Диплом Формирование графических понятий у старших дошкольников с помощью игровых заданий на интегрирова
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-24Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Формирование графических понятий у старших дошкольников с помощью игровых заданий на интегрированных занятиях по ИЗО и информатике
Педагог дополнительного
образования (по информатике)
Устинова Ю.И.
Детский сад № 971
ЮВОУО ДО г. Москвы
Москва
"В той или иной американской, реже –
российской, газете, время от времени можно
прочитать о том, что от компьютеров в
образовании нет никакой пользы - один вред...
Вопрос, лучше или хуже учились бы дети без
компьютера, подобен тому, как если бы вы
спросили, лучше бы они учились, если бы на
смену перьевым ручкам не пришли шариковые
(или лучше бы нам жилось без телефона или
нет)..."
Профессор Л.А. Семёнов, ректор МИПКРО.
Введение
Использование компьютера в обучении и воспитании детей не только младшего школьного, но и дошкольного возраста становится всё более распространённым явлением. В пресс-релизах фирм, занимающихся выпуском обучающих программ, появляются разработки, рассчитанные на детей от 3 до 6 лет. Производители компьютерного оборудования и комплектующих также заботятся о детях. Так, с недавних пор в широкой продаже появились товары, адаптированные для данного возраста : манипуляторы ("мышь") под размер ладони ребёнка; системные блоки, мониторы, клавиатуры с детским дизайнерским оформлением; специальная мебель и т.д.
Это свидетельствует об общей тенденции к снижению возрастной планки в применении компьютеров в обучении и воспитании детей. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребёнок скорей всего столкнётся с применением вычислительной техники. Поэтому многие родители желают заниматься подготовкой ребёнка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования ещё в дошкольном возрасте.
Многие педагоги работают сейчас в этом направлении. Это и разработчики компьютерных игр таких фирм, как "НИКИТА", "Компьютер и детство"; это и методисты-педагоги, разрабатывающие технологии преподавания информатики в детском саду и начальной школе (такие, например, как творческая группа под руководством Горячева А.В., разработавшая методику "Информатика в играх и задачах"); это и педагоги и студенты кафедры дошкольного образования Московского педагогического государственного университета; это и педагоги-новаторы, работающие в конкретных детских садах. Но перед ними неизбежно возникают одни и те же проблемы :
· как организовать работу детей за компьютером, не принося вреда здоровью;
· чему учить ребёнка при работе на компьютере;
· какие методы и приёмы использовать в своей работе;
· в какой форме проводить занятия с детьми;
· какие программы и другие средства использовать;
· как подготовить ребёнка к занятиям по информатике в школе и как совместить эту работу с подготовкой по другим, не менее, а то и более важным, видам деятельности (развитие моторики руки, развитие познавательных процессов, достаточный уровень физического, эстетического, умственного и психического развития).
Каждый из них даёт своё видение этих проблем, но видимо в силу занятости научных работников проблемами информатизации школы, должной научной разработки до сих пор это направление так и не получило. Хотя сейчас, в связи с переходом на 12-летнее образование, оно должно коснуться и школы, ведь фактически школа принимает детей с 6 лет, то есть тех, кто раньше посещал детские сады.
Есть только несколько общих принципов, к которым пришли педагоги- практики, долгое время проработавшие со старшими дошкольниками :
Для маленького ребёнка нужна другая образовательная среда, насыщенная предметами для организации деятельности. Чтобы знание строилось в игре и взаимодействии.
Компьютер – один из важнейших инструментов этой среды, хотя она, безусловно, не сводится к компьютеру.
Одно из основных направлений работы с дошкольниками – информационные технологии, интегрирующие другие виды деятельности, работу разных специалистов и воспитателей, чтобы дети могли познавать мир и создавать интегрированные проекты, параллельно обучаясь чтению, письму, развивая речь, мышление, способности к коммуникации и т. д.
Однако проблема, как именно использовать компьютер в жизни дошкольников, пока ещё не решена.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования по информатике д/с № 971 Устиновой Ю.И. - это попытка практического применения новых информационных технологий в эстетическом воспитании старших дошкольников.
Компьютерно-игровой комплекс детского сада № 971 ЮВОУО ДО г. Москвы функционирует с 1995 года. Комплекс имеет в своём составе :
· компьютерную зону, состоящую из 7 детских IBM-совместимых компьютеров (386 SX и DX), 1 компьютера для воспитателя (Pentium II), цветного (струйного) и черно-белого (матричного) принтеров;
· игровую зону (совмещённую с зоной релаксации), снабжённую необходимым игровым и релаксационным оборудованием.
Занятия ведутся подгрупповым методом. Возраст детей, занимающихся в комплексе - 4-7 лет. Основное программное обеспечение : развивающие компьютерные игры ассоциации "Компьютер и детство", Ltd. NIKITA, графический редактор DL-paint.
Детский сад № 971 работает по программе "Истоки". В соответствии с этим перед воспитателем в Компьютерно-игровом комплексе (КИК) стоят следующие задачи развития :
* Формировать интерес к компьютерам.
* Создание предпосылок теоретического уровня мышления.
* Знакомить детей с постановкой и решением задач.
* Знакомить детей с особенностями компьютера (компьютерная грамотность).
В соответствии с данными задачами выработаны основные направления в работе КИК и перспективный план занятий, которые используются в работе детского сада № 971.
Основные направления работы :
I. Ознакомление с компьютером и его возможностями.
II. Знакомство с "мышью".
III.Рисование на компьютере.
IV."Управляем компьютером сами".
V. Последовательность действий и алгоритмы, обратные действия.
VI.Множества.
VII.Комбинаторика.
При работе с детьми по данной методике используются компьютерные игры, специально разработанные для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также занятия по тетрадям "Информатика в играх и задачах" (по системе 1 - 4) авторского коллектива под руководством Горячева А.В.
Дети занимаются в КИК с 4-5 лет (средняя группа), по одному разу в неделю, и до 7 лет (старший дошкольный возраст) по два раза в неделю.
С помощью компьютерных программ и тестов проводится также ДИАГНОСТИКА детей, которая позволяет определить уровень познавательных процессов ребёнка и степень координации его действий на компьютере, по следующим позициям:
Ориентация на плоскости и в пространстве.
Логика и алгоритмы.
Память.
Внимание.
Воображение.
Рисование на компьютере.
Экспериментирование в игре.
Степень самостоятельности в игре.
1. Рисование на компьютере
Как отмечалось выше, к 5 годам у детей появляется способность к аналитическому мышлению и абстрагированию, обобщению и систематизации собственных знаний. Поэтому в старшем дошкольном возрасте вводится система понятий, образного мышления и графических навыков в изобразительной деятельности детей.
В базисной программе развития ребёнка дошкольника "Истоки" большое внимание уделено развитию изобразительных способностей детей во всех возрастах и художественно-декоративной деятельности и детского дизайна в старшем возрасте. Так, к пяти годам ребёнок должен уметь:
n уметь экспериментировать и создавать простейшие изображения красками, карандашами, комком глины, пластилина, готовыми аппликативными формами;
n всматриваться в очертания линий, форм, силуэтов, мазков, пятен, находить сходство с предметами и явлениями;
n самостоятельно передавать простейшие образы предметов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, форму, композицию) и различные материалы (краску, карандаши, бумагу разных размеров, пластилин, глину и пр.;
n самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого различные навыки и приёмы;
n выполнять коллективные работы в рисовании, лепке, аппликации.
Отмечаются такие характеристики возрастных возможностей старшего дошкольного возраста, как передача характерных признаков предмета (очертания формы, пропорции, цвет), их "движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными" (что "даёт возможность свободно использовать технические приёмы рисования, лепки...Дети могут изображать предметы ближе - дальше... Они передают своё отношение к цветовому колориту, выражая цветом настроение, эмоции, находят средства выразительности (линию, пятно, форму)..."
Таким образом создаются предпосылки для формирования системы графических понятий в изобразительном искусстве и художественно-декоративной деятельности и дизайне. То есть дети к 5 годам могут "самостоятельно открыть" основные термины художественной деятельности и использовать их для выполнения какого-либо практического задания.
Данный раздел является одним из основных в данной методике. Он разработан для детей всех возрастов и уровня знаний и занимает очень важное место в развитии координации движений детей, моторики руки, умения планировать свою работу во время занятия.
ЦЕЛЬЮ работы педагога дополнительного образования по разделу "Рисование", как впрочем и по другим разделам - разработка системы интегрированных занятий "ИЗО-информатика" с детьми дошкольного возраста, способствующих формированию у них системы графических понятий. Эта область знаний детей выбрана не случайно. Ведь основные графические понятия - "азбука" эстетического воспитания любого человека, помогающая восприятию формы и содержания любых графических композиций.
