Биография Сергий Радонежский 3
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ
ИМ. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»
Реферат по Отечественной истории
Сергий Радонежский
Выполнила: | группа АЗИС 2008-2 Реброва Ольга Александровна | |
Проверил: | профессор, доктор исторических наук Г.Ш. Сагателян | |
|
Арзамас, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Биография Сергия Радонежского. 2
1.1. Детство. 2
1.2. Постриг в монахи. 4
1.3. Приобщение к лику святых. 4
2. Во славу русского народа. 5
2.1. Куликовская битва. 5
2.2. Сергий Радонежский - миротворец. 10
3. Великий русский учитель. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 23
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 24
1. Биография Сергия Радонежского
1.1. Детство
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) родился 3 мая в 1314 году в селе Варницы Ростовского княжества. Это соответствует описанию, приведённому в [1]. Но точная дата рождения по разным источникам различается, называются годы рождения 1314 или 1322. Сергий Радонежский ‑ монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской [1 ‑ 13].
Согласно древнему ростовскому преданию, родители Сергия — боярин Кирилл и его жена Мария жили не в самом городе, а в его окрестностях. Их усадьба находилась в трёх верстах к северо-западу от Ростова — там, где позднее возник Троицкий Варницкий монастырь. При рождении они назвали сына Варфоломеем. Варфоломей был не единственным ребёнком в семье, у него были братья. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота (он был не способен к обучению письму и чтению), и он отставал от своих братьев и с детства искал уединения. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий стал изучать Священное писание. Так написано в книге «Житие Сергия Радонежского» написанной Епифанием Премудрым [ 1 ]: «Мальчик молился Богу "о дарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву ко Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное.» В Житии далее можно прочесть: “... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось”. Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку. В приложении приведена картина, на которой изображён Варфоломей с монахом при проявлении чудесного обретения способности к чтению.
Здесь отрок Варфоломей встретил таинственного старца, по молитвам которого наладилась у мальчика учеба, и который указал его матери иноческую судьбу ее сына.
Но есть другая версия. Варфоломей, став постарше, в результате чудесного провидения грамоту преодолел. Вот как летописцы это трактуют: «Однажды Варфоломей пас коров, но они разбежались, и он не знал что делать. К нему подошел старец. Он заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Мальчик пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил мальчика, благословил, проводил до дома. Погостив у родителей Варфоломея, старец покинул гостеприимный дом. К изумлению всех Варфоломей взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать.» По всем описаниям выходило, что старцем был святой Николай – почитаемый в русских семьях святой.
Вся жизнь Варфоломея в детстве проходила не без чудес, и утверждалось, что это происходило по воле божьей. Так, по воле божьей в первый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. С раннего детства у него была тяга к святой жизни: Варфоломей уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился.
«Поступь его, - пишет Епифаний Премудрый [ 1 ]; - была полна скромности и целомудрия, лицо его, чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко появлялись слезы-свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смирный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности».
Около 1328 г. великий князь московский Иван Калита, получив от хана Узбека ярлык(грамоту) на великое княжение Владимирское, принялся сводить счёты со своими недругами в Восточной Руси, в которую входило и Ростовское княжество. В Ростове, где было немало сторонников тверских князей, воеводы Ивана Калиты учинили подлинный погром. Часть ростовчан была принудительно переселена в московские земли. Среди них был и боярин Кирилл со своим семейством. Они стали жить в селе Радонеж, на месте современного Загорска, на лесной и безлюдной северо-восточной окраине Московского княжества. Там через 9 лет родители Варфоломея скончались и были похоронены в Хотьковском монастыре.
1.2. Постриг в монахи
В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. После смерти родителей он раздал большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной смерти жены принял монашество, поселился среди глухого леса в десяти верстах от Хотьковского монастыря в уединенном месте, которое было очень удобно для отшельнической жизни. С этого момента Варфоломей, передав дела младшему брату, решает удалиться в пустынь. В качестве спутника он выбрал старшего брата Стефана. Братья устроили себе сначала шалаш, а потом бревенчатую келью, возле которой поставили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в 3х лицах Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и уединения.
Решив стать монахом, Сергий после передачи своей земельной доли младшему брату и вместе со старшим братом не ранее 1342 основал Троице-Сергиев монастырь, где в 1353 стал игуменом. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, религиозность и трудолюбие. Историк Р. Г. Скрынников отметил [ 14 ]: "Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появлялись подвижники, не щадя живота служившие идее. Одним из таких подвижников был Сергий".
Затем он стал игуменом в Богоявленском монастыре, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примирял между собой.
1.3. Приобщение к лику святых
Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого [ 1 ] утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.
Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров русского православия и средневековой русской культуры. В 1374 Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим великого князя в борьбе против монголо-татарского ига; в 1380 помог в подготовке Куликовской битвы. В 1385 Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий способствовал объединению государства. Сергий сумел создать и развить новый для русских земель XIV века тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской братии.
2. Во славу русского народа
2.1. Куликовская битва
Как известно, Куликовская битва произошла в 1380 году. В ней встретились две силы: воины многих русских княжеств во главе с Московским великим княжеством и татаро-монголы Мамая. Завершилась она разгромом монголо-татар Мамая. В историографии СССР Куликовская битва традиционно считалась началом освобождения русского и других народов от монголо-татарского ига. Куликовская битва рассматривалась исключительно в рамках данного идеологического тезиса. В действительности победа Великого князя Дмитрия Донского над войском Мамая способствовала укреплению центральной власти Золотой Орды, которую олицетворял хан Тохтамыш. Позже, вслед за Дмитрием Донским Тохтамыш нанес удар по Мамаю, что иллюстрирует общность интересов хана и Великого князя Дмитрия Донского.
В августе 1380 г., преданный своими недавними союзниками, князь Дмитрий Донской оказался один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Московский князь посчитал своим долгом посетить Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться – послать множество даров хану и тем купить мир. Князь ответил, что он все это уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, - сказал Сергий, - то его ожидает конечная гибель, а тебя князь – милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» Великий старец не только ободрил князя и предрек ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов, Пересвета и Ослябю. Их хорошо знали в Москве: до пострижения они были видными воинами в дружине Дмитрия. Оба они стали живым свидетельством того, что Радонежский игумен – самый авторитетный в то время церковный деятель – признал войну с Мамаем священным долгом христиан. Воодушевленный Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословление на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы 8 сентября все иноки Троицкого монастыря вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молиться. Сергий, как повествуют его жизнеописатели, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения. Время от времени он называл по имени павших героев и произносил заупокойные молитвы. Наконец, ценой больших потерь, войско князя одержало победу в Куликовской битве. На обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично Сергию о своей победе. Победа на Куликовском поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято как еще одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле.
После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым.
В битве на Куликовом поле победа была одержана благодаря мужеству русских ратников, которые, не щадя жизней своих, сражались с грозным врагом. Письменные памятники сохранили имена некоторых наиболее отличившихся воинов. Так, согласно преданию, боярин Михаил Андреевич Бренко был облачен в одежду и доспехи князя Дмитрия и под великокняжеским знаменем геройски погиб в бою с татарами. Сложили на Куликовом поле, в битве за землю Русскую князья белозерские, предводитель сторожевого отряда Семен Мелик, богатырь Григорий Капустин, воеводы Микула Васильевич, Тимофей Волуевич, Андрей Серкизович и многие другие князья, воеводы, простые воины.
Самым знаменитым героем сражения 8 сентября 1380 года стал инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который, как и его собрат Андрей Ослябя, участвовал в Куликовской битве с благословения своего игумена - Сергия Радонежского. Неизвестно, какие причины привели Александра Пересвета к отречению от мира и принятию пострига. До поступления в Троице-Сергиев монастырь Пересвет, по происхождению любечанин, был брянским боярином, отличался храбростью и воинским искусством. "Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел", - отмечали летописцы. Андрей Ослябя также до пострижения был боярином и опытным воином. Поэтому Дмитрий Донской просил игумена Сергия отпустить с ним в поход этих двух иноков, и старец дал согласие. Так что инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который, как и его собрат Родион (в синодиках Андрей) Ослябя ("во иноцех схимон Адриан"), участвовали в этом знаменитом сражении с благословения своего игумена — Сергия Радонежского.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле столкновению основных сил предшествовал поединок Александра Пересвета с татарским богатырем Челибеем (Темир-мурзой). Согласно известиям "Сказания о Мамаевом побоище", произошло это так. Когда два войска начали соступаться, "выеде же печенег ис полку татарского пред всеми, мужеством являяся и хоробруя, подобен есть древнему олияду". Уверенный в своей силе и ловкости, Темир-мурза вызывал на единоборство кого-либо из русских. Пересвет и Ослябя находились в это время в Передовом полку, у князя Владимира Всеволожского. Заметив, что никто не может противостоять грозному татарскому богатырю, Александр Пересвет выступил вперед. "Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться", - произнес он. Русский витязь не был облечен в боевые доспехи - вместо шлема и брони на нем была лишь схима с изображением креста. Не вступал он в борьбу с самонадеянной гордостью, не похвалялся перед врагом своей крепостью и силой. По христианскому обычаю инок Пересвет простился со всеми и просил Андрея Ослябю и других воинов молиться за него.
