Диплом на тему Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртии»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. PR и реклама в современном мире
Понятие рекламы, её виды и направления (общая теория)
Понятие PR, виды и направления (общая теория)
2. Национальные особенности рекламы и PR
Национальное в рекламе
Национальное в PR
3. Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртской республике
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
PR и реклама перестали восприниматься как пустая болтовня и модное, но бесполезное приложение к реальному бизнесу. Сегодня это важнейший инструмент достижения конкретных результатов. Они развиваются и крепнут потому, что сообщают огромным массам людей сведения о предполагаемых новых и более совершенных товарах, услугах или фирмах. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителями, какими являются реклама и PR, то стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве увядают. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и PR.
Нередко приходится слышать, что мировой опыт в области налаживания двусторонней деловой коммуникации мало примени в России с ее устойчивыми авторитарными традициями, массовой антирыночной психологией, исторической предрасположенностью властей к пропаганде и индоктринации (идеологическому оболваниванию) населения.
Между тем, пусть и намного позднее других международных участников, Россия вступила в информационный век и старается придерживаться присущих ему законов.
Реклама может передавать общественные, политические или благотворительные идеи. Правительства многих стран для решения проблем, которые с трудом продвигаются через обычные правительственные каналы, прибегают к системе обращения через рекламу. По здравому смыслу, реклама – составляющая часть общественной жизни. О рекламе можно сказать, что это отрасль, которая откликается на запросы и настроение общества, и, следовательно, согласуется с состоянием общества и его стандартами.
Понятие PR, еще недавно непривычное и малоизвестное для российской культуры и ментальности, в последние годы ворвалось в нашу жизнь. Данное понятие стало настоящей визитной карточкой новых времен, вошло в моду. Паблик рилейшнз, это наука и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества.
Россия много национальная страна, и в каждом ее регионе существуют свои традиции и обычаи. В своей работе, я рассматриваю национальные особенности рекламы и паблик рилейшнз на примере Удмуртской республике.
Цель данной работы - изучение национальных особенностей рекламы и PR в Удмуртской Республике.
Задачами работы являются, проведение исследований, анализа, раскрытие темы.
Для проведения исследований, я использовала учения некоторых профессоров, таких как, например, Сем Блек, в его книге много рассказывается о PR-кампаниях, проведенных в разных странах. Так же такие издания, Котлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс «Современная реклама», Васильев Г.А., Поляков В.А. «Основы рекламной деятельности». Музыкант Валерий Леонидович в книге «Реклама: международный опыт и российские традиции» анализирует одну из реалий российской жизни – рекламу. Это явление рассматривается автором системно, в комплексе маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, директ-маркетинга и сейлз-промоушен. Особое внимание уделено зарубежным и отечественным методикам и практическим рекомендациям. Валентин Королько «Основы паблик рилейшнз» в учебном пособии освещает широкий круг вопросов, связанных с наукой – паблик рилейшнз. Начиная с рассмотрения истории развития PR, автор переходит к механизмам функционирования PR в разных сферах деятельности. Книга методологически выстроена и насыщена примерами из практической деятельности. Книга доктора филологических наук Г.Г. Почепцов «PR для профессионалов» посвящена науке паблик рилейшнз. В этой книге объясняется, что такое PR, определяется их сфера деятельности, анализируются основные подходы, общие и конкретные стратегии, инструментарий этой науки. Кроме того, определяется коммуникативное пространство, дается обзор наук коммуникативного цикла, значимых для паблик рилейшнз, а именно: теория коммуникации, теория переговоров, конфликтология, семиотика и др. Арнольд Н. «тринадцатый нож в спину российской рекламе» - в книге сделана редкая попытка выйти на книжный рынок со своим собственным опытом работы. В книге представлены параграфы и главы, посвященные политическим PR, бизнес PR, PR в шоу-бизнесе. Главной ее особенностью становятся акцент на особенностях именно российского PR-клиента.
Первая глава работы посвящена общим теоретическим вопросам, что такое реклама? и что такое PR? В ней содержится такая информация, как, понятия, виды, направления рекламы и PR.
Во второй главе, описываются исследования ученых, в особенностях национальной рекламы и PR, в общем.
Последняя глава посвящена, собственно, проведенным исследованиям.
1. PR и реклама в современном мире
1.1 Понятие рекламы, ее виды и направления
Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и усиленному завершению процесса оборота денег, т.е. воспроизводства на уровне фирмы. Она может конструировать спрос и рынок и управлять им. Реклама является каналом распространения информации на рынке, так же как и предпосылкой обратной связи с ним.
Имеется достаточно много определений рекламы. Слово «реклама» латинского происхождения (от reclamare - кричать). Приведу несколько определений.
«Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора» - это определение Американской ассоциации.
Реклама- это убеждающее средство информации о товаре или фирме, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, подготавливающая активного и потенциального покупателя к покупке.
Реклама - самый действенный инструмент в попытках фирмы модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к товарам, создать положительный образ самой фирмы, показать ее общественную значимость и полезность.
В Европейской версии реклама входит в два вида коммуникации (табл. 1): коммерческая коммуникация и корпоративная коммуникация.
Таблица 1
Место рекламы в коммуникациях
В России маркетинговая и рекламная деятельность часто осуществляется, разрознено, что значительно снижает их совокупную эффективность. Сама по себе реклама малоэффективна, но, будучи составной частью маркетинга, она может творить чудеса. Современная реклама – это глубоко продуманный и научно ориентированный процесс, в котором принимают участие люди многих современных профессий, таких как маркетолог, режиссер, сценарист, дизайнер, стилисты, психологи, социолог, фотограф и др.
Согласно определению Российского Федерального закона от13 марта 2006г. № 38 -ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Высшая цель рекламы – повлиять на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал рекламируемый продукт.
Основные функции рекламы:
· Информационная – заявление о существовании, формирование знаний о товаре, фирме, их основных количественных и качественных параметрах и особенностях;
· Психологическая – побуждение и развитие потребности в каких-либо действиях (например, в покупке) через воздействие на чувства;
· Стимулирующая – когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию – покупке, установлению контактов (обратной связи).
Носителями рекламной информации специалисты называют все то, что помогает сообщить о торговых предложениях возможным покупателям.
Каждое из средств массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, телевидение, почта, рекламные щиты и объявления на улицах и т.д. – имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.
Основные виды рекламы и ее носители:
Печатная реклама – один из основных видов рекламы, получаемый в основном полиграфическим способом и рассчитанных исключительно на зрительное восприятие.
Всю гамму печатных изобразительных рекламных материалов можно подразделить на две основные группы: рекламно-каталожные издания, которые рекламируют конкретные виды товаров, продукции или услуг (каталог, проспект, буклет, афиша, плакат, листовки, флайер, пресс-релиз и д. р.); рекламно-подарочные издания, представляющие собой настенные, перекидные и бизнес – календари, визитки, поздравительные открытки, подарочные пакеты и другую печатную продукцию с логотипом, слоганом, реквизитами. Достоинства и недостатки печатной рекламы (табл. 2).
Таблица 2
Достоинства и недостатки печатной рекламы
Реклама в прессе, подразделяется на газетную, журнальную, справочники и ежегодники. Классификация газетной рекламы:
1. по географическому охвату – общероссийские, региональные, и местные;
2. по тематике – литературно-художественные, общественно-политические издания, газеты рекламных объявлений, развлекательные и специализированные издания;
3. по частоте выхода – ежедневные, вечерние, воскресные.
