Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Авторский договор 5

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024





Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Предмет «Гражданское право»

Курсовая работа

Тема «Авторский договор»

Студентки 4-го курса

заочной формы обучения

по специальности «Юриспруденция»

Преподаватель: Ячменёв Ю.В.

д. ю. н., проф.

Санкт-Петербург, 2006

Содержание

Введение

1. Понятие авторского договора

2. Виды авторского договора

3. Элементы авторского договора

3.1 Предмет

3.2 Срок и территория

3.3 Цена

3.4 Форма

4. Заключение и прекращение авторского договора

5. Права и обязанности сторон

6. Ответственность сторон по авторскому договору

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Авторское право регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.

В иерархии нормативных актов, регулирующих авторские отношения, главенствующая роль принадлежит законам. Центральное место среди них занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993года. Большую роль в регулировании авторских отношений играют международные конвенции. Решающим шагом по включению России в международную систему охраны авторских прав стало её присоединение в 1994г. к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886г., Всемирной конвенции об авторском праве 1952г. и Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971г.

Основной закон Российской Федерации - Конституция РФ закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч.1 ст.44).

Наряду с нормами закона, базисной гарантией интересов и свобод авторов и пользователей выступает авторский договор - это своего рода конституция отношений между сторонами авторского договора. Именно авторский договор скрепляет права и обязанности сторон по «рождению» нового произведения в свет. Между тем, применение действующего авторского законодательства в части заключения, изменения, и исполнения авторского договора порождает целую цепочку разного рода проблем, в частности, проблему пределов ответственности соавторов; на практике зачастую авторский договор подменяют трудовым договором, договором подряда и т.д.; элементы авторского договора включают в договор простого товарищества и др. договорные обязательства.

Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определённые права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль. В конечном счёте в договорном использовании произведений заинтересовано общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества.

Представленной работой рассматривается тема: «Авторский договор».

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

понятие авторского договора;

виды авторских договоров;

элементы и порядок заключения и прекращения авторского договора;

права и обязанности сторон, а также ответственность сторон.

Исследование данных аспектов темы я определяю как цель и задачи своей работы.

1. Понятие авторских договоров

Действующее законодательство не содержит легального определения авторского договора. Отдельные исследователи называют такое отсутствие упущением, которое порождает вопросы при разграничении авторского от иных видов договоров. Современные исследователи не стремятся дать четкого определения авторского договора, чего не скажешь о попытках советских исследователях. Так, М.Я. Кириллов называет авторскими договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведений. И.В. Савельева определяла авторский договор более детально как договор об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора. Н.Л. Клык давала такое определение: соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства.

Анализ норм действующего авторского законодательства позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передаёт или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и характер.

Для понимания сущности и особенностей авторского договора необходимо определить его правовую природу. На протяжении многих лет в российской юридической литературе продолжается спор о природе авторского договора. В литературе выдвинуты и подробно обоснованы две теории. Это так называемая теория «уступки, отчуждения» авторских прав и теория «разрешения». Первая из указанных теорий состоит в том, что автор может переуступать другим лицам авторские права полностью или частично. Вторая - предусматривает предоставление правомочий на совершение отдельных видов действий по использованию произведения. Российское законодательство не придерживается какой-либо одной теории, а содержит элементы каждой из них.

2. Виды авторских договоров

В законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» нет перечисления видов авторских договоров, которые содержались в ГК РСФСР 1964г. В литературе встречается достаточно предложений о классификации авторских договоров.

По мнению А.П. Сергеева авторские договоры делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. Выделяются, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Авторские договоры могут быт связаны с использованием ещё не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения: издательский, постановочный, сценарный договора, а также договор о публичном исполнении и другие.

9 июля 1993 г. ВС РФ принял закон “Об авторском праве и смежных правах, который и предусмотрел в ст. 33 только один вид авторского договора -- договор заказа. Однако, закрепление в законе авторского договора заказа не означает лишения автора возможности самостоятельно обратиться в организацию (издательство, театр, студию), предложив ей свое произведение.

