Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Конституционные гарантии прав и свобод человека

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024



Оглавление
Введение. 3

Глава 1          Теоретические и правовые основы формирования в России прав и свобод человека  5

1.1      Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина. 5

1.2      Концепции прав и свобод человека и гражданина. 11

Глава 2          Проблемы формирования и защиты конституционных гарантий и прав человека в современной России. 19

2.1      Проблема прав человека на современном этапе развития государства и общества  19

2.2      Пути повышения эффективности конституционных гарантий реализации прав человека и построения правового государства. 28

Заключение. 38

Список литературы.. 40



Введение


Конституция Российской Федерации провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей и интересов над всеми другими ценностями общества и государства: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"[1] (ст. 2). Уважение прав человека, создание условий, гарантирующих свободу поведения, являются главными предпосылками успешных демократических преобразований в Российской Федерации.

Основной Закон Российской Федерации, гарантируя свободу творческой деятельности, основывается на принципе идеологического многообразия (ч. 2 ст. 13). К сожалению, приходится констатировать, что механизм реализации и защиты права человека далек от совершенства.

В связи с вышеизложенным, возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в области реализации и эффективной защиты прав и свобод человека.

Не вызывает сомнения, что выбранная тема представляет интерес для науки конституционного права, тем не менее приходится констатировать, что она изучена недостаточно, несмотря на теоретическую и практическую значимость.

Значительный вклад в разработку общей и конституционной теории прав человека и гражданина внесли следующие авторы: С.А. Авакьян, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.А. Безуглов, А.Д. Бойков, В.В. Бойцова, Н.С. Бондарь, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А., А.И. Денисов, Ю.П., Ф.М. Рудинский, В.А. Ржевский, Б.М. Семененко, В.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер, Н.Ю. Хаманева, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, В.С. Шадрин, Б.С. Эбзеев и другие.

Целью и задачами настоящей работы является научное осмысление и анализ конституционного права на свободу, его развитие в действующей российской Конституции и текущем законодательстве, реализации в практической деятельности, охране и защите от неправомерных посягательств.

Для достижения указанной цели исследования автором поставлены и осуществлены следующие задачи:

¾   Изучить понятие и классификацию прав и свобод человека и гражданина;

¾   Исследовать концепции прав и свобод человека и гражданина;

¾   Рассмотреть проблемы прав человека на современном этапе развития государства и общества;

¾   Исследовать пути повышения эффективности конституционных гарантий реализации прав человека и построения правового государства.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации права человека и гражданина в современной России.

Предметом исследования является содержание конституционных гарантий прав и свобод человека в Российской Федерации.

Методологическую основу курсовой составляет общая теория прав человека, гуманистические, философские и этические учения прошлого и современности, достижения теории государства и права, научных школ конституционного права. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с предметом курсовой работы.

Глава 1             Теоретические и правовые основы формирования в России прав и свобод человека

1.1      Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина


Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет права человека обрели современную форму и понимание.

Права человека - явление многогранное. С самого начала их осознания людьми права человека выражали протест против угнетения, социальной несправедливости, что получило воплощение еще в первых законах, направленных против рабства, и в стремлении к свободомыслию и веротерпимости.

Права и свободы человека - это, во-первых, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей; во-вторых, определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма; в-третьих, система гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, а также система социальных регуляторов отношений между людьми, состоящая из морально-этических принципов и норм; в-четвертых, правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с государством и средство защиты от произвола и насилия со стороны государства.

Понимание сути и путей обеспечения прав человека в огромной степени зависит от внутреннего мира человека, его духовно-нравственного развития. В этом отношении важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. То есть они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права человека - это гуманизм современной эпохи.

Суть и основное практическое значение прав человека состоит в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако права и свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид общественных связей и отношений, которые формируются под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условий, то есть их содержание во многом обусловлено той или иной ступенью исторического развития общества.

Права человека - это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, во-первых, они выражают неотъемлемые свойства человека и, во-вторых, являются духовно-нравственной основой права вообще и прав гражданина в частности. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть с гуманитарным знанием, раскрывающим прежде всего суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

Права человека выступают в качестве феномена мировой культуры и цивилизации, являются их важнейшим результатом. Можно сказать, что культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация - уровень материального и культурного развития общества. Они неразрывно взаимосвязаны.

Гражданин - это личность, действующая в политической жизни. В статье 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" содержится норма-дефиниция, которая определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[2]. Это означает отказ от прежней соответствующей тоталитарному строю государства формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

Права человека выделяются в объективном и субъективном смыслах.

В первом случае - это система общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения человека и государства.

Во втором - закрепленные в правовых нормах, юридически гарантированные государством возможности индивида совершать определенные действия, поступки, пользоваться определенными социальными благами.