Была выдвинута ГИПОТЕЗА о том, что при использовании новых информационных технологий (в частности возможностей компьютерной графики и дизайна) на интегрированных занятиях "ИЗО-информатика" у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию графических понятий, так как ребёнок вынужден мысленно оперировать ими при работе на компьютере, и создаёт базу для развития образного мышления.
Были разработаны конспекты комплексных занятий и диагностика знаний детей, обеспечивающая экспериментальное исследование выдвинутой гипотезы. В каждой группе этот раздел представлен отдельным блоком игр, и в каждом возрасте решаются свои задачи.
Средняя группа
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с возможностями рисования на компьютере. (и далее для всех возрастов) :
· создание картинки компьютером при правильном выполнении задания;
· раскраска уже имеющихся рисунков;
· создание собственных рисунков;
· создание собственных мультфильмов.
2. Научить детей основным приёмам рисования на компьютере :
· рисование кривой и прямой линии, окружности;
· изменение цвета;
· штриховка;
· заливка контура;
· рисование на уже имеющемся фоне рисунка;
3. Научить детей планировать свою работу, правильно располагать элементы рисунка на экране.
Даже если ребёнок хорошо рисует на бумаге, не всегда у него получается сразу рисование на компьютере. Это связано прежде всего с тем, что он первое время учится соотносить свои действия "мышью" на столе с тем, что он видит на экране, учится рисовать ровные прямые, кривые и окружности. Поэтому основное внимание на первом году обучения следует уделять постепенному усложнению линий. Для закрепления координации руки необходимо давать домашние задания на мелкое раскрашивание и проведение различных линий (ровные, дуги, кривые, окружности, параллельные, перпендикулярные и т.д.). Также рекомендуется создать каталог графических файлов со специальными заданиями. Следует иметь в виду, что рисование на компьютере является основным продуктивным видом деятельности ребёнка на компьютере, поэтому желательно продумать темы для рисунков детей и их коллективных работ, распечатать которые позволяют возможности данного компьютерного класса.
УРОКИ ПО ТЕТРАДИ "ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ" (ч. 1) :
1. Названия предметов (рисунки, которые необходимо выполнять по заданию в тетради, лучше выполнять на компьютере).
Старший возраст
Помимо развития координации ребёнка необходимо сформировать представление о том, что многие из заданий можно выполнять не в тетради карандашом, а рисовать на компьютере. И результат будет тот же или даже лучше. Это закрепляет интерес ребёнка к компьютеру не только как к объекту игр и развлечений, но и как к рабочему инструменту для учебной деятельности. Поэтому детям более старшего возраста можно предложить выполнять задания сначала в тетрадях, а потом на компьютере (или только на компьютере).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ (помимо решаемых со среднего возраста) :
1. Научить детей основным приёмам рисования на компьютере :
· создание фона рисунка;
· распыление краски;
· рисование в осях симметрии;
· рисование в серых тонах;
· рисование с использованием геометрических фигур;
· изменение толщины линии и формы пера.
2. Использовать рисование на компьютере для решения задач, которые можно выполнять на бумаге .
3. Научить детей выполнять рисунок по словесной инструкции - графический диктант.
4. Использовать рисование на компьютере для решения контрольных задач и занятий, как основной вид продуктивной деятельности ребёнка.
5. Познакомить детей с работой принтера, сравнивать рисунки детей красками или карандашами с рисунками на компьютере и с изображением на экране компьютера.
Система графических понятий в дошкольном возрасте вводится поэтапно и совместно с формированием навыков и чувственных образов :
1-й этап. Знакомство с разнообразными живописными, графическими и пластическими материалами (работа начинается в младшем дошкольном возрасте). Системой заданий эти представления доводятся до уровня использования разных материалов, цвета, линии, пятна, объёма для выразительности изображаемых образов. На компьютере дети осваивают навыки проведения различных линий, заливки контура, рисования геометрических фигур, выбора оттенков цвета, "разбрызгивателя краски" и прочие возможности компьютерной графики.
2-й этап. В игровой форме дети знакомятся с понятиями изображения, украшения и постройки, в результате чего они могут свободно ориентироваться в искусстве, определяя три его сферы в окружающей жизни. Во время практической работы дети знакомятся с изобразительными средствами и приёмами каждого вида художественной деятельности. На компьютере дети знакомятся с такими возможностями графического редактора, как копирование размножение, отражение рисунка или узора, а также рисование с одновременным отражением в геометрических осях симметрии.
3-й этап. Учащиеся узнают о том, что в каждом художественном произведении человек запечатлевает прежде всего свои чувства и мысли, своё отношение к различным явлениям жизни. Дети учатся использовать выразительные средства для изображения чувств и эмоций. В компьютерной графике используется рисование в контрастных цветах или же оттенками одного цвета. Если графический редактор позволяет, то можно добавлять или убирать яркость или контрастность для наиболее точной передачи чувств и эмоций.
4-й этап. Разнообразные выразительные средства - цвет, линия, объём, ритм - представляются детям как средства художественной выразительности в искусстве. Дети обобщают полученные в практической деятельности знания, которые закрепляются созданием творческих работ, где проявляются умения использовать средства выразительности для выражения конкретного состояния отношения.
На основе поэтапного развития системы графических понятий в компьютерно-игровом комплексе была разработана серия игровых заданий по их формированию и проведена экспериментальная работа по подтверждению её целесообразности.
2. Серия занятий по формированию графических представлений у дошкольников
Условные обозначения :
а) средняя группа;
б) старшая группа;
в) подготовительная группа.
ЭТАП I .
1. Диагностика уровня знаний детей. "Проба пера".
а) Проба цвета "Ковёр из осенних листьев";
б) "Фотография четырёх времён года";
в) Проба формы пера и толщины линии, формирование оттенков на основе смешивания красок (красный-жёлтый, красный-зелёный, красный-синий и пр.) "Осенний лес".
2. Линии. Шаблон - пустые квадраты для рисования. Задание "Осенние дождики".
а) В любом порядке;
б) Каждый вид линий - в отдельном квадрате;
в) Каждый вид линий - в отдельном квадрате слева-направо и сверху-вниз по словесной инструкции.
3. Ритм. "Осень закончилась...".
а) Улетающие птицы.
б) Раскрасить шаблон узора из листьев.
в) Нарисовать узор из листьев.
ЭТАП II.
4. Человек. Задание "Конкурс красоты".
а) Составить лицо из шаблонов.
б) Раскрасить лицо модели на шаблоне.
в) Создать эскиз будущей красавицы и воплотить его в жизнь.
5. Ритм в искусстве, симметрия. Шаблон - формы посуды. Коллективная работа.
а) Красивые тарелки.
б) Павлово-Посадские платки.
в) Городец.
ЭТАП III.
6. Оттенки любого цвета.
а) Рисование в белым и голубым на синем фоне. "Зимний лес".
б) Оттенки синего. "Гжель, чайный сервиз".
в) Оттенки синего. "Гжель. Скульптурная композиция "На горке."
7. Оттенки серого. Задание "Зимний город". Коллективная работа.
а) Зимнее дерево.
б) Зимняя улица.
в) Фонарь, памятник, скамейка и т.д..
7а. Симметрия. Задание "Зимний город". (Продолжение). Коллективная работа.
а) Зимнее дерево.
б) Снежинка.
в) Ограда.
8. Холодные и тёплые цвета. Шаблон - один или два домика (контур). Задание "Волшебный домик".
а) Раскрасить волшебный домик для доброго гномика.
б) "Домики для гномиков".
в) Раскрасить волшебный домик холодной и тёплой гаммами цветов, придумать какой герой может жить в каждом домике.
ЭТАП IV.
9. Диагностика уровня знаний. Задание "Волшебный город и его обитатели". Творческая работа детей.
а), б), в) Нарисовать волшебный замок и его обитателя.
3. Экспериментальное исследование формирования графических понятий у дошкольников
Экспериментальное исследование было проведено на базе Государственного образовательного учреждения Детский сад № 971. Оно проводилось с октября 2001 по апрель 2002 года в компьютерно-игровом комплексе детского сада.
В рамках исследования проведены эксперименты :
n констатирующий (для выявления знаний и навыков детей о графических понятиях);
n обучающий (несколько занятий со специально разработанными игровыми заданиями, формирующими систему графических понятий);
n констатирующий (для выявления результатов работы).
Описание этих экспериментов даны в этой части работы.
4. Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня знаний о графических понятиях у детей старшей группы детского сада № 971 ЮВОУ МКО
НАЗВАНИЕ : "Фотографии" четырёх времён года.