Авторский договор заказа (ст. 33 Закона) - договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав (п.2 ст.30 Закона) определен как соглашение, разрешающее использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Передача исключительных прав предполагает и передачу права на их защиту. Пример из практики: «Государственное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к частному издательству о взыскании с ответчика компенсации за нарушения исключительных прав на литературное произведение - учебник "Русский язык". В обоснование требования истец ссылался на то, что исключительные права на названное произведение он приобрел по авторскому договору, заключенному с физическим лицом, создавшим это произведение. Ответчик издал учебник тиражом 20 тысяч экземпляров без разрешения правообладателя, поэтому в соответствии со статьей 49 Закона "Об авторском праве..." должен выплатить истцу компенсацию в сумме 5000 МРОТ. Арбитражный суд прекратил производство по делу со ссылкой на неподведомственность дела арбитражному суду. Согласно условиям авторского договора о передаче исключительных прав от автора произведения к государственному предприятию (истцу) стороны договорились, что "в случае нарушения прав автора и предприятия со стороны третьих лиц автор и предприятие обращаются в суд совместно и поровну делят судебные расходы". Поэтому истец не мог предъявлять названные требования без автора. Однако дела с участием физических лиц арбитражному суду неподведомственны. Определение о прекращении производства по делу обоснованно отменено, а исковые требования удовлетворены по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона "Об авторском праве..." за защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд. Судом установлено, что истцу по авторскому договору в порядке установленном статьей 30 названного Закона, передавались исключительные права на произведение. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. При указанных обстоятельствах включение в договор условия, ограничивающего права обладателя исключительных прав на их защиту, противоречит нормам Закона "Об авторском праве...". Автор произведения согласно пункту 2 статьи 30 названного Закона может осуществлять право запрещать использование произведения другим лицам, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Иных имущественных прав у автора произведения не имеется. Право на обращение в суд не может быть отнято, а отказ от права на обращение в суд недействителен в соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ. Кроме того, в соответствии со статьей 49 Закона "Об авторском праве..." требовать, от нарушителя выплаты компенсации предоставлено обладателю исключительных прав, то есть государственному предприятию, а не автору - физическому лицу. Учитывая изложенное, с нарушителя правомерно взыскана компенсация в пользу правообладателя, получившего исключительные права по договору с автором».

Авторский договор о передаче неисключительных прав (п.3 ст.30 Закона) определен как соглашение, разрешающее пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Пример из практики: «Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его исключительных прав на художественный фильм. В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм. Арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам. Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом, исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма. Однако из материалов дела усматривалось, что исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не заключалось. В соответствии со статьей 31 Закона "Об авторском праве..." права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. При таких обстоятельствах третье лицо не вправе было передавать исключительное право на использование произведения истцу. А истец, исходя из этого, не мог быть признан обладателем исключительных прав и требовать их защиты».

3. Элементы авторского договора

3.1 Предмет договора

Предметом авторского договора являются имущественные права, которые создатель произведения переуступает пользователю (ст. 30 Закона об авторском праве). Поскольку, однако, по авторскому договору передаются права на использование конкретного произведения, в теории авторского права в качестве предмета договора нередко рассматривается и само произведение, которое в точном смысле выступает, конечно, не предметом, а объектом авторского договора. Как бы то ни было, при заключении авторского договора должны быть конкретно согласованы и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о том произведении, в отношении которого действуют эти права.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Предметом не могут быть права на использование произведения, не известные на момент заключения договора и права, которые автор может создать в будущем (ст. 31 Закона об авторском праве).

3.2 Срок и территория, на которые передается право

Отсутствие данных условий в рамках авторского договора не означает его недействительность. В случае отсутствия в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора (п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве).

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации (абз.3 п.1 ст.31 Закона об авторском праве).

При заключении же авторского договора необходимо оговаривать конкретную территорию действия, в пределах которой пользователь вправе осуществлять свои полномочия, а также территории закрытые для его прав (например, для распространения на территории России, но не стран Балтии).

3.3 Цена договора

Цена авторского договора представляет собой то авторское вознаграждение, которое пользователь должен уплатить автору за приобретенные по договору права на использование произведения. В авторском договоре должен быть размер и порядок выплаты (включая сроки) вознаграждения за каждый способ использования произведения. При этом вознаграждение может быть определено в авторском договоре в виде:

1) процента от дохода за соответствующий способ использования произведения

2) зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения (абз.3 п.3 ст.31 Закона).

Вознаграждение должно быть выплачено независимо от того, получил ли пользователь доход или нет. Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. В качестве примера нормативных актов устанавливающих минимальные ставки авторского вознаграждения можно привести:

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;

Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. №524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3августа 1992 года».

3.4 Форма авторского договора

В соответствии со ст.32 Закона «Об авторском праве…» авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключение составляет авторский договор об использовании произведений в периодической печати, последний может быть заключен в устной форме.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». По общему правилу договор на использование программы для ЭВМ или баз данных заключается в письменной форме (п.2 Закона «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»).

