Биография Картина Мона Лиза
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Оглавление
С.
Введение……………………………………………………………………3
1. Биография художника…………………………………………………..5
2. Тайна идентификации модели Мона Лизы……………………………6
3. Техника исполнения Мона Лизы……………………………………...11
4. Композиция картины…………………………………………………..16
5. Любопытные факты……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..20
Список источников и литературы……………………………………….21
Приложение……………………………………………………………….22
Введение
«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).
Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.
Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".
Можно выделить четыре основных вопроса:
· Гениальность создателя картины, Леонардо да Винчи (1452-1519)
· Совершенная техника исполнения, тайны, которые до сих пор нераскрыты
· Ореол загадочности женщины (которая позировала)
· История картины, которая является столь же удивительной как детективная история.
Про гениальность можно говорить долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься любой темой и в любой области жизни, он должен был быть лучше известным, как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.
1. Биография художника
Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, поэтому получил основательное образование в чтении, письме и счете. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика, изобретателя механизмов, музыканта. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
2. Тайна
идентичности
модели Мона Лизы
Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:
· Жена флорентийского торговца дель Джокондо
· Изабелла Из Эсте
· Просто идеальная женщина
· Молодой юноша в женском одеянии
· Автопортрет Леонардо
Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсеньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза, посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьется пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Может быть, эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д’Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?
Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.
Кто же такая Мона Лиза? Версий существует масса. Самая правдоподобная из них – вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана - легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.
Часто можно слышать версию о том, что за моделью для своего шедевра Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ основных антропометрических показателей.
Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Неопределенность в названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Существует версия, что Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика, и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков.
Однако в Лувре выставлено совершенно иное полотно. Оно меньше по размеру (всего 77 на
На настоящей картине «Джоконда» изображена жена продавца шелка Франциско дель Джиокондо и, быть может, тайная любовница Леонардо. По мнению историков, подлинное полотно, полностью отвечающее описанию современников, было случайно куплено известным британским антикваром в
3. Т
ехника исполнения Мона Лизы
Для Леонардо да Винчи, поиск совершенства - истинная, навязчивая идея. В своих записных книжках, в которых светиться желание достигнуть совершенства, он писал: "Скажите мне, ну скажет ли кто мне, кто-нибудь закончил хоть что-нибудь до конца?"
Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Именно поэтому работа храниться за стеклянной витриной с определенными параметрами температурой и влажностью. Мона Лиза - идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически.
Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета). Это позволяло бесконечно слой за слоем реконструировать лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице. Леонардо называл этот метод сфумато ("sfumato"), по другому, более известному нам названию, лессировка. Лессировкой называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Прекрасным получился и ее задний план. Все детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли - вызывают в памяти романтические представления о земле на следующий день после дня Творения.
В течение дальнейшей жизни, Леонардо был действительно известен очевидным своим талантом к подражанию природе, к совершенству природы и когда его первый биограф, живописец Вазари, описал Мона Лизу, он, прежде всего, настаивал на реализме работы: "Её прозрачные глаза имели искрящийся из жизни: окруженный красноватыми и мертвенно бледными оттенками, они были ограничены ударами плетью, чье выполнение требовало самой большой деликатности". Ресницы выполнены, местами более толстыми или более редкими, что наводит на размышление, они не могли быть более натуральными. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен ". Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются. Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект, который еще усугубляется тем слабым светом, который слабо льется на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре. К тому же в наше время "Мона Лиза" выглядит не так (по композиции), как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них, становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Эти изменения, однако, скорее досадны, чем трагичны: шедевр сохранился, и мы должны быть благодарны, что он в таком прекрасном состоянии.
Через "сфумато" Леонардо смог достичь и одной из его первичных артистических целей, каково выразилась главным образом индивидуальность его модели: "Хороший живописец выставляет по существу две вещи: индивидуальность и точку своего мнения", сказал Леонардо. Нарисовать душу в первую очередь, а не тело, это фактически основная цель его работы и "сфумато", подчеркивает тайну работы: "погружающий вещи в свет должен погрузить их в бесконечность".