ЦЕЛЬ : выявить знания о графических понятиях и графические навыки детей.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ : детям в течении занятия предложено по образцу воспитателя сначала нарисовать на листе одно и то же место зимой, весной и летом, а потом на компьютере - осенью. Компьютерные рисунки детей распечатываются и анализируются вместе с рисунками на бумаге. Результаты анализа заносятся в таблицу по шкале уровней :
высокий - ребёнок правильно быстро и чётко воспроизводит линии по образцу воспитателя, хорошо ориентируется в системе графических понятий, при самостоятельной работе на компьютере на рисунке возможны отступления из-за неразвитости моторики руки или незнакомства с возможностями графического редактора;
средний - ребёнок хорошо воспроизводит линии по образцу воспитателя, но путается в графических понятиях, не полностью выполняет задание воспитателя на самостоятельную работу;
низкий - ребёнок не знает большинства графических понятий, не правильно рисует линии по образцу воспитателя, не может самостоятельно выполнить задание воспитателя на самостоятельную работу.
КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ1 : дети старшей группы (5-6 лет) детского сада № 971 ЮВОУ МКО были поделены на 2 подгруппы - первая присутствовала на всех разработанных занятиях, вторая лишь на некоторых из них .
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ : КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ. Результаты анализа детских работ показывают, что большинство обследованных детей (61 %) имеют средний уровень развития графических навыков на бумаге, средний уровень представлений о системе графических понятий (что объясняется несистематизированной работой на занятиях по ИЗО по этому направлению) и низкий уровень развития графических навыков при рисовании в графическом редакторе, что объясняется низким уровнем развития моторики руки, необходимой для рисования "мышью", и низким уровнем знаний детей о возможностях графического редактора. Дети (26 %), имеющие низкий уровень развития системы графических представлений, не смогли справиться с заданием на самостоятельную работу на компьютере или справлялись только с помощью воспитателя.
ВЫВОДЫ : в ходе исследования были выявлено, что 61 % детей имеют средний уровень знаний о системе графических понятий и развития графических навыков и 26 % детей имеют низкий уровень знаний и навыков.
РЕКОМЕНДАЦИИ :
а) воспитателю ИЗО - проводить более систематизированную работу с детьми по формированию графических понятий;
б) воспитателю по информатике - познакомить детей с возможностями графического редактора;
в) воспитателю группы - проводить специальный комплекс упражнений по развитию моторики руки детей;
г) всем воспитателям (ИЗО, информатики и группы) - разработать совместную систему занятий по формированию графических навыков детей и знаний о системе графических понятий.
Конспект занятия № 1.
"Фотография" четырёх времён года. (Диагностическое занятие).
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. Провести занятие в группе по ознакомлению с окружающим миром по теме "Приметы осени" (итоговое занятие).
2. Провести занятие по ИЗО "Листопад".
3. Провести занятие по информатике "Мультфильм про осенний лес".
4. Использовать на предыдущих занятиях игры, требующие точного движения "мышкой" (например, "Колобок").
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. По ознакомлению с окружающим :
1. Закрепить знания детей о сезонах.
2. Закрепить названия деревьев.
II. ИЗО :
1. Выявить начальный уровень интеллектуально-художественного развития ребёнка
2. Определить уровень знаний о понятиях изобразительной деятельности.
3. Выявить графические навыки детей.
4. Помочь найти выразительные средства для выражения чувств к сезонам и их графического изображения.
5. Познакомить с понятиями : плоскость, точка, линия, вертикальное и горизонтальное расположения листа, верх и низ листа.
6. Показать приёмы складывания листа на 4 части.
III.По информатике :
1. Научить детей выделять основные отличительные черты времён года, сравнивая вид одного и того же места в разное время года (АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ).
2. Выявить уровень знаний, умений и навыков детей в компьютерной графике : линия, заливка контура.
3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к различным природным явлениям.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить фотографии, иллюстрации или репродукции картин осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажей Лучше, если это будет изображение одного и того же места).
2. Подготовить листы белой бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки по набору на каждого ребёнка в подгруппе.
3. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа о временах года.
В Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени - мы будем оказываться то в одном, то в другом времени года, но для этого нам нужно вспомнить их названия.
Д Зима, весна лето и осень.
В Сейчас мы в каком времени года находимся ?
Д Сейчас у нас осень.
В Тогда наше путешествие мы начнём с зимы. А чтобы никто не сомневался, что такое путешествие мы совершили, мы будет делать "фотографии". Давайте подготовим "плёнку". Перед вами лежит лист бумаги. Сколько у нас времён года ?
Д Четыре.
В Значит нам нужно лист бумаги разделить на 4 равные части. Сложим лист пополам (взяли за 2 кончика и сложили с двумя противоположными). Теперь сложим лист ещё раз пополам, следите, чтобы уголочки не разбежались. Теперь развернём лист пополам и по сгибам проведем линии. Перед вами стоят карандаши, фломастеры и мелки - вы можете выбрать любой из них для рисования. Теперь нужно пронумеровать кадры, посмотрите : 1, 2, 3, 4. (Дети должны повторить нумерацию кадров за воспитателем). Сделаем заготовку для наших "фотографий" : горизонтальная прямая линия - это горизонт; в небе поставим точку и проведём две вертикальные прямые линии, чтобы получить ствол; веточки на дереве тянутся вверх (наклонные линии); солнышко - окружность. (Дети повторяют за воспитателем, рисующим на доске на заготовках 1-3). Вот теперь мы готовы к путешествию (см. образец на рис. 1) Итак, закрываем глаза и оказываемся на опушке леса зимой (воспитатель выставляет зимний пейзаж). Открываем глаза и делаем первую "фотографию". Как вы думаете, холодно сейчас или тепло ?
Д Холодно.
В Конечно, поэтому солнышко мы раскрашивать не будем. На земле лежат сугробы (прерывистые дуги), по небу плывут облака (горизонтальные волнистые линии), из них идёт снег (точки), на дереве нет ни листочка, а на земле - ни травинки. Первая "фотография" готова. Снова закрываем глаза и на машине времени переносимся в весну (воспитатель выставляет весенний пейзаж). Мы снова на опушке леса. Потеплело. Что изменилось на опушке ?
Д Появились лужи, травка, листья на деревьях, цветы.
В Правильно. Давайте нарисуем солнышку лучики (волнистые линии в разные стороны), травку (прерывистые вертикальные линии), листочки и цветочки на дереве (мелкие окружности), ручеёк или лужу (вертикальные волнистые линии). У нас получилась вторая "фотография". Закрываем глаза, а машина времени переносит нас в лето (воспитатель выставляет летний пейзаж). Что изменилось на этот раз ?
Д Стало жарко, много листьев на дереве и плодов. Цветы растут на земле.
В Приступаем к "фотографированию". Жаркое солнышко надо раскрасить (спираль из центра солнца), нарисовать ему лучи (прямые в разные стороны), дерево можно закрасить всё полностью (соединённые кривые), на земле много травы (горизонтальные прямые линии), на небе вдруг появились тучи (соединённые дуги), сверкнула молния (ломаная линия на конце со стрелкой), и пошёл сильный ливень (наклонные прямые в объёме всей части рисунка). Вот какая "фотография" у нас получилась, даже короткий ливень успели снять !!! Итак, снова закрываем глаза (воспитатель выставляет осенний пейзаж), возвращаемся опять в наше время. Что мы видим ?
Д Снова стало прохладно, падают разноцветные листья. Наступила осень.
1.2. Физкультминутка.
В Давайте поиграем в игру "Листопад". Под музыку листочки летают на ветру, а как музыка кончилась, все листья упали на землю (присели на корточки). Лесник подходит к любому листочку и спрашивает, с какого он дерева. Листочек должен тут же ответить, не повторяясь. Кто не ответит или назовёт дерево неправильно, тот остаётся листочком, кто правильно ответит, тот становится лесником. Игра повторяется 2-3 раза.
2. В компьютерной зоне.
В А следующую "фотографию" мы будем делать на более современном фотоаппарате - на компьютере. Рисуем на экране линию горизонта (функция "карандаш"), ставим в небе точку и от неё рисуем две линии до земли, солнце - круг. На небе ходят хмурые тучи (горизонтальные волнистые линии с большой амплитудой), на земле - грязь (вертикальные волнистые кривые с большой амплитудой) дует сильныё ветер (прерывистые параллельные дуги), летят разноцветные листья (точки или маленькие окружности), веточки у дерева склонились в одну сторону (параллельные кривые). Давайте раскрасим солнце и облака (функция "заливка") - найдите картинку с баночкой краски, которая выливается, нажмите клавишу "выбор", и поставьте баночку внутрь контура. Следите, чтобы перед раскрашиванием контур получился замкнутым, а то краска выльется на весь экран. Вот и четвёртая "фотография" готова. К следующему занятию я проявлю ваши компьютерные "фотографии" и мы их приклеим на плёнку. А теперь посмотрите в окно. Похожая погода на улице ?
Д Да.
В Посмотрите на все компьютерные фотографии. У кого на ваш взгляд осень получилась самая настоящая ? (Дети выбирают лучший рисунок и объясняют, почему именно - должно быть соответствие требованиям воспитателя или соответствие погоде на улице. Воспитатель провожает детей в группу).
