Кодекс и Законы Правовая природа брака 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Правовая природа, понятие и формы брака……………….…………….5
1.1. Правовая природа брака…………………….………..……………….5
1.2. Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………………10
1.3. Понятие и формы брака…………………...………………………....16
2. Условия заключения брака………………………………………………..22
2.1. Согласие на заключение брака……………….......………………….22
2.2. Брачный возраст………………...…………………………………....26
2.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака………….....30
3. Порядок заключения брака………………………………….…………….35
3.1. Место заключения брака и процедура подачи заявления о заключении брака……………………………………………….……………….35
3.2. Сроки заключения брака………………………...…………………..39
3.3. Процедура заключения брака……………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………49
Библиография……………………………………………………………………52
Приложение 1…………………………………………………………………....56
Приложение 2…………………………………………………………………....57
Приложение 3…………………………………………………………………....58
Введение
Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, установлено что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Не подлежит сомнению, что важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В ч. 2 этой же статьи Конституции сказано, что "в Российской Федерации ... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
Вступивший в силу с 1 марта 1996 года Семейный Кодекс привел регулирование семейных отношений в соответствие с Конституцией России.
Тем не менее, в настоящий момент институт брака в России переживает кризис. Перемены, происходящие в государстве, экономическая нестабильность, социальная незащищенность непосредственным образом влияют и на область брачно–семейных отношений. Возрастает число расторгнутых браков, все больше молодых пар, живущих в фактическом (гражданском браке), растет число ранних браков, многие молодые пары не хотят иметь детей.
Предпринимаются попытки изменения основ семейного законодательства. Так, на законодательном уровне уже поднимались, и возможно еще будут подниматься вопросы о возможности полигамных браков в России, активизируется движение сексуальных меньшинств за признание однополых союзов.
Согласно Конституции РФ и семейному законодательству государством признается законный брак, влекущий за собой правовые последствия. Ввиду этого значение приобретает вопрос об условиях, порядке и процедуре заключения брака.
Актуальность данной работы состоит в том, что эта тема всегда будет актуальной и злободневной, пока существует род людской и люди заключают браки.
Объектом исследования выступают брачные отношения, их законодательное закрепление в современном российском законодательстве.
Предмет исследования - институт брака, порядок и условия заключения брака.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование сущности правовой природы брака, условий и порядка заключения брака.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать правовую природу брака, понятие и формы брака;
- исследовать условия заключения брака;
- исследовать порядок заключения брака.
При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как В. Рясенцев, Л. Пчелинцева, Г. Шершеневич, Е. Ворожейкин, А. Нечаева, М. Антокольской и других авторов. В работе над темой использовались основные методы исследований социологии права: наблюдение, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
1. Правовая природа, понятие и формы брака
1.1. Правовая природа брака
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.
В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о “самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой”[1]. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.
В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые.
Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. Г.Ф. Шершеневич, например, считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание”[2]. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он относит к институтам особого рода.
Одним из первых современных авторов, заявивших о гражданско-правовой договорной природе брака, является М. В. Антокольская которая убедительно доказывает, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора и в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно договором[3]. Как видно, речь идет исключительно о соглашении о заключении брака. Вне определения брака остаются отношения, возникающие между лицами, вступившими в брак, то есть состояние в браке. Статус состояния в браке означает приобретение прав и обязанностей супругов. Можно ли считать, что данные отношения являются внеправовыми или безразличны праву? Разумеется, нет, однако необходимо помнить о возможных пределах правового регулирования семейных отношений. Вне правового опосредования остаются такие ценности, как взаимная любовь и уважение, этические и моральные основы супружеских отношений, физические отношения. Хотя эти отношения и не являются юридически безразличными, но непосредственному правовому регулированию они все же не подвергаются. Они подлежат учету при принятии тех или иных решений, воспринимаясь при этом как определенная данность, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута, ни сведена к какому-либо одному знаменателю. Например, при признании брака недействительным как совершенным без намерения создать семью, суд оценивает прежде всего морально-этические факторы, поскольку ни в одном законодательном акте нет и не может быть какого-либо критерия, позволяющего достоверно установить, имели ли стороны брачного отношения намерение создать семью или нет.
Определяя правовую природу соглашения о заключении брака, необходимо также иметь в виду, что договор не является исключительно гражданско-правовым институтом, а издавна применяется и в сфере публичных отношений между государствами, и в трудовых отношениях и многих других. Собственно гражданско-правовой договор есть разновидность двусторонней сделки. Соглашение о заключении брака также можно определить как гражданско-правовую сделку.
Трактовка же соглашения о заключении брака как сделки позволяет определить роль и значение данного обстоятельства как юридического факта, порождающего отношения между супругами.
В то же время необходимо различать соглашение о заключении брака и возникающие из него отношения, которые имеют иную правовую природу, нежели породившая их сделка. Указанные отношения - отношения супружества представляют собой институт особого рода. Поскольку они существуют исключительно между двумя конкретными субъектами — супругами, они в отличие от абсолютных правоотношений являются относительными.
Законодатель регулирует главным образом имущественные аспекты возникающих между супругами отношений, определяя правовой режим имущества супругов, а также предусматривая рад иных последствий гражданско-правового характера, возникающих из факта состояния в браке. Например, возможность наследования одним из супругов имущества, принадлежащего другому супругу, после его смерти. Нельзя, однако, утверждать, что содержание супружеского отношения полностью исчерпывается имущественными отношениями. Так, отношения материнства, отцовства, воспитания и образования детей, другие вопросы жизни семьи, которые в соответствии со ст. 31 Семейного Кодекса Российской Федерации решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов, также включаются в содержание супружеского отношения. Можно ли утверждать, что и эти неимущественные отношения полностью охватываются гражданско-правовым регулированием? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Гражданское законодательство устанавливает способы защиты неимущественных отношений в случае их нарушения, обеспечивает возможность восстановления нарушенных прав неимущественного характера. Вместе с тем непосредственное правовое регулирование неимущественных отношений гражданское законодательство не осуществляет. Неимущественные отношения, возникающие между супругами, не укладываются в рамки обычных представлений о гражданско-правовом регулировании неимущественных отношений.
Отношения супружества могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений. Так, отношения представительства, собственности, отдельные разновидности обязательственных связей присутствуют в той или иной мере и в супружеских отношениях. Однако отношения супружества ни к одному из известных видов гражданских отношений не сводимы. Отношения супружества представляют собой такую разновидность гражданских отношений, которые в своей совокупности порождают особый правовой статус их участников - статус состояния в браке. Это отношения длящиеся, сложные, обладающие емким, зачастую трудноуловимым содержанием. Последнее объясняется тем, что супружеские отношения не сводятся к осуществлению прав и исполнению обязанностей в строгом юридическом смысле слова.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором. Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как моральное обязательство, или как исключительно имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.