Кодекс и Законы Основные этапы исторического развития социологии. Политическая система общества
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
1. Социология – это наука об обществе как социальной
системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее
составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Социология – одна из самых молодых и содержательных наук об
обществе. Стремление понять, осмыслить общество, выразить свое отношение
к нему было свойственно человечеству на всех этапах его истории.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным
существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между
собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с
другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим
отказано во всем? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Античная мысль дала толчок исследованиям социальной сферы.
Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика»
Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в
частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к
проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили
учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной
мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон
общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм
Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие
средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в
обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего
общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и
традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.
Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.
Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что
проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки
определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить
достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий
всесторонне изучать закономерности общественного развития.
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда,
когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и
появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных
явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить
трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX
века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль
Дюркгейм.
Предыстория русской социологии связана с деятельностью радикальных
публицистов, группировавшихся вокруг журнала «Русское слово». В журнале
впервые появились статьи, знакомившие русского читателя с позитивизмом
Огюста Конта. Радикальная философская мысль шестидесятников имела
предшественников в восемнадцатом веке, находившихся под влиянием
социальной философии Монтескьё.
Широкий интерес к социальной проблематике стал характерен для
русского образованного общества в связи с реформами Александра II.
Неслучайно в этот период происходит знакомство русской интеллигенции с
творчеством О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и других мыслителей, в
чьих трудах были заложены основы социологической науки.____
2. Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием
Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические , традиционные, популистические, авторитарно-консервативны.
Типологизация Г.Алмонда основывается на типе политической культуры и ролевой структуры (то есть структуры ролей, выполняемых официальной властью, партиями, группами давления, СМИ). 1. Политические системы англо-американского типа отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными партиями, общественными организациями и т.п. 2. Континентальные европейские системы отличаются “раздробленностью политической культуры”, наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часты правительственные и парламентские кризисы. 3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса, порождает насилие как средство примирения. 4. В тоталитарных политических системах доминирует одна, навязанная властью, политическая культура, ценности и образцы политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности.