Кодекс и Законы Возникновение теоретической социологии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
на тему «Возникновение теоретической социологии»
(вариант №2)
Преподаватель: Захарова И.И.
Студент: Ермолаева М.Н.
Специальность: БУ
Группа: день
№ личного дела: 07УББ02823
Пенза – 2009
План
Введение………………………………………………………………………..стр.3
1.Социологический проект Огюста Конта……………………………..….....стр.4
2.Эволюционная социология Герберта Спенсера..……………………….….стр.9
3.Практическое задание………………………………………………………стр.13
Заключение…………………………………………………………………….стр.14
Список использованной литературы…………………………………………стр.15
Введение
Расширить и углубить представление о социологии как науки помогает изучение истории ее становления и развития. Что же послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно встретить уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона «Законы», «О государстве», в «Политике» Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Руссо, Макиавелли, Гоббса и др. Но считать социологию самостоятельной наукой было еще рано. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии. Для ответа на вопрос о времени появления социологии необходимо опираться на критерии, выдвигаемые науковедением.
Научным сообществом в качестве отдельной специальной науки социология начала признаваться в XIX веке, после опубликования «Курса позитивной философии» О. Конта, где им впервые использовался термин социология, и была выдвинута задача изучения общества на научной основе. Из науки, которую ранее ставили под сомнение, социология превратилась в общепризнанную.
1.Социологический проект Огюста Конта.
В 40-х годах XIX в. в работе «Курс позитивной философии» в 1839 году, О. Конт (1798-1857) впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Основу его понимания общества составляет позитивизм как философское направление, основателем которого он является и которое отрицает всякую ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта», отказывается от философии в пользу науки. Науки у Конта не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”.
Конт полагал, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, и считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей образующих социальное целое.
Кредо позитивистской социологии Конта — «порядок и прогресс». Порядок означает стабильность фундаментальных принципов общественной жизни и приверженность большинства членов общества сходным взглядам. Основными элементами общества считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство. Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции; его движущую силу видел в умственном и духовном развитии. Второстепенные факторы прогресса – материальная жизнь, климат, раса, народонаселение и т. д.
Конт считал своим крупнейшим достижением предложенную им классификацию наук. Он построил иерархию наук, расположив их в логической и исторической последовательности в соответствии с «убывающей общностью и независимостью» и возрастающей «сложностью» предмета изучения. (Табл.1)
Таблица 1. Система наук и их методов по О. Конту
Наука | Метод |
Абстрактные (математика) | Логика |
Конкретные (геометрия, механика) | Наблюдение |
Астрономия | Наблюдение |
Физика | Наблюдение + эксперимент |
Химия | Наблюдение + эксперимент + классификация |
Биология | Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение |
Социология | Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод |
Считая естественные науки эталоном, Конт полагал необходимым реформирование гуманитарных наук по их подобию. Отказал в праве на самостоятельное существование истории, психологии, политэкономии и др.
Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все позитивные науки. Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки.
Обоснование необходимости и возможности появления социологии осуществляется Контом на основе сформулированного им «Основного закона интеллектуальной эволюции человечества», согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем развитии три стадии – «теологическую, или фиктивную, «метафизическую, или абстрактную» и «позитивную, или научную». На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную. На этой стадии человек ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. Здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества. Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества – политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.
Гармония в обществе - это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит в том, чтобы мудро согласовывать интересы социальных субъектов. В этом Конт видел главное достоинство политиков. Гармония в обществе достигается тогда, считал он, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи с другой, гармонируют между собой». (Социология Конта в изложении Риголажа. СПб. 1898. С.49) В гармонии общества Конт видел условие его стабильности, возможность развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.
Появление социальных и профессиональных групп в обществе, повышение благосостояния людей ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, способные разрушить основу общества – чувство согласия между людьми. Способствовать установлению согласия призвана, по мнению Конта, социология.
Уже отмечалось, что Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Это учение он нередко называл социальной философией. Конт пользовался также понятиями социальная статика и социальная динамика, с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому посвящены многие его работы, среди которых особое место занимают «Курс позитивной философии» в шести томах и «Система позитивной политики» в четырех томах.
Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
2.Эволюционная социология Герберта Спенсера
Многие идеи Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель, представитель органического направления в социологии Герберт Спенсер (1820-1903). Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении «Системе синтетической философии» - он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:
1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;
2) те и другие усложняются;
3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга;
4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.
Легко заметить, что система доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля сравнима с кровообращением, а кровяные тельца с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, мы находим, что эти крупные аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, чем это можно было ожидать». (Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты. СПб.,1866. С.459)
В теории эволюции Спенсер выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).
Социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в том числе политических. Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Это наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти. «Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. … Конституции не создаются, они сами вырастают», - утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей. (Спенсер Г. Система синтетической философии. СПб, 1899. С.168)
В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и различных социальных институтов. В ходе эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь «возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».
Спенсер был далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Он считал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, и общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной духовной и физической деятельности индивидов. Каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как одной из многочисленных социальных единиц. Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия также необходимы, как и эгоистические.
Не обошел вниманием Спенсер и проблемы стабильности общества: социальное равновесие, социальную гармонию и распад общества. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесие между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью.
Свое виденье проблемы распада общества Спенсер видит как процесс, обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует упадок. Этот процесс совершается прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних, характеризующихся как «некое новое движение извне». Распад общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность промышленных классов, движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распаде общества происходит уменьшение интегрированных движений (экономической и политической интеграции) и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных). Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом.
Данное Спенсером определение социологии проистекало не только из его организмической концепции общества. Предметом социологии, в существовании которой как науки он был убежден, являются образование, прогресс, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи как свойства, общие для всего человечества, так и особенности, свойственные определенной расе, индивидуальные особенности.
3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).
Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?
Я считаю, что в каком-то смысле Конта можно назвать «творцом», т.к. именно он первым предложил поставить учение об обществе на научную основу, т.е. «сотворил» социологию как науку. В своих исследованиях Конт опирался на «позитивный» метод, т.е. при теоретическом анализе использовал эмпирические данные, собранные в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данные надежные, проверенные, не вызывающие сомнения. По мнению Конта, наука важна в рациональном устройстве общества, и необходимо внести в изучение общества основные принципы, используемые в естественных науках, а обустройство общества должно основываться на этих принципах. Однако своим методом Конт поставил развитие общества «с ног на голову», полагая, что социальный порядок выводится из логического, т.к. его понимание общества было направлено на сохранение существующего капиталистического строя и сосредоточение власти в руках владельцев частной собственности.
Заключение
Проблемы, которые решались в социологии Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не утратили своего значения и методы решения этих проблем с точки зрения его представлений об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Эти и многие другие положения делают учение Конта важным достоянием современной социологии.
Организмическая концепция общества Г. Спенсера во многом противоположна взглядам О. Конта. Но можно с полным основанием сказать, что многие взгляды Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижения социального равновесия, гармонии и стабильности, учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества.
Список использованной литературы
1. Социология. Учебник для вузов/под редакцией проф. Лавриненко В.Н. М., ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
2. Маркович Д.Ж. Общая социология. Учебник. 3е изд., М., ВЛАДОС, 1998.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2е изд., М., Центр, 1997.
Дата:
Подпись: