Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Красота исторических будней

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024




План
1.     «Красота исторических будней».

2.     Закономерности и особенности развития культуры Руси в XVI веке.

3.     Вклад искусства Руси в мировую культуру:

                  3.1.«Домострой»;

                  3.2.устное народное творчество:

               3.2.1. Иван Грозный в устном народном творчестве;

               3.2.2. былинный эпос;

               3.2.3. герои исторических песен.

          3.3. рукописные книги;

          3.4. рождение книгопечатания на Руси:

     3.4.1. изобретение Иваном Федоровым книгопечатания и его                  обвинение церковниками в еретическом занятии;

                 3.4.2. смысл печатания книг.

          3.5. литература:

            3.5.1. сборники литературных произведений митрополита Макария;

               3.5.2. теория старца Филофея;

               3.5.3. события в исторических повестях и сказаниях.

          3.6. публицистика:

               3.6.1. отражение публицистики в литературе;

                3.6.2. сохранение традиций русских реалистических ересей, мнения известных вольнодумцев;

               3.6.3. понимание «правды» в публицистике;

               3.6.4. рассуждения Ивана Пересвета о «правде»;

               3.6.5. понимание «правды» Иваном IV.

          3.7.  архитектура:

                3.7.1. формирование единого русского архитектурного стиля;

                3.7.2. строительные работы в Московском кремле;

                3.7.3. постройки в конце XV – начале  XVI века;

                3.7.4. градостроительные работы XVI века;

                3.7.5. совершенствование в храмовом зодчестве;

                3.7.6. покровский собор – уникальное произведение. 

          3.8. живопись:

                3.8.1. творчество Андрея Рублева;

                3.8.2. работы Дионисия;

                3.8.3. икона-картина «Церковь воинствующая».

     4. ремесло – главное занятие русских людей:

                  4.1. оружейное дело;

                  4.2. ювелирное дело;

     5. быт русских людей XVI века:

                  5.1.жилище;

                  5.2 пища;

                  5.3. одежда.

     6. наука и образование.

     7. «Они славили  русскую землю и остались в веках».           

КРАСОТА ИСТОРИЧЕСКИХ БУДНЕЙ

                                              «Откуда же пришла красота в повседневный быт,            

    в резьбу, кружева, вышивку, песню, танец, живопись?

                                                         Да из души русского человека, откуда же еще было

                                                         прийти!»1

                                                                                                                      В. Солоухин
    В этом году мы завершили «путешествие» по истории России. Листая вековые страницы, мы узнали множество исторических фактов: образование Древнерусского государства и нашествие монголо-татарского ига, Куликовская битва и закрепощение крестьян, Великая Отечественная война и полет Ю.А. Гагарина в космос. Познакомились со многими известными людьми: князь Владимир и Иван Калита, Иван Грозный и Борис Годунов, Петр I и Екатерина Великая, В.И. Ленин и С.Ю. Витте, Г.К. Жуков и В.В. Путин. Мы уяснили основные процессы, происходившие в государстве и обществе: принятие христианства и собирание русских земель, опричнина и Смутное время, утверждение самодержавия и отмена крепостного права, индустриализация и утверждение советской идеологии, репрессии и развитие демократических начал в эпоху «перестройки». Но история – это не только революции и войны, экономические кризисы и социальные потрясения. Это и процессы созидания: строительство храмов, создание картин, формирование идеологических взглядов, достижения в области образования и науки. История – это и повседневная жизнь миллионов людей в разное, порой непростое, время.

     Я выбрала тему реферата «Культура Руси XVI века». Это век завершения объединения Российского государства, век многочисленных войн, реформ, начала освоения Сибири, время опричнины и начала закрепощения крестьян, век пресечения династии Рюриковичей. Меня всегда интересовал быт людей, восхищали шедевры народных ремесел, работы скульпторов, живописцев, иконописцы и мастера, зодчие и летописцы – их в полной мере можно назвать творцами истории. Я люблю посещать храмы, музей. Это те места, где прошлое встречается с настоящим. Именно там возникает вопрос: «А что оставит будущему наше поколение, наш век, какой след в этой жизни оставляю я?» В процессе изучения истории меня интересовали достижения людей в разные времена. А в своей работе я остановилась на XVI веке еще и потому, что в этот период было создано то, что имеет большое значение и сегодня. Именно в XVI веке был изобретен первый книгопечатный станок, построен храм Василия Блаженного, который стоит до сих пор и радует глаз не только нашего народа, но и иностранных гостей, он стал символом возрождения Новой России. XVI век – это время рождения рублевской «Троицы», время укрепления православия, введения патриаршества на Руси. Культура XVI века впитала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, и объединила их.

