Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Правомерность выражения религиозности в светских шролах

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024




Оглавление:
1. Введение (актуальность работы)…………………………………………..2

2. Нормативные акты устанавливающие отделение школы от церкви…….2

3. Статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие ответственность за «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви»………………………………………………………………………….6

4. «Pro e contra» введения в школах «Основ православной культуры»…………….. ………………………………………………………. 8

5. Заключение…………………………………………………………………..13

6. Библиография………………………………………………………………..15
Актуальность данной работы обусловлена тем, что уверения процерковно настроенных общественных деятелей и клерикально настроенных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и к православию в частности, заигрывания власти с Церковью, создающие иллюзию повсеместного возврата страны в «лоно традиционной религии», показывают свою несостоятельность как только сталкиваются с реальной жизнью.

Вводимое в общеобразовательных школах изучение на выбор, то ли одной из традиционных религий, то ли основ религий вообще как социального явления, то ли общего курса светской этики принималось именно под такими лозунгами и нарастающим давлением клерикально настроенных кругов общества. При этом эти круги выдвигали идею, что 75% населения нашей страны относят себя к православным. На самом деле, мне кажется, происходит подмена понятий, - не отождествляющие себя с православием как с религией, а как бы «по умолчанию» признающие свою связь с русской культурой, но не с религией.

Согласно статье 14 основного Закона – Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»[1]. Данная статья Конституции напрямую вытекает из «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви»[2] — нормативно-правового акта, принятого Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, и имевшего конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Этот Декрет впервые устанавливал светский характер государственной власти. Одним из пунктов данного документа устанавливался запрет преподавания религии - школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви. Церковноприходские школы этим декретом были ликвидированы, преподавание Закона Божия в школах было запрещено. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом. VIII Отдел Народного комиссариата Юстиции с января 1919 года планировал выпуск нового ежемесячного журнала «Революция и церковь». В нем планировалось размещать обзор распоряжений и разъяснений касательно отделения церкви от государства и школ от церкви. Распространялся труд Бухарина «Церковь и школа в Советской республике».

Предистория Декрета уходит в далекий 1903 г., когда в Программе РСДРП, принятой на  II съезде  партии одним из пунктов было принято «...Российская социал-демократическая рабочая партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы: …13. Отделение церкви от государства и школы от церкви»[3].

Статья 13 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. года гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». То же самое было подтверждено ст. 4 Конституции РСФСР 1925 года.

Нельзя сказать, что исполнение норм права, закрепленных в Декрете и закрепленных в Конституциях было принято на «ура» населением молодой Республики. Особенно недовольны нововведениями в сфере вероисповедания были крестьяне, так как преобразования кардинально изменили их образ жизни. Они возмущались отсутствием в школах икон и занятий, посвященных Закону Божьему, запрещали детям посещать такие школы. Ими распространялись призывы к возрождению «Святой церкви» и восстановлению преподавания Закона Божьего в школах. Нередки были случаи преподавания в школе «по-старому»[4].

В Средней Азии осуществление принципа отделения церкви от государства в области образовательной политики столкнулось со специфическими проблемами. Светская школа здесь создавалась медленно. Тому было множество причин, в том числе финансовые трудности и слабая материально-учебная база. Культурные, бытовые, этнические особенности края вступали в противоречие с установками, инструкциями Советской власти. На территории Средней Азии, где весь уклад жизни регламентировался устоями мусульманской религии, было трудно осуществлять совместное обучение мальчиков и девочек. Многие родители давали согласие на обучение своих детей в светских школах лишь при условии, если учитель будет носить чалму и халат, а дети - совершать намаз и т.д. В Бухарской республике, где по учебному плану в светских школах отводилось время на вероучение, ученики, достигшие 14 лет, могли по желанию изучать основы ислама в мечети. Такое отношение руководства республики к столь важному вопросу вызвало весьма благоприятную реакцию Центрального духовного управления мусульман. В обращении по этому поводу от 9 июня 1924 г. ко всем имамам и мусульманам, в частности, говорилось, что «только просвещение дает народу силу и право жить как полноправным гражданам. Принимая это все во внимание, необходимо смотреть на трудовую школу[5] прямо и правильно, не уклоняться от посильной помощи ей и стараться поддерживать ее материально[6]».