3. После занятия.
Распечатать рисунки детей на 1/4 листа.
Провести диагностику уровня графических понятий и навыков (критерии выделены в тексте) по шкале :
* высокий уровень - ребёнок выполнил все указания воспитателя, применял необходимые цвета, правильно проводил линии как на компьютере, так и на бумаге;
* средний уровень - ребёнок выполнял не все указания воспитателя, не использовал правильные цвета, но правильно проводил линии как на компьютере, так и на бумаге;
* низкий уровень - ребёнок не выполнял указания воспитателя, не правильно проводил линии (или вообще их не проводил) ни на компьютере, ни на бумаге.
Рисунок 1. Образец рисунка воспитателя на занятии "Фотография" четырёх времён года".
Обучающий эксперимент. Проведение системы занятий с детьми старшей группы детского сада № 971 ЮВОУ МКО.
НАЗВАНИЕ: Система интегрированных занятий ИЗО-информатика.
ЦЕЛЬ: сформировать систему графических понятий у детей;
сформировать графические навыки детей при работе в графическом редакторе.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ : детям в течение 6 месяцев предлагались интегрированные занятия, разработанные совместно воспитателем ИЗО, воспитателем информатики и воспитателем группы по формированию системы графических понятий, навыков и умений при рисовании на бумаге и в графическом редакторе. Занятия проводились совместно с другой работой по формированию системы графических понятий (занятия по ИЗО и конструированию, специальные компьютерные игры на занятиях в компьютерно-игровом комплексе, специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки). Во время проведения эксперимента велся дневник наблюдений за детьми, после каждого занятия анализировались рисунки и в дневник заносились положительные и отрицательные моменты, на которые обращалось внимание педагога при индивидуальной работе с ребёнком на следующем занятии.
КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ : см. предыдущий эксперимент.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ : КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ. Результаты анализа детских работ показывают постепенный процесс формирования системы графических понятий у детей, формирование графических навыков при рисовании (или выполнении заданий) на бумаге и формирование навыков работы в графическом редакторе. Можно отметить, что степень выполнения самостоятельных заданий на компьютере, особенно у детей, показавших низкий уровень развития системы графических понятий, постепенно увеличивалась в процессе занятий
ВЫВОДЫ : в ходе эксперимента была сформирована система графических понятий у детей, показавших низкий уровень её сформированности, и закреплены навыки у детей со среднем уровнем её сформированности; в ходе эксперимента также были сформированы навыки работы детей с графическим редактором.
РЕКОМЕНДАЦИИ :
а) воспитателю по информатике - провести констатирующий эксперимент для выявления количественных и качественных изменений у испытуемых детей.
Конспект занятия № 2.
Осенние дождики.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. Провести занятия в группе по ознакомлению с окружающим миром по темам "Приметы осени" (итоговое занятие), "Грибы".
2. Провести занятие по информатике ""Фотография" четырёх времён года (тестирующее)".
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. По ознакомлению с окружающим :
1. Закрепить знания детей об осени.
2. Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
3. Активизировать словарный запас на тему "Дожди" (сильный, проливной, мелкий, ливень, грибной, моросящий, гроза, буря и пр.), "Грибы" (белый, лисичка, подберёзовик, подосиновик, рыжик, сыроежка и пр.)
II. ИЗО :
1. Познакомить детей с понятиями : прямая, кривая, вертикальная, горизонтальная, наклонная линии.
2. Закрепить знания о понятиях : плоскость, линия, вертикальное и горизонтальное расположения листа, верх и низ листа.
III.По информатике :
1. Научить выполнять различные виды линий в графическом редакторе.
2. Познакомить с функцией "прямая линия".
3. Научить сравнивать линии и выявлять отличительные черты (АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ).
4. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к различным природным явлениям.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить фотографии, иллюстрации или репродукции картин, изображающих разные дожди.
2. Подготовить шаблон рисунка (экран разделён на 8 равных частей : 4х2).
3. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
4. Подготовить домашнее задание : раскраска двух совершенно одинаковых гномиков в зеркальном отражении (на лице у гномика нет рта).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. На выставке. Беседа по рисункам детей.
В Ребята, мы с вами в прошлый раз совершили путешествие во времени. И сделали фотографии разных времён года. Теперь все эти фотографии вывешены на нашу выставку. Давайте посмотрим, в каких временах года мы были.
Д Зима, весна лето и осень.
В А кто вспомнит, в каком времени года мы остались после путешествия ?
Д Сейчас у нас осень.
В Тогда давайте вспомним, чем же отличается осень от других времён года ?
Д Осенью прохладно, дуют ветры, падают разноцветные листья с деревьев, улетают перелётные птицы, люди собирают урожай, осень - самое дождливое время года.
В А теперь пройдёмте в игровую зону.
2. В игровой зоне.
2.1. Беседа по картинам.
В Скажите, а как вы думаете : все дождики между собой одинаковые или они как-то отличаются.
Д Нет, дожди бывают разные : сильный, проливной, мелкий, ливень, грибной, моросящий, гроза, буря и пр. (Если дети затрудняются, можно использовать подсказывающие ("Как называется дождик, после которого растут грибы ?") или наводящие ("Как называется дождь, когда гремит гром и сверкает молния") вопросы).
В Посмотрите на картины. Давайте вместе придумаем им названия. (Если дети затрудняются, можно сказать им название и попросить объяснить, почему художник так назвал картину).
2.2. Физкультминутка.
В Итак, дождики бывают разные, и мы сейчас поиграем в грибной. (Игра "Грибочки").
Встало солнышко с утра,
Вышли детки со двора :
Дождь вчера прошёл грибной,
Не гроза и не косой, -
Выросли грибочки
Разные в лесочке.
Детки встали в хоровод,
Кто их больше соберёт ?
Дети под слова воспитателя "собирают" грибы. После вопроса воспитатель подходит к любому ребёнку и дотрагивается до него. Ребёнок должен произнести название съедобного гриба. Кто не называет, повторяет ответ другого ребёнка или ошибается, тот вылетает, оставшийся ребёнок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.
3. В компьютерной зоне.
В Теперь мы нарисуем дождики, которые можно увидеть окошках. Перед вами на экране 8 окошек (см. образец на рис. 2). В каждом из них идёт свой дождик. Давайте мы их нарисуем. Сначала мы посмотрим, какие дождики идут в верхних окошках. Первый дождик у нас будет грибной. Посмотрите, все линии идут сверху вниз, почти не отклоняясь ни в право, ни влево. Такие линии называются вертикальные. В следующем окошке нарисуем косой дождик - начиная с левого верхнего угла наискосок рисуем наклонные линии. В следующем окошке ветерок стал дуть в другую сторону, поэтому и наклонные линии теперь в другую сторону, мы их нарисуем с левого нижнего угла. А потом ветер так усилился, что дождь в окошке пролетал мимо, почти не падая, чтобы нарисовать такой дождик, надо провести горизонтальные линии слева направо. Теперь поглядите на свои рисунки, как вы думаете, кривые или прямые линии у вас получились ?
Д Кривые.
В А вы знаете, что компьютер может нам помочь нарисовать прямые линии ? Для этого надо только выбрать картинку с прямой линией (пиктограмма "Прямая линия"). Давайте теперь в каждом нижем окошке нарисуйте сами такой же дождик, что и в верхнем, и посмотрим, что получится. (Дети самостоятельно рисуют линии). Теперь посмотрите, получились у нас прямые линии ?
Д Да.
В Давайте теперь выберем баночку с краской и раскрасим наши окошки разными цветами. (Функция "Заливка контура"). Теперь все могут стать и посмотреть, какие волшебные дождики у нас получились. Красиво ?
Д Очень красиво.
4. После занятия.
4.1 Раздать детям домашнее задание - раскрасить двух гномиков : доброго и злого.
Рисунок 2. Образец рисунка воспитателя для занятия "Осенние дождики".
Конспект занятия № 6.
Домики для гномиков.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. На занятии по ознакомлению с художественной литературой особое внимание уделить литературному, образному описанию добрых и злых героев.
2. Провести занятие по информатике "Осенние дождики".
3. Раздать на дом задание - раскрасить одинаковых гномиков так, чтобы один получился добрым, а другой - злым.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. По ИЗО :
1. Научить находить выразительные средства для изображения характерных образов.
Закрепить понятия : плоскость, линии, правая и левая части листа,
2. контур рисунка.
3. Познакомить с понятиями : тёмные и светлые цвета и их значением при изображении характерных образов.
II. По информатике :
1. Научить детей выделять основные отличительные черты доброго и злого гномика (АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ) и на их основе сделать вывод о характере героя.
2. Закрепить навыки детей в компьютерной графике : кривые и прямые линии, заливка контура.
3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I. Научить правильно выражать свои эмоции и оценивать эмоции других людей :
1. Уметь выражать мимикой своё эмоциональное состояние.