В соответствии с п.1 ст.160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Как закреплено в п.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Нередко авторский договор представляет собой по форме не единый документ, а их совокупность. Помимо заказа на создание произведения и ответа автора составной частью авторского договора могут быть и некоторые другие документы, в частности, приложенный к договору план-проспект произведения, соглашение о распределении вознаграждения между соавторами, дополнительное соглашение о перенесении срока представления произведения или изменении вида произведения и т. п. Всякое изменение условий договора должно оформляться в письменном виде и обязательно согласовываться обеими сторонами.

Что касается договоров об уступке (передаче) прав на программу для ЭВМ или базу данных, то они, помимо письменного оформления, могут быть зарегистрированы в Роспатенте. Согласно п.5 ст.13 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» договоры о передаче имущественных прав на зарегистрированную или незарегистрированную программу или базу данных могут быть зарегистрированы в Агентстве по соглашению сторон. Порядок регистрации регулируется Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. №64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных».

4. Заключения и прекращение авторского договора

Заключению договора предшествует переговорный процесс, согласование всех существенных условий соглашения. Нередко, заключение авторского договора происходит путем направления автору от издательства (или издательству от автора) соответствующей оферты. В таком случае договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.1 ст.432 ГК РФ). Заказ-оферта должен быть подписан руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным выступать от имени организации как юридического лица. Направленный автору заказ может содержать указание о сроке для ответа. Если срок для ответа в оферте не указан, он должен быть дан в течение нормально необходимого для этого времени. В том случае, если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ).

Не акцептованная автором оферта не связывает организацию, так как авторский договор не может считаться заключенным.

Договор может быть заключен путем свершения конклюдентных действий (волеизъявления), из которых явствует намерение (воля) совершить конкретную сделку. Применительно к авторскому договору (договор об использовании произведения в печати), автор может направить свое произведение в редакцию периодического изданий, например, выслав его по электронной почте, с приложением условий публикации: указание авторства, заметке об авторе и т.д. Публикация такого произведения - будет означать согласие издательства (редакции) на условия, предложенные автором. Отклонение от условий, например, публикация произведения, но не без «заметки», означает нарушение условий авторского договора.

На практике, однако, иногда встречаются случаи, когда автор, получивший заказ на создание произведения, не акцептует его, но начинает работать над заказанным ему произведением и представляет его заказчику к установленному в заказе сроку. Как верно замечает А.П. Сергеев, в этом случае действия автора должны рассматриваться как новая оферта, которая должна быть еще акцептована организацией-заказчиком. Если организация принимает у автора произведение, ее действие равносильно акцепту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но подобная оценка может быть дана лишь действиям той организации, которая первоначально выступала с инициативой создания данного произведения конкретным автором. Разумеется, издательства и иные организации, которые принимают к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей.

Зачастую стороны включают в договор следующее положение «автор передает права на использование произведения, которые могут быть созданы в будущем». Согласно же ст.ст.30, п.5 ст.31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», по авторскому договору могут быть переданы права только на существующие произведения, а не на те, которые автор создаст в будущем. Как показывает судебно-арбитражная практика, правило о том, что «по авторскому договору могут быть переданы права только на существующие произведения, а не на те, которые автор создаст в будущем» - является императивным. Соответственно такое положение договора будет являться недействительным в силу норм закона.

Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что порядок передачи прав на произведение, которое автор обязуется создать в будущем, устанавливается авторским договором заказа, который должен быть заключен сторонами в соответствии с требованиями ст. 33 Закона. В том случае, если в «обычном» авторском договоре в качестве предмета фигурирует произведение, которое будет создано в будущем, такой договор должен содержать существенные условия договора заказа.

Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регламентированы как общими положениями гражданского законодательства, так и некоторыми специальными нормами авторского права.

Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Конечно, стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается.

Авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Авторский договор может быть прекращен также по взаимному соглашению сторон, в том числе соглашением о замене одного обязательства другим. Основанием прекращения может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве пользователя, а также одностороннее заявление той или другой стороны в связи с существенным нарушением контрагентом условий договора.

Порядок прекращения в связи с рассмотренными и иными основаниями специально авторским законодательством не урегулирован. Общим последствием прекращения действия авторского договора является отпадение прав и обязанностей сторон.

5. Права и обязанности сторон

Прежде чем преступить к рассмотрению прав и обязанностей сторон, нужно очертить субъектный состав обязательства.

Согласно ст.4 (Закона об авторском праве), автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возраст автора, пол, его дееспособность, гражданство и иные признаки не имеют значения. Автор - есть человек, физическое лицо, индивидуум. По ГК РСФСР 1964 года автором признавалось и юридическое лицо.

В настоящее время наряду с единоличным автором стороной могут выступать соавторы. Соавторство, согласно ст. 10 (Закона об авторском праве), возникает, когда произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц; право авторства в таком случае принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Другая сторона договора - пользователь произведения, т.е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или иной аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.

Авторский договор - взаимный по своей природе; права одной стороны корреспондируют обязанностям другой.

В Законе прямо не обозначены права и обязанности сторон, но их можно вывести из анализа отдельных видов авторского договора (а именно, договоров на готовое произведение - договор о передаче исключительных прав, договор о передаче неисключительных прав и договор заказа произведения) на основе положений Закона об авторском праве.

1) Договор о передаче исключительных прав предполагает передачу единственному пользователю автором правомочий использования произведений определенным способом и в установленных договором пределах. Указание на исключительность прав должно быть четко указано в договоре. Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора (п.6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ).

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п.10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999г. №47).

Основной обязанностью автора по такому договору является передача пользователю произведения, которое является предметом договора - что соответствует основному праву пользователя. Обязанность автора не передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах вытекает из существа самого договора и не вызывает сомнений.

2) По договору о передаче неисключительных прав права и обязанности автора идентичны вышеописанным, за исключением того, что передать право пользования произведения автор может не единственному пользователю, а нескольким лицам, оставляя в то же время за собой право использовать произведение по собственному усмотрению.

3) Договор заказа произведения во многом расширяет обязательства автора. Это единственный договор, права и обязательства сторон, по которому прямо закреплены в Законе об авторском праве (ст.33).

Основной обязанностью является передача созданного по заказу произведения, соответствующего условиям заключенного договора. Автор обязан лично выполнить работу по созданию произведения и предоставить его в определенный срок. Автор должен дорабатывать произведение по требованию организации-заказчика. Например, в одном из договоров указано: «По требованию Организации автор обязан вносить исправления (устранять выявляемые в ходе эксплуатации дефекты) в созданное научное произведение, в том числе и в течение трехлетнего срока с момента прекращения трудовых отношений Автора с Организацией».

В качестве дополнительных обязательств автора, которые могут быть обозначены в договоре, можно указать: «Автор обязан не передавать используемое Организацией в коммерческих целях научное произведение, а также отдельные его части, имеющие самостоятельную коммерческую ценность, без письменного согласия Организации третьим лицам и организациям в течение срока действия трудового договора (контракта), а также в течение трех лет с момента прекращения трудовых отношений Автора с Организацией. Автор обязан не препятствовать распространению произведения Организацией».

Пользователь, а точнее, организация-заказчик, обязана принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие может быть оформлено актом приемки-передачи. Организация рассматривает произведение и в течение определенного срока должно письменно известить автора о своем решении:

либо об одобрении произведения;

либо об отклонении его по основаниям, предусмотренным договором;

либо о необходимости внести в произведение обговоренных поправок.

Заказчик-пользователь обязан обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. Заказчик обязан привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию. Такая обязанность корреспондирует праву автора на участие в подготовке произведения. Осуществляя данное право, отмечает А.П.Сергеев, автор, в частности, контролирует соблюдение контрагентом его права на защиту репутации.

Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на пользователе лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты вознаграждения определяются самими сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов, связанных, например, с его командированием в другую местность для сбора материала, участием в работе съёмочной группы и т.п.

В конкретных авторских договорах как на пользователя, так и на автора могут возлагаться любые иные обязанности и устанавливаются любые права, не противоречащие действующему законодательству.

6. Ответственность сторон по авторскому договору

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по авторскому договору стороны несут ответственность.

Во-первых, основные обязанности сторон по авторскому договору не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение и внести в него исправления и т.п., равно как невозможно, например, заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому включение в договор такого пункта как «уплата неустойки при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств не освобождает стороны от исполнения своих обязательств в натуре», не будет распространяться на автора.

Во-вторых, основные применяемые в данной сфере санкции мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. В самом деле, принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора в связи с допущенным нарушением и т. д. -- все эти меры не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и потому в точном смысле ответственностью считаться не могут.

В-третьих, важной особенностью ответственности за нарушение авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя, с другой стороны, не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему.

