Кодекс и Законы История экономической мысли Древнего Востока
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Экономическая мысль Древнего Востока
Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.
В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношении.
Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи /ХУIII в.до н.э./При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.
Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате назы¬ваются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.
В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в IV- III вв. до н.э. Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют большое внимание экономической политики государства, высказываются за регулярное влияние ее на хозяйственную жизнь страны. С этой целью они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала такие меры как регламентация труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения земельных участков, определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое значение авторы трактата придавали использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.
| |
Конец формы
Экономические теории древнего мира
Содержание:
Введение.________________________________________________________3
1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока________________4
- Древний Египет__________________________________________________5
- Вавилония ______________________________________________________5
- Древний Китай.__________________________________________________6
- Древняя Индия.__________________________________________________8
2. Древняя Греция и Древний Рим ___________________________________8
Список использованной литературы_________________________________13
Введение
С появлением первых государственных образований и зарождением
различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен
древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем,
актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда
будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда
проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства
общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и
концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего
одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной
политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на
протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий
первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и
античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета
натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?
Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.
1. Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители
(философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились
идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство
как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами
непреходящего «естественного порядка».
2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на
категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных
торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования
денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную
сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса
обмена товаров на рынке по их стоимости.
Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции
экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение
особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического
(античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас
памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных
государств.
1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в
масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и
объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль
над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой
деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная
государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства
посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой
кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства
стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных
цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.
Древний Египет.
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними
памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках
государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей
эры и им является некое послание, получившее название «Поучение
гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила»
государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми
для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой
памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера»,
а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и
долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране
гражданской войны.
Вавилония.
Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье
Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи
(царствовал в 1792—1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов,
который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во
избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы
суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от
сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие
правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую,
административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.
Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
- посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба,
карается обращением в рабство либо смертной казнью;
- за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-
вавилоняне не лишаются своих земельных наделов, как ранее;
- срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца
семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии
срока наказания;
- предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной — 33% от ее
первоначальной суммы.
Древний Китай.
Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как
правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь
юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до
н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».
Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством
экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций
настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом
народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на
равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ
хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по
сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека
стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил
уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его
мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым,
а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково
выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности
крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и
непотомственных рабовладельцев.
Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу
«сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного
распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же,
как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что
без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов
и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы
трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений
наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы
«в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба,
введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и
соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их
использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство,
что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с
золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на
рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры
исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным
предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену,
в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».
Древняя Индия.
Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на
протяжении IV—III вв. до н.э. является трактат под названием «Артхашастра»,
означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором
явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.),
возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и
необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между
купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает
охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение
источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со
спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства»
естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных
граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не
возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это
разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за
регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо
эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и
купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10%
соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.
Заключение.
Изначально и в течение очень длительного времени в силу объективных причин
экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок
(тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и
низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно.
Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд
не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-
ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.
Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных
рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической
и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы
невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где
господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит
отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю),
всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.
. В современной литературе можно встретить различную трактовку основных
факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля, труд, капитал и
менеджмент. Зарождались они в различное время, что было связано с
объективным экономическим развитием. Развивались они также по-разному, но
всегда в тесной взаимосвязи. Все они разнохарактерные и обладают своей
спецификой.
Список использованной литературы:
1. Березин И.С. Краткая история экономического развития / Учебное пособие.
М.: Русская Деловая Литература, 1999, с. 197-243
2. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998, с. 93-95
3. Лойберг М.Я. История экономики. М.: Инфра-М, 1997, с. 92-106
4. История мировой экономики / Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999, с. 309-
420
5. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича.
Минск: Экоперспектива, 1998, с. 526-530
1.2.
Древний Восток
Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет, XXII в. до н.э.). Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: возвышать своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам, награждать вельмож податными списками, а жрецов — участками земли. Для подбора людей в аппарат управления необходимо приближать к себе человека за дела его, не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов.
Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для Ипусера «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины страны стали богатыми», «руководимые стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими». Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.
Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.
Для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это приводило к разорению производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Такие процессы ослабляли государство, теряющее воинов и налогоплательщиков.
В древности государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). В частности, в соответствии с кодексом деление общества на рабов и рабовладельцев является вечным и естественным, а рабов приравнивали к имуществу рабовладельца.
Основная экономическая тема законов — создание условий, при которых сильный не притеснял бы слабого. Так, запрещались продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация (20 % — в денежной ссуде и 33 % — в натуральной); долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами.
Кодекс признавал право частной собственности, в т. ч. на земельные участки. Защищались интересы сторон в частноправовых сделках: так, если арендатор не исполнял необходимой работы, он все равно должен был отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем на соседних полях.
Любые покушения на частную собственность влекли экономическую ответственность.
Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций — Китая, Индии, Ирана — органично связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений. Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.
Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю: он не мог руководствоваться собственными суждениями даже в отношении самых заурядных вопросов.
Не случайно духом спокойствия и безмятежности (квиетизма) пронизаны многие восточные религии.