Газеты выбраны национальным средством массовой информации.
Журналы, как носители рекламы могут подразделяться по размерам полосы и по периодичности (еженедельные, ежемесячные, двухнедельные, двухмесячные, квартальные и полугодовые). По признаку редакционной направленности журналы могут быть разделены на две группы: общего назначения и отраслевые.
Реклама на телевидении.
Телевидение уже традиционно считается основным носителем рекламы для широкого круга потребителей. Среди самых распространенных видов телерекламы можно выделить: телеролики рекламы, рекламные объявления, репортажи, телепередачи, рекламные заставки.
Реклама в кино, в наибольшей степени приковывает внимание из-за воздействия увеличенных изображений. Делится на прямую (чистую) и косвенную (скрытую). Цель чисто рекламных фильмов – убедить зрителя в высоких качествах и преимуществах рекламируемого товара и побудить его к совершению покупки. Косвенная реклама в кино производит на зрителя самое широкое распространение. Скрытая реклама производит на зрителя впечатление беспристрастности и объективности. Поэтому многие фирмы финансируют создание художественных фильмов с привлечением известных артистов для популяризации своих товаров.
Реклама в кино имеет свои недостатки и преимущества, которые отображены в табл. 3.
Таблица 3
Характеристика рекламы в кино
Реклама на радио считается самой массовой и распространенной. До аудитории она доносится с помощью радиообъявлений, радиороликов, различных радиожурналов и рекламных радиорепортажей.
Точечная радиореклама – это когда объявления размещаются на отдельной радиостанции. На тему: «Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртии»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. PR и реклама в современном мире
Понятие рекламы, её виды и направления (общая теория)
Понятие PR, виды и направления (общая теория)
2. Национальные особенности рекламы и PR
Национальное в рекламе
Национальное в PR
3. Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртской республике
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
PR и реклама перестали восприниматься как пустая болтовня и модное, но бесполезное приложение к реальному бизнесу. Сегодня это важнейший инструмент достижения конкретных результатов. Они развиваются и крепнут потому, что сообщают огромным массам людей сведения о предполагаемых новых и более совершенных товарах, услугах или фирмах. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителями, какими являются реклама и PR, то стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве увядают. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и PR.
Нередко приходится слышать, что мировой опыт в области налаживания двусторонней деловой коммуникации мало примени в России с ее устойчивыми авторитарными традициями, массовой антирыночной психологией, исторической предрасположенностью властей к пропаганде и индоктринации (идеологическому оболваниванию) населения.
Между тем, пусть и намного позднее других международных участников, Россия вступила в информационный век и старается придерживаться присущих ему законов.
Реклама может передавать общественные, политические или благотворительные идеи. Правительства многих стран для решения проблем, которые с трудом продвигаются через обычные правительственные каналы, прибегают к системе обращения через рекламу. По здравому смыслу, реклама – составляющая часть общественной жизни. О рекламе можно сказать, что это отрасль, которая откликается на запросы и настроение общества, и, следовательно, согласуется с состоянием общества и его стандартами.
Понятие PR, еще недавно непривычное и малоизвестное для российской культуры и ментальности, в последние годы ворвалось в нашу жизнь. Данное понятие стало настоящей визитной карточкой новых времен, вошло в моду. Паблик рилейшнз, это наука и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества.
Россия много национальная страна, и в каждом ее регионе существуют свои традиции и обычаи. В своей работе, я рассматриваю национальные особенности рекламы и паблик рилейшнз на примере Удмуртской республике.
Цель данной работы - изучение национальных особенностей рекламы и PR в Удмуртской Республике.
Задачами работы являются, проведение исследований, анализа, раскрытие темы.
Для проведения исследований, я использовала учения некоторых профессоров, таких как, например, Сем Блек, в его книге много рассказывается о PR-кампаниях, проведенных в разных странах. Так же такие издания, Котлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс «Современная реклама», Васильев Г.А., Поляков В.А. «Основы рекламной деятельности». Музыкант Валерий Леонидович в книге «Реклама: международный опыт и российские традиции» анализирует одну из реалий российской жизни – рекламу. Это явление рассматривается автором системно, в комплексе маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, директ-маркетинга и сейлз-промоушен. Особое внимание уделено зарубежным и отечественным методикам и практическим рекомендациям. Валентин Королько «Основы паблик рилейшнз» в учебном пособии освещает широкий круг вопросов, связанных с наукой – паблик рилейшнз. Начиная с рассмотрения истории развития PR, автор переходит к механизмам функционирования PR в разных сферах деятельности. Книга методологически выстроена и насыщена примерами из практической деятельности. Книга доктора филологических наук Г.Г. Почепцов «PR для профессионалов» посвящена науке паблик рилейшнз. В этой книге объясняется, что такое PR, определяется их сфера деятельности, анализируются основные подходы, общие и конкретные стратегии, инструментарий этой науки. Кроме того, определяется коммуникативное пространство, дается обзор наук коммуникативного цикла, значимых для паблик рилейшнз, а именно: теория коммуникации, теория переговоров, конфликтология, семиотика и др. Арнольд Н. «тринадцатый нож в спину российской рекламе» - в книге сделана редкая попытка выйти на книжный рынок со своим собственным опытом работы. В книге представлены параграфы и главы, посвященные политическим PR, бизнес PR, PR в шоу-бизнесе. Главной ее особенностью становятся акцент на особенностях именно российского PR-клиента.
Первая глава работы посвящена общим теоретическим вопросам, что такое реклама? и что такое PR? В ней содержится такая информация, как, понятия, виды, направления рекламы и PR.
Во второй главе, описываются исследования ученых, в особенностях национальной рекламы и PR, в общем.
Последняя глава посвящена, собственно, проведенным исследованиям.
1. PR и реклама в современном мире
1.1 Понятие рекламы, ее виды и направления
Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и усиленному завершению процесса оборота денег, т.е. воспроизводства на уровне фирмы. Она может конструировать спрос и рынок и управлять им. Реклама является каналом распространения информации на рынке, так же как и предпосылкой обратной связи с ним.
Имеется достаточно много определений рекламы. Слово «реклама» латинского происхождения (от reclamare - кричать). Приведу несколько определений.
«Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора» - это определение Американской ассоциации.
Реклама- это убеждающее средство информации о товаре или фирме, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, подготавливающая активного и потенциального покупателя к покупке.
Реклама - самый действенный инструмент в попытках фирмы модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к товарам, создать положительный образ самой фирмы, показать ее общественную значимость и полезность.
В Европейской версии реклама входит в два вида коммуникации (табл. 1): коммерческая коммуникация и корпоративная коммуникация.
Таблица 1
Место рекламы в коммуникациях
Коммерческая коммуникация | Корпоративная коммуникация |
· Реклама товаров и услуг · Продвижение продаж · Прямой маркетинг · Выставки, ярмарки | · Реклама предприятия вне зависимости от типа организации · Паблик рилейшнз (PR) · Спонсорство, меценатство |
Согласно определению Российского Федерального закона от
Высшая цель рекламы – повлиять на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал рекламируемый продукт.
Основные функции рекламы:
· Информационная – заявление о существовании, формирование знаний о товаре, фирме, их основных количественных и качественных параметрах и особенностях;
· Психологическая – побуждение и развитие потребности в каких-либо действиях (например, в покупке) через воздействие на чувства;
· Стимулирующая – когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию – покупке, установлению контактов (обратной связи).
Носителями рекламной информации специалисты называют все то, что помогает сообщить о торговых предложениях возможным покупателям.
Каждое из средств массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, телевидение, почта, рекламные щиты и объявления на улицах и т.д. – имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.
Основные виды рекламы и ее носители:
Печатная реклама – один из основных видов рекламы, получаемый в основном полиграфическим способом и рассчитанных исключительно на зрительное восприятие.
Всю гамму печатных изобразительных рекламных материалов можно подразделить на две основные группы: рекламно-каталожные издания, которые рекламируют конкретные виды товаров, продукции или услуг (каталог, проспект, буклет, афиша, плакат, листовки, флайер, пресс-релиз и д. р.); рекламно-подарочные издания, представляющие собой настенные, перекидные и бизнес – календари, визитки, поздравительные открытки, подарочные пакеты и другую печатную продукцию с логотипом, слоганом, реквизитами. Достоинства и недостатки печатной рекламы (табл. 2).
Таблица 2
Достоинства и недостатки печатной рекламы
достоинства | недостатки |
· Краткосрочность исполнения для визуального воздействия · Хорошо подходит для рекламных кампаний «дразнящего» типа · Использование шокирующей тактики · Местное расположение, вплоть до каждой улицы · Обеспечение длительного пользования · Хорошая запоминаемость | · Высокие издержки на печатную рекламу в сопоставлении с охватной аудиторией · Требуется больше внимания к выбору мест размещения · Не всегда легко обеспечить обратную связь · Низкая стойкость печатной продукции |
1. по географическому охвату – общероссийские, региональные, и местные;
2. по тематике – литературно-художественные, общественно-политические издания, газеты рекламных объявлений, развлекательные и специализированные издания;
3. по частоте выхода – ежедневные, вечерние, воскресные.
Газеты выбраны национальным средством массовой информации.
Журналы, как носители рекламы могут подразделяться по размерам полосы и по периодичности (еженедельные, ежемесячные, двухнедельные, двухмесячные, квартальные и полугодовые). По признаку редакционной направленности журналы могут быть разделены на две группы: общего назначения и отраслевые.
Реклама на телевидении.
Телевидение уже традиционно считается основным носителем рекламы для широкого круга потребителей. Среди самых распространенных видов телерекламы можно выделить: телеролики рекламы, рекламные объявления, репортажи, телепередачи, рекламные заставки.
Реклама в кино, в наибольшей степени приковывает внимание из-за воздействия увеличенных изображений. Делится на прямую (чистую) и косвенную (скрытую). Цель чисто рекламных фильмов – убедить зрителя в высоких качествах и преимуществах рекламируемого товара и побудить его к совершению покупки. Косвенная реклама в кино производит на зрителя самое широкое распространение. Скрытая реклама производит на зрителя впечатление беспристрастности и объективности. Поэтому многие фирмы финансируют создание художественных фильмов с привлечением известных артистов для популяризации своих товаров.
Реклама в кино имеет свои недостатки и преимущества, которые отображены в табл. 3.
Таблица 3
Характеристика рекламы в кино
Преимущества | Недостатки |
· подкупает своим реализмом, звуком, цветом, игрой актеров · сильное рекламное воздействие · продолжительность рекламы способствует запоминаемость · показанный на большом экране оказывается действеннее · реклама не прерывает основной фильм · значительный территориальный охват | · запоминание рекламы зависит от того, как зритель ее увидит · высокая стоимость рекламного фильма · сложность совмещения рекламы с целевой аудиторией |
Наружная реклама, входит в блок сильнейших рекламных СМИ. Она решает ряд задач, которые не в состоянии реализовать другие виды рекламы: стабильная раскрутка фирмы; стабильная раскрутка торговой марки; наиболее быстрое привлечение клиентов.
Для наружной рекламы существуют пять наиболее важных требований:
· часто попадаться на глаза;
· привлекать к себе внимание;
· быть краткой;
· быть без труда читаемой на ходу;
· быть понятно.
Наружная реклама – это рекламный канал, использующий уличное пространство для установки стационарных, световых и механических рекламных носителей.
В состав стационарной рекламы входят следующие рекламоносители: плакаты и афиши на тумбах, рекламные щиты, панно на зданиях, плакаты на столбах, указатели, транспаранты (растяжки) над проезжей частью улицы, макеты товара, воздушные шары и т.д.
Световая реклама – обобщенное название рекламы, использующего источники света в рекламных средствах: газосветная реклама, щиты с подсветом, световые блик-фанги, световые газеты, электронное табло и экраны, световые короба и т.д.
Реклама на транспорте выступает как канал городской рекламы, т.е. транспортные средства используются для того, чтобы донести до людей обращения о каких-либо товарах или услугах.
Носителем такой рекламы выступает любой вид наземного, водного, воздушного и подземного транспорта.
Реклама на транспорте классифицируется на три вида:
1. внутрисалонные рекламные планшеты в общественном транспорте.
2. наружные рекламные плакаты. Размещаются на наружных сторонах автотранспортных средств. Они очень похожи на уличные рекламные щиты, и для их разработки используются те же принципы.
3. станционные плакаты. Их размещают на железнодорожных вокзалах и аэровокзалов, на автобусных станциях, на остановках трамваев и троллейбусов, на автозаправочных станциях.
Использование рекламы на транспорте имеет свои особенности:
· разнообразие мест размещения и размеров
· избирательность
· кратковременные кампании
· подвижность
Рекламная организация в местах торговли – это различные материалы, при помощи которых привлекается внимание клиентов к своим продуктам или услугам и которые используют для информации о продвижении продажи.
Преимущества и недостатки торговой рекламы на месте продажи.
Торговой рекламе должны быть присущи следующие черты: правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность, компетентность.
Таким образом, весь рекламный процесс воздействия на потребителя должен строиться в тесной связи с его образом жизни, экономическими, социальными и этническими задачами современного общества.
Реклама в Интернете – это принципиально новое средство распространения рекламы. Основными носителями этой рекламы являются: баннеры, web-сайты, электронная почта, списки рассылки, компакт-диски и др.
Среди характеристик медиаканала специалисты отмечают:
· высокую сконцентрированность на целевой аудитории (до конкретного получателя);
· личностный характер коммуникации;
· возможность учета контактов с рекламным обращением;
· контроль рекламной кампании в сети.
Прямая почтовая реклама.
Прямая почтовая реклама (директ-мейл) представляет собой рассылку рекламных сообщений (в том числе и персонализированных) в адреса определенной группы лиц-потребителей или возможных деловых партнеров. В связи с тем, что прямая почтовая реклама является чрезвычайно эффективным средством, обеспечивающим целенаправленный охват большого числа потенциальных потребителей, она получила очень широкое распространение в разных странах. До последнего времени в нашей стране это средство рекламы использовалось сравнительно мало. Прямая почтовая реклама может представлять собой рассылку специально подготовленных рекламно-информационных писем или же целевую рассылку печатных рекламных материалов (иногда с типовым сопроводительным письмом). Рекламно-информационные письма печатаются и тиражируются, как правило, на фирменных бланках рекламодателя. В тексте таких писем содержится подробная информация о достоинствах и преимуществах предлагаемой продукции и конкретные коммерческие предложения по продаже или сотрудничеству. Очень часто такие письма содержат сведения о ценах, сроках и условиях поставки, платежа и т. п. Подготовленные рекламно-информационные письма рассылают потенциальным потребителям или деловым партнерам по адресам, массив которых специально сформирован в соответствии с целями и задачами каждой конкретной рекламной акции.
