Контрольная работа

Контрольная работа Культурнопросветительная деятельность декабристов в Сибири

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024


ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Контрольная работа

по истории Восточно-Сибирского региона на тему:

Культурнопросветительная деятельность декабристов в Восточной Сибири

Выполнил: студент 1 группы

1 курса экономического

факультета, специальность

080105.65

Комарь П. В.

Проверил: Серебренников А.М.

ИРКУТСК 2010

План работы.

1.Введение

2. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством

3. Научная деятельность

4. Медицинская деятельность

5. Педагогическая деятельность

6.Заключение

7. Список использованной литературы

1. Введение

184 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все их наследие - книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных материалов. Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”. Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами.

Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но и по этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа.

В ряде работ выдвинута и развивается идея о существенной эволюции ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс населения.

В данной работе меня привлекла педагогическая, просветительская, хозяйственная и др. деятельность декабристов, являющихся основоположниками методики взаимного обучения в России.

Поэтому целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:

хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством, научная, медицинская, педагогическая деятельность.

Для решения поставленных в работе задач мною использованы ряд документальных публикаций и научная литература по истории декабристского движения, также документы и литература о сибирском периоде жизни и деятельности декабристов.

2. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством

Бурные двадцатые и тридцатые годы XIX столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, - они несли особое значение в жизни сибирского общества.

Жившее, главным образом, своими местными интересами, отстаиванием прав, материального благополучия, временами - борьбой за лучшее будущее, оно в указанный период начинало втягиваться в круг интересов общероссийских, подчас мировых... Восстание на Сенатской площади; на юге России, восстание Польши, ссылка и пребывание декабристов в Сибири среди крестьянских поселении и одновременная переброска в Сибирь больших партий поляков-повстанцев, - дали богатый материал, над которым не могло не задуматься как городское, так и сельское население далекой окраины.

Интерес, проявленный к декабристам со стороны крестьян Сибири, не был временным, вызванным лихорадочной и таинственной их переброской в Сибирь. Он поддерживался бессознательно самим правительством, а также многолетним житьем-бытьем крестьян с изгнанниками земли родной.

Только устроятся некоторые из декабристов в назначенном месте ссылки, как вдруг для строгого присмотра за ними прикомандировывается казак, или приезжает курьер и таинственно увозит то Чернышева из Якутска, то Толстого из Тунки, то Кривцова из Туруханска. Или в пасхальную ночь нагрянут в Урик жандармы и увезут Лунина "на пулю в Нерчинск", или вдоль всего тракта по Лене чиновники особых поручений, либо жандармские офицеры, производят нелепые и повальные опросы, выспрашивая, не принимают ли декабристы каких-либо мер к восстанию, не агитируют ли среди населения и т. п.

Подобные факты, нарушая однообразные, серые будни хозяйственной возни селян, производили определенный эффект, заставляли крестьянина создавать предположения, отыскивать причины столь странных действий власти. Крестьянину было ясно, что сосланных декабристов, видимо, боятся, как людей опасных для государственного порядка. Все это заставляло селян внимательней присматриваться к жизни декабристов, интересоваться ими, говорить о них.

Деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное и трудное поприще, достойное того дела, за которое сложили свои головы их товарищи, как непосредственная работа среди населения, как общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как подготовка светлого будущего Сибири и как продолжение борьбы с крепостничеством только иными путями, новыми средствами, выработанными на основании извлечения уроков из поражения восстания в период совместного пребывания в казематах.

Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития, декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять производительные силы края, от которых зависит улучшение материального положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла сравниться и стать такой же развитой в экономическом и политическом отношении: страной, как Соединенные Штаты Америки.

В казематский же период жизни декабристами были организованы первые опытные участки, где теория прилагалась к практике. Им удавалось, несмотря на короткое лето, выращивать всевозможные овощи: цветную капусту, спаржу, дыни, арбузы, артишоки и т.д., которые не были в употреблении среди местного населения или имели очень ограниченное распространение. Причем в эту деятельность активно включились жены декабристов.

В 1836 году из Петровского каземата была освобождена большая партия декабристов и водворена на поселение, главным, образом, в деревнях Восточной Сибири.

