Контрольная работа на тему Сравнительный анализ культур Мессопотамии и Киевской Руси
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-06-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
План
1. ВведениеКак зарождались культуры Месопотамии и Руси
2. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси
1.2. Политеизм месопотамских верований
2.2. Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси
3. Образование и наука
3.1. Развитие образования в Месопотамии
3.2. Достижения науки месопотамцев
3.3. Особенности образования на Руси
4. Литература
4.1. Появление и развитие литературы в Месопотамии
4.2. Древнекиевская литература.
4.3. Летописи – особый жанр древнекиевской литературы
5. Архитектура
5.1. Архитектура и строительство в шумерском городе.
5.2. Зодчество и храмовое строительство Руси.
6. Искусство
6.1. Искусство Ассирии
6.2. Особенности искусства Киевской Руси
8. Заключение
9. Литература.
1. Введение
Как зарождались культуры Месопотамии и Руси
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Развитие любой культуры происходит по определенной системе и в системе развития той или иной культуры можно увидеть как схожие черты, так, и различия, что обусловлено многими факторами: географическим положением историческими условиями, климатом и другими составляющими.
Сравнивая культуры Киевской Руси и Месопотамии, сталкиваемся, прежде всего, с проблемой большой разницы во временных рамках развития. Культура Месопотамии развивалась на заре человеческой цивилизации, в условиях постоянного поиска решения проблем, обусловленных малым запасом знаний, а Киевская Русь уже пользовалась некоторыми знаниями, добытыми в Месопотамии.
Исторические условия зарождения этих двух культур тоже сильно отличаются.
Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата. На рубеже IV-III тыс. до н.э. возникают первые города-государства — Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.
С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада — древнейшего семитского города в Месопотамии — стал Саргон Древний (по-аккадски — Шуррукен, что означает «Истинен царь»). При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона.
Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия. С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II — начале I тыс.до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока. Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности — мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.
Таким образом, культура Месопотамии состоит из культур нескольких народов и государств, сменявших друг друга на определенном географическом участке.
На развитие русской культуры влияло то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-восточной Руси и .т.д.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Подытоживая, можно обозначить такие основные различия: формирование двух культур происходило на территориях с абсолютно разными климатическими и географическими условиями, также со значительной разницей по площади, занимаемой данными государствами и разными историческими процессами – в Месопотамии сначала происходил захват территорий для государства, а Русь уже имела более-менее четкие границы своей страны и уже начинался процесс формирования государственности.
2. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси
1.2. Политеизм месопотамских верований
Сравнивая религиозные системы Месопотамии и Руси можно выделить на раннем развитии Киевской Руси общие черты с религией Месопотамии, а именно, политеизм.
Если в Киевской Руси политеизм был вытеснен почти полностью христианством, то в силу отсутствия на период исторического развития Месопотамии мировых религий, характерной чертой религии Древней Месопотамии оставался политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.
Для Шумера типичным является культ местных богов, и, прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) — богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду — Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе — Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ани Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.
Религиозные тексты фиксировались на глиняных табличках, которые читались на Новый год. Также, жители Месопотамии молились своим богам об избавлении от несчастий и благах.
Очень почитались изображения богов, как в раннем язычии русичей, так и у вавилонян. На Руси изображения выполнялись из дерева или камня и располагались на священных капищах «храмах под открытым небом», в Месопотамии изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Вовремя ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались»,чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал«омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость.
Тем не менее, сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.
2.2. Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.
3. Образование и наука
3.1. Развитие образования в Месопотамии
Основой любой древней культуры является письменность. Именно с зарождением и развитием письменности можно связать необходимость появления образования вообще.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В VI-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы —маленькие глиняные шарики, конусы и т.п.
Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками —рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую. подушко- или линзо-образную форму древнейших табличек. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизация и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты — списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари. Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500г. до н. э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты.
Школа называлась в Месопотамии «эддубба», что означало «дом табличек», директора называли «отец дома табличек», а учителей — «старшие братья»; были в школах и надзиратели, которых называли «владеющие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности метода обучения. Ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Учиться было трудно, но профессия писца была выгодной и почетной.
Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву! А ведь они по десять гуров зерна приносят! Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна отцу приносит, Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит! Как уважаем такой человек! Рядом с ним — ты не человек! Да и можешь ли ты так же трудиться? Мальчишка! Трудится и стар и млад! Даже мне порой не угнаться за ними, А уж моя голова повыше твоей! Кто еще так недоволен сыном? Среди моих собратьев не было таких! Скажи-ка это родичам моим! Побойся или постыдись! Соученики твои и товарищи —Не пример тебе?! Почему им не следуешь? Друзья твои и сверстники — не пример тебе?! Почему им не следуешь? И со старших бери пример, Да и с младших бери пример! Мудрые люди, что средь нас живут [6]
3.2. Достижения науки в Месопотамской культуре
Значительным развитием науки ознаменовался данный период развития культуры Месопотамии.
Определенных успехов достигла математика. Шумеры создали шестидесятеричную систему счета, в основе которой лежали числа 1, 60, 600, 3600. В дальнейшем возникла десятеричная система — с числами 1, 10, 100 в основе. Употреблялась также смешанная, соединявшая элементы этих двух, систем исчисления. Древние жители Месопотамии знали четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Знакомы они были с началами геометрии, знали число «Пи», умели вычислить длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер и веса. В последней выделялись как максимальная мера — талант (30,3 кг), так и минимальная — шеум (зерно — 0,046 г).
Значительного развития в Месопотамии достигла астрономия, тесно связанная с астрологией. Ведение астрономических наблюдений стимулировалось не только практическими потребностями, но и верой в зависимость судьбы человека и государства от расположения светил на небе. Результаты этих наблюдений, в течение тысячелетий осуществлявшихся жрецами с вершин зиккуратов, тщательно фиксировались и привели к важным астрономическим открытиям. Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календаря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требовалась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с марта — апреля (месяц «нисан»). В III тысячелетии до н.э. в каждом шумерском городе имелся свой календарь, где большая часть месяцев называлась по характеру хозяйственных работ. Были месяцы «сева», «жатвы», «полбы», «праздника вкушения ячменя», «укладки кирпичей в форму» и т.п. На рубеже III — II тысячелетий до н.э. календарь унифицировали, взяв за основу ниппурскую систему[4].
Велись наблюдения за движением Солнца («путь Солнца»), Луны («путь Луны»), Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Известны были эклиптика и знаки Зодиака, положение Солнца в системе этих созвездий, менявшееся раз в 2000 лет. Пользовались солнечными и водяными часами (гномоном и клепсидрой, как их в последствии называли греки). День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по 2 часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю. Античные авторы сохранили имена древних вавилонских астрономов Набуриманни(VI в. до н.э.), Кидинну (IV в. до н.э.), сведения о существовании специальных школ«звездочетов». В библиотеке Ашшурбанапала сохранилась копия древнего учебника «Руководство по астрономии».
Медицина в Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, возможно потому, что здесь не делали вскрытия трупов для их бальзамирования. Медицина была тесно связана с магическими действиями. Болезнями «ведали» демоны подземного мира, главой которых был бог чумы Ирра, распоряжавшийся 60 недугами. Но имелись и боги врачевания и здоровья, покровители и спасители страждущих: Энки (Эа), Ниназу, Нингиззида. Издревле больных подвергали лечению магическими средствами. В Лагаше, например, практиковалось возложение тяжелобольного на «тростник бога Энки». Но в городе имелись и врачи — «знающие воду», как называли их в Месопотамии. Кстати, из Лагаша до нашего времени дошла ваза «энси» Гудеа с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, — эмблема, заимствованная современной медициной. В Древней Месопотамии были терапевты, хирурги, акушерки, ветеринары. Они лечили многие болезни: снимали катаракту с глаз, вскрывали нарывы, сращивали переломы, помогали при заболеваниях печени, желудка, кишечника, умели выявлять симптомы, поставить диагноз. Сохранились медицинские справочники, пособия (одно из них на 40 табличках), рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (ХХIV в. до н.э.),содержащий 15 рецептов, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. При приготовлении лекарств использовались разнообразные растительные, животные и минеральные вещества.
В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природоведения. Сохранились классификационные списки животных, растений, минералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые «висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и животные. Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде литературных и мифологических произведений. Особенно интересны шумерский «Календарь земледельца», где изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, и так называемые «Садоводческие книги» вавилонского царя Мардук-апла-иддина. Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы физики, об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов, использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искусственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку. Определенных успехов достигла география. Составлялись списки городов, стран, рек, гор, каналов, перечни завоеванных стран и провинций, податные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и карты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.
Многими научными открытиями месопотамцев мы пользуемся до сих пор, на их знания опираются и современные науки, ими же пользовались сами русичи.