Основными отличительными чертами - прямой почтовой рекламы являются избирательность в отношении аудитории, т. е. потенциальных покупателей, и возможность выбрать для рекламы товара (услуг) определенный территориальный район (регион и т. п.). Кроме того, прямая почтовая реклама считается одной из личных форм рекламы и ей можно придать характер конфиденциальности.
При использовании прямой почтовой рекламы, следует иметь в виду, что при составлении смет на рассылку рекламы необходимо принимать во внимание рост почтовых тарифов, а также вызванное инфляцией общее повышение цен на рабочую силу, материалы и печать.
Рекламные сувениры.
Рекламные сувениры широко применяют для рекламных целей, так как это хорошее средство популяризации организаций, использующих их в своей рекламной работе. Солидность организации, ее внимание к своим деловым партнерам и потребителям обеспечивают благоприятное, а часто и предпочтительное отношение к ней.
Условно рекламные сувениры можно классифицировать следующим образом. Фирменные сувенирные изделия - это, как правило, утилитарные предметы, оформленные с широким использованием фирменной символики предприятия. Такими предметами могут быть самые различные фирменные брелки, значки, зажигалки, авторучки, пепельницы, шапочки, майки, сумки и т. п. Неизменными атрибутами их художественного оформления являются товарный знак или фирменный блок организации-рекламодателя, иногда его адрес и другие почтовые реквизиты; девиз или какой-нибудь краткий рекламный слоган (лозунг, клич).
Серийные сувенирные изделия с гравировкой или с фирменными наклейками широко применяются в практике рекламной работы российских организаций в связи с трудностями в изготовлении фирменных сувенирных изделий в нашей стране.
Для внешнеторговой рекламы могут быть эффективно использованы различные изделия народных промыслов: матрешки, деревянные резные изделия, панно, чеканка по металлу, костяные и янтарные изделия, ростовская финифть, жостовские подносы и т. п. На них наклеивают самоклеющиеся фирменные наклейки с товарным знаком организации-дарителя. Иногда наносится гравировка с дарственной надписью.
Подарочные изделия используются, как правило, в ходе деловых встреч руководителей высшего звена организаций по случаю различных юбилеев, в связи с подписанием крупных коммерческих сделок и т. д. Обычно это престижные вещи: в зарубежной практике атташе-кейсы, письменные приборы, настольные, настенные и напольные часы и т. п. В практике российских внешнеторговых объединений - шкатулки с лаковыми миниатюрами (Палех, Федоскино), художественные альбомы, павлово-посадские платки, фарфоровые вазы, самовары и т. п. Перед вручением такие изделия, как правило, снабжают гравировкой или специальными дарственными табличками с фирменной символикой.
Фирменные упаковочные материалы - немаловажный фактор, определяющий оценку рекламных сувениров клиентами и деловыми партнерами. Даже серийные сувенирные изделия, дарящиеся в упаковке, оформленной с элементами фирменной символики рекламодателя, приобретают характер фирменного сувенирного изделия. К фирменным упаковочным материалам относятся фирменные полиэтиленовые сумки, фирменная упаковочная бумага и коробки для подарков и сувениров, а также различные фирменные папки, карманы для деловых бумаг, фирменная клейкая лента для упаковки посылок и бандеролей.
1.2 понятие PR виды и направления
Связи с общественностью — это феномен ХХ в., корни которого, однако, уходят глубоко в историю. Эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Ещё во времена расцвета таких цивилизаций как Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация, искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д. Конечно же, никогда эта деятельность не носила название «связей с общественностью», но сегодня перед работниками публичной сферы, которые занимаются сходной деятельностью, стоят те же цели.
Деятельность, направленная на укрепление и расширение отношений с разными слоями общественности, повышение репутации предприятия получила название public relations (PR) – паблик рилейшнз, или связи с общественностью. Связь с общественностью – это система коммуникации, реклама престижа, т.е. институциональная реклама.
В широком смысле паблик рилейшнз охватывает десять основных направлений деятельности:
1. общественное мнение;
2. общественные отношения;
3. правительственные связи;
4. общественная жизнь;
5. промышленные связи;
6. финансовые отношения;
7. международные связи;
8. отношения с потребителями;
9. исследования и статистика;
10. средства массовой информации.
Целями PR являются:
· установления взаимопонимания и доверительных отношений между фирмой и общественностью;
· создание положительного имиджа фирмы;
· поддержание репутации фирмы;
· формирование у сотрудников фирмы чувства ответственности и уверенности в фирме, ее политике и продукции.
Паблик рилейшнз – одна из функций управления. PR обеспечивают успех в деятельности компании или организации соразмерно той роли, которую они играют в процессе управления. Существует две главные задачи паблик рилейшнз. Первая задача заключается в установлении контактов с тремя важными общественными группами: своими покупателями, своими акционерами и своими служащими. Для достижения успеха важно обеспечить взаимопонимание и сотрудничество между этими тремя группами. Вторая задача заключается в расширении рынков сбыта товаров и услуг компании в условиях жесткой конкуренции.
Шире смысл слова PR раскрывается с помощью эпитетов:
Чёрный PR — использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточно ограничиться публикацией компромата. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». По одной из версий, появилось в русском языке после выхода романа Виктора Пелевина «Generation «П»». На деле, понятие «черный PR» бытовало в России задолго до выхода романа Пелевина (1999 год). В начале 1990-х годов под «черным» PR понималось главным образом публикация «проплаченных» статей, независимо от их направленности («за» или «против»). В отличие от PR «правильного» (понятие «белый» PR, вообще было не в ходу) — то есть осуществляемого более тонкими и легальными методами. «Чёрный» PR тех лет вызывал прямые аналогии с «чёрным налом» и «чёрным рынком». Поскольку денежные суммы, передаваемые в издания за публикации, ни в каких официальных финансовых документах не фигурировали, а сами эти публикации позиционировались как собственные, «независимые». По сути дела, с тех пор мало что изменилось, но в связи с «войной компроматов» середины 90-х, понятие «чёрный» наполнилось новым смыслом, который в него вкладывают сегодня.
Жёлтый PR — использование, с целью привлечения внимания, оскорбительных для большинства населения данного государства элементов (табуированных слов в названиях, в изображениях — применение сексуального содержания — от ню, через эротику — к порнографии, в публичных действиях — псевдо гомосексуализм, высказывание расистских, ксенофобных заявлений и т. п.)
Серый PR — реклама (положительная или отрицательная), скрывающая свой источник. В отличие от «чёрного PR», не предполагает прямой лжи о своем происхождении. Также под серым PR иногда понимают разновидность непрямого черного PR, не содержащую прямой лжи и направленную на подсознание реципиента. Например, когда в материале об убийстве отдельно упоминается, что оно произошло рядом с офисом некой организации или в родном населенном пункте некоей известной личности.
Белый PR — словосочетание появилось для демонстрации понятия, контрастного к чёрному PR, то есть открытой рекламы от своего собственного имени. PR в узком смысле слова.
SelfPR — «раскручивание» себя самого, нередко анонимное.
Коричневый PR — нечто родственное неофашистской и фашистской пропаганде.
Зелёный PR — социально ответственный PR.
Вирусный PR- основанный на интересе людей к скандалам и эпатажу. Увидев продукт (ролик, картинку) вирусного PR человек делится впечатлениями со своим кругом друзей и знакомых. И они уже сами ищут продукт PR.
PR и реклама – взаимодополняющие составляющие маркетинговой коммуникации, однако они отличаются друг от друга (табл. 4)
Таблица 4
Отличия рекламы и паблик рилейшнз
Критерий сравнения | Реклама | Паблик рилейшнз |
Характер решаемых задач Задачи коммуникации Период времени решения задач | Коммерческий (создание и стимулирование спроса на товар) Информировать и убеждать, создавать предпочтения к товару Краткосрочный, Среднесрочный и долгосрочный | Пропагандистский, создание благоприятного отношения к фирме и ее продукции Разъяснять позиции фирмы, демонстрировать общественную пользу Только долгосрочный |
По структуре отдел рекламы и отдел PR являются самостоятельными подразделениями, подчиняются одному директору. PR и реклама отличаются способом выполнения задач, методами использования масс-медиа, возможностями контроля передачи сообщения и воспринимаемой достоверностью.
2.1 национальное в рекламе
Реклама в России проходила те же этапы развития, что и в Европе, но уровень советской рекламы всегда находился на более низкой стадии развития, чем в странах с развитой экономикой, что было совершенно естественно, так как экономика СССР развивалась по совершенно отличным от других стран законам. Естественно, что советская реклама никогда не была инструментом конкуренции, в отличие от западной, где реклама предлагает выбирать товар из множества подобных. У России была своя ярко выраженная национальная реклама, что касается коммерческой рекламы, то она, прежде всего, была средством агитации и пропаганды среди населения СССР. Перед рекламой стояла задача воспитывать вкусы людей, развивать их потребности и тем самым активно формировать спрос на товары. Зачастую при отсутствии спроса у покупателей на различные виды товара проводились рекламные кампании, после которых появлялись новые потребности, что, в свою очередь, создает стимул для дальнейшего развития производства новых и улучшенных товаров.
Специалисты отмечают, что рекламное объявление, созданное непосредственно живыми носителями национальной культуры или при их активном участии, выглядит для потребителей-соотечественников более ярко, живо и убедительно. Потребитель в основном способен отличить рекламное объявление, действительно национальное по своему духу, от неудачной попытки стилизации "под страну" со стороны, которая склонна порождать потребительский скептицизм даже в большей степени, чем объявление, не адаптированное вовсе.
Резюмируя, можно отметить, что современный рекламный бизнес обнаруживает некоторые новые тенденции, среди которых:
· повышение внимание к национальным особенностям, традициям и психологии страны, являющейся мишенью для рекламной акции (кампании), включая внимание к ее национальной и культурной неоднородности и стремление к равноправному представлению интересов всех групп населения;
· большее стремление к адаптации рекламной и маркетинговой стратегии к конкурентным географическим, национальным, расовым, религиозным и культурным условиям в противовес универсализму прошлых лет;
· рост внимания к проблеме адекватного перевода базовой рекламной информации (слоганов, девизов и т.п.), с учетом дополнительных (неинформационных) функций слова как инструмента мощного эстетического воздействия.
Своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно. Новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формируя массовое сознание, тиражируя нравственный кодекс и жизненные ориентации ее заказчиков.[1]
Сейчас можно говорить и том, что реклама начинает оказывать и обратное влияние на рынок путем организации покупательского спроса она способствует продвижению товаров. По мнению исследователей рекламного рынка, в России наконец-то сложилось понятие «русская реклама».
Исследования показывают, что человеку нравится, когда к нему относятся как личности, способной сделать выбор, принять решение. Высокую оценку получает правдивая реклама, обращающая конкретно к человеку. Однако такая реклама встречается довольно редко. У нас еще не развиты каналы передачи коммерческой информации, отчего все остаются в проигрыше: и зрители, и рекламодатели. По этой причине широкая аудитория вынуждена проглатывать все новые порции рекламы, вклинивающейся в тот же фильмотекст.
И зрителям невдомек, что многочисленные телесериалы и фильмы есть ни что иное, как подкладка под рекламу, ради которой собственно и продан нам фильм.
2.2 национальное в PR
PR на Западе и в России сильно отличается. Там это четко выделенная отрасль, у нас PR интегрирован в маркетинговые коммуникации, потому что заказчику невыгодно задумываться над тем, какая именно технология будет использована в каждом конкретном случае – PR, рекламная или директ-маркетинговая. Предприниматели ждут, прежде всего, эффективности, значимого результата.
Кроме того, интегрированные маркетинговые коммуникации позволяют более рационально расходовать бюджет: если на каждые 100 тыс. рублей бюджета на продвижение нанимать отдельного подрядчика – реклама, PR, маркетинг и т.д., это оказывается неэффективным и слабо контролируемым.
Еще одно чисто российское отличие – необходимость вникнуть в ментальность потребителя.
На Западе хороший пресс-релиз – практически 100-процентная гарантия того, что информацию о вашей компании опубликуют СМИ. У нас нужно сначала найти правильный подход, суметь повернуть тему в нужном направлении.
Контакт со СМИ, с потребителями в России более глубокий: на Западе формализованные технологии срабатывают, здесь – нет, в том числе и потому, что российский массмедийный рынок еще в стадии становления, приходится отрабатывать большее количество контактов, давать информацию под разными углами зрения.
Нам приходится прилагать очень много усилий, чтобы развивать свой персонал, – PR не рядовой бизнес, здесь даже на исполнительском уровне нужно то, что называется «призвание», а к нему хорошо бы приложить системное и при этом творческое мышление, широкий кругозор и, конечно, опыт.
PR стал более этичен, более требователен, в первую очередь – к себе. Да, PR формирует новую реальность. Но информационные образы, созданные профессионалами, не вступают в противоречие с действительностью. Потому что нет ничего более скверного, чем обманутые ожидания и подорванное доверие. Пришло понимание, того, что профессия слишком зависима от реального сектора экономики и подлинного состояния общества, ведь PR – это бизнес для бизнеса.
PR меняется, становится другим, потому что меняется рынок. Мы видим тренды рынка и развиваем свои ресурсы в соответствии с ними. Мы обязаны осознать потребности наших клиентов раньше, чем они сами успеют их понять. Соответствовать сегодняшнему состоянию рынка – программа-минимум. Программа-максимум – сделать все, чтобы наши сегодняшние возможности позволяли реализовать завтрашние задачи наших клиентов.
3 Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртской
республике
Историческая справка.
В сложной политической и исторической обстановке взоры удмуртского народа, его стремления были направлены к русскому народу, который шел по пути укрепления единого централизованного государства.
Исторически вхождение удмуртского народа в состав России, также как и других народов Поволжья и Приуралья, проходило поэтапно.
На первом этапе в процессе объединения русских земель вокруг Москвы в состав Русского государства вошли северные удмурты. Данный процесс завершился в 1489 году включением Вятской земли в состав Великого княжества Московского при Иване III.
Второй этап охватывает время с момента взятия Казани войсками Ивана IV (октябрь1552 г .), когда южные удмурты первыми из числа нетатарских народов Казанского ханства «били челом» о добровольном присоединении к России.
Завершившееся в 1558 году принятие удмуртов в российское подданство навсегда связало Удмуртию с Россией. Это событие способствовало дальнейшему развитию национальной самобытности и духовной культуры удмуртского народа, взаимообогащению и сотрудничеству с другими этносами страны.