Будучи закрепленными в Конституции, свобода и право означают меру возможного поведения, т.е. определяют границу, рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов. И.А. Ильин писал: "Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, "основанный на свободе"[3].

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства.

Принято выделять несколько видов правового статуса:

1)    общий или конституционный статус человека и гражданина;

2)    специальный или родовой статус определенной категории граждан;

3)    индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;

4)    статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством;

5)    отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.);

6)    статус физического лица и т.д.

Важно подчеркнуть, что общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, не зависящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения общего правового статуса личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах Конституции.

Непререкаемость правового статуса личности, недопустимость какого-либо посягательства на него со стороны государства - устой правовой государственности.

Институт прав и свобод - центральный в конституционном праве. Однако существует ряд причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить:

1)     значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2)     изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

3)     верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;

4)     принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину;

5)     всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;

6)     основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

7)     они действуют на всей территории государства.

Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные. Такая трактовка вытекает из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина". Данную формулировку можно толковать как признание неисчерпаемости категории права и свободы человека и гражданина. В Конституции закреплен перечень прав и свобод, известный международному и конституционному праву России на современном этапе развития общества, но этот перечень не является исчерпывающим, и если в будущем у человека и гражданина появятся другие права и свободы и они получат общее признание - Конституция Российской Федерации заранее признает и их. Поэтому в современных условиях под основными правами и свободами человека следует понимать исторически сложившиеся, общепризнанные, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и международно-правовых актах по правам человека, наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы.

В соответствии с формой осуществления прав и свобод человека и гражданина различают коллективные и индивидуальные права и свободы (право на митинги, демонстрации - коллективные; право на жизнь, личную неприкосновенность - индивидуальные).

Также проводится подразделение прав и свобод человека и гражданина по целевому назначению:

1)    права и свободы человека и гражданина, предназначенные для пользования определенными благами как в личных, так и в общественных целях;

2)    права и свободы, направленные на охрану и защиту первой группы (право обвиняемого на защиту, право на судебный иск).

Следующая классификация прав и свобод основывается на различиях сфер жизни общества, характере отношений - личные, политические и социально-экономические. Особо выделяют культурные (социокультурные) права, однако иногда их рассматривают как одну группу вместе с экономическими и социальными правами. Все чаще в конституциях называют коллективные права, которые принадлежат не отдельно взятому индивиду, а определенной общности, выделяемой на основе естественных или социальных признаков (право наций или народов на самоопределение и др.).

Однако права и свободы различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах (право на свободу мысли, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на равенство перед законом, и т.д.).

Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав (право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на защиту материнства и детства; право на образование и др.).

К третьему поколению относятся коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" (право на развитие; на мир; на здоровую окружающую среду; на общее наследие человечества; право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка). Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.

В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека различают негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав) права и свободы.

1.2      Концепции прав и свобод человека и гражданина


В современной отечественной теории права существует множество определений понятия прав человека. В них акцентируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного явления. Попытаемся обобщить и структурировать имеющиеся определения прав человека с учетом дискуссионности выдвигаемых положений.

Приверженцы классического естественного права всегда утверждали и утверждают, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения. Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации. Естественное право человека - это его субъективное право[4]. Если одни авторы полагают, что права человека - это свойства человека, то другие рассматривают их "как продолжение" свойств человека[5].

А.В. Поляков признает неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий: "Самым "естественным", самым незаметным и самым человечным является изначальное неотъемлемое право - право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений". Исходя из такого понимания первоисточника прав человека, автор предлагает их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: "Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах, и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами"[6].

Позиция, согласно которой права человека как таковые не могут существовать безотносительно к его связям с другими людьми, характерна и для других концепций прав человека[7]. Так, Л.С. Мамут признает имманентность прав человеку только как жизнедеятельному существу, члену "общественного союза"[8]. "Долг субъекта (индивида, группы, народа), - пишет автор, ссылаясь на Р. Фон Иеринга, - самому обрести (найти) свое право. Обретает ли субъект свое право, защищает ли его, - все это происходит в борьбе, в беспрестанном борении"[9]. Чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать. Таким образом, если А.В. Поляков, исходя из коммуникативной природы прав человека, все же признает, в терминах естественно-правовой теории, само право на коммуникацию (и только это право) изначальным и неотъемлемым, то Л.С. Мамут первоисточником всех прав человека считает его участие в социальном взаимодействии. Социальное происхождение прав человека отстаивает и И.Л. Честнов, рассматривая их как форму социального статуса, т.е. "фактического положения человека, принадлежащего к определенной социальной группе"[10].

Существуют различные классификации человеческих потребностей[11]. Одна из наиболее известных - теория иерархии потребностей американского психолога А. Маслоу[12]. Согласно этой теории все потребности индивида можно изобразить в виде пирамиды, основание которой образуют физиологические (витальные) потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, а на более высоких уровнях располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность, нуждающуюся в самосовершенствовании. На основании предложенной А. Маслоу классификации потребностей А.А. Малиновский составил таблицу соответствия потребностей человека и его прав (субъективных прав), в рамках которых должна быть удовлетворена та или иная потребность[13]. Из таблицы видно, что путь к самореализации личности открывается лишь после удовлетворения первичных, элементарных потребностей.

Характеризуя права человека как форму, способ удовлетворения потребностей, следует учитывать социально-культурное своеобразие потребностей, а также то, что они видоизменяются в процессе общественного развития. Эволюция потребностей обусловливает требования новых, по сравнению с традиционно признаваемыми, прав человека, так что их перечень всегда оставался и остается открытым. К кому обращены эти требования? Некоторые авторы считают, что они адресованы людьми прежде всего к государству с тем, чтобы "сдерживать негативную активность властного субъекта"[14]. Но чаще - к обществу, государству и друг другу (в рамках национальных правовых систем)[15].

Права человека как требования не выходят за границы правосознания. Между тем для реализации этих требований нужны определенные условия, определяющие возможности их удовлетворения. Категория возможности лежит в основе большинства концепций прав человека. Например, Л.И. Глухарева пишет, что права человека - это "возможности личности... гарантируемые и стимулируемые со стороны общества и государства"[16].

Нередко мера возможного поведения определяется на основе той или иной концепции источников права (материальных, формально-юридических). Соответственно права человека выступают как "естественные возможности", "социальные и юридические" либо "экономические, политические и культурные" и др[17].

Понимание прав человека как меры возможного поведения ставит вопрос об их природе в качестве субъективных прав.

С точки зрения позитивистски ориентированных авторов, права человека - это "формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе"[18]. Права человека находятся в сфере абстрактных возможностей индивида и являются лишь основой для приобретения субъективных прав. Это лишь возможности обладания субъективными правами на основании нормы объективного права[19].

Против позитивистской концепции прав человека как "потенциальных прав" выступает, например, Е.А. Лукашева. Она подчеркивает, что как субъективные права права человека - это его реальные, а не потенциальные возможности[20]. При этом в системе прав человека автор выделяет естественные (прирожденные) права (например, право на жизнь, на личную неприкосновенность) и права, которые получают реальное воплощение лишь благодаря законодательной деятельности государства (например, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища). Но и эти права (условно выделяемой второй группы) существуют независимо от их признания государством и законодательного закрепления.

Таким образом, права человека в данной концепции признаются субъективными правами, но подразделяются на субъективные естественные и субъективные позитивные права. По сути, того же мнения придерживается В.А. Четвернин, выделяющий первичные субъективные права, которые "исходно существуют у субъектов", и права вторичные в качестве изменяющихся, прекращающихся и т.п.[21]

Критически обобщая различные варианты понимания прав человека в современной юридической литературе, можно сформулировать следующее определение. Права человека - это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании.

Таким образом, во-первых, права человека нормативно структурированы, т.е. имеют определенную меру, одинаковую для каждого и всех в качестве субъектов правового общения. Это субъективные права, которыми обладает каждый человек.

Во-вторых, права человека должны быть соразмерными его потребностям, которые не остаются неизменными. По мере развития общества изменяется содержание и расширяется объем человеческих прав. Как минимальная мера свободы права являются способом обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, т.е. минимальных, изначальных условий того, что позволяет человеку оставаться человеком (не "сверхчеловеком" в духе Ф. Ницше), т.е. способным быть свободным самостоятельно, без чьей-либо опеки, действовать или воздерживаться от определенных действий. Способность к бытию в свободе означает одновременно и право человека на надлежащее достойное существование.

В-третьих, самоценность прав человека фиксируется в их определении как естественных, прирожденных прав, т.е. существующих независимо от установлений государства. В них, по словам М.В. Баглая, раскрывается "естественное состояние свободы"[22]. Права человека неотчуждаемы, так как никто не может их отобрать, оставаясь в пространстве права. Они ограждают человека от произвола тех, кто посягает на его свободу. Вместе с тем права побуждают индивида к деятельности, включают его в коммуникационное пространство в систему социальных связей и отношений.

В-четвертых, права человека не являются "даром" государства. Патерналистское правосознание, при всей его живучести, уходит в прошлое. Однако нельзя и умалять роль государства, прежде всего в конституционном закреплении, охране и гарантировании индивидуальных прав. Кроме того, в современных условиях права человека признаны и охраняются международным сообществом.

