Контрольная работа

Контрольная работа на тему Дидактические игры по цветоведению

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-06-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Педагогический колледж № 8 Санкт Петербурга
Контрольная работа
по методике изобразительного творчества
на тему:
Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками
Работа выполнена
студенткой 51 группы
отделения заочного обучения
Антоновой А.С.
Работа проверена
Преподавателем педагогике
Артемьева Т.А.
Санкт-Петербург
2008 год

План

1.                Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей стр. 3 - 6
2.                Виды дидактических игр по цветоведению стр. 7 - 9
3.                Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных возрастных группах стр. 10 - 12
4.                Список литературы стр. 13
5.                Приложение                                                                        

Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. О восприятии цвета как свойство предмета здесь речи ещё не было, так как человек не выступал как субъект перцептивной деятельности.
Следует отметить, что обычно исследование цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете – цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспекты изучения цвета.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Я.А. Каменский.
Интерес к цвету, по мнению Я.А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.
Надо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы окружающих ребёнка, и необходимо предоставлять детям самим выбирать ту или иную окраску.
Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блеклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета. Яркость и пестрота, характерны для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребёнка, о недостаточном развитие цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Такой рисунок может быть нарисован под впечатлением от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и так далее.
Когда ребёнок начинает более менее различать цвета. Ребёнок начинает при цветовом решении изобразительной задачи проявлять повышенную активность. Через цвет они начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей. Часто всего ребёнок, изображая предметы, даёт им такую цветовую характеристику, которая не связана с реальным изображением.
Ребёнок очень восприимчив к цвету, то зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркими радостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героев преобладают тёмные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей. Детей очень радует звонкая яркость, нарядность, праздничность росписи, то есть яркие, чистые краски на белом фоне.
Дети интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета они сопоставляют их с сочетаниями  добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными, тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, а яркие – добро, радость, счастье и так далее.
Задачи художественно-творческого развития детей состоят из:
Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптуры малых форм (мелкой пластики).
Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.
Проводить эстетизированные развлечения (с красивой юлой, мячом, цветными лентами, воздушными шарами разной формы и расцветки).
Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги — Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е., Репкина П.
Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает — кап-кап-кап, «Воробышек прыгает по лужам — прыг-прыг-прыг»).
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона и пр.);
Показывать детям в игровой форме процесс создания образов — организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.
Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Дождик капает из тучки «Праздничная ёлочка», «Снеговики играют в снежки», «Солнышко ярко светит», «Одуванчики цветут на лугу, «Жуки спрятались под листочками» и т.д.).
Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание книжках - раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия с наклейками, рассматривание картинок в книжках - потешках, книжках-игрушках).
Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У ребёнка в игре с цветной игрушкой, с картинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственного опыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечать красоту и в сочетании, расположении.
В сенсорном воспитании детей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1)               повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении
2)               оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию
3)               делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам
4)               соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).
Использование дидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь и одной из многих задач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью.
Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.
Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.
Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.
Виды дидактических игр по цветоведению
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится менее заметна. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры построены на словах и действий играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и т.д..
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок  преодолевает легко, не замечая, что его учат.  В словесных играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора.
А так же рисование, лепка, аппликация.
В лепке — показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
опытным путём и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.);
видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки);
синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;
создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней — и слегка видоизменять их — преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр — в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашик);
пользоваться стекой для украшения вылепленных форм — процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).
В рисовании — развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок — это плоскостное изображение объёмных предметов, и на этой основе учить детей:
видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета;
правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;
знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;
видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;
отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
рисовать карандашами и фломастерами — проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: Дождик, чаще — кап-кап-кап!, Бегут ножки по дорожке — топ-топ-топ!).
В аппликации — знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействии на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей:
создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.);
приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавал при этом выразительные образы;
знакомить с ножницами как художественным инструментом.

Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных возрастных группах
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения:  углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время),
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
подготовка к игре самою воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилам игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыт глаза);
определение роли воспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщике или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет т он с интересом использоваться в самостоятельной игровой  деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий  раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен ба выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Рассмотрим подробнее некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми.
Игра становятся методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со свои сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роля болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось  у детей из протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
Педагог, знающий особенности развитий игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении  итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным.  Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Список литературы
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М.; Просвещение, 1991 г.
КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., Педагогическое общество России, 2002 г.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М., «Просвещение», 1969 г.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.

1. Биография на тему Т Солера - либреттист и авантюрист
2. Диплом на тему Синтез алгоритмов согласованного управления пространственным движением беспилотным летательным аппаратом
3. Контрольная работа Контрольная работа по Истории предпринимательства в России
4. Лекция на тему Противогрибковые препараты
5. Курсовая на тему Выбор технических средств автоматизации химической промышлености
6. Реферат на тему Политико правовые идеи Сократа
7. Реферат Ряды динамики 9
8. Курсовая Анализ организационной структуры предприятия и обоснование предложение по ее оптимизации
9. Реферат Усадьба Узкое владельцы и владения
10. Сочинение на тему Горький м. - Спор о человеке в пьесе м. горького на дне