Ярким примером успешного развития Удмуртии в составе России стали празднования памятных дат присоединения Удмуртии к России в 1958 году (400-летие), так и в 1983 году (425-летие). Их проведение было организовано на высоком государственном уровне.
20 июня 19 58 г . Удмуртская АССР была награждена орденом Ленина, ряду ее выдающихся представителей было присвоено звание «Герой социалистического труда», вручены другие высокие государственные награды. Символом единства Удмуртии и России является памятник «Навеки с Россией», воздвигнутый в честь 425-летия добровольного присоединения Удмуртии к России.
В настоящее время Удмуртия является регионом с устойчиво высокими темпами социально-экономического развития.
А многонациональный народ республики живет в мире, согласии и добрососедстве.
Празднование 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства явится еще одной вехой, очередным этапом, подтверждающим правильность сделанного нашими предками исторического выбора, смотром современных достижений одного из регионов страны. Это, несомненно, будет способствовать сплочению, упрочению дружбы и согласия,
взаимопониманию народов многонациональной Российской Федерации, процветанию Великой России.
Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно - черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно - бело - черного цвета.
В Государственном гербе Удмуртской Республики:
· черный цвет является символом земли и стабильности;
· красный - цветом солнца и символом жизни;
· белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя, или человеко-птицы, является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые-космическим, (рисунок 1).
Автором флага Удмуртской Республики стал Юрий Николаевич Лобанов.18 декабря 1993 года в газете "Известия Удмуртской Республики" №196-197 (425-426) было официально опубликовано и вступило в законную силу принятое 3 декабря 1993 года во исполнение закона республики о флаге от 4 ноября 1993 года постановление Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики №1029-XII "О Положении о Государственном флаге Удмуртской Республики". В п.2 Положения о флаге содержалось следующее его описание:
Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного цвета.
Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.
В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов, вписывающийся в квадрат, сторона которого равна 5/6 ширины одной из равновеликих полос флага. Ширина вертикальной и горизонтальной полос, составляющих солярный знак, равна 1/3 стороны квадрата. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы.
Государственный флаг Удмуртской Республики:
· черный цвет является символом земли и стабильности;
· красный - цветом солнца и символом жизни;
· белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Восьмиконечный солярный знак - знак - оберег - по преданию оберегает человека от несчастий, (рисунок 2).
30 апреля 2002 года Президент Удмуртской Республики А.А.Волков подписал закон Удмуртской Республики №26-РЗ "О Государственном флаге Удмуртской Республики", в котором дословно, без каких-либо изменений и дополнений повторено описание флага из Положения 1993 года.
Монументальная реклама Ижевска
Был в Советском Союзе город Ижевск, оружейная мастерская страны. Большинство предприятий города принадлежало к ВПК, которые выпускали самые разные изделия, от ружейных патронов до точнейшей навигационной аппаратуры. И город выглядел чопорным, строгим, подстать своим изделиям. Жители, спасаясь от этой строгости и секретности, приобрели привычку относиться ко всему иронично и немного насмешливо.
Сейчас город стремительно меняется. Многие предприятия, к сожалению, приказали долго жить, бывшие инженеры и высококлассные рабочие подались в бизнес. И уж тут их ироничность и креативность проявились во всей красе. Город наполнила разнообразная реклама, появились здания и пристройки оригинальной, иногда весьма своеобразной, архитектуры, например, с шурупом наверху (рисунок3)
Но главная «фишка» – не в красочности рекламы, а в ее необычности. Конечно, в городе масса банальных растяжек и баннеров, больших и маленьких, вывесок и простых объявлений. Но кроме обычной рекламы в городе есть еще и рекламные… памятники. Архитекторы Ижевска ничего против таких неожиданных украшений не имеют, и муниципальные власти смотрят на подобные эксперименты снисходительно.
Первым в городе появился памятник Крокодилу. Это не какой-нибудь там посторонний крокодил. Слухи о том, что в Ижевском пруду поселилось жуткое земноводное, появились лет 120 назад. Только его почему-то никто не боялся. Времени с тех пор прошло много, но слухи не утихли и недавно получили наглядное подтверждение. Крокодил вылез из пруда и присел на лавочку в сквере. К нему можно подойти, поздороваться, посидеть рядом (рисунок 4).
Очень горожанам нравится памятник Пельменю. Это действительно метровый пельмень, насаженный на 3-хметровую вилку. Он высится напротив симпатичного кафе, этакий монументальный дорожный знак посреди улицы. Если учесть исконную, можно сказать, генетическую склонность уральцев к этому продукту, становится понятна популярность гипсового Пельменя (рисунок 5). Ничем не примечательная парикмахерская заявила о себе гигантскими ножницами и расческой, установленными около входа. Уж теперь-то ее даже из машины увидят (рисунок 6)!
Весьма неожиданным образом позиционировало себя местное ГЖУ. Перед входом в главную контору расположились завязанные узлом трубы. Ну, правильно! Кто ж еще у нас может употреблять трубы таким нестандартным способом! А вот в кафе «Околица» заехали перекусить Дон Кихот и Санчо Панса, и, вот, к услугам Рыцаря Печального Образа появилась ветряная мельница. Интересно, откуда у местных хлопцев испанская грусть (рисунок 7)?
Что за существо прописалось у крыльца магазина «ЧК» и держит урну, сказать затрудняюсь. «ЧК» – это в данном случае «Частная коллекция», музыкальный магазин, где кроме дисков продают и билеты на концерты заезжих знаменитостей. Видимо, это своего рода предупреждение тем самым знаменитостям: чуть что – и отправит сердешного судьба-индейка прямиком на свалку (рисунок8)!
Подобных монументов в городе становится все больше. Впрочем, нельзя сказать, что в советские времена все было так уж безоговорочно затянуто в суровые мундиры и спецовки. Еще в те золотые для Ижевска годы на окраине города установили каменного Лося в натуральную величину. Новобрачные до сих пор любят после ЗАГСа приезжать к нему и закидывать букеты на рога копытного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О рекламе» № 38 – ФЗ от13.03.2006. // Собр. Законодательства РФ. – 2006: №1. – с. 28-64;
2. Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и PR. – М.: Топ – Медиа, 1997. – 224с.
3. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама: пер. с англ. – Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995. – 704с.
4. Болышева С.А. Связи с общественностью в России. – Екатеринбург – Уральская городская типография, 1998. – 494с.
5. Борисов Б.Л. Технология рекламы и паблик рилейшнз: учебное пособие. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2001. – 624с.
6. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. – Рига, 1997. – 150с.
7. Блэк С. PR: международная практика. М.: Издательский дом «Довгань», 1997. – 180с.: ил
8. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 414с.
9. Векслер А.Ф. PR для российского бизнеса. – М.: Вершина. – 2006. – 232с.
10. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. Часть 1. Учебник для вузов. – М.: Международный институт рекламы, 2002. – 316с.
11. Викентьев И. Приемы рекламы и Паблик рилейшнз. – Санкт-Петербург: «Триз-шанс», 1995. – 226с.
12. Владыкин В.Е. Удмуртская мифология. Ижевск. 2003. – 196с.
13. Гермогенова Л.Ю Эффективная реклама В России. Практика и рекомендации. – М.: «РусПартнер ЛТД», 1994. – 252с.
14. Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн Н.Б. PR на 100%. – М.: Альпина, 2003.-214с.
