Биография Философские идеи Петра Яковлевича Чаадаева
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Кафедра «Философии и социологии »
Специальность 031202 - «Перевод и переводоведение»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «философия»
Философские идеи Петра Яковлевича Чаадаева
Студент группы 8ПП-1а М.В. Белоусова
Преподаватель К.Н. Тендит
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………..3
Биография………………………………………………………...4
История создания «философических писем»………………...7
«Философические письма» Чаадаева………………………...10
Философские идеи Чаадаева…………………………………..12
Христианская философия Чаадаева………………………….17
Заключение………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………….24
Введение
Попытки осознания особенности развития русского народа, русского государства, предпринимались давно. Таковыми были и формула: «Москва третий Рим», и рассуждения Ивана грозного, и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, некоторые декабристские разработки, например «Русская правда» Пестеля или другие конституционные проекты. Документами русского национального самосознания были собственно исторические изыскания XVIII – XIX в., например «История государства Российского» Карамзина.
Но конституция России, выдвинутая в «философических письмах» является первым в истории русской общественной мысли документом русского национального самосознания, в котором осмысленно ведется в широком философско-историческом контексте.
Но именно попытка Чаадаева, произведенная в столь обобщающей форме, выявляющая целый ряд исторических закономерностей, производящая их сопоставление с русской действительностью и историей, подвергающая в этой связи и ту и другую острой критике – была совершенно нетрадиционной.
И в этом смысле «Философические письма» являются произведением поистине новаторским, делающим эпоху.
Со дня смерти Петра Яковлевича Чаадаева прошло уже почти полтора века, но и сама личность русского философа, и его деятельность до сих пор вызывает интерес, о ней спорят и размышляют.
Биография
Петр Яковлевич Чаадаев(27 мая(7 июня)1794-14(26) апреля 1856). Чаадаев происходил из древнего дворянского рода. Однако судьба распорядилась так, что мальчик воспитывался не в родительском доме. Он рано лишился матери. После ее смерти Петр и его старший брат Михаил были переданы под опеку своему родному дяде Д. Щербатову, сыну известного русского историка. Воспитанием мальчиков занималась их тетя, Анна Михайловна Щербатова. Князь Щербатов тоже не оставлял мальчиков своей заботой. Щербатов организовал для братьев Чаадаевых и собственного сына Ивана настоящий домашний университет. Им читали лекции профессора Московского университета, а так же специально приглашенные из Германии учителя. Мальчики с увлечением занимались историей и древними языками.
В возрасте четырнадцати лет Петр Чаадаев поступаете, Московский университет и вскоре становится одним из лучших студентов по отделению истории и философии. Он оканчивает университет с серебряной медалью. Знания и блестящая эрудиция молодого человека открывали перед ним прекрасные перспективы.
Однако с началом Отечественной войны 1812года жизнь Чаадаева изменилась. Сразу после вторжения в Россию наполеоновской армии он становится юнкером лейб-гвардии Семеновского полка. Уже после нескольких сражений и штыковых атак в ходе Бородинской битвы отношение к Чаадаеву начинает меняться. «Храбрый, обстрелянный офицер, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях» — такими словами его командир закончил аттестацию для награждения Чаадаева орденом св. Анны.
После окончания военных действий он вместе с русской армией возвращается в Россию и продолжает служить гусарском полку, который располагался в Царском Селе. Там Чаадаев становится желанным гостем во многих известных домах, в том числе и в доме П.Карамзина, где в июле 1816 года встречается с А.Пушкиным.
Во время службы в Петербурге Чаадаев сближается с будущими декабристами и даже соглашается па предложение И.Якушкина вступить в тайное общество.
Правда, осуществить это намерение ему не удалось, поскольку в 1820 году его неожиданно отправили в качестве курьера в немецкий город Троппау, где находился император Александр I на конгрессе Священного союза, Чаадаев должен был доставить императору необычайно важный документ — секретный доклад о восстании в Семеновском полку. Неизвестно, чем закончилась его встреча с императором, но сразу после этого он немедленно подает прошение об отставке.
Незадолго до отъезда в Германию Чаадаев становится обладателем большого состояния. Получив отставку, он решает не возвращаться в Россию и отправляется в длительное путешествие по Европе. В Германии он встречается с известным немецким философом Шиллингом, который называл Чаадаева «умнейшим русским человеком».
