Кодекс и Законы Распутин
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Биография
Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1972). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
[править]
Творчество
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.
С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.
Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».
Появление в 1986 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).
В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000). Живёт и работает в Иркутске.
Распутин Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), писатель и общественный деятель. Родился в с. Усть-Уда Иркутской обл. В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В 1958—66 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже — «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.
Первый сборник рассказов («Я забыл спросить у Лешки») вышел в 1961. В 1965 был издан следующий сборник рассказов — «Человек с того света». В 1966 вышло сразу три сборника очерков, посвященных освоению Сибири, жизни геологов и строителей: «Край возле самого неба», «Костровые новых городов» и «Продается медвежья шкура».
Повести «Деньги для Марии» (1967) и «Последний срок» (1970) были напечатаны в журнале «Наш современник». Повесть «Живи и помни» (1974) в 1977 получила Государственную премию СССР. В 1976 была опубликована повесть «Прощание с Матёрой», закрепившая за Распутиным репутацию одного из ведущих русских писателей.
Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести "Прощание с Матёрой" Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира "именем прогресса". По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в "перспективное" село, построенное бездарными, чуждыми Русскому Народу "специалистами" без любви к людям, которым тут жить. Простая русская женщина Дарья 5 лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит — "как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет". Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: "Название острова и села — Матёра — не случайно у Распутина. Матёра, конечно же, идейно, образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать — Земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра — это как бы "малый материк").
Космополитическое наступление т. н. мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина "Пожар" (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.
Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987).
В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР (секретарем правления Союза писателей России является и в настоящее время).
В 1987 вместе с В. И. Беловым и Ю. В. Бондаревым опубликовал в «Правде» письмо об опасности распространения рок-музыки. На съезде Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) в н. 1988 осудил кампанию в прессе, направленную против Патриотического объединения «Память». В нояб. 1988 подписал «Обращение» группы деятелей культуры национально-патриотической ориентации с призывом к созданию Товарищества русских художников (ТРХ) и в марте 1989 принял участие в учредительном собрании ТРХ.
В 1989 стал народным депутатом СССР по квоте Союза писателей СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР.
На I Съезде народных депутатов СССР 6 июня 1989 в связи с высказываниями прибалтийских депутатов, требовавших большей самостоятельности для своих республик, выступил с риторической угрозой, что из Союза может захотеть выйти Россия.
В окт. 1989 принял участие в создании недолго просуществовавшего Клуба избирателей и депутатов «Россия», организованного депутатами консервативной ориентации в противовес Межрегиональной депутатской группе. На II Съезде народных депутатов СССР в дек. 1989 голосовал против внесения в повестку дня вопроса об отмене ст. 6 Конституции, предусматривавшей руководящую роль КПСС.
В марте 1990, после избрания на III Съезде народных депутатов М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом новоизбранного Президентского Совета СССР (оставался им до нояб. 1990, когда Президентский Совет был распущен в связи с созданием Совета Безопасности, в который Распутина не включили).
Во время выборов Президента России в июне 1991 был доверенным лицом Н. Рыжкова.
В февр. 1992 на учредительной конференции Русского Национального Собора (РНС) избран сопредседателем РНС (наряду с А. Стерлиговым и В. Федоровым). На первом Соборе (съезде) РНС переизбран сопредседателем (наряду со Стерлиговым, Г. Зюгановым и П. Романовым). В окт. 1992 вошел в оргкомитет Фронта Национального Спасения (ФНС), преобразованный 24 окт. на учредительном Конгрессе в Политсовет ФНС. Вместе с Г. Зюгановым, А. Макашовым, А. Баркашовым и некоторыми др. членами Думы ФНС подписал Заявление, осуждавшее генерала А. Стерлигова за отказ присоединиться к ФНС. Тем не менее в нояб. 1992 заочно был избран в сформированный Стерлиговым исполком РНС.
На президентских выборах 1996 поддерживал кандидатуру Г. Зюганова.
На учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) 7 авг. 1996 был избран членом Координационного Совета и членом Президиума КС НПСР.
+ + +
РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), писатель. «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, — рассказывает писатель, — в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало». Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой д. Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег Братского моря. В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В 1955 познакомился с А. Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связывали близкие дружеские и творческие отношения. 30 марта 1957 в газете «Советская молодежь» появилась первая публикация Распутина — «Скучать совсем некогда». Несмотря на то что он, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовился стать учителем, занимается с увлечением журналистской работой. После окончания университета (1959) оставлен на работе в газете. В 1961 в альманахе «Ангара» (№ 1) появляется в печати первый рассказ Распутина «Я забыл спросить у Лешки…».
В 1965 принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей; здесь произошла встреча с В. Чивилихиным, которого писатель считает своим «крестным отцом в литературе». Чивилихин отметил талант Распутина и даже передал по телефону в «Комсомольскую правду» его рассказ «Ветер ищет тебя». В 1966 в Красноярске вышла книга очерков «Костровые новых городов», а в Иркутске — книга очерков и рассказов «Край возле самого неба». Очерки Распутина проникнуты романтической героикой, свойственной этому жанру в 60-е. В них своеобразным образом переплетались мотивы трагизма и героики будничной реальности и лирики, переживания отдельной личности и образ народа-строителя. Они излишне фактографичны, в них немало цифр, документов, броских сопоставлений. Однако среди этого материала вызревала дорогая для Распутина идея о присутствии душ погибших среди живущих. Она незаметно контрастировала с пафосом «покорения природы», который навсегда ушел из творчества Распутина после 60-х. Наиболее интересными были рассказы Распутина из сборника «Край возле самого неба». В рассказах о жителях Саян — тофаларах впервые в творчестве Распутина появились образы старых мудрых женщин, умеющих жить в гармонии с совестью и окружающей жизнью («Продолжение песни следует», «Эх, старуха»). Впервые Распутин обращался к мифу, фольклору, используя поверья, заклинания, воссоздавая разговоры живых с умершими.
В 1967 опубликован рассказ «Василий и Василиса», посвященный трагедии отчуждения двух любящих людей. Эта история была воссоздана с удивительным тактом и осторожностью, психологической тонкостью и достоверностью. Сквозь грустную историю разрушения семьи просвечивала в отдельных деталях история послевоенной жизни русской деревни. В 1967 в альманахе «Ангара» (№ 4) опубликована повесть «Деньги для Марии», которую сам Распутин считает началом самостоятельной творческой работы. В 1968 она появилась отдельным изданием с послесловием Ф. Кузнецова «Писатель родился». Сюжет повести достаточно прост: у продавщицы деревенского магазина обнаружена недостача в тысячу руб., и ее муж Кузьма пытается по родственникам и знакомым собрать эту огромную для послевоенной деревни сумму, чтобы спасти от тюрьмы жену — мать четверых детей. Если сама Мария замыкается в своем горе, то Кузьму беда гонит по людям и дорогам, ввергая в состояние безысходности и отчаяния. Главное содержание повести составляют встречи Кузьмы с разными людьми, размышления его о жизни, сны, перемешанные с явью. Сквозь реалистически суровое и строгое описание этих событий проступают в повествовании черты притчи, рассказывающей о том, как нарушились в деревне исконные традиции коллективного бытия, как очерствел человек, не желающий поставить себя на место попавшего в беду. Главным средством раскрытия характера героя, начиная с этой повести, стал у Распутина внутренний монолог, который нередко переходит в несобственно-прямую речь автора. Внутреннюю композицию повести определяет чередование двух временных планов — прошлого и настоящего, сопоставлением которых определяется характер опасного этического сдвига в народной среде. Особую поэтическую глубину придают повестям Распутина картины природного мира, а также элементы недосказанности, иррациональности, тайны, народно-поэтической мифологии.