15. Джугенхаймер Д., Гордон И. основы рекламного дела/пер. с англ. – Самара: 1995. – 479с.
16. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. – М.: Книжный дом «Университет», 2000 – 144с.
17. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., «Рефл-бук», К.; «Ваклер». – 2003. – 528с.
18. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М.: Центр, 1996. – 184с.
19. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М.: Право и Закон, 1996. – 222с.
20. Напольских В.В. Удмуртские материалы Д.Г. Мессершмидта. – Ижевск: Удмуртия, 2001. – 224с.
21. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001. – 368с.
22. Перевощиков А.П. Ижевск: Экономико-географический и социальный очерк. – 3-е изд., перераб. И доп. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 352с.
23. Почепцов Г.Г. PR для профессионалов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 1999. – 624с.
24. Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
25. Сайте Фрейзер П. Современный паблик рилейшнз. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-КОНТАКТ» ИНФРА-М. 2002.-592
26. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. – М.: Ассоциация Авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. – 272с.
27. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или метаморфозы рекламного образа. Учебник для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1999. - 336с.
28. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
2.1 национальное в рекламе
Реклама в России проходила те же этапы развития, что и в Европе, но уровень советской рекламы всегда находился на более низкой стадии развития, чем в странах с развитой экономикой, что было совершенно естественно, так как экономика СССР развивалась по совершенно отличным от других стран законам. Естественно, что советская реклама никогда не была инструментом конкуренции, в отличие от западной, где реклама предлагает выбирать товар из множества подобных. У России была своя ярко выраженная национальная реклама, что касается коммерческой рекламы, то она, прежде всего, была средством агитации и пропаганды среди населения СССР. Перед рекламой стояла задача воспитывать вкусы людей, развивать их потребности и тем самым активно формировать спрос на товары. Зачастую при отсутствии спроса у покупателей на различные виды товара проводились рекламные кампании, после которых появлялись новые потребности, что, в свою очередь, создает стимул для дальнейшего развития производства новых и улучшенных товаров.
Специалисты отмечают, что рекламное объявление, созданное непосредственно живыми носителями национальной культуры или при их активном участии, выглядит для потребителей-соотечественников более ярко, живо и убедительно. Потребитель в основном способен отличить рекламное объявление, действительно национальное по своему духу, от неудачной попытки стилизации "под страну" со стороны, которая склонна порождать потребительский скептицизм даже в большей степени, чем объявление, не адаптированное вовсе.
Резюмируя, можно отметить, что современный рекламный бизнес обнаруживает некоторые новые тенденции, среди которых:
· повышение внимание к национальным особенностям, традициям и психологии страны, являющейся мишенью для рекламной акции (кампании), включая внимание к ее национальной и культурной неоднородности и стремление к равноправному представлению интересов всех групп населения;
· большее стремление к адаптации рекламной и маркетинговой стратегии к конкурентным географическим, национальным, расовым, религиозным и культурным условиям в противовес универсализму прошлых лет;
· рост внимания к проблеме адекватного перевода базовой рекламной информации (слоганов, девизов и т.п.), с учетом дополнительных (неинформационных) функций слова как инструмента мощного эстетического воздействия.
Своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно. Новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формируя массовое сознание, тиражируя нравственный кодекс и жизненные ориентации ее заказчиков.[1]
Сейчас можно говорить и том, что реклама начинает оказывать и обратное влияние на рынок путем организации покупательского спроса она способствует продвижению товаров. По мнению исследователей рекламного рынка, в России наконец-то сложилось понятие «русская реклама».
Исследования показывают, что человеку нравится, когда к нему относятся как личности, способной сделать выбор, принять решение. Высокую оценку получает правдивая реклама, обращающая конкретно к человеку. Однако такая реклама встречается довольно редко. У нас еще не развиты каналы передачи коммерческой информации, отчего все остаются в проигрыше: и зрители, и рекламодатели. По этой причине широкая аудитория вынуждена проглатывать все новые порции рекламы, вклинивающейся в тот же фильмотекст.
И зрителям невдомек, что многочисленные телесериалы и фильмы есть ни что иное, как подкладка под рекламу, ради которой собственно и продан нам фильм.
2.2 национальное в PR
PR на Западе и в России сильно отличается. Там это четко выделенная отрасль, у нас PR интегрирован в маркетинговые коммуникации, потому что заказчику невыгодно задумываться над тем, какая именно технология будет использована в каждом конкретном случае – PR, рекламная или директ-маркетинговая. Предприниматели ждут, прежде всего, эффективности, значимого результата.
Кроме того, интегрированные маркетинговые коммуникации позволяют более рационально расходовать бюджет: если на каждые 100 тыс. рублей бюджета на продвижение нанимать отдельного подрядчика – реклама, PR, маркетинг и т.д., это оказывается неэффективным и слабо контролируемым.
Еще одно чисто российское отличие – необходимость вникнуть в ментальность потребителя.
На Западе хороший пресс-релиз – практически 100-процентная гарантия того, что информацию о вашей компании опубликуют СМИ. У нас нужно сначала найти правильный подход, суметь повернуть тему в нужном направлении.
Контакт со СМИ, с потребителями в России более глубокий: на Западе формализованные технологии срабатывают, здесь – нет, в том числе и потому, что российский массмедийный рынок еще в стадии становления, приходится отрабатывать большее количество контактов, давать информацию под разными углами зрения.
Нам приходится прилагать очень много усилий, чтобы развивать свой персонал, – PR не рядовой бизнес, здесь даже на исполнительском уровне нужно то, что называется «призвание», а к нему хорошо бы приложить системное и при этом творческое мышление, широкий кругозор и, конечно, опыт.
PR стал более этичен, более требователен, в первую очередь – к себе. Да, PR формирует новую реальность. Но информационные образы, созданные профессионалами, не вступают в противоречие с действительностью. Потому что нет ничего более скверного, чем обманутые ожидания и подорванное доверие. Пришло понимание, того, что профессия слишком зависима от реального сектора экономики и подлинного состояния общества, ведь PR – это бизнес для бизнеса.
PR меняется, становится другим, потому что меняется рынок. Мы видим тренды рынка и развиваем свои ресурсы в соответствии с ними. Мы обязаны осознать потребности наших клиентов раньше, чем они сами успеют их понять. Соответствовать сегодняшнему состоянию рынка – программа-минимум. Программа-максимум – сделать все, чтобы наши сегодняшние возможности позволяли реализовать завтрашние задачи наших клиентов.
3 Национальные особенности PR и рекламы в Удмуртской
республике
Историческая справка.
В сложной политической и исторической обстановке взоры удмуртского народа, его стремления были направлены к русскому народу, который шел по пути укрепления единого централизованного государства.
Исторически вхождение удмуртского народа в состав России, также как и других народов Поволжья и Приуралья, проходило поэтапно.
На первом этапе в процессе объединения русских земель вокруг Москвы в состав Русского государства вошли северные удмурты. Данный процесс завершился в 1489 году включением Вятской земли в состав Великого княжества Московского при Иване III.
Второй этап охватывает время с момента взятия Казани войсками Ивана IV (октябрь
Завершившееся в 1558 году принятие удмуртов в российское подданство навсегда связало Удмуртию с Россией. Это событие способствовало дальнейшему развитию национальной самобытности и духовной культуры удмуртского народа, взаимообогащению и сотрудничеству с другими этносами страны.