     Меня поражает то, что, несмотря на трудные времена, люди просто жили и радовались жизни. Они строили дома, украшая их резьбой, шили одежду с кружевами и ленточками. XVI век – время создания уникальных произведений литературы, скульптуры, иконописи. Русские люди – это сильный народ. Испытав трудности нелегкой жизни, они сумели обогатить русскую культуру, внести свою лепту в ее дальнейшее развитие. У меня вызывает восхищение многогранность души русского человека, его способность жить и созидать, несмотря на тернии исторических будней.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РУСИ В XVI ВЕКЕ

     В XVI в. русское государство вступало, завершив объединение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование страны – Россия. Важнейшим процессом развития русской государственности в этот период стало завершение централизации.     Объединение способствовало заметному ускорению развития во всех сферах жизни. Росли города, совершенствовались ремесло и торговля, осваивались новые земли, стабилизировались отношения между основными социальными группами.

     Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, расправы с боярами, присоединение Казани, опричнина – все это в той или иной степени нашло отражение в фольклоре, памятниках письменности, в архитектуре и живописи.

     Самым главным явлением русской культуры  второй половины XVI в. стало дальнейшее расширение ее горизонта, масштабов. Все больше и больше культурные явления в жизни страны оказывались связанными не с историей какого-то одного княжества, одной земли, но с событиями и идеями единого большого государства.

     Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы. Центром общерусского летописания стала Москва. Авторы исторических произведений стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды.

    Создание сказок, былин, пословиц, поговорок, авторы летописей, архитекторы, живописцы ощущают себя жителями огромной и сильной державы. В то же время все более сильное влияние на их творчество оказывает идея самодержавной власти, опричного террора, воинствующей борьбы церкви с ересью и вольнодумством. Не все принимают эти нововведения, пытаются подвергнуть их критике, бороться с ним.

      XVI в. – век Ивана Грозного, окончательно утвердившего самодержавие, но это и век блестящих культурных достижений.
«ДОМОСТРОЙ»

     Обобщающим руководством по обустройству домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведением в быту стал «Домострой», написанный при участии протопопа  Сильвестра в середине XVI в. Вопреки широко распространенным в наше время представлениям, связывающим само это слово с угнетенным положением женщины, «Домострой» старался смягчить нравы, предписывал мужу воздерживаться от жестоких побоев жены. Обращаясь к детям, «Домострой» призывал: «Чада…любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите».2 «Домострой» поучал отца, мать, домочадцев «не красти… не солгати, не оклеветати, не завидети (т.е. не завидовать), не обидеть, не клепати… не бражничать… не помнить зла, не гневатися ни на кого, к большим (т.е. к старшим) бытии послушну и покорну, к средним любовно, к меньшим и убогим приветну и милостиву».3 «Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить «страхом» – «казни (т.е. наказывай) сына своего от юности», тогда он будет чтить и «покоить» родителей в старости.4 В то же время там есть и такие слова: «Обучая детей, люби их и береги».5 Отец должен быть строг и деятелен, жена «добра, страдолюбива (т.е. трудолюбива) и молчалива» 6, дети должны быть послушны и богобоязненны.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

     Фольклор в полной мере  отразил героев той бурной поры.

     В устном народном творчестве видное место занимают сказания, связанные с очень яркой, противоречивой и страшной фигурой Ивана Грозного. Таковы песни о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о царе Иване и разбойниках. С одной стороны он воспевается как борец с боярами, защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных. С другой стороны – это грозный деспот, который не терпит возражений. В целом «грозный царь Иван Васильевич»7 скорее идеализируется, нежели осуждается.

     В XIV-XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались  к славному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

     В этот же период появился новый жанр устного народного творчества – исторические песни. Они были непосредственно откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них – песня об Авдотье-Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстания жителей Твери против ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дудентьевиче.8 В ней слышен не только плач народа о достигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями.