2. Правильно читать мимику на лице другого человека.
3. Воспитывать эмоциональный отклик к внутреннему состоянию другого человека.
II. Воспитывать опрятность и аккуратность, вкус в одежде и внешнем виде.
III.Воспитывать трудолюбие и желание поддерживать порядок в группе, у себя дома и пр.
IV.Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить схематичное изображение различных эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, доброта, серьёзность, веселье и пр.) на человеческом лице.
2. Подготовить иллюстрации с изображением добрых и злых волшебников (например, волшебницы из сказки "Волшебник Изумрудного города").
3. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа о добрых и злых.
В Ребята, вы любите сказки ?
Д Конечно.
В А какие бывают в сказках герои ?
Д Добрые (Феи, рыцари, принцессы, Дед Мороз и пр.) и злые (колдуньи, ведьмы, Баба Яга, Кащей Бессмертный и пр.)
В Хорошо вы знаете сказки. А теперь ответьте мне на такой вопрос : какие волшебницы на картинке в книге "Волшебник изумрудного города" добрые, а какие - злые ?
Д Фиолетовая (Бастинда) и Синяя (Гингема) - злые, а Розовая (Стелла) и Жёлтая - добрые.
В А как это вы догадались ?
Д У злых особое выражение лица (злое, сердитое), а у добрых - ласковое, весёлое.
В Правильно. Посмотрите, у меня на листочке нарисованы разные личики, отгадайте, какое настроение у каждого лица. (Дети по очереди или хором называют эмоциональные состояния : добрый, злой, весёлый, сердитый, грустный, серьёзный и пр.) А вот художник ещё знал способ показать, какие это волшебницы : он нарисовал им разную одежду добрым - светлую, а злым - тёмную.
Д Точно, мы так же наших гномиков по-разному раскрасили.
1.2. Беседа о выполнении домашнего задания. (В начале занятия детям раздаются их выполненные домашние задания).
В Да, вам дома нужно было раскрасить двух гномиков. Скажите, пожалуйста, разные или одинаковые гномики были на рисунке до того, как вы их раскрасили ?
Д Одинаковые (только смотрят в разные стороны).
В Вы взяли карандаши и раскрасили гномиков. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Поглядите - нет ни одного одинакового гномика. Конечно, они похожи, как и положено братьям, но очень многим отличаются. Давайте разберёмся, что же произошло. Во-первых, каких гномиков вы рисовали ?
Д Доброго и злого.
В А как мы можем узнать, получились ли у нас добрые и злые гномики ?
Д Мы дорисовали разные рты, по разному раскрасили их : доброго - в красивые, яркие одежды, а злого - в тёмные, грязные.
В Тогда давайте проверим, у всех ли получилось правильно. (Воспитатель анализирует вместе с детьми каждый рисунок в подгруппе детей).
1.3. Вместо физкультминутки. Игра "Добрые и злые".
В А теперь, покажите мне, добрых и злых героев сказок. На мою команду вы должны изобразить какого-либо персонажа, чтобы было понятно, какой он. (Воспитатель называет героев : гномик, волшебник, волк, то есть таких, какие могут быть и добрыми и злыми. Самый выразительный актёр становится ведущим).
2. В компьютерной зоне.
2.1. Объяснение задания.
В Как вы ребята думаете, а в одинаковых или в разных домиках живут злые и добрые гномики ?
Д Они должны жить в разных домах : у доброго он красивый, ровный, в нём порядок, а у злого - всё наоборот.
В Вот сегодня я вам и предлагаю нарисовать на компьютере домики для ваших гномов. Возьмите с собой свои рисунки и нарисуйте домик для каждого гномика именно с той стороны, как у вас они нарисованы.
2.2. Работа за компьютерами. (Воспитатель напоминает детям о возможности использования функций прямой линии, заливки контура, рисовании кривых линий, после завершения рисования все дети выбирают работу, которая наиболее правильно отражает задание).
3. После занятия.
3.1. Гимнастика для глаз.
В А теперь представьте себе, кто живёт в таком домике (воспитатель показывает любой замок из книги "Волшебник Изумрудного города") ? Закройте глазки, подумайте, а теперь отвечайте.
3.2. Воспитатель КИК подготавливает работы к выставке. Перед следующим занятием она обращает внимание на все работы детей, просит найти самые выразительные.
Рисунок 3. Домашнее задание перед занятием "Домики для гномиков".
Конспект занятия № 3.
Павлово-посадские платки.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. Провести занятие по знакомству с народным художественным промыслом Павлово-Посада.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. По ИЗО :
1. Научить составлять симметричные узоры в квадрате.
2. Закрепить понятия : плоскость, линии, контур рисунка.
3. Познакомить с понятиями : ритм, симметрия, растительный и геометрический узоры.
4. Закрепить знания детей о народном художественном промысле Павлово-Посада.
II. По информатике :
1. Познакомить и научить пользоваться функцией графического редактора "Симметричное рисование".
2. Закрепить навыки детей в компьютерной графике : кривые и прямые линии, заливка контура.
3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I. Воспитывать опрятность и аккуратность, вкус в одежде и внешнем виде.
II. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к произведениям народных промыслов (Павлово-Посад) и уважение к труду других людей.
III.Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить геометрические и растительные элементы для составления узора на фланелеграфе.
2. Подготовить иллюстрации или настоящие Павлово-Посадские платки.
3. Подготовить 3 куклы в русских народных костюмах (без головных уборов) и платки для них.
4. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа народном промысле Павлово-Посада.
В Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
Ребята, сегодня к нам в гости пришли русские красавицы. Они очень красиво одеты, но на головы им нечего надеть. Скажите, а какие головные уборы вы знаете ?
Д Шапки, кепки, бейсболки, береты и пр.
В А в русском народном костюме ?
Д Шапки, картузы, кокошники, платки.
В Вот сегодня мы для наших девушек-красавиц нарисуем платочки. Но для начала давайте вспомним, как делаются платки ?
Д Сначала из шерстяных ниток ткётся платок, потом мастерами разрабатывается рисунок на бумаге. Он переносится на специальные печатные станки - каждый цвет на свой. Потом постепенно за узором узор наносится на ткань.
В А где делают такие платки, вы помните ?
Д В городе Павлово-Посад.
В Вот и мы сегодня будем разрабатывать рисунки для платочком нашим красавицам. Посмотрите, у меня на фланелеграфе разбросаны разные элементы. Могу я сказать, что этот платок из Павлово-Посада ?
Д Конечно, нет. Рисунок на платке должен повторяться.
1.2. Беседа о симметричности узоров.
В Правильно. Расположите элементы узора так, чтобы получился настоящий Павлово-Посадский платок. (Дети либо вместе, либо по вызову находят одинаковые элементы и симметрично раскладывают их на фланелеграфе). Вот мы и разработали рисунок, а теперь посмотрите, если бы мы могли сложить его пополам, то у нас получились 2 совершенно одинаковые половинки. Такие узоры называются симметричными. Посмотрите на настоящие Павлово-Посадские платки и покажите, какие из них симметричные, а какие - нет. (Дети выполняют задание, складывая платки в разных направлениях на 2, 4, 8 частей).
1.3. Физкультминутка. Игра "Повтори фигуру".
В Сейчас мы поиграем в красавицу у зеркала. Я буду красавицей, а вы - зеркалами. Какую фигуру я покажу, такую вы должны отразить. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тот и будет красавицей. (Воспитатель следит, чтобы дети именно отражали фигуру : правая рука у красавицы - левая у отражения и т .д.)
2. В компьютерной зоне.
2.1. Проба симметричного рисования.
В А теперь мы научимся составлять симметричные узоры. И поможет нам в этом сам компьютер. Раньше, когда мы с вами рисовали, сколько пятнышек было на экране ?
Д Только одно.
В А сколько сейчас вы видите перед собой ?
Д Двенадцать.
В Давайте выберем любой цвет и попробуем порисовать. Что получается ?
Д "Мышка" управляет только цветным пятнышком, а компьютер другими повторяет нашу линию.
2.1. Рисование Павлово-Посадского платка.
В Тогда попробуйте сами создать платочки для наших красавиц. Только помните, что платки должны быть из Павлово-Посада. (Дети выполняют работы).
3. После занятия. Дети рассматривают работы друг друга и выбирают наиболее интересные платки.
3.1. Вместо гимнастики для глаз.
В Закройте глазки и представьте себе, как наши красавицы будут выглядеть в этих платочках. А теперь глазками последите, как одна из них станцует для вас в новом платочке.
Конспект занятия № 4.
Узоры гжели.
(Коллективная работа "Чайный сервиз").
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. Провести занятие в группе по ознакомлению с окружающим миром по теме "Ознакомление с глиной и её свойствами".
2. Провести с детьми занятие по ИЗО "Рисуем Гжель"
3. Использовать на предыдущих занятиях игры, требующие точного движения "мышкой" (например, "Колобок").