Сосланные декабристы обязаны были в местах поселения "снискивать пропитание собственным трудом". Когда убедились, что рекомендуемое властью средство, без права выезда (без особого разрешения) даже за поскотину, хлеба дать не могло, декабристы, как Веденяпин из Киренска, Абрамов и Лисовский из Туруханска, Бестужевы из Селенгинска и др. в письмах к краевой власти и к самому Николаю развивают мысль, что без земельного надела мудрено вести "крестьянский образ жизни"). Правительство, засыпанное письмами декабристов и донесениями краевой власти о тяжелом положении лишенных земли поселенцев, предоставило декабристам 15-ти десятинный надел. Крестьянские общества, в силу указа 1835 года, должны были "из лучших земельных дач" отвести сенокосную и пахотную землю водворенным среди них декабристам.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, как, например, Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив и акт о добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

В лице декабристов, живущих в селах и деревнях Сибири, крестьяне увидели, прежде всего, людей, которые вместе с народом-пахарем поднимали новь в суровом краю, делили с новоселом его редкие радости, и зачастую мыкали с ним горе неудач и разочарований, щедро преподносившихся ему капризной природой.

Как хозяйственники, декабристы не только поднимали новь, улучшали земледельческую культуру, вводя, как братья Беляевы в Минусинске, посев гречи и гималайского ячменя, не только способствовали поднятию крестьянского хозяйства и усилению продуктивности крестьянского труда, но давали в этом направлении прекрасные мысли и местной власти, как, Волконский в 1840 году просил разрешить ему расчистку пустолежащих 55 десятин под пашню и пользоваться ею в течение 40 лет. Мысль, конечно, не нова. Крестьянам и инородцам всей Восточной Сибири было дозволено расчищать и удобрять из "под лесов и болот остающиеся без употребления земли для пашни и сенокосов, с правою 40-летнего владения такими участками".

Декабристы, поселенные в деревнях и селах Восточной Сибири, идя рука об руку с крестьянином, обсуждая с ним меры улучшения производительности труда, свое благополучие, прежде всего, строили на земледелии, главным образом некоторые из них им и жили. "Я полюбил хлебопашество и землю", писал Оболенский. С большим рвением отдавался агрономии Волконский.

Были, конечно, и исключения. В каком ни будь Туруханске, где земледелием не проживешь, декабристы, как Абрамов, Лисовский, - занимались, глазным образом, торговлей.

Вот почему декабристы, как общинники-земледельцы, глубоко остались в памяти крестьян. Население Восточной Сибири отлично помнит не только их усадьбы в деревнях, но и наделы. В Смоленщине крестьяне указывали два надела, принадлежавшие Бечасному. Один из наделов носит название "Жилище", там, говорили крестьяне, стоял небольшой домик, "жилье", другой "Секлетовский". Бечасный, как государственный преступник, по терминологии крестьян назывался "секретным", отсюда и участок "секлетовский"; в Баргузине указывают Карлово поле, где работал Михаил Карлович Кюхельбекер. В Братском Остроге - Муханову падь (Муханиха), вУсть-Куде - Олхонский хвост (Волконский) и т. п.

Капризная природа Сибири очень часто зло шутила над хозяйственными затеями земледельца, разбивая все его расчеты. Не мало горя и разочарований принесла она декабристам. Их письма к друзьям и родным полны подробностей их хозяйственной жизни, надежд и огорчений, связанных с земледелием. Декабристы принесли с собою в страну изгнания искреннее желание быть полезными приютившему их краю, принявшей их среде.

"Настоящее житейское поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили". Это прекрасно сформулированное Луниным назначение декабристов за редким исключением, усвоили почти все декабристы. Желанием "служить словом и примером" руководит деятельностью Бестужевых, Торсона, Спиридова, Муравьева-Апостола, Андреева, Беляевых, Завалишина и др.

Торсон оборудовал в Селенгинске небольшую, мастерскую для приготовления земледельческих орудий. Он убедил крестьян в преимуществе машины. "По просьбе земледельцев я решился устроить молотильную машину. По недостатку в мастеровых, работа подвигалась до конца октября, машина была поставлена на берегу реки для удобнейшего подвоза хлеба. После нескольких проб, когда жители увидели в полной мере ее пользу, начали молотить хлеб, то люди, незнакомые в обращении с машинами, не замедлили ее сломать". Занимаясь изучением Забайкальского края в каземате, Д.И. Завалишин накопил огромные знания о его природных богатствах и возможностях социально-экономического развития. По выходе на поселение Завалишин ставил целью своей общественной деятельности "...способствовать усовершенствованию людей просвещением ума, возвышением нравственности, усилением энергии в деятельности на пользу общую").

Получив положенные ссыльнопоселенцу 15 десятин земли Дмитрий Иринархович создал образцовое хозяйство, на опыте которого стремился выяснить, "что истекает из неизменных условий местности, и что есть следствием только незнаний или рутины, следовательно, может подлежать изменению". На практике он убеждался: несмотря на плодородие земель, их необходимо удобрять; для борьбы с сорняками практиковать двоение пашни; наилучшая система земледелия - многопольная и плодопеременная; для повышения качества сена следует косить траву не после Прокофьева дня (8 июля), как это делалось, а после Петрова дня (29 июня), когда трава сочная и не успела еще покрыться ржавчиной. Одновременно с совершенствованием хлебопашества он практиковал выведение породы молочных коров. Учет климатических условий, рациональные методы ведения хозяйства, агротехнические нововведения, тяжелый крестьянский труд лишь некоторое время позволили Завалишину обеспечить семью необходимыми средствами. В его хозяйстве находилось 5 пар рабочих волов, 7 дойных коров, 12 рабочих и 40 нерабочих лошадей. Но гордостью Завалишина было огородничество и садоводство.

Своими удачными опытами в агрономии и огородничестве Дмитрий Иринархович делился с местным населением, вовлекая его тем самым в работу по подъему не только личных хозяйств, но и производительных сил края. В первый же год поселения он выписал большое количество семян и раздал для опыта крестьянам.

Устраивая образцовое хозяйство, Завалишин сознательно стремился к тому, чтобы оно не только обеспечивало его безбедное существование на поселении, но, главным образом, было бы полезно "общему делу". В процессе сельскохозяйственной практики, распространения грамотности, оказания медицинской помощи шло сближение декабриста с населением края.

Придавая большое значение торговли в подъеме производительных сил края, он считал, что для ее развития с Китаем по Амуру и на Дальнем Востоке необходимо совершенствовать сельское хозяйство, скотоводство, пушные промыслы и удешевлять товары собственного производства.

В другом конце Восточной Сибири (под Красноярском), в деле улучшения и усовершенствования орудий труда на помощь крестьянам приходит Спиридов. Он не только усовершенствует земледельческие орудия, принятые в Енисейской губернии, но приготовляет новые, "здесь неупотребительные, но необходимые для разрыхления и углаживания пашен".

Еще в Чите и Петровском заводе декабристы, ведя артельное хозяйство, большое внимание уделяли, разведению овощей. Среди них были прекрасные огородники. Знание и опыт нескольких лет они принесли в села и деревни Восточной Сибири и поделились ими с крестьянами. Декабристы выписывали огородные семена через своих родных и друзей из-за Урала, привезли их и из Петровского завода; "собранные с тюремных кустов" семена дали прекрасные овощи. Урик, Усть-Куда, Хомутово, Разводные, Олонки с прибытием туда декабристов покрылись прекрасными огородами. Декабристы познакомили крестьян и с парниками, столь распространенными ныне во многих подгородных деревнях Сибири. Добрый пример подавал населению северной части Восточной Сибири М.И. Муравьев-Апостол. Живя в Вилюйске, он принимается за огородничество и садит картофель. Опыт его увенчался блестящим успехом

Прожив немногим меньше года в Туруханской ссылке - с 8 сентября 1826 года по 12 августа 1827 года Ф.П. Шаховской, несмотря на тяжелые условия ссыльной жизни, стремился принести посильную пользу приютившему его краю, посвятить себя служению общественному делу. Его энергичная натура требовала активных действий, поэтому вскоре по прибытии на место заключения он включился в жизнь туруханской деревни. Своими ценными агрономическими опытами по акклиматизации овощных культур он способствовал развитию сельского хозяйства края.

В лице ссыльного декабриста туруханские жители встретили гуманного и отзывчивого человека, принимавшего близко к сердцу радости и горести окружавших его людей. Из 400 руб., присланных ему княгиней Шаховской, он заплатил недоимку за пострадавших от неурожая крестьян в размере 370 руб.

Одновременно с совершенствованием хлебопашества декабристы (Завалишин, Бестужевы, Нарышкин и др.) занимались выведением, более продуктивной породы молочных коров, лошадей и тонкорунных овец. Опыты по разведению мериносов производились составившейся компанией в селе Бурети (Бодайской волости, Иркутского округа) и в Минусинске. Так как и в том и в другом месте не было человека, который был бы хорошо знаком с овцеводством, то председательствующий в Совете Главного Управления Восточной Сибири, просил генерал-губернатора Лавинского перевести М. Кюхельбекера из Баргузина в Буреть и разрешить как ему, так и Беляеву поступить на службу в компанию по разведению мериносов в Восточной Сибири. Лавинский посмотрел на дело с иной точки зрения. Он не нашел удобным допускать государственных преступников к "подобным занятиям, могущим открыть для них связи с многими лицами" и вдали от полицейского надзора, быть может, влиять на крестьян, заинтересовавшихся новым делом.