     Изучая фольклор, нельзя восстановить реальный ход событий, но можно выяснить, какие события оказались самими важными в истории памяти народа.
РОЖДЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

      Рукописные книги в XVI  в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие склады, книги стоили очень дорого. Известный случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь – одну книгу.

     В XVI в. на пергаменте писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.

     Важной вехой в истории русского просвещения  XVI в. стало появление  на Руси книгопечатания.

     Книгопечатание изобрел в середине XV в. немецкий ученый Иоганн Гуттенберг. В г. Майнце он отпечатал сокращенный вариант Библии. Через сто лет первую попытку печатания книги сделал русский мастер Иван Федоров. Он выпустил новым способом книгу «Апостол»9 – своеобразный сборник, содержащий наиболее популярные в то время тексты Евангелия и Библии. Затем напечатал еще несколько книг. Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было переписывать только от руки. Благодаря их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Федоров переехал в Литву. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатаньем, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Священного Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг.10

      Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состояли не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.
    
ЛИТЕРАТУРА

     В 40-х гг. митрополит Макарий создал «Великие Четьи-Минеи» - сборники литературных  произведений, предназначенных для ежедневного чтения. Они включали весь круг чтения, дозволяемого церковь.


     Под руководством митрополита Макария, а потом и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых приводились мысли о преемственности власти  византийских императоров и русского царя, идеи самодержавной власти. Ими был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой кроме того, было шестнадцать тысяч цветных миниатюр-иллюстраций, или «лиц»12. Вся русская история неукоснительно вела, по мысли ее авторов, к власти Ивана IV. Идея самодержавия, божественного происхождения  царской власти видны также в «Степенной книге»13, где шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей (отсюда и название «Степенная»14), а также «Казанской истории»15, рассказывающей о взятии Казани.

     В начале XVI века старец Филофей выдвинул теорию «Москва – третий Рим». Первый Рим пал из-за отступлений от  христианства, второй Рим – Константинополь – из-за флорентийской унии, третий же Рим- Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Фелофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного, отношения ко всему иностранному, иноверному.

     Написанные во второй половине XVI века исторические повести и сказания сообщают о важнейших событиях времен Ивана Грозного, о присоединении  Новгорода к Москве, деяниях царя, борьбе с  окрестными государствами. Так, «Повесть о Молодинском сражении» описывает блестящую победу над Крымским ханством в 1572 г.17, «Повесть о происхождении Стефана Батория на Псков»18 – героическую оборону этого города.
ПУБЛИЦИСТИКА

     Для будущих  поколений XVI  век оставил и образцы такого вида литературы, как публицистика. Одним из них – челобитная, поданная служилым человеком, выходцем из Литвы Иваном Пересветовым самому царю. Он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление его власти и ограничению власти бояр. При этом Пересветов в качестве образца приводил Турцию, где все подданные являлись слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию.      


     В то время уже началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего, это выразилось в распространении рационалистических взглядов.

     В XVI сохранились традиции  русских реалистических ересей. Наиболее известными вольнодумцами того времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся  даже в богочеловеческой природе Христа. По мнению Феодосия, Христос был просто человеком. Феодосий проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Судьба еретиков была нелегкой. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой бежал от преследований  Литву.

     Важнейшей темой публицистики становятся поиски «правды».19 Слово «правда» в данном случае следует понимать расширительно только как истину, но, главным образом, как справедливость. Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть, в его понимании, должна быть сильной и справедливой. «Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть».20 

     О «правде» рассуждал и Иван Пересветов. По его словам, «Бог не веру любит – правду».21 Противопоставление веры «правде» было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пересветов считал, что «правда» может быть введена в государстве только «грозой».22 Но в тоже время он выступал против холопства и писал, что государь силен «воинниками»23, т. е. служилыми людьми. 

         Иначе понимал «правду» Иван  Грозный, который в переписке с Андреем  Курбским и посланиях духовным лицам  выступил как яркий талантливый писатель и публицист, «правда» заключается в служении царю. Перед  лицом государя все подданные – холопы. Ивану IV  принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: «А жаловати есмя своих холопей, а и казнити вольны же».24 Их переписка стала достоянием общества.

     Иван Грозный оказался единственным писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты.
АРХИТЕКТУРА

     С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Масштабы каменного строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.