Только через три года Чаадаев, наконец, вернулся в Россию и увидел совсем другую страну: император Александр I умер, его брат, Николай I, ввел жесткий цензурный режим. Многие друзья Чаадаева оказались под следствием, были сосланы или даже казнены.
Чаадаев приезжает в Москву. Но дома он проводит редкий день, навещая своих многочисленных друзей. На квартире у С.Соболевского Чаадаев снова встречается с Пушкиным и слушает авторское чтение трагедии «Борис Годунов».
Чаадаев становится желанным гостем в домах московской знати. Но суета светской жизни скоро наскучила ему. Он понимает, что его идеи никому не нужны, кроме того, все его попытки напечатать свои произведения в журналах также терпят неудачу. Чаадаев покидает Москву.
Он поселяется в имении Щербатовых под Дмитровом. Четыре проведенных там года стали для него временем большой работы. В доме Щербатовых была огромная библиотека, часть которой собрал сам Чаадаев еще в студенческие годы. Теперь он проводит над книгами все свое время. Результатом этих занятий и стали его знаменитые «Философические письма».
Первое из них быстро распространилось в списках и стало известно всем образованным людям России. Многое в нем было необычным для того времени. Чаадаев негодовал по поводу изоляции, в которой оказалась Россия по вине правителей. Он считал, что политика властей мешает развитию страны, ведет к духовному застою.
Автор относился к своему труду очень серьезно. Он считал «Философические письма» важнейшим делом своей жизни, поскольку высказал в них все то, над чем размышлял многие годы.
История создания «философических писем»
В 20-х годах, путешествуя по Европе, П.Я. Чаадаев познакомился с Шеллингом, философия которого, особенно ее религиозные мотивы, оказала большое влияние на формирование его мировоззрения и философских убеждений. В 1829–1831 гг. он создает свое основное философское произведение «Письма о философии истории», известное больше под названием «Философические письма».
Долгое время Чаадаев находился в состоянии углублённого поиска и создания нового единства собственной личности и мысли. Большое значение в его творчестве так же имело знакомство с двумя молодыми женщинами - Авдотьей Сергеевной Норовой и Екатериной Дмитриевной Пановой.
Норова происходила из старинной дворянской семьи и получила типичное для того времени домашнее образование. В сельской глуши, как и в присутствии “белой публики”, Пётр Яковлевич не терял ни праздничности одежды, ни важности осанки, ни блистательности ума. Обаянием его личности и беседы и была увлечена, вернее, покорена Дуня Норова, в лице которой Чаадаев находит поначалу едва ли не единственную слушательницу, с молчаливым благоговением внимавшую его умным речам. Своеобразные отношения Чаадаева с женщинами весьма важны для понимания его характера и философии.
В природной женской пассивности и сердечной предрасположенности к самоотречению Чаадаев видит залог развития необходимой для подлинного творчества способности покоряться “верховной воле”.
Предрасположенность женского сердца к самоотречению Пётр Яковлевич ощущает как точку приложения сил, ведущих к последней степени совершенства человеческого. Авдотья Сергеевна оказалась первой в числе тех женщин, которых Пётр Яковлевич пытался “обратить” и направить их искреннюю религиозность к “совершенству”. Петра Яковлевича настораживали полные робкой и нежной застенчивости взгляды вразумляемой им женщины, что не входило в расчёт возложенной им на себя миссии «пророка» и «сеятеля» взыскуемого «царства истины». Одновременно эта миссия позволяла Чаадаеву сохранять необходимую дистанцию, сокращение которой налагало бы на него непривычные обязательства и посягало бы на его независимость и свободу.
Такое же сложное сочетание чувств у Петра Яковлевича проявляется и в его взаимоотношениях с другой соседкой - Екатериной Дмитриевной Пановой. В пору знакомства с Петром Яковлевичем ей было 23 года. Они встретились нечаянно. Чаадаев увидел существо, томившееся пустотой окружавшей среды, бессознательно понимавшее, что жизнь его чем-то извращена, инстинктивно искавшее выхода из заколдованного круга душившей его среды. Чаадаев не мог не принять участия в этой женщине; он был увлечён непреодолимым желанием подать ей руку помощи, объяснить ей, чего именно ей недоставало, к чему она невольно стремилась, не определяя себе точной цели. Между ними завязалась переписка.