Пересвет сел на своего коня и, вооруженный копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломались, а оба воина упали со своих коней на землю мертвыми. Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Как свидетельствует "Сказание о Мамаевом побоище", после окончания битвы великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим спутникам со словами: "Братия, видите ли сего чиноначалника? То ибо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горькую чашу".
Другой троицкий инок, принимавший активное участие в битве на Куликовом поле, - Андрей Ослябя храбро сражался с татарами, но избежал гибели в бою и вернулся в свой монастырь. Известно, что в 1398 году по поручению великого князя московского Василия I (сына Дмитрия Донского) Ослябя ездил с посольством в Константинополь. Он передал страдавшим от турецких набегов православным грекам собранные для последних русскими князьями денежные средства. В Византии троицкий монах был встречен с большим почетом. Благодарные за оказанную помощь, император и патриарх прислали князю Василию дивную икону, изображающую Спаса в белой ризе. Когда окончил свой жизненный путь инок Андрей Ослябя, неизвестно. Но он был похоронен рядом с Александром Пересветом в московском Симоновом монастыре.
В числе ближайших соратников Дмитрия Донского, участвовавших в разработке плана битвы и сражавшихся на Куликовом поле с ордынцами, источники называют в первую очередь серпуховского князя Владимира Андреевича (получившего прозвание "Храбрый"), литовских князей Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.
Двоюродный брат Дмитрия Ивановича, Владимир Андреевич Храбрый, известен как верный и надежный сподвижник московского князя. Владимир Серпуховский участвовал и в отражении набегов литовцев, и в обороне Москвы от Ольгерда, и в защите Пскова от немцев, и в организационных великим князем походах на Тверь, Литву и Новгород. По свидетельству "Сказания о Мамаевом побоище", во время Куликовской битвы Владимир Андреевич, совместно с Дмитрием Боброком-Волынским руководивший засадным полком, не мог спокойно взирать на гибель русских воинов и рвался в бой с татарами. Древний памятник отмечает еще одну характерную черту личности серпуховского князя. После битвы с Мамаевыми полчищами Владимир старательно разыскивает на поле сражения раненого Дмитрия, а нашедши брата, радуется, что он жив, и сообщает ему весть о победе. Искренняя дружба двух князей из племени Калиты была редкостью на фоне происходившей в те времена ожесточенной борьбы за власть, в которой даже близкие родичи не щадили друг друга. Неоднократно оправдывал Владимир Андреевич и данное ему прозвание Храброго. При нашествии Тохтамыша в 1382 году этот князь разбил достигший Волоколамска татарский отряд, вследствие чего хан и поспешил покинуть пределы Русской земли. После смерти Дмитрия Донского, при великом князе Василии I, Владимир Храбрый также принимал деятельное участие в обороне Москвы от врагов и особенно важную роль сыграл при защите столицы от войск Эдигея в 1408 году.
Не оставлял Владимир и свой серпуховский удел. В главном городе удельного княжества была построена дубовая крепость. По инициативе князя великий старец Сергий Радонежский посетил Серпухов и собственноручно положил основание Высоцкому монастырю.
Скончался Владимир Храбрый в 1410 году и был похоронен в усыпальнице князей московской династии - кремлевском Архангельском соборе.
Воевода Дмитрий Боброк являлся представителем литовской правящей династии. Он был сыном княжившего на Волыни Кориата- Михаила Гедиминовича. На Северо-Востоке Руси Боброк служил сначала у нижегородского, а затем у московского князя и показал себя талантливым полководцем. На его счету - победы над рязанским князем Олегом в 1371 году, удачный поход на Булгар и некоторые другие успехи. Автор "Сказания о Мамаевом побоище" называет Дмитрия Волынского "нарочитым воеводой и полководцем и изрядным во всем". Именно Дмитрию Михайловичу Боброку было доверено расставлять полки на Куликовом поле. Сам он вместе с князем Владимиром Андреевичем руководил засадным полком и сумел найти удачный момент для атаки, что и решило исход битвы в пользу русских. При жизни Дмитрия Донского Боброк-Волынский оставался одним из ближайших к московскому князю бояр. За него замуж была отдана сестра великого князя. Дмитрий Михайлович удостоился чести первым поставить подпись под духовной грамотой Донского.
Андрей Полоцкий и Дмитрий Трубчевский были сыновьями противника Дмитрия Донского - великого князя литовского Ольгерда. Андрей еще при жизни отца был крещен и некоторое время княжил в Пскове. После смерти Ольгерда, когда великим князем литовским стал один из сыновей последнего - Ягайло, Андрей Полоцкий, недовольный политикой брата, бежал в Псков, а затем переехал в Москву. Другой Ольгердович, Дмитрий Трубчевский, оказался на службе у московского князя несколько позже. По свидетельству летописи, когда Дмитрий Иванович направил рать против литовских городов, Трубчевский князь "не стал на бои, ни подняв руки против великого князя и не бояся, выйдя из города с княгинею своею и с детьми и с бояроми своими, приехав в Москву град к князю великому Дмитрию Ивановичю, бил челом и рядился у него. Кзяжь же великий принял его с честью великою и с многою любовию, и дает ему град Переяславль со всеми его пошлинами". Легкость перехода Андрея и Дмитрия Ольгердовичей на сторону русских князей связана с тем, что они, несмотря на принадлежность их к правящей династии Литовского государства, скорее были представителями русской народности, чем литовской. Великое княжество Литовское в XIV веке включало в свой состав значительную часть территорий бывшей Киевской Руси. Нередко литовские князья вступали в брак с русскими княжнами из рода Рюрика. Многие представители литовской знати (в их числе и участники Куликовской битвы - Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, Андрей и Дмитрий Ольгердович) приобщались к более высокой русской культуре, изучали славянский язык, принимали православие. Сильны были в Литве и традиции борьбы с Ордой. Не случайно сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий не были равнодушны к судьбе православной Руси и во время событий 1380 года показали себя сторонниками активных действий против Мамая. Согласно сообщению "Сказания о Мамаевом побоище", именно Ольгердовичи советовали Дмитрию Московскому переправиться через Дон: "Аще ли, господине, хощеши крепкого войска, то сего дни повели возитися за Дон, да не будет ни единаго мыслящего назад, да всяк бьется без лести".
Но впоследствии Ольгердовичи все же возвратились в Литву. В 1399 году великий князь литовский Витовт вмешался в происходившую в Орде междоусобную борьбу, намереваясь утвердить на ханском престоле своего ставленника. Он потерпел поражение в битве с ордынцами на реке Ворскле 12 августа 1399 года. Тогда "побиша... татарове... много князей литовьских и воевод и бояр великих и христиан много и Литвы и Немець и Ляхов..." В этом бою погибли и сражавшиеся на стороне Витовта Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, Андрей и Дмитрий Ольгердовичи.
Неизвестно, какие причины привели Александра к отречению от мира и принятию пострига. До поступления в Троице-Сергиев монастырь Пересвет, по происхождению любутский (брянский) боярин (Любутск в XIV веке был брянским пригородом. — В.В.), отличался храбростью и воинским искусством. "Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел", — отмечали летописцы. Андрей Ослябя также до пострижения был боярином и опытным воином. Монашеский обет, как предполагают историки, Пересвет и Ослябя приняли во второй половине 70-х годов XIV века (Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя // Вопросы истории. 1985. № 9. С. 178.). Видимо московский князь Дмитрий Иванович знал их до пострижения, поэтому просил игумена Сергия отпустить с ним в поход этих двух иноков, так как оба они "полки умеюща рядити" ( Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 56.). После долгого раздумья, старец дал согласие и благословил Пересвета и Ослябю на ратный подвиг.
2.2. Сергий Радонежский - миротворец
В 1385 г., когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздней осенью Сергий отправился пешком в Рязань и там много беседовал с Олегом о мире и любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость на кротость, утих и умилился душой и заключил с московским князем вечный мир.
В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существует ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, 25 сентября 1392 г., он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. Завещание его было просто и бесхитростно. Это были те самые, идущие от Евангелия, слова, истинность которых Сергий свидетельствовал всей своей жизнью. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и «страннолюбие» - заботу о нищих и бездомных.
3. Великий русский учитель
Сергий Радонежский умер в 1392 г. За прошедшие со дня кончины шесть с лишним веков об этом святом написано огромное количество самых разных сочинений. Писали о нём богословы и историки, литераторы и журналисты, а также искусствоведы, авторы школьных учебников и научно-популярных работ. Обычно о великих пишут противоречиво: одни восхваляют своего героя, другие порицают. Но авторы многочисленных работ о Сергии Радонежском единодушны в оценке личности и жизненного подвига преподобного: все, кто писал о великом русском Учителе, видели в нём высочайший образец человека-труженика, жившего по заповедям Христа. Никому не творил зла, делал только доброе и учил этому других. Сергий был земным человеком, но основой его жизни стал Святой Дух.