4. Дать домашнее задание на штриховку или проведение линий.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. ИЗО :
1. Закреплять знания детей о художественном промысле Гжели.
2. Закреплять знания детей о колорите гжельской посуды.
3. Связать колорит гжельской посуды с зимним пейзажем.
4. Формировать и активизировать словарный запас детей об оттенках синего цвета (бледно-голубой, светло-голубой, небесно-голубой, лазурный, голубой, ярко-голубой, светло-синий, кобальт, синий, тёмно-синий, ультрамарин).
II. По ознакомлению с окружающим :
1. Закрепить обобщающие понятия "Посуда", "Чайный сервиз".
2. Активизировать словарный запас детей на тему "Как делают посуду".
III.По информатике :
1. Научить детей сравнивать предметы и рисунки по используемым цветам, находить общие черты.
2. Закреплять знания, умения и навыки детей в компьютерной графике : пятно, линия, заливка контура.
3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
4. Научить детей использовать в компьютерной графике оттенки только одного цвета.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
1. Воспитывать эмоционально положительное отношение к народным промыслам России.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Воспитывать коллективизм, учить детей помогать друг другу.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить файлы с шаблонами форм (и контуром рисунка, если навыки у детей сформированы плохо) предметов чайного сервиза : самовар, статуэтка для заварки, заварник, сахарница, сухарница, конфетница, бочонок для мёда, бокалы, блюдца и пр.
2. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
3. Подготовить несколько иллюстраций или настоящих предметов гжельской росписи.
4. Подготовить фотографии, иллюстрации или репродукции картин осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажей, развесить их по кабинету так, чтобы дети ходили по классу, рассматривая их.
5. Принести из группы дидактическую куклу, знакомую детям.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой комнате.
1.1. Беседа о посуде. На столе стоит игрушечный стол, стулья и дидактическая кукла из группы.
В Ребята, сегодня у куклы День Рождения. Она хотела отпраздновать его и угостить вас чаем. Но вот беда - вся посуда у неё разбилась. Она так расстроилась, что даже не может вспомнить название нужных ей предметов для чайного сервиза, чтобы сходить в магазин и купить их. Поможем ей ?
Д Конечно !
В Тогда давайте сначала вспомним, какие предметы нам понадобятся, чтобы пить чай ?
Д Чашки, блюдца, бокалы, самовар... (При затруднении детей воспитатель задаёт косвенные вопросы о порядке приготовления чая и накрывания на стол либо подсказывает, называя назначение предмета. При правильном ответе воспитатель выкладывает на стол иллюстрацию или настоящий предмет сервиза гжельской росписи. Если назван предмет посуды не из чайного сервиза, то воспитатель просит объяснить, для чего нужен этот предмет, ничего не выкладывая.)
1.2. Беседа о народном промысле Гжели.
В Ой, ребята ! Посмотрите - у нас получился целый чайный сервиз ! А кто вспомнит, в каком городе России так расписывают посуду ?
Д В городе Гжель.
В А что вы знаете о том, как такая посуда появляется на нашем столе ?
Д Эта посуда сделана из специальной глины, обожжена в печи, расписана художником вручную только синей краской - кобальтом. (Если дети не называют правильное название краски, воспитатель напоминает им и просит повторить детей).
1.3. Беседа о колорите гжельской росписи.
В Так какие же цвета мы можем увидеть на посуде, сделанной в городе Гжель ?
Д Белый и синий.
В А разве голубого здесь нет ? Светло-голубого нет ? Темно-синего нет ? Присмотритесь повнимательней ! Вот лежит густой слой краски его даже на ощупь можно потрогать - получился цвет ультрамарин, а вот здесь синяя краска плавно переходит в светло голубую, почти белую - получился бледно-голубой. (Детям можно дать несколько предметов из сервиза потрогать и внимательно рассмотреть).
Д Да, действительно. Как много оттенков у одной синей краски !
1.4. Сравнение колорита гжельской росписи с пейзажами. (Вместо физкультминутки).
В Скажите, ребята, а как вы думаете, на какое время года похож наш чайный сервиз ? Пройдитесь по классу : вот здесь у нас весенний пейзаж, здесь - летний, там висит картина об осени, а вот тут - о зиме. (Дети рассматривают картины и ходят по классу).
Д Похоже на лето - тут тоже нарисованы цветы и птицы.
В Да, но на летнем пейзаже цветы яркие, разноцветные, а у нас только оттенки синей краски и белая, приглядитесь повнимательнее.
Д Похоже на зимний пейзаж - те же краски, только ещё чёрная есть.
В Правильно, это потому, что посуду раньше расписывали только долгими зимними вечерами - сидели мастера, глядели на замёрзшие окна и рисовали узоры. Вот и мы сегодня станем мастерами из города Гжель и нарисуем на компьютерах чайный сервиз для нашей куклы, а в следующий раз она нас угостит из него чаем.
2. В компьютерной зоне. Дети рассаживаются за компьютеры.
2.1. Повторение приёмов рисования.
В Дети, у каждого из вас на экране вместо обычных красок только оттенки синего цвета. Давайте назовём их.
Д Бледно-голубой, светло-голубой, небесно-голубой, лазурный, голубой, ярко-голубой, светло-синий, кобальт, синий, тёмно-синий, ультрамарин.
В (Спрашивает любого ребёнка) Напомни нам, пожалуйста, что нужно, чтобы выбрать один из этих оттенков ?
Д Подвести стрелку-указатель к нужному цвету и нажать клавишу "Выбор".
В А что нам нужно, чтобы получалась линия ?
Д Держать клавишу "Выбор" и вести мышкой по коврику.
В Постарайтесь использовать все оттенки в своих рисунках и приступайте к работе.
2.2. Рисование детей. Во время работы воспитатель и дети, которые лучше успевают, помогают другим. Можно ребёнку поставить иллюстрацию или тот же предмет гжельской росписи, что и на шаблоне. Воспитатель делает замечания по качеству рисунков : выходит за контур предмета, не использует оттенки цвета и пр.
2.3. Подведение итога работы. Пока воспитатель заносит в память компьютера рисунки детей, он могут пройтись по компьютерному залу и посмотреть работы других детей. Воспитатель может дать задание выбрать рисунок более всего похожий на морозный узор.
В Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась ! В следующий раз мы вырежем наши предметы и соберём их на кукольный стол. А на сегодня наше занятие закончено.
3. Работа в группе и дома.
3.1. Работа с детьми. Воспитатели группы начинают подготовку к Новогоднему празднику, украшают групповую комнату вместе с детьми.
3.2. Работа воспитателя КИК.
3.2.1. Распечатать рисунки детей.
3.2.2. Подготовить стенд для коллективной работы.
3.3. Подготовить вместе с воспитателями группы чаепитие. На следующем занятии дети вырезают свои предметы посуды и наклеивают их на стенд, оформленный, как большой стол. Потом наряжают "Компьютерную Новогоднюю ёлку" (игра "Зимние чудеса") и после занятия устраивается чаепитие, где торжественно вносится вся работа целиком. Для сервировки стола лучше использовать несколько настоящих предметов гжельской посуды (заварник, сахарница, конфетница и пр.)
Конспект занятия № 5.
Зимний город. Улица.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. Провести экскурсию на улицу, обратить внимание детей на прогулке на преобладающие цвета на улицах зимнего города.
2. Провести занятие по рисованию в оттенках одного цвета.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. По ИЗО :
1. Научить составлять композицию, составляя из отдельных зданий пространственную композицию.
2. Закрепить названия оттенков серого цвета : светло-серый, тёмно-серый, мышиный, грязно-белый, маренго, антрацит, асфальтовый и пр.
3. Закрепить понятия : плоскость, линии, контур рисунка.
II. По информатике :
1. Познакомить детей с работой матричного принтера и способом переноски информации с одного компьютера на другой при помощи дискеты.
2. Закрепить навыки детей в компьютерной графике : кривые и прямые линии, заливка контура, пятно, заливка контура.
3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
4. Закрепить умение использовать в компьютерной графике оттенки только одного цвета.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I. Воспитывать внимательное отношение к порядку на улицах города.
II. Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить дискету и принтер для распечатки рисунка на компьютере воспитателя.
2. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне. Беседа о зиме в городе.
В Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года ?
Д Зима.
В Давайте мы попробуем нарисовать наш город зимой. Как вы думаете, какие краски нам понадобятся, чтобы точно передать настроение зимнего города ?
Д Белый, серый и чёрный.
В А почему именно эти цвета нам понадобятся, а не оттенки синего, как при рисовании зимнего пейзажа ?
Д Потому что в городе теплее, тает снег на асфальте, грязь от машин, машины становятся практически одного цвета - грязно-серого.