Здесь важен и вопрос, до какой степени реалистична картина по отношению к модели. В настоящее время невозможно узнать, это копия с существовавшей женщины или Леонардо да Винчи идеализировал портрет, или он полностью изобразил тип универсальной женщины.
Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из "Мадонны в скалах". Все же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течение трех лет работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер.
Техника сфумато – изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. Да Винчи практиковался в этой технике, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.
Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.
Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.
Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.
Если верить, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».
Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально - у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ.
Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением".
4. Композиция картины
Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как, к примеру, в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…
5. Любопытные факты
Загадка улыбки Моны Лизы
Мона Лиза, полотно кисти Леонардо да Винчи, созданное почти пятьсот лет назад, до сих пор пленяет своей необычностью: улыбка женщины отнюдь не статична, она кажется живой. Благодаря чему создается такое впечатление? В разное время предлагались разные объяснения: здесь и беременность натурщицы, и ее заболевание астмой, и даже неправильный прикус. Однако, возможно, ближе всех к разгадке подошла Маргарет Ливингстон, нейробиолог из Гарвардского университета.
По ее словам, живая улыбка есть не что иное, как результат оптической иллюзии, создаваемой мозгом человека из-за особенностей строения зрительных рецепторов. В отчете, опубликованном в журнале «Science», Маргарет повествует о проведенном ею эксперименте. С помощью специальной программы c оцифрованного изображения картины были удалены все нечеткие детали и тени, после чего улыбка… исчезла. Однако стоило восстановить часть размытостей, как улыбка появилась вновь. По словам ученого, таковы особенности восприятия человеком внешнего мира: за четкие детали отвечают одни участки глаза, а за движение, тени и блики - другие. Леонардо да Винчи задействовал сразу обе области, что и позволило ему создать эффект движения - особенно заметный при расслабленном, рассредоточенном взгляде на картину, когда активизируется вторая группа рецепторов.
Детективная история «Моны Лизы»
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.
С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и славу картины.
Похищение Джоконды
Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой. По их мнению, за неподдельный интерес к шедевру в ответе итальянский живописец Винченсо Перуджиа, который 21 августа 1911 года Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину. Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Загадки Леонардо
Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки - взлетающую птицу. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки.
Заключение
Леонардо да Винчи великий художник начало эпохи возрождения - созерцатель и мастер, инженер и техник, музыкант и император, ученый и художник. Он во многом опережал свое время, открывая многие законы в науке, математике, механике, астрономии, космографии, геологии, географии, океанографии, гидравлике, гидростатике, гидродинамики, по различным отраслям физики, ботанике, зоологии, анатомии, перспективе живописи, по грамматике, по языкам."Наука молодит душу, - говорил он. - уменьшает горечь старости. Собирай же мудрость, собирай сладкую пищу для старости?". Он собирал и был счастлив этим.
Леонардо умел слушать и понимать природу, он учился у нее, он любил ее и она раскрывала перед ним свои тайны. "Изучение явления природы есть Господу угодное дело. - говорил Леонардо, - Это все равно, что молиться. Познавая законы естественные мы тем самым прославляем его, первого изобретателя. Художника вселенной, и учимся любить Его, ибо великая любовь к Богу проистекает из великого познания…"
Леонардо истинный художник. Отмеченный печатью гениальности во всей своей многогранной деятельности.
Список источников и литературы
1. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI века //Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры, М., 1977.
2. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1962.
3. Ромеи Ф. Леонардо да Винчи художник, изобретатель и ученый эпохи Возрождения. - М.: Росмэн, 1998.
4. Санти Б. Леонардо да Винчи: Анатомия улыбки. - М.: Слово, 1998.
5. Чанки М. Леонардо да Винчи. Мастера живописи. - М.: Белый город, 1998.
6. Чуковский М.А. Леонардо да Винчи. Творческая биография. - М.-Л.: 1958.
7. http://ldavinci.ru/2007/08/23/mona_liza.html
8. http://jevopis.narod.ru/news/46385180.html
9. http://ru.wikipedia.org
Приложение
Мона Лиза