Родился Варфоломей (мирское имя Сергия) в семье ростовского боярина Кирилла в 1322 г. Через четырнадцать лет на Русь вторглись полчища татаро-монголов, опустошив и разграбив многие русские города и села. Семья нашего героя — отец, мать Мария и братья ушли из Ростова в Радонеж. С раннего детства Варфоломей жил по высоким законам Православия, прилежно учился, строго соблюдал посты, читал мудрые книги, помогал родителям. Его главным стремлением было служение людям и Богу. После кончины родителей, он вместе со своим старшим братом Стефаном навсегда покинул дом и поселился на горе Маковец, построив келью и церковь во имя Святой Троицы.
Теперь на этом месте стоит город Сергиев Посад, знаменитая на весь мир Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия, а в то далёкое время была здесь лесная глушь и безлюдье. Первые годы одинокой лесной жизни (брат Стефан вскоре ушёл от Варфоломея) было особенно трудно: скудная пища, зимние холода и беспрестанный изнуряющий труд. Чем объяснить это добровольное лишение себя всех жизненных благ? С позиций молодого человека сегодняшнего дня такое почти невозможно объяснить, но для юноши того времени поступок вполне логичный и мудрый. Против захвативших русские земли грабителей-иноземцев выступать с оружием в руках тогда было бесполезно. Да и некому. Дружины русских князей и бояр большей частью разгромлены, а почти всё мужское население уничтожено или уведено в рабство. Но Варфоломей знал: придёт время и иноземное иго будет свергнуто. А для этого нужно копить силы. Какие? Основные в любой борьбе — духовные.
Несмотря на все лишения, юноша усердно молился за русский народ, не падал духом и беспрестанно работал. Некий игумен совершил над ним чин пострижения в монахи и Варфоломей стал иноком Сергием. Вскоре на место его поселения стали приходить другие отшельники, видевшие спасение Руси в труде и молитве. Вокруг Сергия постепенно складывалось братство — небольшой монастырь. Братия нуждалась в руководстве, в игумене, и просила Сергия возглавить их общежительство. После долгих раздумий, колебаний и отказов основатель монастыря согласился и вскоре стал игуменом.
Труды и молитвы насельников Троицкого монастыря становились известными окрестному населению, церковным и мирским властям. Митрополит Алексий высоко ценил Сергия, столь же высоко мнения был о нём и великий князь московский Дмитрий Иванович. Знали о Сергии и его монастыре и в других землях. Игумен же не обращал особого внимания на всё возраставшую славу. Он по-прежнему работал, молился и учил братию. Это приносило результаты. Троицкий монастырь постепенно становился духовным центром не только Московского княжества, но и всех русских земель, всё ещё находившихся в тяжкой зависимости от татаро-монголов.
Сергий Радонежский обладал чудесным даром исцеления и даже воскресения из мёртвых. Однажды крестьянин принёс к нему мёртвого ребёнка. Игумен взял того в свою келью и через некоторое время сказал отцу, что ребёнок жив: просто замёрз в дороге, а теперь отогрелся. Слава Сергия-чудотворца росла…
В 1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович решил выступить против Золотой Орды. Сил у князя было уже достаточно, но полной уверенности в победе над врагом не было. Тогда он решил попросить благословения на трудный и опасный подвиг у Сергия Радонежского. Сергий благословил князя и дал ему в помощь двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю, как символ несокрушимости духа Православной церкви. Куликовская битва закончилась блистательной победой русского войска, а князь Дмитрий Иванович получил историческое имя — Донской.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к "жизни во Христе", ввел идею и практику "высокого жития", как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам "иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную", "смирением украшать себя", "единомыслие друг с другом хранить", "ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения". По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи "высокого жития".
Проповедуя "высокое житие", Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. "А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим", — говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, или «страннолюбие», отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты (побирушничества), чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили "чистоту души", как необходимое условие "высокого жития". В этом смысле, Сергий Радонежский следовал древней монашеско-аскетической традиции. В тексте Жития говорится, что в своем сердце ("на сердци имеа") преподобный Сергий носил примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской вообще и, в частности, общежительской традиции —Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих.
Однако по его мнению, достижение душевной чистоты не было связано с практикой "истязания плоти" в том виде, как ее понимали, например, в Киево-Печерском монастыре. Житие сообщает, что еще в то время, когда иноки жили "особно", Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: "голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный". При этом Житие подчеркивает особое значение идеи страха Божия, которым преподобный оградился от грехов. Однако сам страх Божий — это лишь начало подвига, начало всякой добродетели.
И уже чуть ниже, Житие сообщает, что "бесовских искушений" Сергий избегал не практикой "истязания плоти", но лишь строгим постом: "Преподобный же, почувствовав нападение вражеское (т.е. дьявольские искушения. — С.П.), подчинил себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божией был он избавлен от искушений". Самое же главное средство в борьбе с искушениями — нравственный подвиг, та самая "чистота души", когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними "стрелами чистоты" способен преодолеть все соблазны: "Научился он против бесовских нападений обороняться: как только бесы стрелами греха поразить его хотели, преподобный стрелы чистоты пускал в них, стреляющих во мраке в праведных сердцем".