     В последней четверти  XV в. начались большие строительные работы в Московском кремле. В 1475-1479 гг. приглашенной из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиоравани выстроил новый величественный Успенский собор. Новый храм должен был превзойти величием древние соборные церкви Новгорода и Владимира, подчеркнуть могущество Москвы. Образцом для нового сооружения является Успенский собор во Владимире, но Аристотель Фиоравани, не нарушив традиций русского зодчества, создал совершенно оригинальное произведение. Владимирский собор – белокаменный, московский – кирпичный. Во владимирском соборе три апсиды и четырнадцать столпов, а в московском – пять апсид и шесть столпов.25 Иную форму имеют купала. Стены и столпы собора значительно тоньше, чем в русских храмах подобного размера. Этого удалось достичь за счет применения новой строительной техники. Успенский собор стал митрополичьим кафедральным. По его образцу на протяжении XVI в. было сооружено много монастырских и городских храмов.

     В 1484-1489 гг. псковские мастера построили нарядный Благовещенский собор – великокняжескую домовую церковь.26

     В 1485-1516 гг. под руководством итальянских мастеров были сооружены кирпичные стены Московского Кремля взамен обветшавших белокаменных. Эти стены сохранились до сих пор. В 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марко Руффо и Антонио Солари была построена Грановитая палата. В 1505-1508 гг. Алевиз Новый возвел пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей, а Бон-Фрязин – колокольню «Иван Великий». 27

     В XVІ в. градостроительные работы продолжались за пределами кремля, Новые укрепления опоясывались быстро растущий город. В 30-х гг. были сооружены стены Китай-города (по Бульварному кольцу), а в 1591-1592 гг. были возведены деревянно-земляные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Скородом.27

     На протяжении XVI в. Мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях (к югу от столицы).

     Продолжалось и храмовое зодчество. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее строились только деревянные). Выдающимся образцом каменного шатрового храма является церковь Вознесения в Коломенском под Москвой, построенная в 1532 г.28 По соседству с ней расположена церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сочетающая традиционную пятикупольную композицию с приемами шатрового зодчества. Пять приделов тесно расположены вокруг мощного высокого центрального столпа. По сравнению с легкой, напоминающей башню церковью вознесения, храм в Дьякове выглядит более тяжеловесным и торжественным.

     В 1555-1561 гг. на красной площади в Москве был возведен знаменитый шедевр русской архитектуры – собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).29 Собор строился в ознаменование взятия Казани. Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Покровский собор – уникальное произведение. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII в., первоначально он был белым.
ЖИВОПИСЬ

     Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. Еще в первой четверти XV в. он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица»31, написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.

     Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV – начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, – Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

     В период правления Ивана IV все чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события.

     В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая»32, посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном  IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре – фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с младенцем. Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».33
РЕМЕСЛО – ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЛЮДЕЙ


     В XVI в. большими успехами отмечены ремесла и прикладное искусство, в частности оружейное дело.

     Служилый человек, отправляясь в поход на коне, не мог обойтись без саадака – лука с налучником и колчана, в котором хранились стрелы. Стрелки из луков иногда решали исход сражения: «И полетеша стрелы, аки дождь».36

     Оружием ближнего боя всаднику служила сабля, которая в XVI в. окончательно вытеснила меч. Искривленным клинком русские сабли походили на турецкие и татарские. Продолжали широко применяться копья с длинным древком и железным наконечником, метательные копья, железные клинки, кинжалы.

     Наряду с саблей пехотинец использовал бердыш – особый, применявшийся только в России боевой топор. Его лезвие в виде полумесяца прикреплялось к длинному, достававшему до плеча древку с острым железным наконечником. Бердыш был также орудием стражи.

     Щиты в  XVI в. почти полностью исчезают, зато новое качество обретают доспехи. Голову война защищал «шелом»37, отличавшийся высоким навершием. Шлемы имели «бармицы»38 – кольчужные сетки, укрывавшие уши и затылок. Тело защищали кольчуги – рубашки из железных колец. Кольца стали делать более прочными и толстыми. Другой вид кольчужных рубашек – панцири, их изготовляли из мелких и тонких «плосковатых»39 колец. С середины  XVI в. распространились доспехи смешенного типа – кольчато­-пластинчатые: юшманы, бехтерцы, которые сверху надевались на кольчугу. Поверх кольчуги также надевались зерцала – круглые или прямоугольные пластины, скрепленные между собой. Назывались они так потому, что по форме напоминали зеркало и имели блестящую поверхность.