В 1970 в журнале «Наш современник» (№ 7, 8) появилась повесть Распутина «Последний срок», которая принесла широкую известность автору. Рассказ о последних днях умирающей старухи Анны, к которой съехались ее взрослые дети, воссозданный в реалистической конкретности и точности, перерастает в философско-поэтическое размышление о смерти простой женщины, исполнившей свой материнский и трудовой путь с жертвенной добротой и ощущением красоты. Критика эту повесть Распутина называла «поэмой о смерти крестьянки». Проблема смерти в советской литературе находилась как бы под негласным запретом, следовало писать лишь о смерти героической, вдохновляющей на подвиг, борьбу, самопожертвование. У Распутина иной ракурс. Рассказывая о том тайном и зыбком переходе человеческой души в мир иной, писатель не только показывает исход жизни, ее результат, но и ожидающий ее впереди момент соединения с предками, многовековой традицией, бесконечной цепи вечной жизни. «Ей есть к кому уходить и есть от кого уходить», — писал Распутин о старухе Анне. Однако ее дети уже не ощущают этой кровной и духовной привязанности ни друг к другу, ни к родному дому, ни к вечной народной жизни. Ни правильная, но холодная и бесчувственная Люся, ни добрая, но бестолковая Варвара, ни пьяница и грубиян Михаил, ни Илья, у которого, по словам Распутина, такое лицо, «будто свое проиграл в карты чужому человеку», не обладают той цельностью, душевной гармонией, памятью, которые обеспечивают высокое достоинство их матери. Распутин исследует жизнь сквозь понятие «крестьянского рода», анализируя тончайший механизм передачи наследственного кода, генетических особенностей духовной жизни от поколения к поколению до момента разрыва, утраты этой традиции. По его утверждению, «жизнь, не подтвержденная смыслом души, есть существование случайное». В этом процессе Распутина интересуют экзистенциальные состояния человека, когда он находится в кризисных, «пограничных» ситуациях перед лицом смерти или любой др. катастрофы, грозящей ему физической или духовной гибелью. Пристально вглядываясь в человека на пороге вечности, Распутин прежде всего обращает внимание на свободу и ответственность, с которой тот завершает свои земные дела. Истоки этой свободы в интуитивном осознании, чувственном ощущении смысла своего прихода в жизнь, «духовного местонахождения» на карте человечества. Рассказ Распутина об этих событиях отличает врожденное художническое чувство такта, своя мера допустимого и возможного в описании человеческой жизни.
В 1972 появляется в печати почти не замеченная критикой очерковая повесть «Вниз и вверх по течению», герой которой — писатель Виктор — совершал паломничество из города к местам своего деревенского детства. В. Астафьев писал о ней: «Завершив очень важный начальный этап в работе, он как бы отошел чуть в сторону, чтобы взглянуть на ту дорогу, какую он сам себе торил, да и поразмыслить о дальнейшей своей судьбе, стало быть, и о судьбе родной земли» (Роман-газета. 1978. № 7). Повесть состоит из трех частей, взаимопереплетенных в повествовании. Одна в жанре путевого очерка рассказывает о нравах рабочих поселков, расположенных по берегам Ангары, др. посвящена лирическим воспоминаниям о детстве, о той поре, когда «жили бедно, но весело и дружно», об утраченной «малой родине», которая оказалась на дне Братского моря. В третьей части идет разговор о сложностях писательского ремесла, о неудовлетворенности начинающего художника, заглядывающего в бездны и тайны человеческой психики. Виктору снится свой персонаж, который осуждает его за попытку изобразить последние видения умирающего человека, ибо они непостижимы. В размышлениях героя повести находят отклик сомнения Распутина о праве художника «переступать последнюю черту», чтобы услышать голос тех, кто уже ушел с этой земли и унес с собой частицу недоступной живущим истины.
В 1973 появляется в печати один из лучших рассказов Распутина — «Уроки французского», посвященный Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А. Вампилова. Маленький герой рассказа — 11-летний мальчик — сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница эта за «антипедагогический поступок» была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. Суровый, будничный рассказ о голодной зиме дополняется современными раздумьями автора-повествователя о чувстве вины перед теми, кто помогал ему в жизни, о муках совести, настигающей человеческую душу, о вечной неудовлетворенности собой, об утрате того духовного и нравственного богатства, которым владели в детстве.
В 1974 в журнале «Наш современник» (№ 10, 11) была напечатана повесть Распутина «Живи и помни» — одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, — на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются», — писал Распутин. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «отдельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребенок обещает ей в будущем только позор. Не умея жить без единения с общей судьбой, в разорванном мире и в измученном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настена уходит в воды Ангары.
Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный художнический итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. Если в «Последнем сроке» происходило прощание со старухой Анной, исполнившей свой долг и уходящей естественной смертью, в повести «Живи и помни» — с молодой прекрасной женщиной, не сумевшей вынести тяжкого бремени вины мужа-дезертира, то в последнем произведении погибала под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня. Время и власть обрекали на гибель не периферийные слои культуры и жизни, а ее обширные материки (не случайно деревня названа Матерой), еще живые и плодоносные. В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой старухи Дарьи. Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых. Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и «пожогщиков», «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи — Андрей. Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». В патриархальной жизни содержится то зерно, которое имеет свое будущее, играет положительную роль в развитии нации, что откристаллизовалось веками как весьма ценная национальная традиция, составляющая золотой, неприкосновенный фонд культуры, обогащающий сокровищницу мировой цивилизации.