Чтобы систематизировать свои воззрения на бумаге, Чаадаев совершенно уединяется от общества. Сидит один взаперти, читая и толкуя по-своему Библию и отцов церкви. Реальные и мнимые заболевания заставляют его совмещать воплощение философского замысла с тщательным изучением медицинской литературы. В заботах о здоровье и путях материализации своей мысли Пётр Яковлевич предался некоторого рода отчаянию. Человек света и общества по преимуществу, сделался одиноким, угрюмым, нелюдимым. Уже грозили помешательством его разуму.
В таком состоянии Чаадаев получает послание, послужившее внешним формообразующим толчком для систематизации его философии. В очередной раз писала Панова, печалясь по поводу потери его благорасположения и делясь с ним своими затруднениями. Обдумывая ответное послание и набрасывая первые его строки, Чаадаев не мог сдержать наплыва мыслей, которых метаморфозы собственного сознания и душевного неустройства Пановой, различные общественно-исторические ситуации и мировые цели перекликаются и просматриваются друг через друга. Всё это подсказывает ему искомый жанр выражения накопившихся проблем, соответствующий не только духовному своеобразию адресату, но и по характеру его философии, её широкому предназначению. Теперь начальные строки переделываются, привлекается дополнительный материал, и личное письмо в процессе работы превращается в знаменитое первое философическое письмо.
«Философические письма» Чаадаева
Первое философическое письмо: «...необходимо постараться безбоязненно и самоотверженно отдаваться сердечным движениям, пробуждаемым религиозным чувством. Чтобы сохранить и закрепить эти движения, следует упражняться в покорном служении богу, т.е. строго соблюдать все церковные обряды, внушённые высшим разумом и обладающие животворной силой. Надо также и в повседневности сохранять их дух. Однако осуществлению подобных намерений мешает “печальный порядок вещей”, отсутствие в повседневной русской действительности “необходимой рамки жизни, в которой естественно размещаются все события дня” и которая нужна для нравственного здоровья, как чистый воздух для здоровья физического. Речь идёт не о каких-то моральных принципах или философских истинах, а «просто о благоустроенной жизни, о тех привычках и навыках сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят праведность в повседневную жизнь человека». Без убеждений же и правил в повседневном обиходе незаметно переходит он от личных проблем к социальным, не созревают семена добра и в русском обществе, где нет развития элементарных идей долга, справедливости, права, порядка и никто не имеет «определённой сферы существования». Идеи, связанные с таинственным смыслом исторического процесса, с ролью России в судьбах всего человечества занимают центральное место в его мыслительной деятельность и составляют и составляют главный стережен первого философического письма. Во втором философическом письме, говоря о праллелезации материального и духовного миров, о путях и средствах познания природы и человека, о пространстве, времени, движении, он разворачивает философские и научные доказательства своей главной идеи: «В человеческом духе нет никакой иной истины, кроме той, которую своей рукой вложил в него бог, когда извлекал его из бытия».
Значительная часть третьего философического письма посвящена рассмотрению подчинения человеческого жизнепонимания высшему началу, внешней силе, своеобразию обнаруживающей своё проявление и в физическом и в нравственном мире.
В четвёртом философическом письме, переходя к анализу движения физических тел, Чаадаев заключат, что неумолимая логика заставляет говорить о нём как о следствии находящегося вовне источника. А поскольку движение является всеобщей формой существования любых явлений в мире, то движение умственное и нравственное также имеет внешний побудитель.
В пятом философическом письме автор как бы подводит итог рассмотрению единства духовного и материального порядка бытия.
В шестом и седьмом философских письмах речь идёт о движении и направлении исторического процесса.
В восьмом, и последнем, философическом письме, отчасти носящем методологический характер, автор заключает: «Истинна едина: царство божие, небо на земле, все евангельские обетования - всё это не иное что, как прозрение и осуществление соединений всех мыслей человечества в единой мысли; и эта единая мысль есть мысль самого бога, иначе говоря - осуществленный нравственный закон».
Удалившись от московского общества в 1828 по 1830 годах, Чаадаев в основном завершил работу над циклом философических писем. Что явилось для него событием огромного значения, дающем сознание личной полноты и твёрдости нового социального качества и способным вывести из тяжёлого кризиса.