В секретном письме ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы», всем ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам, губкомам и окружкомам говорилось: «Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т.н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей, особенно школ повышенного типа, ввести соответствующий антирелигиозный цикл в техникумы и в педвузы, ввести таковой в свои заочные курсы, разработав методы антирелигиозной пропаганды в школе, внести соответствующие поправки к программам школы, обратив особое внимание на школы второй ступени, ассигнуя специальные средства по линии Главполитпросвета, Главпрофобра и Главсоцвоса. Поставить задачей организацию в ближайшее время антирелигиозного отделения в ИКП для подготовки высококвалифицированных антирелигиозников, а также использовать с этой целью РАНИОН и Коммунистическую Академию, закреплять и расширять практику организации вечерних и воскресных рабочих антирелигиозных курсов и университетов и других общественных форм подготовки антирелигиозного актива из среды рабочих». 

Мы видим, что правящая партия взявшая власть в свои руки после Октябрьского переворота весьма последовательно начала бороться с религиозными верованиями населения бывшей Российской Империи. Не знаю, понимали ли тогдашние руководители этой борьбы то, что борясь с традиционными религиями в школах, на предприятиях, в Красной Армии и флоте, они создавали новую религию с Пантеоном богов из числа руководства ЦК партии. И имя той новой религии – марксизм-ленинизм…  

Советская  школа  -  это школа, отнюдь не скрывающая своих политических тенденций,  это  - педагогическая фабрика, отсеивающая подходящий материал и изготовляющая  из  него коммунистов. Первой ступенью чистилища, открывающего впоследствии  дверь в партию, является организация так называемых «пионеров» в  средней  школе  -  нечто  вроде  коммунистических бойскаутов (но из своих учебников  каждый  пионер  знает,  что  европейский  бойскаут - это враг). И следующая  ступень  - это «комсомол», организация уже более ясно выраженного партийного  характера,  обнимающая  возрастную  группу студенческого типа. У пионеров   -  форма,  красные  галстуки,  военный,  строй,  барабаны  -  для восьмилетнего  гражданина  большой  соблазн.  В  число пионеров входят очень многие  из  учеников  средней  школы  - и сколько драм на тему «отцы и дети» разыгрываются  в  этих декорациях! Из пионеров в «комсомол» переходят далеко не все, и только часть из комсомола попадает затем в партию.

В  отличие  от  европейской конфессиональной или безрелигиозной школы - советская   школа   это  школа  антирелигиозная,  соответствующие  тенденции прививаются  с  самых  младших классов. В школах для старших возрастов всюду организуются   «кружки  безбожников».  Религиозные  праздники  в  школах  не празднуются,  даже  Рождество  и  Пасха:  граждане-школьники, вместе прочими гражданами,    празднуют    только   "праздники   революции"   (октябрьские, первомайские).  Попробуйте  спросить  советского  школьника:  «какой сегодня день?».  Три  четверти вам не ответят на этот вопрос: дни недели, само слово «неделя»  в  советской  школе  забыты,  вместо  недели  -  там «пятидневка», "шестидневка",  вместо  воскресенья  -  пятый  или  шестой  день.  Под  перо просится  парадоксальный вывод: советская антирелигиозная школа - это новый, своеобразный    тип   конфессиональной   школы,   где   в   основу   положен "антирелигиозная  религия" коммунизма (a propos: есть книжечка с неожиданным заглавием  -  "Катехизис...  безбожника").  В  особенности  это  относится к начальной  и  средней  школе,  где тезисы коммунизма воспринимаются скорее в порядке эмоциональном, в порядке веры[7]. Так пишет русский писатель эмигрант Евгений Замятин.

Интересны также статьи Уголовного Кодекса советского периода. Прежде всего, это статья 122 УК РСФСР 1926 г.: «Преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах или с нарушением установленных для этого правил влечет за собой - принудительные работы на срок до одного года». Глава III Особенной части так и называлась «Нарушение правил об отделении церкви от государства». Таким образом мы видим классическую триаду юриспруденции: гипотеза-диспозиция-санкция. С точки зрения советского юридического позитивизма вопрос с правомерностью выражения религиозности в светских советских школах большевиками был решен окончательно.