     Доспехи стоили дорого. Небогатые служилые люди защищали себя от стрел и сабельных ударов тягеляем – стеганым кафтаном с высоким воротником, иногда отороченным мехом, и рукавами по локоть. Сшитые из кожи и крепкого холста, набитые внутри ватой, тягеляи были столь плотными, что, по отзыву современника, «едва ли можно и прострелить их».40. О важности хорошего снаряжения писал А.М. Курбский, вспоминая сражения с татарами под Казанью в 1552 г.: «Аз же видех себя обнажена лежаща, многими ранами учащенна, а живот цел, понеже на меня зброика была проатеческая, зело крепка, к тому и коня зело быстра и добра имех».41

     Особую роль в русской армии играла артиллерия. Общее число пушек к концу XVI в. превышала две тысячи. Русские мастера научились отливать пушки в цельной форме. Каменные ядра почти совсем вышли из употребления – их заменили свинцовые и железные пули. Неслыханных успехов достигли мастера в изготовлении тяжелых орудий весом несколько тонн. «Великие пушки»42 использовали при обстреле крупных крепостей. Каждая пушка имела название: Кузьма первой отлил пушку Онагр, Семен Медведев – пушки Медведь и Свиток, Андрей Чохов – пушки Лев и Аспид… Одной из таких «великих пушек»43 была Царь-пушка, отлитая в 1586 г. Вес ее – 40 т, а диаметр канала створа – 89 см. На левой стороне – надпись: «Слита бысть сия пушка в преименитом и царствующем граде Москве лет 7094…Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов».44

     В 1563 г. при взятии Полоцка было четыре таких орудия. Современник, потрясенный увиденным, писал: «Первое стенобитное орудие тащили 1040 крестьян. Второе – 1000 крестьян. Третье – 900 крестьян. Последнее – 800 крестьян». 45

     Первые образцы фитильного оружия назывались в России пищалями. Известны три их типа: «затинные»46 – фактически крепостные пушки, «ручницы»47 – длинноствольные фитильные оружья и «завесные»48 пищали – карабиты (короткие ружья), которыми обычно были вооружены конные стрельцы. Пищали-«ручницы»49 были специально приспособлены для стрельбы с рук, ими вооружались пешие стрельцы. Пищаль имела железный ствол с деревянной ложей и широким прикладом, иногда дуло снабжалось раструбом. Порох воспламенялся от фитиля, пропитанного селитрой. Фитили держали в специальных трубках, предохраняющих от сырости. Порох для заряда хранили в костяных или деревянных «порошницах».50

     В XVI в. в России появились привозные ружья (мушкеты, карабиды) с колесцовым замком. После завода этого замка и нажима на спусковую скобу его пружины приводили во вращательное движение колесцо, верхняя часть которого проходила через полку с порохом и соприкасалось с кремнем: при трении высекались искры, воспламенявшие порох на полке.

    В конце века были впервые применены своего рода ручные гранаты: русские войны в 1581 г. при защите Пскова использовали «зелье в кувшинах». 51 Пистолетов в России не изготовляли, их привозили из Европы.

     Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Только в Новгороде было более двухсот мастеров-серебряников. В середине XVI века для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная оружейная палата.
БЫТ РУССКИХ ЛЮДЕЙ XVI ВЕКА

     Русские люди XVI в. по-прежнему жили преимущественно в деревянных избах. Как правило, зимняя изба дополнялась летней горницей и соединявшими их сенями. В городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам и богатым купцам.

     Основа питания оставалась неизменной. Ее составляли щи, каша, хлеб, пареная и печеная репа, рыба, а в скоромные дни  – вареное мясо. Обильным и разнообразным был праздничный стол в богатых домах, включающий пироги, меды, дорогую осетровую рыбу, привозное вино.

     Поверх холщовой или полотняной рубахи русский человек носил узкий зипун до колен, на него надевал длинный кафтан (ферязь, армяк), а сверху – опашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава, которые собирались в сборки.