Философские идеи Чаадаева
«Философическое письмо» Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России - быть укором всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности – суть «национальные предрассудки».
Исходный постулат его философии заключается в том, что Бог есть Абсолютный разум, который благодаря своей универсальной идеальной, духовной сущности имеет в себе начало для всего действительного существующего. Он – непротиворечивый в себе Универсум: «Все имеет начало в совершенной мысли Бога». Бытие мира, бытие истории и бытие человека является результатом «непрерывного действия Бога на мир», его торжествующего шествия. Человек никогда «не шествовал иначе, как при сиянии божественного света». Абсолютное единство Бога проявляется во всей совокупности человеческих существ. Наиболее ярко Абсолютное единство Божественного разума проявляется через откровение и провиденциональное действие, созидание и творение добра. Чаадаев как бы склоняется к мысли, что субстанциональной основой Божественного разума и является добро.
Каким же образом можно представить Божественный разум, который есть Абсолют в себе, завершенное совершенство в себе? Чаадаев считает, что трояко. Во-первых, он является нам и предстает как Бог-отец, в котором исчезает всякое противоречие. Он явил себя нам (человечеству) настолько, «насколько это необходимо для того, чтобы человек мог искать его в этой жизни и найти Его в другой». Бог есть абсолютная реальность, абсолютное бытие. Во-вторых, Бог предстает перед нами как «Дух Святой», дух, разум, действующий на души людей через их разум. В нем (Святом Духе) находятся истоки и основания добра, справедливости, истины. В-третьих, он является нам, и мы представляем его в лице Бога-сына, Иисуса Христа, в котором человеческое неразделимо с Божественным. Поэтом, «если бы не пришел Иисус Христос- мир сделался бы «ничем».
Чтобы Бог открывался нам, подчеркивает Чаадаев, создатель, Первотворец наделил человека необходимыми способностями: верой и разумом. Вера открывает нам сферу Бытия Бога во всех трех ипостасях его единства (триединства). Она является необходимой предпосылкой и условием отношения человека с Богом. Разум же позволяет понимать, постигать сущность Бога. Поэтому Вера и разум неразделимы. Быть верующим – значит быть разумным. Причем «в задачи божественные основателя христианства никогда не входило навязывать миру немую и близорукую веру». Он солидарен с постулатом Августина Блаженного, что вера без разума слепа. Ибо слепая вера- вера толпы, а не личности.
Человеческий разум- модус Божественного разума. Создатель и наделили им человека для того, чтобы быть понятым им (человеком). Чаадаев выделяет два свойства, два основания человеческого разума. Первым свойством человеческого разума является его религиозность и нравственность. Поэтому, «чтобы размышлять, чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле. Отнимите его у человека, и он не будет ни размышлять, ни судить, он не будет существом разумным». Своей волей наделил Бог человека нравственным разумом. Это – центральная мысль Чаадаева о сущности человеческого разума, которая проявляется в виде «смутного инстинкта нравственного блага», «неоформленного понятия без обязательной мысли», «несовершенной идеи различения добра и зла», непостижимым «образом вложенные в нашу душу».
Другое свойство человеческого разума, имеющего генезис в Божественном Разуме, выражается в его волящем и творческом характере. Творческая природа человеческого сознания, по убеждению П.Я. Чаадаева, позволяет людям «творить жизнь самим, вместо того, чтобы предоставлять ее собственному течению». Разум не бесстрастная система, безразлично все созерцающая. Поэтому вместилищем человеческой разумности является сердце – разумное по природе и действующее собственной властью. «Те, кто сердцем создает себе голову, успевают и делают больше, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств». Человек есть нечто большее, чем чисто разумное существо, убежден П.Я. Чаадаев. Средоточием разумно-духовной жизни человека, его «сердечности» является христианская любовь, которая есть «рассудок без эгоизма, рассудок, отказывающийся от способности все относить к себе». Поэтому и вера есть не что иное, как момент человеческого знания. «Необходимым условием развития человека и его разума является религиозно-нравственное воспитание, опирающееся на обязательный догмат троицы».