Следовательно, в Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство "осветления души", ибо страдание должно именно осветлять душу, а не "истязать" тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического "истязания плоти". И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за "чистоты жизни" преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.
Немаловажным условием "высокого жития" были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: "Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности".
Необходимой составляющей "высокого жития" являлась идея "внутренней" духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин., 8:32). Развитая впоследствии в трудах Отцов Церкви, идея "внутренней свободы" получила свое яркое воплощение в жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.
Суть этой идеи в следующем. Человек, под действием благодати Святого Духа, способен познать Божию истину и вступить на путь спасения. Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот, но, одновременно, многократно укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.
"Внутренняя свобода" — это высшая степень свободы потому, что человек в своих помыслах и поступках максимально приближается к Божественному образу. Никакая другая разновидность свободы, а особенно та свобода, которая установлена в человеческих законах, не могут сравниться со свободой "внутренней". Ведь если в сердце человека живет Божия Благодать, то ничто не может помешать ему быть свободным, ибо под воздействием этой Благодати человек совершает именно те поступки, которые внушены ему Самим Господом.
Примерами "внутренней свободы" преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего, которые приводятся в его Житие. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.
Надо сказать, что идея "внутренней свободы" со временем стала очень влиятельной в отечественной религиозно-философской мысли и в литературно-художественном творчестве. Эта идея нашла свое отражение и выражение практически во всех учениях русских любомудров и во многих произведениях русских писателей. Более того, в идее "внутренней свободы" Сергий Радонежский выразил одно из важнейших качеств русского национального самосознания.
Еще одно из условий "высокого жития" — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии.
Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.
И совсем неслучайно то, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви.
Следует напомнить, что именно догмат о Святой Троице, в силу трудности его разумного понимания, породил в истории христианской Церкви множество различных ересей. Догмат о Святой Троице (или — тринитарный догмат) — один из важнейших в христианском вероучение. И, в то же время, один из сложнейших для его религиозно-философского и богословского толкования. Еще святые Отцы Церкви, предвидя трудности в постижение догмата Святой Троицы, старались разъяснить тайну "неслиянности и нераздельности" Божественного Триединства. При этом они активно использовали образы и символы. Одни проводили сравнение с солнечным сиянием, где одновременно едины и различимы солнце, луч и свет. Другие размышляли о тайне и гармонии любви, где лица-ипостаси взаимоотносятся как Любящий, Любимый и Любовь. Третьи говорили о воле, разуме и действии. Но все сходились в одном: Святая Троица — это не количественная характеристика, а качество Господа, непостижимое для человека, но данное ему в Откровении. Св. Василий Великий писал: "Господь, передавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал их; ибо не сказал: в первое, второе и третье, или — в одно, два и три; но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению..."
Интересно, что до Сергия Радонежского догмат Святой Троицы принимался на Руси как таковой. Даже будучи объектом умозрительных религиозно-философских рассуждений, Святая Троица не рассматривалась как необходимая часть реальной жизни. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божией Матери, "скорому помощнику" Николе Чудотворцу, святым воинам и Отцам Церкви. И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделяли гораздо большее внимание — там, над главными воротами в начале XII в. была поставлена Троицкая церковь. Следовательно, обращаясь к образу Святой Троицы, Сергий Радонежский выступал и наследником традиции, установленной киево-печерскими иноками.
Но впервые в русской религиозно-философской мысли преподобный Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности.
Образ Святой Троицы, проповедуемый им и как символ единства небесного и земного, и как символ единства земной жизни, и как символ единства Церкви и как символ единства Ветхого и Нового заветов, закрепленный в русском национальном сознании творением Андрея Рублева иконой "Святая Троица", в скором уже времени стал путеводной звездой для многих русских книжников.
По сути дела, образ Святой Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле, этот образ, как идеал земного бытия, открывал путь для снятия самой дилеммы — национальное или вселенское. Путь этот был связан с освоением опыта Вселенской Церкви через укрепление и развитие собственных национальных начал в Русской Церкви. Ведь в иноческом подвиге Сергия Радонежского нашли свое единство давние русские традиции радостного, оптимистического восприятия православной веры, и принципы более мистического восточного христианства. Более того, объединенные воедино, они стали основой всего дальнейшего духовного развития Руси. Идея особого пути Руси и особого замысла Божиего в отношении Руси постепенно стала завоевывать все большее место в сердцах и сознании русских книжников. И недаром именно грядущие XV–XVI века стали самыми яркими временами русской святости. Осознавая и признавая святость своих молельников, и вся Русь приобретала постепенно святость.