В-четвертых, в виду свободы заключения гражданско-правового договора, стороны могут предусматривать в авторском договоре любые основания и формы ответственности. В частности, по соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Данный вывод вытекает из гражданско-правового характера авторского договора и соответственно возможности применять в нем любые предусмотренные гражданским законодательством меры ответственности, не противоречащие природе данного договора.

Важно подчеркнуть, что ответственность, установленная ст.49 Закона «Об авторском праве», не применяется к отношениям сторон, связанным с неисполнением обязательства по авторскому договору. Пример: «Издательство обратилось с иском к научному обществу о взыскании компенсации в сумме 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 49 Закона «Об авторском праве...».Истец ссылался на то, что он является обладателем исключительных прав на издание и распространение пяти научных статей, включенных ответчиком в юбилейный сборник общества, и их публикация нанесла ущерб его имущественным интересам. Суд установил, что между издательством и научным обществом заключен договор, согласно которому первое передало второму дискету со статьями для их издания за счет общества и продажи тиража. За это правообладатель должен был получить половину стоимости реализованной научным обществом продукции. Обязательства по перечислению истцу денежных средств ответчик не выполнил. При таких обстоятельствах суд обоснованно указал на то, что спор связан с неисполнением денежного обязательства по авторскому договору, но к ответчику не могут быть применены меры ответственности, предусмотренные статьей 49 Закона «Об авторском праве», как к нарушителю авторских прав, поскольку публикация статей осуществлялась с разрешения правообладателя. Так как истец отказался от рассмотрения его требования как меры ответственности, установленной статьями 15 и 393 ГК РФ и статьей 34 Закона «Об авторском праве», в иске отказано».

Ответственность автора. Прежде всего, хотелось бы заметить, что в юридической литературе выделяют следующие наиболее типичные нарушения авторами своих обязательств по авторским договорам:

просрочка автора в представлении произведения;

выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно;

отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором;

нарушение обязанности лично выполнить работу;

передача произведения для использования третьим лицам без согласия контрагента по договору о передаче исключительных прав.

В соответствии с действующим законодательством ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в:

возврате полученного им гонорара;

одностороннем расторжении заключенного с ним договора;

возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки (ст. 34 Закона об авторском праве).

Условия реализации указанных выше санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре. Необходимыми условиями наступления ответственности за причинение убытков являются: вина, факт причинения убытков, причинная связь между виновными действиями и наступлением убытков, противоправный характер действий автора. Прежде всего, должна быть установлена вина автора в нарушении договорных обязанностей. Для применения к автору такой меры ответственности, как возмещение убытков, должен быть доказан факт их причинения и обоснован их размер. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на пользователя. За уклонение от содействия заказчику в подготовке произведения к использованию (читать корректуру, консультировать режиссеров и актеров, участвовать в обсуждениях произведения и т.д.) конкретным авторским договором могут быть установлены особые санкции.

Ответственность (границы, пределы, а точнее рамки ответственности) соавторов никак не урегулирована законом «Об авторском праве» в этой связи, зачастую, возникают споры на практике, когда, например, один соавтор провинился, а другие добросовестно выполнили свои обязанности.

Ответственность пользователя. Основания, объем его ответственности также определяются конкретным авторским договором, а также некоторыми общими положениями гражданского законодательства.

Наиболее типичными нарушениями авторского договора заказчиками (пользователями) являются:

нарушение обязанности использовать произведение;

несвоевременная выплата вознаграждения;

использование произведения в больших объемах, чем это предоставлено договором.

В этой связи подчеркнем, что заказчик (пользователь) несет ответственность за исполнение тех обязательств, которые возложены на него договором:

нарушение обязанности использовать произведение;

причинение автору убытков;

нарушение целостности произведения;

невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д.

В случае если ответственность заказчика (пользователя) в договоре не указана, последний может быть привлечен к ответственности на основе общих положений ГК РФ. Так как обязательство между заказчиком (пользователем) и автором носит денежный характер, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, заказчик (пользователь) несет ответственность за неисполнение денежного обязательства в размере процентов на сумму этих средств. В отличие от авторов большинство пользователей произведений несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение; использовать его на условиях соглашения. Ответственность заказчика за использование произведения наступает независимо от причин, которые помешали ему использовать одобренное произведение.

Во избежание излишних споров в авторских договорах целесообразно оговаривать конкретный размер компенсации, причитающейся автору в случае утраты, гибели или порчи оригинала произведения. Если заказчик в добровольном порядке не выполнит установленных в договоре обязательств и не возместит автору указанные суммы, он вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов.