В дальнейшем,  в Уголовном Кодексе, утвержденном  Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 в статье 142 говорилось: "Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви - наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей». Несколько позднее вышло Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 года о применении статьи 142 УК РСФСР, в котором говорилось: «Разъяснить, что под нарушением законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, влекущем уголовную ответственность по статье 142 Уголовного кодекса РСФСР, понимается: принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа; изготовление с целью массового распространения или массовое распространение обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах…»

Не знаю, сколько людей было осуждено по этой статье за тридцать лет ее действия, но 18 октября 1991 года эта статья была исключена из Уголовного Кодекса Законом РСФСР №1763-1[8].

Самое интересное наступило 15 декабря 1990 года, когда был принят Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». Статья 50 Конституции РСФСР была принята в следующей редакции: «Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии»[9]. Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитировал граждан, осуждённых, в том числе, за «нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви; посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов». Коммунистическая эпоха закончилась. «Божества» остались не у дел.

В девяностые годы ХХ века на всем постсоветском пространстве там и тут возникают различные религиозные секты различной направленности. Не будем в рамках данной работы рассматривать правомерность их духовной и хозяйственной деятельности. Хочется просто отметить, что были нередки случаи, когда директора учебных заведений предоставляли помещения вверенных им учреждений для проведения собраний сект.

Сейчас общественность больше волнует другой вопрос. В масс-медиа уже давно муссируются слухи о введении в школьный курс предмета «Основы православной культуры». С 1 сентября 2006 г. в качестве эксперимента этот предмет изучают школьники в 15 субъектах РФ. В двух регионах Черноземья — Брянской (курс «Встреча с историей») и Белгородской (курс «Православная культура») областях — ОПК является обязательным предметом. По мнению представителей Русской Православной Церкви, сомневаться в необходимости нового предмета – все равно, что оспаривать курс русского языка. Бывший Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказывал точку зрения, что изучение этого предмета в школах позволит воспитывать в детях терпимое отношение к людям другой веры и другой культуры. Управделами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент выступает категорически против преподавания «Основ православной культуры» даже в качестве факультатива, поскольку, по его словам, «в современных условиях, учитывая загруженность школьников базовой программой, полноценное посещение занятий по предмету, который носит совершенно необязательный характер, маловероятно». Но решение о введении курса принимает директор школы (либо РОНО) после сбора достаточного количества подписей родителей учеников за введение курса. Предмет позиционируется как светский. В 20 регионах страны (Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской, Омской областях, Краснодарском крае и др.) преподавание ведется священнослужителями[10]. Не является ли это антиконституционным альянсом служителей культа и органов государственной власти?

За введение в школах курса выступают иерархи Русской православной церкви. К 2010 году предполагается подготовить более 10 тысяч специалистов по курсу ОПК сообщил в 2006 году представитель Московской духовной академии. В том же 2006 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: «Я считаю, что основа православной культуры — это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится сегодня в нашей школе, обязан знать историю своей культуры»[11].

         Заведующий Миссионерским отделом МДАиС иеромонах Пантелеимон (Бердников) полагает: «...на факультатив приходят дети уже, как правило, церковные, у кого родители верующие. А у нас другая задача, нам важно привлечь людей, далеких от Церкви. Поэтому мы идем по такому пути: договариваемся с администрацией, и она предоставляет какой-то час в неделю, но зато для всех обязательно. И люди, которые сами по себе бы не пришли, а они все равно слушают...»[12].

         В 2009 году на семинаре в Московской Духовной академии, посвящённом миссионерству среди неверующих и агностиков «Были выделены следующие черты: … Невозможность добровольно слушать что-то о религии. Обязательно нужна внешняя сдерживающая сила на первое время. … Отсюда вытекают главные правила ведения бесед: … Необходимость принуждения, внешней сдерживающей силы (например, административного ресурса) до появления интереса у слушателей … Школа или детский сад — сложный участок идеологической борьбы. … Нужно помнить, что задача миссионера – привести людей к Богу. Поэтому не надо увлекаться культурологией – это лишь внешнее знание, ничего не дающее…»[13]. Что-то «ностальгическое» проскальзывает во фразах про идеологическую борьбу, а «Наша цель - основы православной культуры» перекликается с еще не всеми забытым «Наша цель коммунизм».