В Вы знаете, чтобы нам было легче рисовать, давайте нарисуем каждый только по одному дому - своему, а потом наклеим их на белый лист бумаги, и у нас получится один большой город. Только скажите мне сначала, много ли в ваших домах этажей и подъездов ?
Д Много.
В А какими линиями нужно рисовать городские дома - кривыми или ровными, вертикальными, горизонтальными или наклонными ?
Д Ровными вертикальными и горизонтальными.
2. В компьютерной зоне.
В Давайте пройдём к компьютерам и посмотрим, что я вам сегодня приготовила. (Воспитатель объясняет детям какие пиктограммы отвечают за проведение ровных линий и геометрических фигур, как называются цвета на чёрно-белой палитре. Работу можно построить в виде вопросов и ответов, если подгруппа детей сильная.) У меня для вас сюрприз - первую готовую работу я распечатаю на специальном устройстве - принтере. Хотите посмотреть, как получаются ваши рисунки ? (Вместо физкультминутки воспитатель подзывает всех детей, когда кто-нибудь создаст первый дом, для того, чтобы все посмотрели, как рисунок с компьютера оказывается на бумаге компьютер-дискета-компьютер-принтер, просит их сравнить рисунок на бумаге с рисунком на экране компьютера).
3. После занятия. На следующем занятии дети вырезают и приклеивают свои дома на ватман, где воспитатель только приклеил "асфальтированную проезжую часть улицы" (в перспективе). Следует обратить внимание детей, что чем дом ближе, тем он кажется больше и проследить, чтобы в процессе коллективной работы на нарушался этот закон перспективы.
5. Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня знаний о графических понятиях у детей старшей группы детского сада № 971 ЮВОУ МКО.
НАЗВАНИЕ : Сказочный дом и его обитатель.
ЦЕЛЬ : выявить знания о графических понятиях и графические навыки детей; выяснить, насколько система занятий способствует формированию знаний, умений и навыков детей.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ : детям в течении занятия предложена коллективная творческая работа "Сказочный город" (см. приложение 4). Каждый ребенок должен был нарисовать дом для сказочного героя и самого его обитателя, используя все знания и умения, полученные на занятиях по компьютерной графике. Результаты анализа заносятся в таблицу по шкале уровней :
высокий - ребёнок хорошо ориентируется в системе графических понятий (правильно даёт образ доброго или злого героя, использует цвет, форму, линию, точку, пятно для придания образности и выразительности рисунку), при самостоятельной работе на компьютере показывает хороший уровень знакомства с возможностями графического редактора;
средний - ребёнок путается в графических понятиях, не полностью использует средства выразительности, не полностью выполняет задание воспитателя на самостоятельную работу, но показывает хороший уровень знакомства с возможностями графического редактора;
низкий - ребёнок не знает большинства графических понятий, не использует средства выразительности при выполнении задания воспитателя, не может самостоятельно выполнить задание воспитателя на самостоятельную работу.
Далее результаты эксперимента сравнивались с результатами констатирующего эксперимента "Фотографии" четырёх времён года".
КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ : см. предыдущий эксперимент.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ : а) КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ анализ рисунков детей представлен в виде таблицы (см. приложение 6б).
б) КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ. Результаты анализа детских работ, приведённые в приложении 6б, показывают, что большинство обследованных детей (52 %) имеют средний уровень развития графических навыков на бумаге, высокий уровень представлений о системе графических понятий и средний уровень развития графических навыков при рисовании в графическом редакторе. Дети (11 %), имеющие низкий уровень развития системы графических представлений, не смогли справиться с заданием на самостоятельную работу на компьютере или справлялись только с помощью воспитателя.При сравнении результатов двух констатирующих экспериментов (см. Диаграмму 1) выявлено, что на 26 % повысился высокий уровень сформированности системы графических понятий, на 15 % уменьшился низкий, что объясняется систематизированной работой с детьми по её формированию.
ВЫВОДЫ : в ходе исследования были выявлено, что 52 % детей имеют средний уровень знаний о системе графических понятий и развития графических навыков и 39 % детей имеют высокий уровень знаний и навыков;
в связи со значительным улучшением показателей группы детей, принимающих участие в эксперименте, по сравнению с другими детьми можно сделать вывод, что данная система занятий способствует формированию системы графических понятий, формирует навыки работы детей 5-6 лет при работе в графическом редакторе (см. Приложения 6в, 7).
Конспект занятия № 7.
Дом для сказочного героя.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1. Провести серю интегрированных занятий по формированию системы графических понятий.
2. Прочитать сказки "Царевна-лягушка", "Кот в сапогах".
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I. По математике :
1. Закрепить названия геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг, овал, полукруг).
2. Закрепить умение детей составлять из геометрических фигур другие геометрические фигуры.
II. По конструированию :
1. Закрепить умение детей составлять из геометрических фигур различные здания.
III.По ИЗО :
1. Выявить уровень интеллектуально-художественного развития ребёнка
2. Определить уровень знаний о понятиях изобразительной деятельности.
3. Выявить графические навыки детей и их умение пользоваться выразительными средствами для выражения образов, эмоций и чувств.
IV.По информатике :
1. Познакомить и научить пользоваться функцией графического редактора "Рисование геометрических фигур".
2. Выявить уровень знаний, умений и навыков детей в компьютерной графике : прямая и кривая линии, заливка контура, "распыление краски".
3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на положительный и отрицательный образ в сказках.
II. Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Подготовить рисунки с изображением героев сказок на карточках и на компьютерах (контур).
2. Подготовить плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера.
3. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1.Дворец из геометрических фигур. (На столе лежат различные геометрические фигуры).
В Ребята, посмотрите, что лежит у меня на столе ? Как называются эти предметы ?
Д Геометрические фигуры.
В А вы их хорошо знаете ? Давайте проверим : пусть каждый из вас выберет по моему заданию все фигуры из этой кучи-малы. (Воспитатель поимённо просит детей выбрать фигуры одного вида, а потом совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания). Скажите мне, пожалуйста, а какие фигуры можно объединить под одним названием.
Д Четырёхугольники и нечетырёхугольники.
В Помните, мы с вами недавно играли в игру с весёлыми человечками-фигурками и раскрашивали картинки ?
Д Да, мы искали, в какой картинке какая геометрическая фигура спряталась.
В А сегодня у нас будет задание наоборот - из всех этих геометрических фигур мы должны собрать один большой сказочный дворец. (Дети собирают из всех фигур, лежащих на столе, дворец. Воспитатель напоминает при необходимости, что из частей можно сложить другие геометрические фигуры).
1.2. Физкультминутка. Игра "Море волнуется раз..."
В Мы оказались с вами в волшебном замке. Давайте вспомним, кто в этом замке может жить. (Воспитатель называет героев сказок, а дети должны изобразить их. Лучшая фигура становится водящим.)
1.3. Анализ по карточкам.
В А теперь посмотрите. Я из геометрических фигур нарисовала героев сказки. Попробуйте угадать, что это за герои и из какой они сказки. (Воспитатель обратной стороной раздаёт карточки детям по из выбору. В разных подгруппах выбираются разные сказки : "Царевна-лягушка", "Кот в сапогах" и пр.) Какой герой здесь лишний ?
2. В компьютерной зоне.
В По своим карточкам найдите своего героя на компьютере. Задание первое - нужно раскрасить его, используя "Баночку с краской" (заливку контура). Задание второе - рядом с героем при помощи геометрических фигур изобразите его сказочный дом, в котом он живёт по сказке или мог бы по-вашему жить. (Дети выполняют работы, а воспитатель индивидуально показывает, как надо "растягивать" овал или четырёхугольник).
3. После занятия. Дети рассматривают работы друг друга и выбирают наиболее правильно выполненные - герои должны быть добрыми или злыми по сказке.
3.1. Вместо гимнастики для глаз.
В А теперь закройте глазки, представьте себе, как мы выходим из волшебного дворца и оказываемся снова в нашем детском саду.
3.2. На следующем занятии. Дети выполняют коллективную работу "Сказочный город". (Воспитатель должен подготовить фон для работы, а также распечатать рисунки детей и вырезать героев. Дома и замки детям можно предложить вырезать самим либо как домашнее или групповое задание, либо на следующем занятии. Распечатки могут быть разными по размеру для более перспективного вида).
Диаграмма 1. Анализ результатов констатирующих экспериментов.
Выводы
В ходе проведённой работы были решены следующие задачи :
Разработана система комплексных занятий "ИЗО-информатика", диагностирующих уровень развития графических понятий и формирующих их в систему у детей старшего дошкольного возраста.
Проведён констатирующий эксперимент для определения уровня знаний детей, данные которого показали в основном средний уровень (61% - средний и 13% - высокий) сформированности системы графических понятий у детей старшей группы.