Обращает внимание и П.Я. Чаадаев и на противоречивый характер бытия человека, поскольку бытием человека управляют два вида законов. Как живое телесное существо человек подчиняется закону самосохранения, требующего только личного, эгоистического блага, в чем он (человек) и видит свою свободу. «Действие этого закона видимо и жутко, почитается эгоистическое самоутверждение свободой, человек всякий раз потрясает все мироздание и так движется история». Земная свобода – есть свобода «дикого осленка», подчеркивает П.Я. Чаадаев. Это - негативная свобода.
Другим законам бытия человека, стороной необходимости, по Чаадаеву, является Закон Божественного Разума, в котором содержится истина и добро. Божественный Разум и проявляется, и действует как истина и добро, приобретая свойство Провидения. Поэтому свобода бытия человека приобретает подлинный характер тогда, когда есть «непрерывное внешнее воздействие на разум человека» Бога, которого человек не замечает. Бог наставляет человека на путь истинной свободы, которая и заключается в соединении свободы и добра. Чаадаев хочет вогнать свободу в рамки добра. Он боится свободы без добра потому, «что она всякий раз потрясает все мироздание, во-первых, во-вторых, такая свобода заводит в тупик. Она движется по замкнутому кругу». Поэтому человек в своем бытие и в истории, по мнению Чаадаева, сталкивается не только с противоречием свободы и необходимости, сколько с противоречием свободы и добра, а стремление к последнему должно стать необходимостью. П. Я. Чаадаев придерживается провиденциалистской концепции мировой истории человечества: смысл истории определяется Божественным разумом (все видящим) и Божественной волей (все предписывающей), властвующей в веках и ведущей человеческий род к конечным целям. Хотя «Откровение» лежит в основе истории, субъектом истории является человечество или отдельный народ. Чаадаев в связи с этим отводит особое место и особую роль России в мировой человеческой истории. С одной стороны, Россия «не принадлежит … ни к Западу, ни к Востоку, не имеет традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось». С другой стороны, «Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам и возбуждающим споры в Европе». Она должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей человечества, стать примером для нравственного совершенствования человечества. Ее миссия - преодолеть человеческий эгоизм, который «завоевал» Европу. Единственным недостатком России для выполнения такой мессианской роли является отсутствие свободы, республики и наличия крепостного права, считал П.Я. Чаадаев.
Христианская философия Чаадаева
Христианская философия Чаадаева. Надо сказать, что философия эта христианская только по названию.
Для Чаадаева в его философии главное вовсе не живая душа, живой Бог и их связь, а мировое совершенство, мировой распорядок и общий закон, полная подчиненность которому и есть высшее благо.
«Та высшая жизнь, к которой должен стремиться человек, жизнь совершенства, достоверности, ясности, беспредельного знания, но прежде всего – жизнь совершенной подчиненности». Беспредельное знание, а не любовь к Богу, подчиненность закону мира, а не свобода во Христе.
«Вся наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас встать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой силой, или противимся ей – всё равно, мы вечно под ее властью». Ну чем не стоическое – кто смирился с судьбой, того она ведет, кто противится ей – того она тащит? И эту-то силу Чаадаев называет Промыслом Божьим, а тот «всеобщий распорядок», который она поддерживает – Небом.
Как свобода, личность, личная воля («Я») человека являются непременными условиями его отношений с Богом, его любви к Богу. Так несвобода и безличие есть непременные условия всеобщего господства «совершенного миропорядка»: только вещи и камни идеально подчиняются «распорядку» и только из безликой, аморфной массы мировая сила может вылепить новые проявления «общего закона». Поэтому, вместе с «подчиненностью общему закону», для Чаадаева высшей ценностью являются как раз несвобода и безликость.
«Теперь посмотрим, что бы вышло, если бы человек мог довести свою подчиненность до совершенного лишения себя своей свободы. Ясно, что это было бы высшей ступенью человеческого совершенства. Ведь всякое движение души его вызывалось бы тем самым началом, которое производит все другие движения в мире. Тогда бы исчез бы его теперешний отрыв от природы, и он бы слился с нею. Ощущение своей собственной воли выделяет его теперь из всеобщего распорядка и делает из него обособленное существо, а тогда бы в нем проснулось … глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию».