Ярким примером успешного развития Удмуртии в составе России стали празднования памятных дат присоединения Удмуртии к России в 1958 году (400-летие), так и в 1983 году (425-летие). Их проведение было организовано на высоком государственном уровне.
В настоящее время Удмуртия является регионом с устойчиво высокими темпами социально-экономического развития.
А многонациональный народ республики живет в мире, согласии и добрососедстве.
Празднование 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства явится еще одной вехой, очередным этапом, подтверждающим правильность сделанного нашими предками исторического выбора, смотром современных достижений одного из регионов страны. Это, несомненно, будет способствовать сплочению, упрочению дружбы и согласия,
взаимопониманию народов многонациональной Российской Федерации, процветанию Великой России.
Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно - черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно - бело - черного цвета.
В Государственном гербе Удмуртской Республики:
· черный цвет является символом земли и стабильности;
· красный - цветом солнца и символом жизни;
· белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя, или человеко-птицы, является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые-космическим, (рисунок 1).
Автором флага Удмуртской Республики стал Юрий Николаевич Лобанов.
Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного цвета.
Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.
В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов, вписывающийся в квадрат, сторона которого равна 5/6 ширины одной из равновеликих полос флага. Ширина вертикальной и горизонтальной полос, составляющих солярный знак, равна 1/3 стороны квадрата. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы.
Государственный флаг Удмуртской Республики:
· черный цвет является символом земли и стабильности;
· красный - цветом солнца и символом жизни;
· белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Восьмиконечный солярный знак - знак - оберег - по преданию оберегает человека от несчастий, (рисунок 2).
Монументальная реклама Ижевска
Был в Советском Союзе город Ижевск, оружейная мастерская страны. Большинство предприятий города принадлежало к ВПК, которые выпускали самые разные изделия, от ружейных патронов до точнейшей навигационной аппаратуры. И город выглядел чопорным, строгим, подстать своим изделиям. Жители, спасаясь от этой строгости и секретности, приобрели привычку относиться ко всему иронично и немного насмешливо.
Сейчас город стремительно меняется. Многие предприятия, к сожалению, приказали долго жить, бывшие инженеры и высококлассные рабочие подались в бизнес. И уж тут их ироничность и креативность проявились во всей красе. Город наполнила разнообразная реклама, появились здания и пристройки оригинальной, иногда весьма своеобразной, архитектуры, например, с шурупом наверху (рисунок3)
Но главная «фишка» – не в красочности рекламы, а в ее необычности. Конечно, в городе масса банальных растяжек и баннеров, больших и маленьких, вывесок и простых объявлений. Но кроме обычной рекламы в городе есть еще и рекламные… памятники. Архитекторы Ижевска ничего против таких неожиданных украшений не имеют, и муниципальные власти смотрят на подобные эксперименты снисходительно.
Первым в городе появился памятник Крокодилу. Это не какой-нибудь там посторонний крокодил. Слухи о том, что в Ижевском пруду поселилось жуткое земноводное, появились лет 120 назад. Только его почему-то никто не боялся. Времени с тех пор прошло много, но слухи не утихли и недавно получили наглядное подтверждение. Крокодил вылез из пруда и присел на лавочку в сквере. К нему можно подойти, поздороваться, посидеть рядом (рисунок 4).
Очень горожанам нравится памятник Пельменю. Это действительно метровый пельмень, насаженный на 3-хметровую вилку. Он высится напротив симпатичного кафе, этакий монументальный дорожный знак посреди улицы. Если учесть исконную, можно сказать, генетическую склонность уральцев к этому продукту, становится понятна популярность гипсового Пельменя (рисунок 5). Ничем не примечательная парикмахерская заявила о себе гигантскими ножницами и расческой, установленными около входа. Уж теперь-то ее даже из машины увидят (рисунок 6)!
Весьма неожиданным образом позиционировало себя местное ГЖУ. Перед входом в главную контору расположились завязанные узлом трубы. Ну, правильно! Кто ж еще у нас может употреблять трубы таким нестандартным способом! А вот в кафе «Околица» заехали перекусить Дон Кихот и Санчо Панса, и, вот, к услугам Рыцаря Печального Образа появилась ветряная мельница. Интересно, откуда у местных хлопцев испанская грусть (рисунок 7)?
Что за существо прописалось у крыльца магазина «ЧК» и держит урну, сказать затрудняюсь. «ЧК» – это в данном случае «Частная коллекция», музыкальный магазин, где кроме дисков продают и билеты на концерты заезжих знаменитостей. Видимо, это своего рода предупреждение тем самым знаменитостям: чуть что – и отправит сердешного судьба-индейка прямиком на свалку (рисунок8)!
Подобных монументов в городе становится все больше. Впрочем, нельзя сказать, что в советские времена все было так уж безоговорочно затянуто в суровые мундиры и спецовки. Еще в те золотые для Ижевска годы на окраине города установили каменного Лося в натуральную величину. Новобрачные до сих пор любят после ЗАГСа приезжать к нему и закидывать букеты на рога копытного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О рекламе» № 38 – ФЗ от
2. Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и PR. – М.: Топ – Медиа, 1997. – 224с.
3. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама: пер. с англ. – Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995. – 704с.
4. Болышева С.А. Связи с общественностью в России. – Екатеринбург – Уральская городская типография, 1998. – 494с.
5. Борисов Б.Л. Технология рекламы и паблик рилейшнз: учебное пособие. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2001. – 624с.
6. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. – Рига, 1997. – 150с.
7. Блэк С. PR: международная практика. М.: Издательский дом «Довгань», 1997. – 180с.: ил
8. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 414с.
9. Векслер А.Ф. PR для российского бизнеса. – М.: Вершина. – 2006. – 232с.
10. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. Часть 1. Учебник для вузов. – М.: Международный институт рекламы, 2002. – 316с.
11. Викентьев И. Приемы рекламы и Паблик рилейшнз. – Санкт-Петербург: «Триз-шанс», 1995. – 226с.
12. Владыкин В.Е. Удмуртская мифология. Ижевск. 2003. – 196с.
13. Гермогенова Л.Ю Эффективная реклама В России. Практика и рекомендации. – М.: «РусПартнер ЛТД», 1994. – 252с.
14. Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн Н.Б. PR на 100%. – М.: Альпина, 2003.-214с.
15. Джугенхаймер Д., Гордон И. основы рекламного дела/пер. с англ. – Самара: 1995. – 479с.
16. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. – М.: Книжный дом «Университет», 2000 – 144с.
17. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., «Рефл-бук», К.; «Ваклер». – 2003. – 528с.
18. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М.: Центр, 1996. – 184с.
19. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М.: Право и Закон, 1996. – 222с.
20. Напольских В.В. Удмуртские материалы Д.Г. Мессершмидта. – Ижевск: Удмуртия, 2001. – 224с.
21. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001. – 368с.
22. Перевощиков А.П. Ижевск: Экономико-географический и социальный очерк. – 3-е изд., перераб. И доп. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 352с.
23. Почепцов Г.Г. PR для профессионалов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 1999. – 624с.
24. Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
25. Сайте Фрейзер П. Современный паблик рилейшнз. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-КОНТАКТ» ИНФРА-М. 2002.-592
26. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. – М.: Ассоциация Авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. – 272с.
27. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или метаморфозы рекламного образа. Учебник для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1999. - 336с.
28. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
[1] Музыкант В.Л. «Реклама: международный опыт и российские традиции». – М.: Право и Закон, 1996. – 222с.