В к. 70-х — н. 80-х Распутин обращается к публицистике («Поле Куликово», «Абстрактный голос», «Иркутск с нами» и др.) и рассказам. В журнале «Наш современник» (1982. № 7) напечатаны рассказы «Век живи — век люби», «Что передать вороне?», «Не могу-у…», «Наташа», открывающие новую страницу в творческой биографии Распутина. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной. «Здесь новый уровень общения людей, — писал В. Крупин, — здесь душа с душою говорит».
Философско-публицистическая повесть Распутина «Пожар» (1985) сюжетно продолжает «Прощание с Матерой». Но герои живут в поселке после переселения из затопленной, подобно Матере, деревни. И жизнь эта покатилась под гору, по варварским, хищническим законам, проявляющимся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу. Вспыхнувший в поселке пожар — своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства. «Перед глазами все смешалось, — писал Распутин, — пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и кипели вместе». Главный герой повести — Иван Петрович, человек совестливый и работящий, пытается противостоять напору хаоса местных «архаровцев». Но и он ощущает себя на грани истощения, на краю могилы, не может преодолеть внутренний душевный конфликт. Он понимает, что прямолинейное обличение людей, прямой призыв «жить по совести» не достигают цели. Ему не хватает творческого начала в этой борьбе со злом, которое могло бы «захватить самих “зараженных”, ибо моральное излечение невозможно без активности самого больного». Философский пафос произведений Распутина, связанный с идеей сохранности мира, природы и памяти, дополняется мотивом творчества, столь необходимым для поиска новых путей созидания. Критики отмечали в «Пожаре» черты «учительской прозы» Л. Толстого, проявляющиеся в ориентации на моральный суд и самосуд, на некоторую рационализацию сюжета, на моральную исповедь добра, гражданских и семейных ценностей. С этой традицией были связан упреки писателю в излишней публицистичности его творчества.
Долгое время Распутин не обращается к художественному творчеству, работает как очеркист и публицист. В к. 80-х — н. 90-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), размышления о «Слове о полку Игореве» («Диалог с Д. С. Лихачевым»), о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова и др. В сер. 90-х в журналах «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице» и др.). Любимые герои Распутина — пожилые, совестливые люди — пытаются осмыслить новую жесткую реальность, которая представляется им страшной и трагической. Сквозь элементы церковной мистики, просвечивающей в этих произведениях, ощущается стремление писателя к Православию.
[править]
Общественно-политическая деятельность
С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Распутин занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». 2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:
«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище — многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».
Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение[1].
В 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР.
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР.
В 1990-91 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:
«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».
В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».
[править]
Награды
Герой Социалистического Труда (1987),
Два ордена Ленина (1984, 1987),
Трудового Красного Знамени (1981),
Знак Почета (1971).
Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007)
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002)
Распутин ß лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), международной премии имени Фёдора Достоевского, премии Александра Солженицына[2] (2000), Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).
Почётный гражданин Иркутска (1986) [3]
Геро́й Социалисти́ческого Труда́ — почётное звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд. Не присваивалось иностранным гражданам.
Орден Ленина — высшая награда Союза Советских Социалистических Республик — учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года.
Орден Трудового Красного Знамени (первоначально также писался в именительном падеже: орден «Трудовое Красное Знамя») учрежден Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 сентября 1928 г.
Знак Почёта — государственная награда СССР. Учреждён постановлением ЦИК СССР 25 ноября 1935 года. 22 августа 1988 года был переименован в орден Почёта.[1][2]
Орден «За заслуги перед Отечеством» предназначен для награждения граждан за особо выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в дело защиты Отечества.
Статут ордена
1. Орденом «За заслуги перед Отечеством» награждаются граждане за особо выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в дело защиты Отечества.
2. Орден «За заслуги перед Отечеством» имеет четыре степени: орден «За заслуги перед Отечеством» I степени; орден «За заслуги перед Отечеством» II степени; орден «За заслуги перед Отечеством» III степени; орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Орден «За заслуги перед Отечеством» I и II степени имеет знак и звезду, III и IV степени — только знак. Высшей степенью ордена является I степень.
3. Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» производится последовательно: лица, представляемые к ордену IV степени, должны быть награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.
За новые особо выдающиеся заслуги перед государством орденом «За заслуги перед Отечеством» без награждения медалью могут быть награждены Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами, знаком отличия «За безупречную службу», или лица, удостоенные почетных званий.
4. Военнослужащие за отличия в боевых действиях награждаются орденом «За заслуги перед Отечеством» с изображением мечей.
5. Знак ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени прикрепляется на плечевой ленте, которая проходит через правое плечо.