Особенности государственно-регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в многочисленных хрониках, летописях, философских трактатах, юридических установлениях и т.п. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.
В Индии одним из первых экономических трактатов античности является «Артхашастра», описывающий деяния индийского властителя Чандрагупты (предположительно IV в. до н.э.). Ученые, изучавшие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию» или «Наукой об управлении и богатстве».
Автором «Артхашастры» считается Каутилья— советник и министр императора Чандрагупты.
В отличие от обычных законов и правовых норм «Артхашастра» — прежде всего, общее руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права.
Трактат состоит из нескольких разделов, в частности раздела об управлении и раздела о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.
«Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи.
Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства — сельское хозяйство, и прежде всего земледелие. Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал «сажать» на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.
Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причем подобный доход государства складывается из собственной «прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, проведение публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.
В «Артхашастре» говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей).
Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий. Жрецы, учителя, советники, представители учетного управления размещались в черте города, а шерстобиты, ткачи, изготовители циновок, производители лат, оружия и щитов — за его пределами. В северо-восточной части города должны находиться помещения жертвоприношений и омовений, помещения для учителей, жрецов, советников.
Создание первых государственных образований (городов-государств) было обусловлено наряду с другими причинами потребностью обеспечения общих условий хозяйственной деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для обороны от внешних вторжений.
Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.
В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования». Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.
«Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников — «управляющих городом», «заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».
В трактате и других документах древности регламентируется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайды (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительным по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.
Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени — к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.
Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI—III вв. до н.э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551—479 гг. до н.э.). Основной источник его учения — сборник «Лунь юй» (беседы и суждения), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.
В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек никогда не будет «поступать против вышестоящих». Он полагал, что регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.
Он впервые выдвинул теорию естественного права — социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны.
Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372—289 гг. до н.э.), или учитель Мэн. Мыслитель жил и творил в период «борющихся царств» (V—III вв. до н.э.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм.
Мэн-цзы считал, что «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Выступая за четкое деление китайского общества на «управляющих и управляемых», Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект — размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок — «общественное поле» — должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Мудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле.
Другим крупным представителем конфуцианской идеологии в Древнем Китае был Сюнь-цзы (313—238 гг. до н.э.). В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, Сюнь-цзы исходил из «злой природы» человека и считал, что лишь практическая деятельность порождает добродетель. Сюнь-цзы был сторонником обогащения государства. Он не осуждал стремления людей к богатству, если они действовали в рамках закона. Но человек «не может одновременно владеть искусством многих ремесел». Так Сюнь-цзы пришел к идее о необходимости разделения труда. Государство в лице правителя установило социальные ранги и, соответственно, различия в бедности и богатстве между людьми. Люди разных рангов носили разную одежду. Для управления господствующим сословием применялись ритуалы и музыка, а для простолюдинов — законы.
По мнению Сюнь-цзы, экономическая политика государства должна была основываться на трех главных принципах: экономия в расходах, обеспечение достатка народу и необходимость сохранять излишки. Считалось, что «достаток» — это удовлетворение того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. Сюнь-цзы выступил с неприкрытой апологией эксплуатации, призывая деспотическое государство к регламентации не только производства и распределения общественного продукта, но и его потребления. Последнее становилось важным стабилизирующим фактором экономики.
В VI—III вв. до н.э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты-легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и родовой аристократии. «Законники» были сторонниками политической централизации и объединения страны.
Возникновение школы легистов относится к VI в. до н. э. и связано с именем крупного политического деятеля того периода Ли Куя.
Взгляды Ли Куя о главной роли земледелия в укреплении государств развил крупнейший представитель школы легистов Гуньсунь Ян (390—338 гг. до н.э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна — правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV — первой половине III в. до н.э.
В концепции Шан Яна сельскому хозяйству, а точнее хлебопашеству, отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения экспансионистской войны. Шан Ян подчеркивал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. В этой связи Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.
Кроме того, государство с помощью законов должно проводить активную политику «возвращения к земле», привлекать к земледелию и «хлебников», и «кутил» и «бродячих бездельников». Шан Ян выступал против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных хлеботорговцев, за стабилизацию цен, против скупки зерна по низкой цене и спекуляции в неурожайные годы. Он предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием.
Шан Ян предлагал разными способами запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян. Вместо традиционных патриархально-общинных связей в деревне он предложил ввести систему взаимной ответственности. Подобная система круговой поруки была введена Шан Миом в царстве Цинь в
Особое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.
В отличие от легистов, авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.
Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались «бесплодными», как полагали легисты).
Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. «Гуань-цзы» предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. «Гуань-цзы» советует «взять в казну горы и моря». Трактат ставил перед государством одно важное условие — регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь «возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.».
«Гуань-цзы» выдвинул «принцип уравновешивания хозяйства». Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он «управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки». Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.
Трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.
Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) — современник Конфуция. Лао-цзы советовал правителям не управлять страной с помощью знаний, отменить запретительные законы: поскольку их много — «народ становится бедным». Лао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имуществом: «небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао — наоборот». Поэтому он призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда. Социальная утопия даосов, безусловно, содержала элементы реакционности — полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средствами их эксплуатации. Отсюда