Кодекс и Законы Компьютерная этика
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Само употребление выражения "компьютерная этика" весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как "информационная этика", "киберэтика".
Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, т.е. преимущественно правовые проблемы.
В рамках компьютерной этики выделяется особая область, называемая "хакерской этикой", основание которой заложили хакеры, пионеры, стоявшие у истоков современных информационных технологий. А с развитием сети Интернет в обиход входит и понятие "сетевой этики", обозначающее совокупность правил, сложившихся среди пользователей глобальной сети.
Кодекс компьютерной этики
Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как "Ассоциация разработчиков компьютерных технологий" (ACM), "Ассоциация менеджеров информационных технологий" (DPMA), "Ассоциация пользователей информационных технологий в США" (ITAA), "Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов" (ICCP).
На основе этических стандартов, используемых в кодексах, "Международная федерация по информационным технологиям" (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:
1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;
2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;
3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;
4) не использовать компьютер для воровства;
5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;
6) не использовать ворованное программное обеспечение;
7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;
8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;
9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете;
10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики
1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей;
2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;
3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;
4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.
"Хакерская этика"
Насчитывается огромное количество определений понятия "хакер". Эрик Рэймонд, один из авторов, развивающих и пропагандирующих это направление в этике, в своем "Новом словаре хакера" приводит восемь определений, основные из которых следующие:
1) программист, которому изучение тонких и не очевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями;
2) программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на около компьютерные темы;
6) эксперт или фанат в любой области, например, "астрономический хакер" или "хакер-ботаник";
7) человек, которому решение сложных задач доставляет огромное наслаждение; тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.
Первые хакеры и сам феномен хакерства, как определенного образа жизни и поведения, появились в США в 60-е гг. в стенах MIT (Массачусетский технологический институт). Этими людьми двигало желание овладеть всеми хитростями компьютерных систем и продвинуть технологию за пределы известных возможностей. Хакерская этика представляет собой ряд правил, принципов и норм, выработанных в среде компьютерных профессионалов. Основные из них, связанны, во-первых, с представлением, .
"что когда люди делятся информацией с другими, то они совершают нечто очень хорошее и общественно полезное. Согласно этому представлению, нести людям свое мастерство, те.е бесплатно создавать программные продукты, всячески облегчать пользователям доступ к информации и различным компьютерным ресурсам - это моральная обязанность каждого хакера".
Во-вторых, хакеры полагают, что
"залезать в чьи-то системы просто из интереса или для забавы - это вполне нормально, естественно, если при этом взломщик ничего не ворует, не ломает и не нарушает конфиденциальности системы".
По мере того как компьютеры повсеместно проникли в жизнь общества, изменилось традиционное понимание «работы» как выполнения определенных обязанностей в определенном месте и в определенное время. Работа превратилась в «инструктаж» компьютера. В компьютеризованном обществе пересматриваются и ценности, связанные с прежней концепцией работы: «общаясь», не выходя из дома с компьютерным терминалом, служащий теряет постоянный контакт с коллегами; обучение посредством компьютера может сделать ненужной профессию учителя. Однако одновременно встает вопрос: «Что же представляет собой образование, если в качестве учителя используется компьютер?».
Еще шестнадцать лет назад в специальном выпуске ведущего американского журнала «Метафилософия» впервые комплексно обсуждались этические проблемы компьютерной революции, говорилось о необходимости выработки особого морально-этического подхода в условиях неслыханно быстрого развития информационно-поисковых и информационно-логических систем, т.е. о создании этического кодекса. Замещение многих видов человеческой деятельности функциями компьютеров оказывает серьезное воздействие на нравственность, политику, социальную теорию, психологию. Эти процессы и изучает новая социальная дисциплина — компьютерная этика.
Компьютерная этика — это пока отнюдь не определенный свод правил, а динамичное и сложное поле исследования, лежащее на грани между компьютерными технологиями и нормативной этикой и зависящее от них.