3.2. Особенности образования на Руси
Когда письменность зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».
В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».
Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».
Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамент - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день.
Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.
Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.
Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения.
Учитывая, что на основе месопотамской письменности позднее был основан греческий алфавит, на который опиралась потом славянская письменность, то именно благодаря Месопотамии, мы имеем кириллическую азбуку.
Рассмотрев системы письменности и образования, в Месопотамии и Киевской Руси, находим много общих черт: обе культуры на своем этапе развития перешли от знакового письма к фонетическому, что в свою очередь, обусловило развитие письменности, образования, науки и появление литературы. Труд писцов был сложен и почетен как в Месопотамии, так и на Руси.
В Месопотамии книги имели вид глиняных табличек, на Руси же сначала – берестяные грамоты, позднее они приобретают вид современных книг, только на телячьей коже
Образование в Месопотамии получали в основном мужчины, и на Руси это тоже долгое время оставалось в основном привилегией мужчин.
4. Летописи
4.1. Появление и развитие литературы в МесопотамииЛитература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика, записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».
Литературные произведения собирались в библиотеки.
Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них —библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием; по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы .Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты«исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т.п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древне месопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.
4.2. Древнекиевская литература.
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории.
Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Иллариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли.
В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор, он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Иллариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы. XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.
4.3. Летописи – особый жанр древнекиевской литературы
Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом.
Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.
Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.
Позднее, уже в пору существования летописей к ним при соединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских князей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его «Поучение детям».
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.
Очередной летописный Свод был создан знаменитым Илларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.
Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере, пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского летописания.
5. Архитектура
5.1. Архитектура и строительство в шумерском городе.
Типично шумерский город и вероятно, большинство городов, созданных в позднейший период, состоял из трех частей. Прежде всего — из самого города Это была окруженная стеной территория, на которой находились храм или храмы, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городом находился у «ворот» (в больших городах их было несколько), где происходили собрания горожан или собрания жителей данного квартала, и отправлял свои обязанности градоправитель. К каждым «воротам» был приписан определенный квартал города. Далее шел «пригород», по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивавшие город продуктами питания и сырьем Третьей частью города был район пристани (kаr — в шумерском и karu — в аккадском). Он являлся центром коммерческой деятельности, в особенности той, которая была связана с внешней торговлей.
Храм становился центром города-государства, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV — началу III тыс. до н.э. В Двуречье вообще стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, поэтому храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы.
Большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника, был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание храма представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Колонны и полуколонны были украшены трехцветной красно-бело-черной мозаикой: каменные или глиняные конусы раскрашивались и втыкались в сырцовый массив стены, имитируя узор тростникового плетения.
К концу III тыс. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма (в действительности он, видимо, появился раньше), который мог быть результатом развития храма первого типа — храм на нескольких платформах — так называемый «зиккурат». Огромный холм осыпавшегося трехступенчатого зиккурата в Уре до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы, опирались на громадную, в плане прямоугольную, усеченную пирамиду (43 на 65 м), высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Процессии, двигавшиеся по широким и длинным сходящимся лестницам (на площадке сходилось три марша), казалось исчезали вместе их соединения. Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ —черный (обмазка битумом), следующий ярус — красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний — выбеленный. Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые цвета. Таким образом, элементы раннего шумерского храма — лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храмике и членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами — сохранились ив зиккурате. С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа — так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости— система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города.
Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины.
5.2. Зодчество и храмовое строительство Руси.
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.
Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день, стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.
Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме.
Чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о чем идет речь. Архитектура двух культур базировалась на том строительном материале, который преобладал в данной географической зоне.
Также и там, и там большое внимание уделялось храмовому строительству.
6. Искусство
6.1. Искусство Ассирии
В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными — облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве —отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными — когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»;описательными — в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того — тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.
Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах, доходившие до 150 человек.
6.2. Особенности искусства Киевской Руси
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.
Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства.
И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством.
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.
Таким образом, развитие искусства и в Месопотамии, и на Руси происходило бурно с появлением новых видов и жанров. Во многом развитие искусства происходило под влиянием религии.
Заключение
К сожалению исторические, географические и климатические условия, в которых развивалась культура Месопотамии, сложились так, что она исчезла с лица земли, оставив нам лишь редкие свидетельства своей неповторимости и своеобразия. Однако достижения месопотамской культуры стали достоянием и основой для развития последующих древних культур, в том числе и культуры Киевской Руси.