Права человека универсальны. Вместе с тем концепция универсальности прав человека все чаще подвергается критике на том основании, что сама идея прав человека - плод западной протестантской культуры (лишь иногда речь идет об общехристианских корнях этой идеи), а потому не органична для других культур и цивилизаций.

Концепция универсальности прав человека подвергается особенно острой критике в связи с тем, что она, как утверждается, позволяет Западу навязывать силой другим странам, иным культурным сообществам свои стандарты прав человека[23]. Агрессивные "гуманитарные интервенции" США действительно дискредитируют саму идею прав человека. Однако нельзя не признать, что и риторика "права каждой культуры на самовыражение" может скрывать не просто тенденцию к самоизоляции, но и возможные тоталитарные притязания. Здесь можно привести одно на первый взгляд шокирующее высказывание: "Если культура каннибала ничем не уступает культуре либерала, то либерал должен быть готов отдать себя на съедение"[24].

Многообразие культур не исключает, а предполагает универсальность прав человека как общечеловеческой ценности. И все же в позиции критиков универсальности человеческих прав можно усмотреть рациональное зерно. Следует согласиться с мнением Е.А. Лукашевой о недопустимости форсирования процесса восприятия универсальных стандартов прав человека незападными культурами[25]. Но это, скорее, политико-идеологический аргумент. Нуждается в обновлении сама концепция универсальности прав человека. В ее основе должен лежать не просто цивилизационный, а интерцивилизационный (межцивилизационный, "взаимокультурный") подход[26]. Такой подход ориентирует на взаимосоотнесенность, взаимоадаптацию культур, т.е. на их диалог (точнее, полилог), а не монолог одной из них. Универсализм прав человека предполагает плюрализм их восприятия, интерпретации, способов "встраиваться" в разные культуры с несхожими традициями и ценностями.

Глава 2             Проблемы формирования и защиты конституционных гарантий и прав человека в современной России

2.1      Проблема прав человека на современном этапе развития государства и общества


Определить содержание рассматриваемой конституционной ценности можно только путем установления действительного значения прав и свобод, признаваемых высшей ценностью. Нормативное закрепление в Конституции прав человека в качестве высшей ценности еще не есть залог того, что их потенциал будет реализован и что вообще идея их особого положения в системе прав и свобод будет использована по назначению.

В ст. 2 Конституции РФ установлено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данная словесная конструкция указывает, с одной стороны, на наличие иерархии конституционных ценностей, с другой стороны, на место ее в этой иерархии, а именно высшее положение.

Формальный подход к определению содержания этой ценности, опирающийся на формально-логические связи между используемыми при ее определении понятиями, не дает ясного представления о том, каково ее соотношение с другими ценностями. Этот подход, чаще всего используемый в современных конституционно-правовых исследованиях, включая те, отражением которых являются решения Конституционного Суда РФ[27], не позволяет снять бросающееся в глаза противоречие между тем, что человек является высшей ценностью, и возможностью применения смертной казни, положением о том, что права и свободы человека есть высшая ценность, и возможностью их ограничения по основаниям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Определить содержание рассматриваемой конституционной ценности можно, только установив действительное значение прав и свобод[28], признаваемых высшей ценностью. Под значением при этом имеется в виду не только их внешняя поверхностная видимость, но их подлинная сущность, их смысл.

В самой Конституции РФ можно усмотреть проводимую дифференциацию прав и свобод на права, непосредственно закрепленные в Конституции, и права, не закрепленные в ней. Так, в ст. 55 Конституции указывается, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Конституционное закрепление дает правам и свободам особые гарантии реализации и защиты, в частности защиту в форме конституционного контроля. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а не всех общепризнанных прав и свобод. Если по замыслу разработчиков Конституции РФ такая защита предоставляется только закрепленным в Конституции правам, то очевидно, что иные общепризнанные права имеют меньшую ценность.

В качестве примера общепризнанных прав, не нашедших закрепления в Конституции РФ, можно привести так называемые репродуктивные права. На их отнесение к числу общепризнанных прав указывает закрепление в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.[29], Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[30], Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин"[31].

К числу репродуктивных прав по крайней мере можно отнести права женщин решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями, иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право. Это определение репродуктивных прав закреплено в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и считается классическим.

Хотя в юридической литературе можно встретить обоснование того, что репродуктивные права носят комплексный характер - имеют в своей структуре элементы таких прав, как право на жизнь, охрану здоровья, право на личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и медицинскую тайну[32], специальное их регулирование в международно-правовых актах с закреплением специальных правомочий, связанных с воспроизводством потомства, в частности определением количества детей, интервалов между их рождением, времени их рождения, использованием средств контрацепции, преодоления бесплодия, получением достоверных данных генетического тестирования и дородовой диагностики для осуществления репродуктивного выбора, позволяет отнести их к числу самостоятельных прав, несводимых к правам и свободам, закрепленным в Конституции.

Очевидно, что данные права не имеют достаточной моральной чистоты, чтобы поставить их в один ряд с правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. В частности, к числу нравственно предосудительного деяния можно отнести производство искусственного прерывания беременности, рассматриваемого в качестве необходимого следствия признания репродуктивной свободы женщины, хотя и специально не закрепленного в виде соответствующего правомочия в международно-правовых документах.

Таким образом, в отношении незакрепленных общепризнанных прав и свобод можно однозначно снять постановку вопроса о высшей ценности.

Обозначение в Конституции деления прав и свобод на некоторые группы обязывает примерить качество высшей ценности в отношении каждой из них. Ведь сам факт конституционного обозначения деления прав позволяет допустить их разное качество, которое может служить проявлением их разной социальной и правовой ценности.

В Конституции РФ обозначается деление конституционных прав на права и свободы человека и гражданина.

Исходя из наличия деления конституционных прав и свобод, содержание статьи второй Конституции РФ наполняется иным смыслом. В ней явно усматривается указание на то, какие права являются высшей ценностью - это права человека. Ведь в статье речь идет о человеке, его правах и свободах.

Однако перечисления прав человека и соответственно прав гражданина в Конституции РФ не производится. По мнению ряда авторов, дифференциация проводится не впрямую, а через указание на обладателя прав при формулировании конкретных прав и свобод. В случае если при формулировании правомочий лица указывается на принадлежность их гражданам ("граждане Российской Федерации имеют право..."), речь идет о правах гражданина, если же указывается на принадлежность их каждому ("каждый имеет право на...") - о правах человека. По моему мнению, в данном случае проводится смешение категорий "права человека" и "права, принадлежащие лицам, вне зависимости от вида их политико-правовой связи с государством". Первая категория отличается не столько формальным признаком субъекта права (как граждане, так и иностранцы), сколько самим существом права, носящим общечеловеческий характер, соответствующий его природе, самому ценному в ней. В таком значении правам человека противопоставляются права гражданина - права лица как члена общества и государства. Быть членом государства можно и не имея его гражданства и соответственно обладать отдельными правами гражданина, сохраняя иностранное гражданство или подданство. В Конституции РФ не случайно при формулировании ряда политических прав используется формула "граждане Российской Федерации", а не просто "граждане" или "гражданин". Этим указанием подчеркивается, что речь идет о таких правах гражданина, которыми наделяются только граждане России. Хотя ст. 62 Конституции РФ жесткость данного указания несколько снимается, так как устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Для верного разрешения проблемы соотношения обозначенных категорий необходимо учесть, что формирование как частных, так и общественных интересов осуществляется вполне личностно. Через индивидуальное осознание рождаются интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо. Частный интерес, состоящий в реализации субъективного права, и публичный интерес, например, по охране государственных границ осознаются конкретными людьми. Удовлетворение их лежит через удовлетворение интересов индивидов. В любом случае пользу ощущают конкретные люди: от реализации частного интереса пользу получит конкретный гражданин, а от реализации интереса по охране государственных границ - все население страны.

Однако частный интерес касается отдельных лиц, а потому имеет значение исключительно этому лицу принадлежащего блага. Публичный же интерес принадлежит не отдельным лицам, а обществу или их идеальному единству. Публичные интересы могут быть реализованы только сообща. Частью это потребности, которые объективно не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядке (например, потребность в благоприятной окружающей среде). Другую часть общих потребностей составляют потребности, более эффективное осуществление которых будет при условии их совместного, а не индивидуального осуществления (например, снос ветхого жилья).

Публичные интересы имеют характер общечеловеческий, доступный и присущий всем людям, независимо от социального статуса. Желание жить в родной стране на условиях свободного, справедливого, мирного сожительства, вести духовно достойную жизнь, автономно самоопределяться, черпать силы в духовной силе своего народа носит естественный человеческий характер. Частные же интересы более индивидуализированы, они несут в себе отпечаток личных пристрастий, вкусов, привычек и проч. Частный интерес конкретного гражданина уже будет состоять не просто в том, чтобы жить в родном отечестве, а в том, чтобы жить на своей малой родине - в своем (конкретном) городе, в родном дворе.

Еще одной особенностью публичных интересов является то, что их реализация является условием реализации частных интересов. Самый общий пример, демонстрирующий данное положение: ни один частный интерес не может быть реализован без гарантирования общественного порядка и безопасности.

Исходя из отмеченных характеристических черт частных и публичных интересов, можно сделать следующие выводы относительно сущностных параметров их соотношения применительно к различным типам отношений.