Следовательно, Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, становилась и символом единства Руси. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее, ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили, как бы от Самого Господа. А икона "Троица", написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась не как произведение искусства, а опять же, как воплощенный символ Божественного единения.
Вполне естественно, что стремление к "высокому житию" предполагало и некие определенные способы познания Божиего Промысла. И в этом смысле Сергий Радонежский большое значение придавал мистическому познанию.
Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамений (так, фундаментальный образ Троицы, ставший основой тринитарного догмата, свое начало берет, как уже говорилось, в библейском рассказе о явлении трех муже Аврааму). Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.
На Руси также сохранялось общеправославное убеждение в том, что познание Господних тайн происходит с помощью мистических видений и богоявлений. С XI в. известно большое число памятников переводной восточной литературы, повествующих о видениях, особенно в этом смысле яркими были апокрифические сочинения. Но обоснование форм мистической связи с божественным миром, в русской книжной традиции встречается довольно редко. Более того, атмосфера монашеской мистики видений возникает на Руси только с конца XIV — начала XV вв. И у истоков подобного явления стоит Сергий Радонежский. Как писал еще Г.П. Федотов: "Мы имеем полное право видеть в преподобном Сергии первого русского мистика, то есть носителя особой, таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас".
По сути дела, в этом внимание к мистическому познанию Божиих тайн, столь ярко представленному Житием Сергия Радонежского, можно видеть новый и плодотворный опыт освоения русской религиозно-философской мыслью традиций Византийской Церкви. Однако дело не только в освоении восточных традиций, но и в том, что эти традиции наполнялись и дополнялись собственным, русским, прочтением самих чудесных явлений. И отечественная религиозно-философская мысль шла по пути впитывания в себя восточного религиозного мистического опыта.
Сами по себе причины видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III–VII вв.
Как свидетельствует Житие Сергия Радонежского, богоявления троицкому игумену совершались неоднократно. Чаще всего — во время молитвы. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, Которая в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала Свое покровительство устроенной им обители. Причем, важно, что Сергий, после молитвы, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущем явлении Пречистой Богородицы: "Чадо! Будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей час", — сказал преподобный Сергий.
Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры. Сам факт видения преподобному Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси, и именно Московской Руси, свое особое покровительство.
По свидетельству другого инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и "божественный огонь", "ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий". А затем, когда Сергий хотел причаститься, "божественный огонь свернулся, как некая плащаница и вошел в святой потир (сосуд для причащения. — С.П.); так святой и причастился". О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, — исцеления больных, изгнания бесов, и даже воскресение из мертвых.
В целом же, мистический опыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже XIV–XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объеме вставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразном объеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась к символическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом более чем велика.
Немаловажное значение имеет и то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православие приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и сегодня сохраняют свою живительную силу.
Необходимо также сказать о том, что подвижническая деятельность преподобного Сергия Радонежского положила начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество. Старцы — это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение института "старчества" в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим духовным авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество.
Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным "светильником" для современников и потомков — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь "великого старца", как его называли, выглядит и парадоксальным — всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII–XIV столетиях.
Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.
А столь великое внимание, уделяемое преподобным Сергием Радонежским идее Святой Троицы, нашло свое выражение в иконописных трудах Андрея Рублева (1370? — 1430?). Андрей Рублев написал икону "Троица" около 1411 г. по заказу Троицкой обители, возможно, для первой деревянной часовни, построенной над могилой Сергия Радонежского.
В соответствие с многовековой вероучительной традицией образ Святой Троицы присутствует в Ветхом Завете в 18 главе книги Бытие, где рассказывается о явлении праотцу Аврааму и его жене Сарре трех мужей-ангелов: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него..." (Быт., 18: 1,2). Господь, принявший образ трех ангелов и явившийся Аврааму носит еще одно именование — "Троица Ветхозаветная".
Сложность словесного толкования таинства Святой Троицы уже первых христиан побуждала искать иные способы постижения этой тайны, используя, в том числе, и изобразительный язык. Сюжет "Явление трех ангелов Аврааму" (или иначе "Гостеприимство Авраама") довольно рано появляется в иконографии — например, в живописи катакомб на Виа Латина (IV в.), а также в ранних мозаиках в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) и церкве Сан-Витале в Равенне (VI в.). Широкое распространение имел этот сюжет и в византийском искусстве.
В Древнюю Русь иконография "Гостеприимство Авраама" пришла очень рано — в XI веке (фреска в Софийском соборе в Киеве). Присутствует этот сюжет на южных вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (XIII в.), на фреске Феофана Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (XIV в.), на многочисленных иконах.