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Сравнив культуры Месопотамии и Киевской Руси, мы смогли выявить, как различия, так и схожие черты в них. Знание культур других народов позволяет лучше понять процессы, происходящие в родной культуре.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока.М.: Искусство, 1976.
2. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М.: Музыка, 1965.Древние цивилизации / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.
3. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высшая школа,1999.
4. Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1990.
5. Разговор господина с рабом // Всемирная галерея: Древний Восток. Спб.:Терция, 1994.
6. Труд писцов, собратьев моих // Поэзия и проза Древнего Востока. М.:Худож. лит., 1973.
7. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996.
8. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.
В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор, он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Иллариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы. XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.
4.3. Летописи – особый жанр древнекиевской литературы
Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом.
Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.
Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.
Позднее, уже в пору существования летописей к ним при соединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских князей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его «Поучение детям».
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.
Очередной летописный Свод был создан знаменитым Илларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.
Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере, пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского летописания.
5. Архитектура
5.1. Архитектура и строительство в шумерском городе.
Типично шумерский город и вероятно, большинство городов, созданных в позднейший период, состоял из трех частей. Прежде всего — из самого города Это была окруженная стеной территория, на которой находились храм или храмы, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городом находился у «ворот» (в больших городах их было несколько), где происходили собрания горожан или собрания жителей данного квартала, и отправлял свои обязанности градоправитель. К каждым «воротам» был приписан определенный квартал города. Далее шел «пригород», по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивавшие город продуктами питания и сырьем Третьей частью города был район пристани (kаr — в шумерском и karu — в аккадском). Он являлся центром коммерческой деятельности, в особенности той, которая была связана с внешней торговлей.
Храм становился центром города-государства, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV — началу III тыс. до н.э. В Двуречье вообще стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, поэтому храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы.
Большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника, был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание храма представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Колонны и полуколонны были украшены трехцветной красно-бело-черной мозаикой: каменные или глиняные конусы раскрашивались и втыкались в сырцовый массив стены, имитируя узор тростникового плетения.
К концу III тыс. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма (в действительности он, видимо, появился раньше), который мог быть результатом развития храма первого типа — храм на нескольких платформах — так называемый «зиккурат». Огромный холм осыпавшегося трехступенчатого зиккурата в Уре до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы, опирались на громадную, в плане прямоугольную, усеченную пирамиду (43 на 65 м), высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Процессии, двигавшиеся по широким и длинным сходящимся лестницам (на площадке сходилось три марша), казалось исчезали вместе их соединения. Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ —черный (обмазка битумом), следующий ярус — красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний — выбеленный. Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые цвета. Таким образом, элементы раннего шумерского храма — лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храмике и членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами — сохранились ив зиккурате. С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа — так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости— система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города.
Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины.
5.2. Зодчество и храмовое строительство Руси.
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.
Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день, стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.
Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме.
Чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о чем идет речь. Архитектура двух культур базировалась на том строительном материале, который преобладал в данной географической зоне.
Также и там, и там большое внимание уделялось храмовому строительству.
6. Искусство
6.1. Искусство Ассирии
В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными — облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве —отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными — когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»;описательными — в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того — тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.
Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах, доходившие до 150 человек.
6.2. Особенности искусства Киевской Руси
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.
Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства.
И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством.
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.
Таким образом, развитие искусства и в Месопотамии, и на Руси происходило бурно с появлением новых видов и жанров. Во многом развитие искусства происходило под влиянием религии.
Заключение
К сожалению исторические, географические и климатические условия, в которых развивалась культура Месопотамии, сложились так, что она исчезла с лица земли, оставив нам лишь редкие свидетельства своей неповторимости и своеобразия. Однако достижения месопотамской культуры стали достоянием и основой для развития последующих древних культур, в том числе и культуры Киевской Руси.
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Сравнив культуры Месопотамии и Киевской Руси, мы смогли выявить, как различия, так и схожие черты в них. Знание культур других народов позволяет лучше понять процессы, происходящие в родной культуре.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока.М.: Искусство, 1976.
2. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М.: Музыка, 1965.Древние цивилизации / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.
3. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высшая школа,1999.
4. Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1990.
5. Разговор господина с рабом // Всемирная галерея: Древний Восток. Спб.:Терция, 1994.
6. Труд писцов, собратьев моих // Поэзия и проза Древнего Востока. М.:Худож. лит., 1973.
7. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996.
8. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.