         Радует, что находятся в государстве люди, которые трезво оценивают ситуацию. Против введения курса «Основы православной культуры» выступили представители других конфессий: буддистских, мусульманских, католических, протестантских, иудейских. «Стремление ввести в светских школах страны дисциплины «Основы православной культуры» и в целом преподавания какой либо одной религии церковной догматики не может нас не настораживать», - заявил глава Совета имамов Махачкалы, главный имам Центральной джума-мечети столицы Дагестана Мухаммад-Расул-хаджи Саадуев. ««В этой связи нас удивила позиция, занятая руководством Координационного центра мусульман Северного Кавказа, поддержавшее введение ОПК в школах. Мы, со своей стороны, не разделяем подобного подхода»[14], - добавил он. Прочитав эти строки не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Мусульмане Северного Кавказа поддерживают «Основы православия…» Интересно, найдется ли в средней полосе России хоть один православный священник, который открыто в средствах массовой информации поддержит введения в школах предмета «Основы мусульманской культуры»?

         Десять академиков РАН выступило с открытым письмом «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?» президенту РФ В. В. Путину, опубликованном 22 июля 2007 года[15]. В письме выражена обеспокоенность «все возрастающей клерикализацией российского общества, активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни», в частности в систему государственного образования. В письме поднимается вопрос невозможности (так как это ставит сторонников разных конфессий в неравное положение) введения во всех школах России обязательного предмета «Основы православной культуры». Этот вопрос также связан с резолюцией XI Всемирного русского национального собора (март 2007), в которой, в частности, содержится просьба «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта». Также, отмечается в письме, что иерархи РПЦ неоднократно обращались к Правительству РФ с просьбами ввести такой предмет как обязательный. А патриарх Алексий II в своем циркуляре от 9 декабря 1999 года писал «Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из чего Академики, авторы письма, делают вывод (и обращают на это внимание президента РФ), что речь идет не о культурологическом предмете, как это пытаются преподнести, а о введении в школах предмета «Закон Божий», как это было в дореволюционной России. Однако, заключают авторы письма, даже если речь идет о культурологической дисциплине, в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя, так как это нарушает права сторонников других конфессий.

Итог письма академиков; если раньше эти вопросы обсуждались только между Правительством РФ и представителями РПЦ, то теперь эти вопросы стали обсуждаться широкой общественностью. В этом смысле Открытое письмо президенту Российской Федерации стало «информационным поводом» для обсуждения этих и других вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества.

Ряд видных правозащитников и представителей общественности выступил в поддержку письма: «Мы видим, как под видом религиозного возрождения, в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти»[16].

Заслуженный юрист РФ Михаил Барщевский сказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «… когда мы говорим о жизни светского государства применительно к поощрению одной религии по отношению к другой религии — это совершенно недопустимо. Почему я, например, являюсь последовательным противником преподавания основ православной культуры? Основ религиозной культуры — пожалуйста. Но не православной. Потому что это поощрение одной религии. Да. Очень уважаемой, важной. Но светское государство в рамках школьной программы не должно начинать поощрять одну религию в ущерб другим»[17].

И, наконец, 21 июля 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев на встрече в Барвихе с главами основных религиозных конфессий России патриархом Кириллом, муфтиями Бердиевым, Гайнутдином и Таджуддином, главным раввином Берл Лазаром и Пандито хамбо ламой Аюшеевым поддержал идею преподавания в российских школах основ традиционных религий, в том числе ОПК. Наряду с этим должен преподаваться курс истории основных конфессий и основ светской этики. По мнению президента, преподавать религиозные предметы должны светские педагоги, а выбор изучаемого курса должен быть только добровольным, так как: «любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным»[18].

Против высказываний Президента сказать нечего. Напоминает ситуацию «если нельзя, но очень хочется, то можно». Как бы нельзя по Конституции преподавать религиозные знания в школах, но если назвать это курсом истории, то вроде уже и можно. На мой взгляд в любых образовательных государственных учреждениях должно быть запрещено любое преподавание основ религии.

По состоянию на июль 2009 года планируется ввести новую образовательную программу, в рамках которой будет предлагаться набор курсов. Ученики смогут выбрать курс основ какой-либо одной из традиционных религий, либо истории всех основных конфессий, либо курс светской этики. Программу предполагается назвать «Духовно-нравственное воспитание». Предмет «духовно-нравственное воспитание» в некоторых регионах (например в Ставрополье) вводится уже в 2009—2010 учебном году. По данным опросов, большинство родителей Ставрополья выбрало бы курс «светской этики», вторым по популярности является курс «История мировых религий», «Основы православия» — на третьем месте.