Проведён обучающий эксперимент для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Проведён ещё один констатирующий эксперимент, свидетельствующий о повышении уровня сформированности системы графических понятий (высокий уровень в группе детей, принимающих участие в эксперименте, поднялся с 10 % до 50 %), повышении навыка детей при рисовании на компьютере.
Таким образом можно заключить, что ГИПОТЕЗА о том, что при использовании новых информационных технологий (в частности возможностей компьютерной графики и дизайна) на интегрированных занятиях "ИЗО-информатика" у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию графических понятий, так как ребёнок вынужден мысленно оперировать ими при работе на компьютере, и создаёт базу для развития образного мышления, доказана.
В ходе проведённых экспериментов были выработаны следующие рекомендации по проведению занятий в данной системе :
Воспитателям компьютерных комплексов, которые захотят воспользоваться данными конспектами необходимо учесть следующее :
* занятия должны проводиться в общей системе формирования графических понятий (то есть работа должна проводиться не только в компьютерно-игровом комплексе, но и в группе на занятиях по конструированию, рисованию, аппликации, математике и ознакомлению с художественной литературой, а также на занятиях психологов (если такие имеются в детском саду));
* помимо занятий с использованием графического редактора, необходимо проводить занятия с использованием компьютерных игр, способствующих закреплению графических понятий (такие, как игры ассоциации "КиД" : "Весёлые фигурки", "Сложи узор", "Конструктор", "Построй дом", "Калейдоскоп", ""Лес", "Море"; игры компании Nikita Ltd.: "Азбука-раскраска", "Малыш-3" и пр.);
* необходимо в период занятий по формированию системы графических понятий давать детям задания на штриховку, проведению всевозможных линий и пр. для укрепления моторики руки.
Воспитателям по изобразительной деятельности, руководителям изостудий и кружков для старших дошкольников следует обратить внимание на возможности применения новых информационных технологий в занятиях по детскому дизайну, конструированию, моделированию, художественному творчеству.
Разработчику системы игровых заданий следует продолжить работу по созданию такой же серии для детей подготовительной к школе группе, как завершающего этапа формирования системы графических понятий и для средней группы, как подготовительного этапа.
Приложение
Дневник наблюдений
"Фотография" четырёх времен года.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : очень напряжённое занятие, дети устают, поэтому лучше его проводить в первой половине дня.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : очень понравилась работа Обориной Маши (точно выполняет задания, проводит линии уверенно и чётко, но только на бумаге; работа на компьютере не получилась из-за плохого владения "мышью");
Гоша Черных, напротив, очень хорошо владеет компьютерным графическим редактором, но путается в названиях линий, не успевает за заданиями воспитателя, очень отвлекается во время занятия.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Оля Кулешова фактически "боится" даже дотронуться до компьютера, очень неуверенная, выполняет задания воспитателя что на бумаге, что на компьютере только, если он стоит рядом (даже если уверенна в правильном ответе);
многие дети выбрали неестественные цвета для своих рисунков, слишком контрастные или тёмные, поэтому стоит обратить внимание на следующих занятиях на колорит, как средство выразительности;
очень плохо развита у многих моторика руки (это видно по штриховке рисунка), поэтому стоит обратить внимание воспитателя группы на работу по развитию мелкой моторики руки.
Осенние дождики.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : больше всего детям нравится раскрашивать "волшебные окошки", необыкновенно ярко переживают "открытие" возможности рисовать на компьютере совершенно прямую линию.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : многие дети быстро освоили понятия прямая и наклонная линии (стоит чуть активизировать в их речи понятия вертикальная и горизонтальная линии).
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Оля Кулешова фактически "боится" даже дотронуться до компьютера, очень неуверенная, выполняет задания воспитателя что на бумаге, что на компьютере только, если он стоит рядом (даже если уверенна в правильном ответе);
очень плохо развита у многих моторика руки (это видно по проведению линий дождика "от руки"), поэтому стоит обратить внимание воспитателя группы на работу по развитию мелкой моторики руки.
Павлово-Посадские платки.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : дети с большим удовольствием складывали настоящие платки. Даже мальчики пытались их примерить.
Очень эмоционально дети отнеслись к тому, что компьютер за них рисует. Количество платков увеличивалось со скоростью печатных станков. Поэтому пришлось вводить ограничения на рисунки - изображение должно было заполнить весь экран, но не быть излишне замалёванным. Дети очень хорошо познакомились с функцией очистки экрана.
В целом детям очень занятие понравилось.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : у Оли Кулешовой наконец-то проснулся интерес к рисованию без участия воспитателя;
удачны работы Паши Юхарина и Маши Серовой - они раскрасили именно квадратный, а не круглый платок.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Надя Иванова так много рисовала разных платков и стирала их, что так ничего достаточно хорошего в память записано не было.
Чайный сервиз. Гжель.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : дети были удивлены, что оказывается существует столько названий голубого цвета. Они их знали, но никогда не употребляли и даже не задумывались над этим. Легче всего дети работали с тарелками и самоварами. Чашки дались значительно труднее - воспитателю необходимо периодически подтирать лишние фрагменты в рисунке.
На следующем занятии когда составляли коллективную работу, дети несколько были в замешательстве от того, что предметы разные по размеру (на экране они были одинаковы), но быстро сообразил, почему я их так распечатала - грамотно объяснили тем, кто не был на занятии "Улицы города", что чем предмет дальше, тем кажется меньше.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : Маша Оборина раскрасила помимо своего задания ещё 4. Особенно ценно то, что она ничего лишнего в рисунок не добавляет (заметно, что она хорошо знакома с данным промыслом).
Особенно много знаний показали : о народном промысле и глиняной посуде - Маша Серова и Света Малафеева; о перспективе - Юхарин Павел и Боря Оболенский.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Гоша Черных сразу с рисунком в круге не справился (хотя быстро сообразил, что это он "Блюдо нарисовал").
Улица города.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : занятие лучше идёт во второй половине дня, если в первой на прогулке воспитатель обращает внимание детей на улицу города, состояние природы, преобладающие краски этого времени года.
Состояние природы (растаявший и почерневший снег, проглядывающая грязь, лужи на асфальте хоть и не характерны для зимней погоды, но очень удачно были воплощены детьми на рисунках.
На следующем занятии дети самостоятельно пытались разобраться Куда ставить большие дома, а куда - маленькие, понадобилась помощь воспитателя. Но вот то, что один дом может закрывать другой, разобрались сами.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : любопытны работы Юли Якимовой и Маши Обориной, достаточно детально прорисовавших все объекты;
можно отметить работу Танвира Ниджара, единственного ребёнка, который изобразил многоподъездный дом (свой)
у Гоши Черных была попытка изобразить ворону, но получился летающий ящер (он слишком увлечён сейчас динозаврами).
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Маша Серова, несмотря на то, что по возрасту старше, совершенно не обладает чувством перспективы - её рисунки даже более схематичны, чем у Оли Кулешовой.
Домики для гномиков.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : очень важна и показательна подготовительная работа - если родители или не обращают на выполнение домашнего задания детьми или сами не очень хорошо представляют способы выразительности рисунка, то и работы детей соответственно не выражают ярко образ гномиков;
любопытное замечание - чем больше дети наделали дома ошибок с раскраской, тем более точно они постарались выполнить правильно задание с домиками (хоть использовали и не все сразу средства выразительности, но одно-два наиболее близких им эмоционально).
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : первый успех Оли Кулешовой - второй домик раскрасила самостоятельно, без присутствия воспитателя;
по рисунку Бори Оболенского можно сразу понять, что в деревне ему значительно больше нравится (дом для злого - городской, а для доброго - деревенский);
очень эмоциональны рисунки у Гоши Черных (даже солнышко и тучка).
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Миша Цветков принёс прекрасно раскрашенных мамой гномиков, в результате вообще практически не справился с заданием;
Маша Оборина так увлеклась внутренней планировкой домика, что забыла о задании воспитателя.
Сказочный город.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ : Занятие с подгруппой детей, принимающих участие в эксперименте, проводилось, как открытое для методистов и педагогов дополнительного образования округа. Но дети настолько были раскрепощены и уверены в своих знаниях, что даже не обращали внимание на присутствующих взрослых.
Необыкновенная "сказочная сторона" карточек с героями (обклеены клеящейся бумагой с цветными радужными разводами) была детьми воспринята, как преддверие чего-то необычного или волшебного, что настроило детей на необходимый эмоциональный лад.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ : Очень активное участие принимали Вова Зеленский, Юхарин Павел и Боря Оболенский. Наиболее удачно справились с заданием Аня Оболенская и Маша Оборина. Несмотря на недостатки работы Оля Кулешова (самостоятельно боялась принять решения) и Надя Иванова (больно весёлый и добрый Змей Горыныч) из всех детей наиболее точно в цветовом решении изобразили дома для своих героев.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ : Данишевский Саша так и не справился с раскраской Кота в сапогах (краска всё время "выливалась" на фон, что практически на нет свело творческую направленность его работы).