Кодекс и Законы Дизайн Японии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Дизайн Японии
Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени, из-за особого географического положения и климатических условий, японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру.
Дизайн начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Множество художников работает в промышленности, причем не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности, отличительные черты, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны.
Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей.
Развитие дизайна в послевоенной Японии происходило на фоне общего стремительного роста промышленного производства, в результате которого Япония превратилась в страну высокоразвитой индустрии. Происшедшие перемены поставили Японию перед необходимостью решения целого комплекса экономических проблем, среди которых наиболее острыми были проблемы реализации продукции, повышения его качества и конкурентоспособности, расширения внешнего рынка сбыта. Естественно, что в этих условиях стали уделять все более серьезное внимание дизайну как средству стимулирования спроса.
Япония сумела в удивительно короткий срок преодолеть отставание в области дизайна от передовых в этом отношении стран и обеспечить конкурентоспособность своих изделий на мировом рынке. Достижения японских дизайнеров получают сегодня самое широкое международное признание. Все чаще делаются попытки дать анализ причин этого явления, охарактеризовать его специфику, очертить исторический путь и выявить культурные корни. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм. Японскому жилищу издавна присущи такие характерные для современных архитектуры и дизайна качества, как модульность и вариантность. В основу его планировки и проектирования внутреннего убранства положены стандартные размеры циновки.
Повышенный функционализм, осознанное применение каждой детали и минимальное использование материалов стали залогом успеха японского дизайна в как в 20-ом, так и 21-ом веке.
Сами японцы характеризуют свой дизайн следующими словами: Чистота, Ясность, Прямота.
Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое сознание проявляется через образы природы. Символы четырех времен года - весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука - сохраняют прежнее обаяние. Они повторяются в авторской керамике, в декоративных тканях, даже в форме сладостей.
Японские дизайнеры очень дорожат свободным местом, воздухом и объемом, ведь в условиях перенаселенных мегаполисов нет большей ценности, чем жизненное пространство. Они умеют достичь наилучшего сочетания трех элементов: удобства пользования вещью, ее психологической комфортности и экономии пространства. Таковы гарнитуры, части которых можно сочетать (вариантов множество), и ни один сантиметр жилья не пропадет даром. Ни одной лишней детали, все под рукой, все формы и линии выверены и в то же время свободны и естественны - таковы автомашины, которые внутри кажутся больше, чем снаружи, и самим своим внешним видом утверждают идею надежности, безопасности и строгой функциональности.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ЯПОНИИ
Автомобильный дизайн Японии очень своеобразен, и попытка иногда угодить вкусам или моде материка была, как правило, вынужденной и вызывалась чаще всего коммерческими соображениями. Но оригинальность всегда одерживала верх, и от этого японские автомобили выглядели почти всегда странновато и чуточку наивно. Но так было вчера. Сегодня же японские концерны имеют студии по всему миру и привлекают лучших европейских и американских дизайнеров, которые адаптируют островной дизайн к своим вкусам и обычаям.
Токийские концепты можно поделить на две основные части: технологические и дизайнерские. Хотя деление это условное: как правило, за необычной внешностью скрывается еще и нестандартное инженерное решение. Впрочем, подобные изыски - вовсе не прихоть конструкторов. Они, работая вместе с дизайнерами, ищут решения, которые позволят людям лучше приспосабливаться к условиям современной жизни. В Японии мало места: большая численность населения, маленькие квартиры и загруженные улицы. В японском автодизайне есть такое направление, как - элегантные, динамичные автомобили. Такими сделаны Mazda6 и Mazda3: в их облике дизайнеры старались выразить идеи, которые проповедует бренд: энергичность и стремительность, с одной стороны, а с другой - сочетание японских ценностей с глобальными.
Кроме того, можно выделить еще два направления японских автомобилей: те, которые выпускаются на мировой рынок (с левым рулем) и автомобили для внутреннего рынка (характерная черта – правый руль). Дизайн «левых» и «правых» машин до недавнего времени разнился столь сильно, сколь непохожи были, есть и будут европейская и азиатская внешность, музыка, язык, да и вся культура. Например, в японском автомобильном дизайне поражает обилие деталей, сложность пластического замысла и то, как эту сложность европейскому глазу никак не удается собрать в единое целое.