         По данным опроса «Левада-Центра» в общей сложности один из светских курсов выбирает 46 % опрошенных, что в два раза больше чем доля выбравших религиозные дисциплины[19].
Библиография:

1.     Конституция Российской Федерации с комментариями. М. Инфра-М. 2009

2.     «Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства» № 18, 1918, стр. 263

3.     «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, M., Госполитиздат, 1954, стр. 40—41

4.     Доброновская, А.П. Отделение церкви от государства в Енисейской губернии (1920 – 1922 гг.) /

5.     Декрет ВЦИК "Положение о единой трудовой школе РСФСР" был подписан 30 сентября 1918 г

6.       Вишневский А. Как это делалось в Средней Азии // Наука и религия. 1990. N 3. С. 44.

7.     Е. И. Замятин. Сочинения. 1986. Т. 4. С. 565-570.

8.     Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, N 44, ст. 1430.

9.     Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

10.  Н. Кеворкова, М. Железнова «По два часа православия в неделю». Газета. № 211 14.11.2002

11.  Курс «Основы православной культуры»: польза или вред? — regions.ru 31.08.2006 

12.  «Православие и современность» № 4, 2007

13.  http://www.portal-missia.ru/node/148

14. http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-8472.html

15. http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html

16.  http://www.zaprava.ru/content/view/999/1/

17.  Что такое «секта»? // «Эхо Москвы» 1.02.2007

18.  Антипова Н., Клин Б. «Невольник - не богомольник» // izvestia.ru 22.07.2009

19.    http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12594.html?no_cache=1&cHash=602d6bb2ce

                                                                                                                                                                                                                          




[1] Конституция Российской Федерации с комментариями. М. Инфра-М. 2009

[2] «Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства» № 18, 1918, стр. 263

[3] «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, M., Госполитиздат, 1954, стр. 40—41

[4] Доброновская, А.П. Отделение церкви от государства в Енисейской губернии (1920 – 1922 гг.) /

А.П. Доброновская // Сибирь в XVII – XX веках: Проблемы политической и социальной истории:

Бахрушинские чтения 1999 – 2000 гг. : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.И. Шишкина. – Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2002. с. 113



[5] Декрет ВЦИК "Положение о единой трудовой школе РСФСР" был подписан 30 сентября 1918 г

[6] Вишневский А. Как это делалось в Средней Азии // Наука и религия. 1990. N 3. С. 44.

[7] Е. И. Замятин. Сочинения. 1986. Т. 4. С. 565-570.                                                                                                                                                                                                                               

[8] Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, N 44, ст. 1430.

[9] Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г.  "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"

[10] Н. Кеворкова, М. Железнова «По два часа православия в неделю». Газета. № 211 14.11.2002

[11] Курс «Основы православной культуры»: польза или вред? — regions.ru 31.08.2006

[12] «Православие и современность» № 4, 2007

[13] http://www.portal-missia.ru/node/148

[14] http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-8472.html

[15] http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html

[16] http://www.zaprava.ru/content/view/999/1/

[17] Что такое «секта»? // «Эхо Москвы» 1.02.2007

[18] Антипова Н., Клин Б. «Невольник - не богомольник» // izvestia.ru 22.07.2009

[19] http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12594.html?no_cache=1&cHash=602d6bb2ce

1. Реферат на тему Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Архангельской области
2. Сочинение на тему Сакральный текст в литературном произведении Студент АПЧехова и Гроза ВВНабокова
3. Реферат на тему Classical Conditioning Vs Operant Conditioning Essay Research
4. Курсовая на тему Розрахунок транзисторного резонансного підсилювача потужності
5. Реферат Педагогический такт и личность учителя
6. Реферат 1 Теоретичні і практичні задачі сучасної вікової психології і їх значення для теорії і практики
7. Контрольная работа на тему Основы безопасности жизнедеятельности
8. Курсовая на тему Государственное предпринимательство как метод регулирования экономики
9. Реферат на тему In Search Of Excellence Review Essay Research
10. Доклад Бизнес-план ООО ФРИК