Декабристы шли дальше и втягивали крестьян в занятие новыми для них промыслами. Крестьяне отлично учитывали значение в их хозяйстве новых подсобных промыслов и видя в лице декабристов людей широкой инициативы, пытались работать с ними сообща. Попытки же декабристов ввести среди крестьянства новые промыслы, зачастую разбивались о сопротивление властей.

Но, несмотря на введение правительством все новых и новых стеснений и ограничений, декабристы не прекращали своей деятельности и влияние их на сибирское общество и дела края с каждым годом увеличивалось и росло прямо пропорционально мероприятиям Николая

Декабристы старались развить в крестьянах интерес к общественности. М.И. Муравьев-Апостол, видя, что прилегающее к селу (Вилюйску) кладбище не огорожено, что в нем бродят не только домашние животные, но и дикие звери, скрывающиеся в соседней тайге, предложил крестьянам общими силами построить прочную бревенчатую ограду.

Интересы безопасности села в пожарном отношении ставились декабристами на первом плане. В.М. Разводной и М.К. Юшневская на свои средства построили пожарную вышку, где хранились все необходимые для тушения пожара инструменты. Веревка от колокола, что висел на вышке, была проведена к дому Юшневских.

Сибирская деревня поражала декабристов полным отсутствием в ней растительности. В этом сказалась вековая борьба крестьянина-землепроходца с тайгою. Ставя починок, село, он вырубал лес в округе и не оставлял деревца у своего дома. Декабристы; поселившись в деревне, построив дома, в первую очередь убеждали крестьян в пользе разведения садов. Прекрасные сады разводят в Урике Лунин, Муравьевы в Омске - Трубецкой в Олонках, до сих пор сохранился сад, посаженный Раевским.

При таком настроении декабристы не пренебрегали стародавними обычаями, господствовавшими в той или иной деревне, и, принимая живейшее участие в жизни крестьян, внимательно изучали крестьянский быт, нравы и обычаи. Свадьба Фаленберга, например, состоялась при полном соблюдении местных обычаев.

Крестьянство увидело в лице декабристов не только изобретателей, давших ему молотилку, усовершенствованный плуг, не только носителей знания и опыта, которыми они бескорыстно делились с земледельцем, но и людей, ценивших в крестьянине прежде всего человека и считавших для себя незазорным не только сдружиться с пахарем, но и войти в его семью, породниться.

В последнем случае нельзя не отметить женитьбу на крестьянках, инородках, казачках. Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий и другие - соединяют свою судьбу с девушками-крестьянками. Женитьбу декабристов на крестьянках нельзя считать результатом неизбежной необходимости, в лице жены-крестьянки иметь лишь "экономку", на плечи которой можно было взвалить ведение хозяйства. Правда, обзаведясь домами, увеличив распашку, декабристы нуждались в женском труде, в надежных помощницах-друзьях, но выбор последний диктовался не столько необходимостью и хозяйственными соображениями, сколько влечением сердца.

За все, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение трех десятков лет тесного, сожительства с ними, они получили достойную награду. Крестьяне завещали своим детям, ныне уже старикам, чтить память "декабристов, этих лучших людей", каких только знавала сибирская деревня в первую половину прошлого века..

3. Научная деятельность.

Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Различного рода материалы убеждают в том как, разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ.

Ссылка в Сибирь, на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал и на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений, высокообразованные люди неизбежно будут обречены на "нравственное онемение и духовную смерть". Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому посвятили всю свою жизнь и самих себя.

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов менее всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения.

Декабристы еще в период каторжных работ разработали программу повышения собственного уровня образования. Эта программа предусматривала серьезное изучение математики, механики, физики, химии, медицины. Лекторами выступали наиболее квалифицированные специалисты (Д.И. Завалишин, Н.А Бестужев, Ф.Б. Вольф, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.П. Барятинский и другие). Математикой на каторге серьезно занимался А.П. Барятинский, И.Д. Якушкин. Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия. В коллективном пользовании узников находилась большая библиотека книг по химии, фармакологии, медицине и биологии, принадлежавшая Ф.Б. Вольфу.