Сравнительно недавно японцам удалось соединить пресловутую специфику «для себя» и то, что требовалось мировому рынку.
Вообще, Японская культура привлекает к себе очень многих людей. В ней ведь столько тайн и интересных открытий. Одна из тайн, будораживших умы автолюбителей, открылась на Московском автосалоне. Там был представлен новый Lexus LS460L, мало того, на стенде компании был представлен автомобиль, специально подготовленный для России. Новинка класса “премиум” понравится многим. Несмотря на свои размеры, в облике автомобиля четко выражены скорость и сила. Вытянутые линии капота, девятнадцатые диски, низкая посадка – все говорит о том, какое удовольствие будет получать водитель от управления этим авто. Фары не дадут усомниться в том, какой “национальности” эта машина. Общий облик автомобиля говорит о том, что удовольствие от езды будут получать и пассажиры, и водитель. И все-таки эту машину можно отнести к разряду автомобилей для водителя. То, что у Lexus LS 460 шикарный салон, сомневаться не приходится. Внутри есть все, что только можно придумать. При всех “наворотах” салон нельзя назвать кричащим, он очень сдержан и элегантен, как и положено любому уважающему себя японцу. Безусловно, в этой модели сочетаются главные качества японцев – качество, элегантность. Также, выпуская модель на мировой рынок, они не забыли сделать ее отличительной от других, более того , фары автомобиля говорят о стране-производителе!
Япония в облике Isuzu Z E N
Шокирующий концептуальный Isuzu Z E N, представленный в конце 2001 года, стал вызовом сложившимся стереотипам мирового автомобильного дизайна. Наверное, шока не было только у японцев, настолько точно концепция отображала философию национального жилья и устройства быта. В основе идеи была заложена колоритнейшая культура, а во-вторых — японская самобытность была пропущена через призму европейского взгляда, да и вообще со стороны всегда видно острее и глубже.Архитектура концепта Z E N сложилась во что-то среднее между просторным внутренним пространством и широченными дверными проемами. Разве не напоминает это раздвижные стены традиционного японского дома? И разве здесь природа не соединяется с внутренним пространством жилья-Z E N? Любопытно, что снаружи-то получился чисто европейский «хай-тэк» с холодной рассудительностью алюминия и стекла. Но насколько чисты и лаконичны поверхности и сочетания цветов и фактур, а это уже чисто японское — островное. Остается лишь поразиться, как тонко эти две различные культуры соединяются и согласуются в таком маленьком пространстве, как автомобиль. И, разумеется, не вдруг кузов Z E N подразделен, как и жилище, на функциональные зоны, и это очень четко прослеживается снаружи, в рисунке боковины и остеклении. Очень короткий капот — символ современной минимализации техники, а огромный и наполненный светом салон с радиусной дугой крыши — это раскрытый японский веер Ogi. Глухие же стенки задней части кузова, вне всякого сомнения, — это вместительный японский комод с глухими лаковыми стенками, основа японского быта. Но главные ассоциации рождаются внутри. Казалось бы, возможности трансформации салона у Z E N самые обычные. Однако благодаря способности кресел в сложенном состоянии совершенно «растворяться» в пространстве (задние укладываются в ниши в полу, образуя совершенно гладкую деревянную поверхность, а передние, включая водительское кресло, откидываются вперед, превращаясь в органичную часть панели приборов) салон, лишенный кроме всего прочего каких-либо неровностей стен и перепадов уровня пола, становится просто неотличим от интерьера чайной комнаты, где, сняв обувь и присев на жесткое татами, можно через стеклянную крышу наблюдать за чарующим закатом.