Итак, слияние с миром и природой есть высшее благо для Чаадаева, а вовсе не обожание, не любовь к Богу, которая может исходить только от личности, от целостного Я. Слияние с природой и достижение совершенства, девиз которого «всё – одно», может быть осуществлено только путем устранения личности и отказа от свободы. Это – важнейшая (и совершенно справедливая) мысль, на которой основана вся философия Чаадаева и без которой невозможно понимание его концепции истории.
Ясно, что ни одно живое, действительно свободное существо не откажется от своей свободы, пусть даже во имя совершенства совершенств. И поэтому Чаадаев вынужден констатировать, что свобода, которой мы обладаем, мнима, она – только видимость, а раз так, если ее по сути и нет, то, получается, от нее не обидно и отказаться.
«Наша свобода заключается лишь в том, что мы не ощущаем нашей зависимости: этого достаточно, чтобы почувствовать себя совершенно свободными».
Когда объективно несвободный человек перестанет считать себя свободным я, совершенство восторжествует, и он сольется с целым: «предельной точкой нашего прогресса только и может быть полное слияние нашей природы с природой всего мира».
По Чаадаеву, человек полностью зависим, но считает себя свободным. Так что чтобы достигнуть совершенства, ему не надо подчиняться, ведь он уже подчинен, ему надо только в своем сознании признать себя подчиненным.
Тогда последняя обособленная часть мира, человек, станет подобным всем другим его частям, бездушным камням и текучим океанам, тем самым слившись с миром, и мир станет однородным, единообразным, во всех частях полностью подчиненным, будет «всё – одно». Это и есть совершенство, конечная точка прогресса.
Для Чаадаева, как это вполне вытекает из его философии, прогресс есть процесс в сознании человечества. Он складывается из двух составляющих: это, во-первых, развитие в индивидуальном сознании идей (начал), изначально брошенных туда Богом, во-вторых, это процесс слияния индивидуальных в сознание общее, безличное.
«Все наши идеи о добре, долге, добродетели, законе, а так же им противоположные, рождаются только от ощущаемой нами потребности подчиниться тому, что не зависит от нашей преходящей природы». И поэтому мораль есть первое начало в нашем сознании (по Чаадаеву, она, вместе с разумом, вложена туда Богом), опираясь на которое, человек может развить в себе чувство подчиненности и сознание зависимости, тем самым участвуя в прогрессе.
Второе в нашем сознании начало прогресса это, конечно же, разум. «Все силы ума, все его средства познания основываются лишь на покорности. Чем более он себя подчиняет, тем он сильнее». А, развивая в себе мораль и разум, которые основаны на подчинении: подчинении категорическому императиву («нравственное самоотречение») или законам логики («логическое самоотречение»), мы всё более развиваем в себе сознание подчиненности. И чем больше места занимают разум и мораль в нашей жизни, тем больше в нашей жизни мы основываемся на чувстве подчиненности – оно вытесняет все другие фундаменты нашего бытия. А это и есть прогресс в понимании Чаадаева.
И разум, и мораль направлены в сторону общего – они и их суждения общеобязательны, очевидны для всех. В общеобязательности и есть их сила и ценность для людей. Поэтому, будучи ориентированы на общее, они являются и основой личного самоотречения, т.е. добровольного упразднения личности.
Человек, развивая в себе разум и мораль, всё более вырабатывает в себе сознание подчиненности и одновременно с этим всё более отрекается от своей личности, всё более сливается с целым и общим. Т.е., в силу приведенных выше причин, разум и мораль одновременно являются в человеке основой сразу двух составляющих прогресса по Чаадаеву. Они незаменимы для прогресса, они - «основа слияния сознаний и мирового развития разумного существа».
Зачем нужна еще вторая составляющая прогресса – слияние всех сознаний в одно? Мало прогресса индивидуального, пусть даже человек и поймет для себя, поймет раз и навсегда, что он полностью подчинен, что он – раб, но он всё-таки останется собой, он еще не сольется с миром. Поэтому необходим еще и прогресс общественный, в ходе которого человек окончательно теряет свое Я, полностью приобщаясь к общественному целому и существуя лишь как его функциональная единица. Он становится неспособным разделять себя и социум, свою волю и волю всех.