Звезда ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени располагается на левой стороне груди, слева от орденов, ниже орденских колодок, под звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Знак ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени носится на шейной ленте.
Знак ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени носится на колодке на левой стороне груди и располагается перед другими орденами и медалями. При наличии у награжденного высшей степени ордена низшая степень этого ордена и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» не носятся, за исключением орденов и медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» с изображением мечей.
6. При ношении ленты ордена на планке она располагается выше других орденских лент, после ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного. При этом носится только лента, соответствующая высшей степени этого ордена, имеющегося у награжденного.[2]
Всему миру известны повести и рассказы В. Распутина «Уроки французского», «Последний срок», «Живи и помни», «деньги
для Марии» и другие. Повесть «Прощание с Матёрой» - в ряду этих произведений. Она представляет собой печальное слово
памяти по сибирской деревне, уходящей под воду. В повести и присутствуют и глубокие личные переживания автора. Сибирская
деревня Аталанка, где писатель провел свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря.
В произведении присутствуют реальные факты. Автор описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в
результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Писатель ставит в своем произведении важнейшие проблемы:
отношение человека и природы, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений.
Уже с самого начала произведения мы встречаемся с описанием природы: идет весна, несущая вечное обновление жизни. «И
опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду…» Так было много раз, так было всегда. Но теперь все изменилось, и
эта весна – последняя для Матёры.
В напряженных размышлениях и поступках героев автор показывает, как неожиданно ворвавшееся в жизнь людей событие меняет
их характеры, открывает самые сокровенные уголки их души. Отношение к затопляемой деревне, к частичке родной земли
показывает нравственность в человеке, его чувство к исторической памяти. В этом суть тревожных раздумий писателя. Это
событие высвечивает целую гамму характеров. Для людей, которые прибыли на остров с целью вести подготовительные работы к
затоплению, эта земля – чужая. У них нет чувства грусти от того, что под воду уходит прекрасная деревня, у них нет и
сочувствия к горю стариков и старух, переселяемых с родной земли. Более того, именно с уничтожения сельского кладбища
начинается «санитарная очистка» острова.
И сами жители Матёры относятся к ее трагической судьбе по-разному. Пьяница Петруха сам поджигает свою избу, чтобы
получить от государства страховку. Недалеко от него ушла и ожесточенная доярка Клавка Стригунова: «Давно пора сковырнуть
вашу Матёру и по Ангаре пустить», - в сердцах заявляет она.
Совсем иначе воспринимают судьбу родной деревни ее истинные хозяева и труженики. Эти люди прожили здесь всю жизнь,
скромно, подчиняясь законам совести.
Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и
бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия.
Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и
бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело
переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и
прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И
Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Трагическая судьба родной деревни нестерпима для
Дарьи. Для нее очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознает себя наследником прошлого и чувствует свою
ответственность перед будущим. «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - убеждена Дарья.
Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок –
признак одичания человека. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память людях, честно живших
на этой земле. Она считает, что в этом – бессмертие умерших. Перед ними у нее чувство священного долга. А затопление
могил и переезд в другое место означает нарушение этой связи. Дарью терзает мысль о том, что они с сыном Павлом так и не
успели перенести на другое место могилы своих предков. Сцены прощания Дарьи с могилами близких и родной избой наполнены
глубокой поэзией. Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают покойника перед похоронами. Она
оплакивает ее и прощается с ней всю ночь накануне поджога.
Дарье больно и горько за односельчан типа Петрухи или Клавки, которым безразлична судьба их дома, их малой родины. Они
остаются равнодушными к трагедии родной деревни. Но еще больнее и обиднее ей за то, что ее родной внук Андрей не ощущает
зова родной земли, не привязан к ней, лишен чувства единения с природой. Дарье больно от того, что новое поколение
непамятливо и разорено духовно. Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы
произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек – царь природы», - гордо заявляет Андрей. «Вот-вот,
поцарюет, поцарюет, да и загорюет», - отвечает старуха.
Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники
способен теперь «покорять» без труда. Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой,
губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения.
Повесть «Прощание с Матёрой» - своего рода нравственная исповедь. На это нацелено все ее художественное своеобразие.
На это нацелено все ее художественное своеобразие.
Автор использует много средств художественной выразительности: внутренние монологи и напряженные диалоги, авторские
лирические и философские отступления, вставные новеллы, фантастические образы,. Молитвы, размышления героев и их
видения. Все эти приемы помогают читателю лучше понять переживания героев, пробуждают нравственное самосознание, взывают
к сердцу, разуму и совести.