Соединение двух культур в Nissan Fusion Техническое задание для данной модели автомобиля звучало очень поэтично и чем-то даже напоминало короткие японские стихи XVII века, написанные по принципу «саби» («изящная простота»): : «Силуэт автомобиля должен ассоциироваться со слегка припорошенным снегом трехобъемным седаном»... Тончайшая образная форма достигается благодаря удивительно мягкому сопряжению передних и задних стоек с крыльями, капотом и багажником, а также с помощью необычной пластики выреза боковых окон. Эти две темы и привнесли в архитектуру автомобиля характер, сделали дизайн запоминающимся. Тут самое место упомянуть об одном из главных концептуальных положений проектного задания, с которым самым непосредственным образом связаны некоторые особенности стиля Fusion. С самого начала работ дизайн-менеджеры Nissan настаивали на гуманизации образа концепта. Стилевой вектор работы — «от жесткой диктатуры «техно» к более естественному природному мироощущению». Идеального баланса удалось достичь благодаря тонкому сочетанию «биологичности» основного объема кузова и «техницизма» деталей. Так, например, рисунок фар — это соединение высоких технологий стекловолоконной оптики и просто красиво нарисованной линии. Из деталей стоит отметить еще жесткогеометрический рисунок колесных дисков, а также защитную мелкоячеистую сетку, придающую двум воздухозаборникам радиатора вид акустических колонок стереосистемы, из которых так и ждешь аккордов 13-струнной японской цитры. Говоря об архитектуре основного объема кузова, нельзя не отметить необычно сильно выраженную стреловидность капота и багажника, что очень к месту увеличивает длину кузова и его динамику. В необычно решенном интерьере чувствуешь себя как в театре. Для полноты ощущений все четверо располагаются в очень схожих условиях (включая водителя). Все четыре кресла одинаковы, а обивка задних дверей зеркально повторяет рисунок передних. Для водителя и переднего пассажира — все общее (кроме руля и педалей): полная симметрия по линии продольной оси кузова. Аналогия с театром не случайна — пассажиры, соотнося свое настроение с погодой или временем, могут варьировать естественную освещенность салона, затемняя нажатием кнопки прозрачную крышу. По словам вице-президента Nissan г-на Накамуры, Fusion — один из 22 концептов, которые в течение 2000-2002 гг. фирма намерена представить общественности. Естественно, что в этом грядущем поколении заключена новая философия дизайна, а тактику можно разглядеть уже в первом концепте, который демонстрирует все большее сближение японской и европейской культур автомобильного дизайна на почве гуманизации мира Hi-Tec.
Итак, автомобильный дизайн Японии можно разделить на 2 сектора: на автомобили для внутреннего рынка, для самих японцев, и на автомобили для внешнего рынка, для европейцев. Эти сектора имеют значительные отличия: автомобили, созданные для «себя», японцы проектируют основываясь на своих культурных особенностях, традициях, философии и особенности жизни. Преобладает обилие деталей, сложность пластического замысла. Такие автомобили, однако, отличаются отменным качеством и стилем, ведь для японца неприемлемо создавать вещь без смысла, замысла и качества. Автомобиль становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и декор автомобиля могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Для европейцев, порой, автомобили для внутреннего японского рынка, кажутся странными, они просто не понимают всю специфику, всю суть такого дизайна. Философия дизайна автомобилей для внутреннего рынка Японии – это полная противоположность дизайну европейских марок. Если для Европы большие размеры (габариты) автомобиля – это признак власти и роскоши, то для Японии – это, всего лишь, желание получить чуть больше личного пространства, поскольку, в Японии мало места: большая численность населения, маленькие квартиры и загруженные улицыЧто же касается автомобилей для внешнего рынка, то тут японцы зачастую следуют мировым тенденциям моды. Они опираются на европейские марки, но не забывая оставить частичку своего, японского, как, например, всем известные «узкие» фары. На сегодняшний день весь мир ценит качество и дизайн автомобилей из Японии и все постоянно ждут каких-либо новинок, которые будут поражать воображение европейцев.
Книга в виде чашки (Эри Акутсу (Eri Akutsu) и Кожи Симицу (Koji Shimizu)
Одноразовая посуда из экологически безопасных материалов «Wasara»
Anatomical Sleeping Bag, спальный мешок- или учебник по анатомии