Специальные санкции по отношению к заказчику (пользователю) в виде штрафной неустойки или фиксированной суммы, могут быть установлены за:

нарушение принадлежащего автору право на защиту произведения от искажения;

передача произведения для использования третьим лицам, если авторский договор такого права пользователю прямо не предоставляет.

Безусловно, что даже если договор не содержит санкций за данные нарушения, заказчик может быть и должен быть привлечен к ответственности по общим положениям гражданского законодательства.

Заключение

Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема «Авторский договор».

Изучение выбранной темы, в ходе подготовки к написанию настоящей работы, позволило определить ряд проблем, существующих в сфере действия авторских договоров, и попытку законодателя более или менее полно решить их. Прежде всего, отсутствие законодательного закрепления понятия авторского договора.

Определяя существенные условия договора, законодательство исходит из принципа свободы договора, в соответствии с которым, стороны могут определить для себя и другие условия, если сочтут их таковыми.

И все-таки, несмотря на ряд нерешенных проблем в действующем законодательстве, относительно договорных отношений, все это не умаляет роли авторского договора. И, прежде всего, следует учитывать то влияние, которое авторских договор оказывает на реализуемые отношения. Поскольку авторский договор охватывает отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие сказывается не только на поведении сторон по выполнению обязательств, но, в первую очередь, на качестве самого предмета договора -- произведениях научного и художественного творчества.

Роль авторского договора проявляется также в том, что его стороны, связанные обязательствами по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, стремятся к достижению единой цели: к выпуску высококачественной печатной продукции, постановке актуальных кино- и телефильмов различных жанров и т.д. С помощью таких произведений решается задача удовлетворения культурных потребностей граждан, их нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня. В то же время воздаваемые на основе авторского договора произведения научного и художественного творчества преумножают духовные ценности и обогащают отечественную культуру.

В настоящее время Закон об авторском праве действует в редакции от 20 июля 2004г. С ее принятием были внесены существенные изменения в нормы, касающиеся защиты авторских и смежных прав, в целях повышения их эффективности и выполнения требований Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Однако изменения не придали определённости, отвечающей потребностям правоприменительной практики. Сегодня идет активная работа по подготовке части четвёртой ГК РФ, в которую предполагается включить нормы, регулирующие вопросы защиты прав в рассматриваемой сфере.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

Несмотря на сравнительно недавнее внесение изменений в Закон об авторском праве, работы по совершенствованию законодательства в сфере авторских и смежных прав не прекращаются, что позволяет надеяться на выявление и устранение существующих недоработок в ближайшем будущем.

Список использованной литературы

Нормативно-правовая

1. Конституция РФ. М.: Инфра-М, 1996.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая. М.: Юрайт,2005.

3. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.

4. Закон РФ от 9 .07. 1993г. «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

5. Федеральный закон от 20. 07. 2004г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. 2004. №30. Ст. 3090.

6. Постановление Правительства РФ от 21. 03. 1994г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 13. Ст. 994.

7. Постановление Правительства РФ от 29. 05. 1998г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3. 08. 1992г. // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2476.

8. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28. 09. 1999г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. №11.

9. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9.08. 2003г. № КГ-А40/6835-03.

Основная

1. Богатых Е.А. Гражданское и торговое право: Учебное пособие. Изд. 3-е, переработанное и дополненное - М.: Юристъ, 2004.

2. Великомыслов Ю.Я. Авторское право. Авторский договор: заключение и исполнение. Практическое пособие - allpravo. ru - 2005г.

3. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Экзамен, 2003г.

4. Гражданское право. Том 3. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2000г.

5. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987г.

6. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Экзамен; Право и закон, 2004г.

7. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994г.

8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. М.: Проспект, 2004г.

9. Сборник типовых договоров. М.: Юнона, 2003г.



1. Доклад на тему Латинская Америка и Россия
2. Диплом Гражданско-правовая защита авторских прав Анализ сущности
3. Реферат на тему World Rulers Essay Research Paper Alexander the
4. Реферат на тему UnH1d Essay Research Paper By Mike mcmireztopic
5. Контрольная работа на тему Сущность и принципы организации финансов предприятия
6. Курсовая Маркетинговое исследование предпочтений потребителей продуктов питания среднеценового сегмента
7. Реферат на тему Соловьев Владимир Сергеевич
8. Реферат на тему Svenska 14001600 Talen Essay Research Paper Upptcktsresor
9. Лекция на тему Биоэнергетика сердца 2
10. Реферат Урбанизация и экология 2