Если ограничение состоит в сужении пределов правомочий для всех правообладателей, в установленном ограничении должен быть выражен результат верного соотношения учитываемых в праве интересов на основе их оценки с точки зрения действительной непреходящей ценности для человеческой жизни. Например, требованием безопасности осуществления полетов воздушных судов является предполетный досмотр багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах[33]. При установлении данного законодательного требования было учтено, что в ситуации конкуренции таких интересов, как сохранение неприкосновенности частной жизни и обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, безопасность объективно не может быть гарантирована без ограничения права на неприкосновенность частной жизни. Законодательством это ограничение установлено, поскольку человеческая жизнь имеет неизмеримо большую ценность, чем сохранение в нетронутом виде личных вещей пассажиров, знающих к тому же заранее о предстоящем досмотре и имеющих возможность завуалировать или вообще скрыть свидетельства частной жизни лица, которые естественным образом отражаются на перевозимых предметах.

В таком соотношении частного и публичного интереса для лица, чьи права ограничиваются, ограничение обосновано соображениями социальной справедливости. В публичном интересе заключается общее благо, обладание которым ценно для каждого индивида, в том числе и для лица, права которого ограничиваются.

Смысл ограничений, устанавливаемых в отношении субъектов, наделенных публичной властью, а также субъектов, обладающих профессией или занимающихся деятельностью, в связи с которыми другие граждане находятся в некотором зависимом положении от них, несколько иной. Ограничения также предстают как свидетельство большей ценности тех благ, в целях защиты которых они налагаются. В отношении лиц, имеющих в связи с осуществляемой профессиональной или предпринимательской деятельностью доступ к персональным данным граждан, а также к сведениям о частной жизни лица, устанавливается режим служебной и профессиональной тайн[34], который представляет собой ограничение права на распространение информации. В отношении лиц, наделенных публичной властью, среди прочих устанавливается запрет на осуществление предпринимательской деятельности[35]. Здесь граждане, осуществляющие важнейшие государственные и социальные функции, рассматриваются как призванные к особого рода служению для блага всего общества. По верному замечанию Б. Чичерина, права таких лиц существуют не только для них самих, но и для блага целого союза, "гражданин не может располагать своим правом по произволу, но обязан употреблять его сообразно с целями государства"[36]. Соответственно ограничения прав устанавливаются в целях защиты всех тех публичных благ, в которых заключены общечеловеческие ценности и которые призвано защищать государство.

Обоснование этих ограничений для лиц, в отношении которых они устанавливаются, состоит уже не в том, что они служат их благу тоже. В основе деятельности этих субъектов лежит своего рода призванность к служению людям, осознание связанных с ним обязанностей и ответственности. Поэтому должность вверяется лицу не как свободному гражданину, а как способному человеку.

Третья ситуация - персональные ограничения в отношении лиц, совершивших правонарушение. Здесь закон требует подыскания нужной меры ограничения исходя из личностного душевно-духовного состава правонарушителя, проявившейся в правонарушении склонности к противодуховной жизни. Устанавливая общие рамки ответственности и наказаний, закон относит к усмотрению правоприменителя определение конкретной меры ответственности на началах строгой индивидуализации. Предусмотренные законодательством виды наказаний допускают ограничения практически всех прав и свобод, за исключением так называемых гарантийных прав: право на судебную защиту, не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, презумпция невиновности и т.д. Наложение ограничений в данном случае предстает как ответная мера на злоупотребление лица своей свободой, на проявившуюся слабость в добре, стремление разрушить основы совместного жительства - взаимное уважение и доверие. Ограничения представляют собой меры, направленные к понуждению лица к осознанию подлинной ценности свободы, ее пределов, т.е. меры принудительного воспитания правосознания, взращивания и укрепления воли к духу, к справедливости и к добру[37].

Во всех рассмотренных случаях установления ограничений конституционных прав и свобод прослеживается идея защиты именно высших ценностей, которые составляют цель государства и цель права. Эти ценности могут быть пропущены через призму прав человека. Так, обеспечение здоровья, обороны страны и безопасности государства, безусловно, имеет целью гарантирование права на жизнь. Защита нравственности, прав и законных интересов других лиц, государственных границ, обеспечение безопасности государства направлены на гарантирование права на духовное достоинство и связанную с ним свободу совести и вероисповедания. Защита нравственности, обеспечение безопасности также направлены на гарантирование неприкосновенности частной жизни лица.

