. Биография
В 1751 году А. Грушецкий вступил в базилианский монастырь в Почаеве.
Живописи обучался во Львовской академии у К. Радзиловского и известного в то время живописца Станислава Строинского. Некоторое время работал у Валерия Ржевуского в Подгорцах (Бродовский район). А так же писал портреты и картины религиозного содержания для местных церквей.
В 1760 году поселился в Кракове, где работал под псевдонимом Домбровский, писал портреты и картины на религиозные и мифологические темы. В Кракове работал в Страдоме (район Кракова) и Альверне. С 1760 по 1770 гг. — ректор и профессор живописи Краковской академии.
С 1771 по 1774 гг. провёл в монастыре базилиан в Супрасли, где писал фрески для местной лавры, а так же расписал потолок в трапезной монастыря. Красивую живопись на потолке, не говоря уже о прочих, представляет его «Пляска смерти». В 1774 году на его творчество обратил внимание король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, во время своего пребывания в Супрасле.[2] Антон Грушецкий подарил несколько своих картин королю, которые тот «любезно и благодарно принял», для своей личной коллекции. По приглашению короля Грушецкий поступил на королевскую службу в Гродно. В этот период он писал в основном светские композиции (зачастую вдохновлённый современной французской графикой), а так же расписывал фронтоны во дворце в Городницах (Гродно), Новый замок.
В 1792 г., по причине болезни, Грушецкий покидает Гродно. Он провёл остатки своих дней в Супрасле, где продолжил писать иконы. В Cупраслетском монастыре он и умер в 1798 г.. А. Грушецкий принадлежал к художникам эпохи Просвещения, чьи работы заслужено вывешены в королевской галерее в замке в Варшаве.[2]
2. Работы
Антон Грушецкий в Гродно расписывал дворец гродненского старосты и надворного подскарбия литовского Антония Тизенгауза, другом которого являлся. Дворец размещался на площаде Городницы. Грушецкий в нём был и художником, и декоратором. [3] Писал также иконы для королевской галереи, сотрудничал с Супрасльской типографией Супрасльского базилианского монастыря во второй пол. XVIII в., уже будучи профессором живописи.[4] В то время эта типография была развитым интеллектуальным центром ВКЛ, основанная в 1690-м году, размещалась в Гродненском повете. В ней Грушецкий создавал алтарные картины. Его работы есть в музее православного монастырского комплекса в Супрасле.
В Альверне в местном костёле бернардинцев сохранилась написанная им икона святого Яна Непомуцкого (1767 г.). Святой стоит в лёгком контрапосте, прижимая к груди крест, на фоне облаков, на которых Дева Мария с Младенцем.[5]
В начале 1780-х году А. Грушецкий оформлял костёл в Розаныстоке, который находится в Польше, на границе с Гродненщиной. В костёле ему принадлежит серия картин. Сравнивая его работы с двумя полотнами в францисканском костёле в Дрохичине, изображающих св. Антония (1775) и св. Франтишка (1774), мы видим ряд аналогий: два францисканских святых, стоящих возле накрытых драпировкой столах, на которых лежат книги. А так же изображены ангельские головки на фоне открытого неба. На втором плане, в образе св. Франтишка, сидит монах читающий книгу. Вид композиции, решение фона, лица и атрибуты святых, расположение драпировки, почти идентичны тем, которые на иконах в Розаныстоку, написанных около 1780 года. Кроме того, икона из костёла бернардинцев в Альверне (1767 г.), изображающая св. Яна Непомуцкого была выдержана в той же концепции, как в изображении постати святого, который стоит, прижимая к груди крест, как и способ передачи фона, который состоит из фрагмента монументальной композиции снисходящей из облаков Божьей Матери с младенцем. [6]
В 1780-х гг. Грушецкий (совместно с Филлипом Михалкевичем, который был его учеником в 1768 - 1770 и 1775 – 1788 гг. [6]) дополнил оформление интерьера Гродненского костёла Отыскания Святого Креста монументальной живописью: плафоны с фресковой росписью, изображения 12 апостолов (на южной стене) и 12 деятелей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (на северной стене) в аркатурных фризах центрального нефа. Руке Грушецкого так же принадлежат фресковые изображения Вознесения Девы Марии над аркой преcбитерия (алтарная часть), а так же орнаменты на сводах алтаря, балконе хора, аркадах между нефами костёла.[7] Вместе со своим помощником Михалкевичем обновили герб жертвенников и фигуры бернардинских святых в “слепых” аркадах. Им принадлежит живописное оформление интерьера костёла, которая так же включает разрисовку сводов и арок в технике гризайль. Правда, большая часть работ Грушецкого и Михалкевича попала под «советскую реставрацию», и сегодня они выглядят не так, как первоначально.
В Гродненском Фарном костёле из его работ – икона «Матерь Божья Шкаплерная» [3] (перед Ней на коленях святой Симон Сток, в овале над Богоматерью святой Иуда Тадэуш).
В 2005-м году его работы выставляли на выставке «Супрасль — 500 лет монастыря». Его работа была среди наиболее ценных экспонатов. На выставке была представлена его работа — сакральная икона второй половины XVIII в.. [8]
Список литературы:
- Gruszecki Antoni // [1] = Osrodek dokumentacji zabytkow / Мария Хаританская. — Варшава: Министерство культуры, 1969. — Т. XXVI. — С. 109. — 291 с.
- Antoni Gruszecki (польск.). Salon Dziel Sztuki. Connaisseur Krakow.
- Данута Бічэль УЛАДЗІМІР КІСЛЫ — ЛЕКАР САКРАЛЬНАГА МАСТАЦТВА (белор.). catholic.by.
- Марозава С.В КНІЖНАЯ КУЛЬТУРА ЦАРКВЫ (белор.). УНIЯЦКАЯ ЦАРКВА У ЭТНАКУЛЬТУРНЫМ РАЗВIЦЦI БЕЛАРУСI (1596-1839 гады). PaWetCMS (2001).
- Powiat chrzanowski/Alwernia (польск.). NEPOMUKI WOJEWÓDZTWA KRAKOWSKIEGO I RP.
- Aneta Kułak 21-01-2008 Zespół ołtarzowy - historia i ikonografia (польск.). Kościół w Różanymstoku (2006-05-16).
- Тамара Габрусь Костёлы, заложенные королями = Касцёлы, фундаваныя каралямi // Наша вера : Журнал. — Минск: Мінска-Магілёўская архідыяцызія, 1999. — В. 7. — № 1.
- Раина Стефончук Короткое житие выставки = Кароткае жыцiе выставы // Нiва : газета. — Белосток: 23.10.2005. — В. 2580. — № 43. — С. 1.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Грушецкий,_Антон_Антонович
2. Статья на тему Детализация документированных описаний процессов как совместить управляемость и гибкость
3. Реферат Страхование недвижимости. Особенности страхования в России
4. Курсовая на тему Политика валютных интервенций Банка России
5. Реферат Характеристика швейного потока
6. Реферат Пороки развития бедра
7. Реферат Физическая культура работников промышленного производства
8. Реферат Отчет по педагогической практике
9. Реферат на тему Dementia Essay Research Paper Dementia is an
10. Реферат на тему Декларация о государственном суверенитете Украины и ее историческое значение