Итак, нравственность и разум, развившись в индивидууме, заставляют его сливаться с массой себе подобных. При этом образуется «нравственное целое» и Сверх - разум («всеобщий разум»). Вместе они составляют Сверх - сознание, высшую точку прогресса человечества, по Чаадаеву. А вот уже это безликое Сверх - сознание, грандиозное Оно, уже в полной мере может слиться со всем миром, т.к. в нем уже нет ничего, что бы этому препятствовало – нет ни Я, ни свободы. Сверх - сознание становится одной из слепых стихийных сил мира, и мир благодаря этому обретает полную однородность и совершенную подчиненность закону общего, закону отчуждения. Это и есть, по Чаадаеву, высшее совершенство, цель прогресса человечества и мира.
«Всё назначение человека состоит в разрушении своего отдельного существования и в замене его существованием совершенно социальным, или безличным». «…Совершается великое действие слияния душ и различных нравственных сил мира в одну душу, в единую силу. Это слияние – вот предназначение христианства. Истина едина: царство Божье, небо на земле».
Образование собирательного Сверх - человека, слияние сознаний в единое целое – вот что, согласно Чаадаеву, есть цель истории, цель исторического прогресса.
Многие предсказания Чаадаева уже сбываются, сбудется, и это. Всё к этому ведет. Современный человек уже не мыслит себя вне общества, он связан с другими сложнейшей сетью коммуникаций. Когда-нибудь, мысль одного сразу будет становиться достоянием всех. Уже сейчас мы можем наблюдать развитие мирового Сверх - сознания и постепенно сами становимся его частью. Этот новый уровень организации действительно открывает самые блестящие перспективы перед человечеством. Люди превращаются в Сверх-человека, их необычайно скоординированные действия и мысли дают ему силы для беспредельного прогресса, для небывалых достижений.
Еще одним важнейшим положением системы Чаадаева является утверждение, что возможно «небо на земле», возможно осуществление царства Божьего усилиями человеческими.
Чаадаев, как и всякий нехристианский мыслитель, не хочет Второго пришествия, он считает его излишним – люди сами на земле управятся. Он считает, что и в этом мире может быть построено царство Божье – царство Божье без Бога, не требующее Его пришествия. Оно раз и навсегда закрепит и освятит мировой порядок.
«Небо на земле» - высшая форма самоутверждения безбожного человечества – мы сами всё можем сделать без Бога и вместо Бога. Богостроительство есть крайняя форма богоборчества: человечество хочет не только существовать без Бога, отгородиться от Бога, но и заменить Его собой, взять на себя Его функции, например, создать рай на земле. Богостроительство – отличительная черта царства Антихриста. Антихрист – это не просто тот, кто против Бога, это тот, кто вместо Бога.
По Чаадаеву, царство Божье на земле призвана осуществить европейская (сформировавшаяся на основе католичества) цивилизация.
«Невзирая на все незаконченное, порочное и преступное в европейском обществе, как оно сейчас сложилось, всё же царство Божие в известном смысле в нем действительно осуществлено, потому что общество это содержит в себе начало бесконечного прогресса и обладает в зародыше и в элементах всем необходимым для его окончательного водворения в будущем на земле».
«В мире христианском всё должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле».
Думается, если Чаадаев прав, если прогресс европейской цивилизации беспределен, если она может закончиться только с разрушением всего мира, то мы живем в последние, апокалипсические времена. Мы видим последнюю стадию развития человеческого общества, и после нее больше ничего не будет. Да, когда и через, сколько времени наступит Последний день, никому из людей знать не дано: европейская цивилизация может еще очень долго развиваться, охватывать всё новые области земного шара, всё глубже проникая в сердца людей. Но всё-таки она это последние времена истории, последнее ее слово. Дальше остается только ее конец.
Заключение
Чаадаев ни разу не изменил своим убеждениям. Как писал один из современников, «он жил жизнью мудрых, жизнью Канта и Шопенгауэра». «Философические письма» Чаадаева, дали мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».
Список литературы
1. Кохановский В.П. Философия / В.П. Кохановский – М.: Феникс,2003.- 571с.
2.
Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский - М.: Академический Проект, 2007.- 551с.
3.
Спиркин А.
Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин – 2-е изд.-М.: Гардарики, 2004.-739с.
4.
Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 томах / П.Я. Чаадаев 1 том.- М.: «Наука», 1991.-672с.
5.
Шалаева Г.П. Биографический справочник / Г.П. Шалаева – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.-1680с.