Причем защищаемые ценности имеют не равный ранг, между ними существует градация. Так, при установлении режима профессиональной тайны и ограничений на свободу слова и распространения информации утверждается ценность сохранности информации о частной жизни лица. Закреплением требования досмотра багажа и личных вещей пассажиров при перелетах воздушных судов выше данной ценности ставится безопасность человеческой жизни. Но и человеческая жизнь не есть абсолютная, предельная ценность, поскольку в законодательстве установлены основания применения смертной казни. И здесь, при ограничении права на жизнь, защищаемой ценностью будет обеспечение духовно достойной жизни людей. Она уже предстает как наивысшая ценность, которая задает смысл и содержание всех других ценностей.

Ннормативное закрепление в Конституции прав человека в качестве высшей ценности еще не есть залог того, что их потенциал будет реализован и что вообще идея их особого положения в системе прав и свобод будет использована по назначению. Сведение содержания конституционной ценности к закрытому перечню прирожденных прав человека, в отношении которых не допускается ограничение в условиях чрезвычайного положения и которые обладают приоритетом при разрешении в праве конкуренции субъективных прав, означало бы омертвение ее идеи. Важно установить действительный смысл этих прав, соответствующий ценности духовно достойной жизни, на этой основе вскрыть и пересмотреть нормы положительного права, которые имеют неверные основания или мнимые ценности. И таким образом сделать положение этих прав не "формально" высоким, а содержательным.

2.2      Пути повышения эффективности конституционных гарантий реализации прав человека и построения правового государства


Хотя закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ уже само по себе является гарантией их исполнения, но и сами конституционные гарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Ведь несистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие заботы законодателя о создании отлаженного механизма их реализации приводит, как правило, к плачевным результатам. Принятая норма в таком случае - какой бы прогрессивной и эффективной она ни казалась - остается лишь на бумаге, а стало быть, цель, ради которой она принималась, так и не была достигнута.

Брокгауз и Ефрон конституционные гарантии трактуют как определения закона, образующие составную часть Конституции, которые ограждают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны. В более узком значении под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав.

Используемый в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ термин "гарантируется" более весом, нежели "каждый имеет право", и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов.

Конструкции конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например "гарантируется свобода массовой информации" (ч. 5 ст. 29), "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту" (ч. 1 ст. 39). Другие - в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например "право частной собственности охраняется законом" (ч. 1 ст. 35), "материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ч. 1 ст. 38).

В целях максимальной охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы - общие и специальные (гарантии правосудия). Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, они называют конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права[38]. Эта гарантия, по мнению В.М. Чхиквадзе, трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, которая сформулирована в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ. Без этих основ требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер[39].

К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относят:

¾   конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод;

¾   судебную защиту прав и свобод;

¾   законную самозащиту человеком своих прав и свобод;

¾   административно-правовую защиту прав и свобод;

¾   международную защиту прав и свобод.

К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относят:

¾   гарантию подсудности;

¾   право на юридическую помощь;

¾   презумпцию невиновности;

¾   запрет повторного осуждения за одно и то же преступление;

¾   недействительность незаконно полученных доказательств;

¾   право на пересмотр приговора;

¾   гарантию от самообвинения;

¾   права потерпевших;

¾   запрет обратной силы закона.

Как видно, большая часть специальных конституционных гарантий лежит в области уголовно-процессуального права. Поэтому, принимая во внимание аспект рассматриваемой проблемы, было бы целесообразно применительно к процессу реализации конституционных гарантий прав человека в гражданском судопроизводстве также подразделять эти гарантии на общие и специальные.

К общим конституционным гарантиям прав человека в гражданском судопроизводстве следует отнести:

¾   государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45);

¾   право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

¾   признание и гарантирование в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России (ч. 1 ст. 17);

¾   незыблемость прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 17);

¾   гарантирование государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ч. 2 ст. 19), которое корреспондирует специальной гарантии ч. 1 ст. 19 Конституции РФ;

¾   недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24);

¾   свободу в выражении своего мнения и убеждения или в отказе от них (ч. 3 ст. 29);

¾   право каждого свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).

К специальным конституционным гарантиям прав человека в гражданском судопроизводстве отнесем:

¾   равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

¾   гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ч. 2 ст. 46);

¾   прямое действие прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18);

¾   запрет на лишение гражданина права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47);

¾   гарантирование каждому права на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48);

¾   обязанность органов государственной власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.

Принципы, закрепленные в Конституции России, адресованы всем ветвям государственной власти, связывают и обязывают их. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина, перечисленных как в Конституции Российской Федерации, так и в других законодательных актах. В ст. 18 Конституции указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Особо следует отметить, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Эти гарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.

Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует их эффективной защите.

Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В рамках реализации данного конституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридической помощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионах страны создаются постоянно действующие центры бесплатной "скорой юридической помощи для населения".

В ст. 49 Конституции закреплена презумпция невиновности граждан: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).