     Богатство шубы являлось признаком высокого социального положения. Овчинные шубы носили лишь бедняки. Купцу или служилому человеку приличествовала кунья шуба, а боярину  – соболья и лисья. Царские шубы подбивались соболями и горностаями. Крыли шубы сукном или шелковыми тканями.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

    Книгопечатание способствовало распространению грамотности. «Букварь»52, напечатанный Иваном Федоровым во Львове в 1574г.53, стал первым светским учебником. Кроме самой азбуки в нем содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. До тех пор учебными пособиями, в том числе и для обучения грамоте, являлись богослужебные книги. Иногда они сопровождались специальным предисловиями – инструкциями, обращениями к учителю: «Наказание ко учителем, како им учити детей грамоте и како детям учитися божественному писанию и разумению». 54

     Грамоте на Руси обучали буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное. Такой способ обучения основывался на пассивном заучивании текста наизусть.

     Обычно «мастерами грамоты»55 были духовные лица: дьяконы, «старцы»56 (монахи). Встречались среди учителей и миряне. Однако грамотных людей было немного. Участники Стоглавого собора сокрушались, что даже  священнослужители «грамоте мало умеют».57 И все-таки не только в городах, но и в селах существовали школы по обучению грамоте. В основе взаимоотношений учителя и ученика должен быть, по общему мнению, «любовный обычай».58 Однако почти во всех педагогических сочинениях Московской Руси звучат призывы: «Не ослабляй бия младенца аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здоровия будет, ты бо бия его по телу, а душа его избавляеши от смерти», «любя же сына своего учащай ему раны». 59



«ОНИ СЛАВИЛИ РУССКУЮ ЗЕМЛЮ И ОСТАЛИСЬ В ВЕКАХ»

      XVI век занимает особое место в истории русской культуры. Завершая свое повествование по данной теме, я сделала следующие выводы.

1.     Русская культура обогатила сокровищницу мирового искусства произведениями литературы, зодчества, живописи, достижениями ремесел, в которых отразился своеобразный путь развития творчества отечественных мастеров.

2.     Основными темами данного периода стали единство народа, его героическое прошлое, православие и самодержавие, национальная борьба за независимость и свободу.

3.     Развитие культуры XVI века способствовало становлению национального самосознания народа, осознанию его равноправия с другими государствами, в чувстве единства народа, его любви к Родине, в познании отечественной истории, в борьбе за национальную независимость и свободу, в дружбе с другими народами и уважении к мировому культурному наследию.

4.     Ведущей чертой русской культуры стало отражение во всех видах творчества любви  русского народа к Отечеству, к человеку. Как отметил М.А. Горький: «Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, к родине, этим огнем блещет творчество наших художников – великих и малых».

5.     в этот период родились «вечные символы России»: рублевская «Троица», Покровский собор, Московский кремль, Царь – Пушка, теория «Москва – третий Рим». Все это заслуживает внимания не только наших соотечественников, но и влечет сторонников культуры всего мира.

6.     Было создано то, что и сегодня заставляет нас восхищаться, замирать и задумываться о прошлом, настоящем и будущем. Русские мастера не только оставили заметный след в отечественной истории, они сделали нашу жизнь яркой. Как обеднел бы мир без них, без открытий, сделанных ими. «Они славили нашу землю и остались в веках».

     Художественное наследие человечества занимает в истории особое место. Лучшие творения людей становятся достоянием последующих поколений, тем самым поддерживая живую связь времен. Литература, живопись, философия и народное творчество – явления исторические, поэтому мы должны уважать и беречь культурное наследие. «Уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости,»60 – как сказал А.С. Пушкин, так давайте же становиться образованными людьми и идти дальше, сохраняя и созидая.

  

    



1. Реферат на тему Can A County S Natural Resourc Essay
2. Реферат Учетная политика предприятия 11
3. Реферат Махмуд Асгари и Айаз Мархони
4. Курсовая Учет нематериальных активов 24
5. Методичка на тему определение внешних спецификаций уравнений
6. Реферат на тему Дифференциальная диагностика при мочевом синдроме
7. Курсовая на тему Социальная теория К Маркса и русский марксизм легальный марксизм марксизм Г В Плеханова и марксизм
8. Реферат на тему A Comparison Between The Dystopian Elements Of
9. Курсовая на тему Разработка технологического процесса изготовления детали плита нижняя
10. Реферат на тему Cloning 3 Essay Research Paper Cloning humans