Но поворотным пунктом религиозно-философского и богословского осмысления этой иконографии становится икона "Троица" Андрея Рублева. По мнению современных исследователей, только рублевская икона может называться "Троица" в отличие от "Гостеприимства Авраама". И икона, выполненная Рублевым, стала, своего рода, художественным воплощением богословских и религиозно-философских воззрений преподобного Сергия Радонежского.
Вообще, эту мысль впервые высказал Е.Н. Трубецкой: "В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения препободного... Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России". В том направлении размышлял над рублевским образом Святой Троицы и П.А. Флоренский: "В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных преподобным Сергием".
В самом деле, изображая Троичное Божество, единство Ветхого и Нового Заветов, таинство евхаристии и торжество христианского смирения, икона Святой Троицы является символом погружения в таинство божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Сергий Радонежский, "дабы, — как сказано в его житие, — воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего". Следовательно, образ Святой Троицы дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения. Вслед за Андреем Рублевым подобной схемы изображения Троицы стали придерживаться многие иконописцы, вплоть до XVII века ("Троица" Симона Ушакова).
Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. За свою биографию Сергий Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.
Сергий Радонежский воспитал целую духовную рать из черноризцев, вместе с ним совершавших подвиг служения Православию. Его ученики становились основателями других обителей, где как и в Троицком монастыре, возвращались духовные силы народа. Среди учеников обязательно следует назвать Евфимия Суздальского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Павла Обнорского и конечно же Никона, ставшего преемником Сергия.
Святой преподобный Сергий Радонежский был Учителем ещё двух великих деятелей русской культуры: иконописца Андрея Рублёва и писателя Епифания Премудрого. Величайший художник средневековой Руси и автор знаменитой "Троицы" и создатель многих храмовых росписей-фресок Андрей Рублёв начинал свою деятельность в монастыре Сергия. А Епифаний Премудрый написал "Житие" своего Учителя, в котором проявил себя дивным агиографом, в совершенстве владеющим словом. Из-под его пера вышли и ещё несколько замечательных произведений.
В наше время имя святого и преподобного Сергия Радонежского приобретает особое значение. То, чему он учил, вновь становится необходимым сейчас. А учил он доброте, милосердию и миру и достиг в своём учительском подвиге результатов непреходящей исторической значимости. Несомненно, и в III тысячелетии имя Сергия Радонежского будет вдохновлять православных на подвиги во имя жизни и Божественной благодати.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о “великом старце”, как называли Сергия современники, содержится главным образом в его житии. Написано было житие учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417— 1418 гг. уже после смерти Преподобного Сергия Радонежского. В середине XV в. труд Епифания был отредактирован другим известным книжником ‑ Пахомием Сербом (Логофетом) — и лишь в таком виде дошёл до наших дней. Насколько это было возможно в рамках избранногоим жанра, Епифаний сумел показать подлинное величие и обаяние личности своего учителя. Дополняя рассказ автора жития сведениями, почерпнутыми из летописей и других исторических источников, можно воссоздать основные вехи земного пути Сергия, понять истоки его прижизненной и посмертной славы.
Сергий Радонежский внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси. Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.
Существует множество версий о сотворении мира, множество религий, богов, легенд, мифов, но Сергий Радонежский это не миф и не легенда, он останется в истории Русского государства навсегда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. | Житие преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада. 2007 г. |
2. | Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. |
3. | Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского.М.,1990 г. |
4. | Колесникова В. Вот так это было в 1919-м // Наука и религия. 1992 № 1. |
5. | Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10. |
6. | В. Ян. Батый. Ярославль.: Верхне-Волжское книжное из‑во. 1990 г. |
7. | Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя // Вопросы истории. 1985. № 9 |
8. | «Наука и религия» № 6, июль, 1998 г. |
9. | «100 великих россиян» К.Рыжов. Москва «Вече» 2000 г. |
10 | «Великие русские. Русские святые». В.Н.Крутин. «Росмэн» 2002 г. |
11 | «Исторические портреты» . В.О. Ключевский. Москва «Правда» 1990 г. |
12 | С.Т. Исмаилова «История России и ее ближайших соседей. Том 5. Часть 1».. Москва «Аванта+» 1996 г |
13 | «Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей». В.Г. Глушкова. Москва «Школа-Пресс» 1997 г |
14 | Скрынников Р.Г. Куликовская битва. Проблемы изучения // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С.43 — 69 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Видение отрока Варфоломея
Образ Преподобного Сергия Радонежского
Поединок инока Александра Пересвета и татарского богатыря Темир-Мурзы.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в