В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.

Деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

Низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению"[40].

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Заключение


В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними — истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством — утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.



Список литературы


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Воздушный кодекс РФ: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383 (ст. 85).

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ  (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1183.

Анисимов П.В. О методологическом и практическом значении права человека на правовую защиту в формировании правозащитного направления отечественной юридической науки // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М., 2002.

Глухарева Л.И. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека // Право и права человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 5. -М., 2003.

Иерархия потребностей А. Маслоу. См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер., 2003.

Ильин И. Общее учение о праве и государстве. -М.: АСТ; Хранитель, 2006.

Лукашева Е.А. Права человека: конфликт культур // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. -М., 2006.

Малиновский А.А. Назначение субъективного права // Правоведение. 2006. N 4.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. -М., 1999.

Перевалов В.Д. Теория государства и права. -М., 2005.

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. -М., 2003.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. -М., 1994.

Поляков А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека (тезисы доклада) // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года / Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2004.

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. -М., 2003. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001.

Рашидханова Д.К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4.

Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии государства и права. -М., 1994.

Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. 1999. N 1.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. -М., 1993.

Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты // Чечот Д.М. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005.



[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

[2] Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ  (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

[3] Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. N 3. С. 96.

[4] Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001. С. 6 - 26.

[5] Анисимов П.В. О методологическом и практическом значении права человека на правовую защиту в формировании правозащитного направления отечественной юридической науки // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003. С. 34.

[6] Поляков А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека (тезисы доклада) // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года / Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2004. С. 32.

[7] Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. -М., 1999. С. 11 - 12.

[8] Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. -М., 1989. С. 30.

[9] Мамут Л.С. Основания политических прав // Политические права и свободные выборы: Сборник докладов. -М., 2005. С. 197.

[10] Честнов И.Л. Антропологическое измерение прав человека в ситуации постмодерна (тезисы доклада) // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года / Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2004. С. 55.

[11] Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С. 487 - 499.

[12] Иерархия потребностей А. Маслоу. См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер., 2003.

[13] Малиновский А.А. Назначение субъективного права // Правоведение. 2006. N 4. С. 222 - 230.

[14]

[15] Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии государства и права. М., 1994. С. 248.

[16] Глухарева Л.И. Права человека: Учебное пособие. -М., 2001. С. 31.

[17] Перевалов В.Д. Теория государства и права. -М., 2005. С. 23; Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 391; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 151.

[18] Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. -М., 1998. Т. 1. С. 263.

[19] Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты // Чечот Д.М. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005. С. 20.

[20] Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. -М., 2003. С. 146.

[21] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С. 28.

[22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С. 159.

[23] Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. 1999. N 1. С. 82.

[24] Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., 2004. С. 642.

[25] Лукашева Е.А. Права человека: конфликт культур // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. -М., 2006. С. 241 - 255.

[26] Глухарева Л.И. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека // Право и права человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 5. -М., 2003. С. 24 - 38.

[27] Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1183

[28] При установлении содержания рассматриваемой ценности можно упустить первую ее часть - "человек", поскольку даже человеческая жизнь как указание на ценность человека также закреплена в виде субъективного права.

[29] Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник международных документов. -М.: Норма, 2004. С. 39 - 44.

[30] Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950), (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней"

(Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Бюллетень международных договоров, N 3, 2001.

[31] Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин"  //Собрание законодательства РФ. 1994. N 20. Ст. 143; 2001. N 2. Ст. 163.

[32] Рашидханова Д.К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. С. 40 - 44.

[33] Воздушный кодекс РФ: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383 (ст. 85).

[34] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318 (ст. 61)

[35] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215 (ст. 17).

[36] Чичерин Б. Курс государственной науки. Часть I. Общее государственное право. М., 1894. С. 39.

[37] Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ; Хранитель, 2006. С. 275, 281.

[38] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Инфра-М, 1996. С. 226.

[39] Чхиквадзе В.М. Гарантировано конституцией. -М., 1979. С. 49.

[40] Юристы выходят в народ // Российская газета. N 52(4315). 2007. 15 марта.

1. Реферат на тему Анемии острые
2. Реферат Описание внутренней отчётности на предприятии
3. Кодекс и Законы Последствия продажи товара ненадлежащего качества
4. Реферат на тему Student Cafeteria Open Times Essay Research Paper
5. Реферат на тему Death Nature And Love In The Writings
6. Реферат Алгоритм построения логистических систем. Интегрированные логистические системы
7. Курсовая на тему Разработка информационного системы учета товаров магазина по продаже сувениров
8. Тесты Изготовления дверного блока рамочной конструкции с фигарейными филенками
9. Реферат Металлогения мирового океана
10. Реферат Способы и методы урегулирования политических конфликтов