Совершенно определенную краеведческую ориентацию имели занятия декабристов ботаникой и зоологией, к которым они приступили после прибытия в Сибирь. В Благодатском руднике братья А.И. и П.И. Борисовы вместе с С.Г. Волконским начали составлять гербарии забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

Поражает широта научных интересов князя Ф. П. Шаховского: в его архиве сохранились черновики записок по ботанике, физике, философии, медицине; он был одним из первых исследователей богатой приенисейской флоры и фауны, проводил фенологические наблюдения в 1827 году, записывая приметы наступления весны в Туруханске; наконец после многочисленных опытов и изучений растительного мира Сибирского Севера, находит, что "растения Севера не особой разновидности растительного мира, а видоизменения пород под действием температуры, состава почв и наличия вечной мерзлоты". После перевода в Енисейск в 1827 году, Шаховской попытался организовать сельскохозяйственный хутор для акклиматизации растений, но завершить эту работу ему не довелось.

Много и систематически занимались ссыльные декабристы климатологическими и метеорологическими наблюдениями. Очень важным и ощутимым вкладом в развитие русской метеорологии стал десятилетний ряд наблюдений М.Ф. Митькова, вышедшего на поселение в Красноярск в 1836 году. Декабрист начал вести свои наблюдения 1 января 1838 года, оборудовал у себя в доме механическую мастерскую, а на дворе метеорологическую площадку.

М.Ф. Митьков приступил к своим наблюдениям по просьбе академика Купфера, неутомимо трудившегося над развитием метеорологического дела в России. Для этой цели он снабдил декабриста лучшими, по тому времени, инструментами.

Научные, в частности, метеорологические исследования ссыльных декабристов привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения М.Ф. Митькова и А.И. Якубовича, А.Ф. Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.

Интересны научные исследования декабристов и в гуманитарных отраслях знаний.

В Ялуторовске Якушкин И.Д. писал философский трактат "Что такое жизнь?". Декабрист подходил к решению вопроса о сущности жизни и о месте человека в природе с материальных позиций, проявляя при этом глубокие знания новейших достижений в области естественных наук и философии.

4. Медицинская деятельность.

В той многообразной, разносторонней общественно- политической деятельности, которую развернули декабристы в сибирской ссылке, значительное место занимала врачебная деятельность, занятие медициной.

В исследованиях ученые главное внимание уделяют врачу декабристу Ф.Б. Вольфу, о других же декабристах, занимающихся этой деятельностью, сведений очень мало.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и свой гражданский долг.

Профессиональным врачом среди декабристов, отбывавших ссылку в Сибири был только Вольф, но многие другие, видя и понимая острую необходимость оказания медицинской помощи широким слоям населения, самостоятельно изучили медицину и фармацевтику, народные свойства лечения, постоянно совершенствовали свои познания в этих отраслях науки и успешно вели прием и лечение больных (П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Бассаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт). Некоторые из декабристов оказывали содействие своим сподвижникам-специалистам тогда, когда того требовали обстоятельства (А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин).

Беспомощным было в деревне положение серьезно заболевших. Медицинская помощь совершенно отсутствовала. Из ближайшего, за несколько сот верст, города, доктор не всегда имел возможность приехать к заболевшему крестьянину, да и не приезжал, конечно, а к заболевшему государственному преступнику мог приехать лишь с разрешения высшей краевой власти. Зачастую помощь таких приехавших докторов оказывалась излишней, больной, не дождавшись ее, умирал.

Ко времени расселения декабристов, по данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки.

Большую медицинскую практику в Тобольске имел Вольф и Бобрищев-Пушкин. Ф.Б. Вольф оказывал бесплатную медицинскую помощь городской бедноте, крестьянам, что способствовало его популярности в этих местах. Его высокое врачебное искусство и бескорыстие отмечала М.Д. Францева. Гонорары же он полностью расходовал на приобретение медикаментов, лекарств, специальной литературы. Близким облику Вольфа был и П.С. Бобрищев-Пушкин.

Значительным событием в жизни обоих врачей следует считать их активное участие в борьбе против эпидемии холеры, которая в 1848 году охватила Тобольск.

Отличалась активностью в том же направлении и группа декабристов, поселенных в Кургане. И.Ф. Фохт лечил местную городскую бедноту, крестьян. К нему обращались чаще и охотнее, чем к местному лекарю.

Об интересах Ф.П. Шаховского в Туруханске можно судить по официальным донесениям (1827) местного начальства: "Шаховской занятием имеет чтение книг, составляет из оных лекарства, коими пользует одержимых болезненными припадками туруханских жителей".

Имея познания в медицине, Ф.П. Шаховской лечил туруханских жителей. Енисейский окружной начальник доносил гражданскому губернатору Степанову: "Шаховской имеет достаточные сведения как в медицине так и в фармакологии, коих лекции слушал он у доктора Лозера. Опыты его искусства могут засвидетельствовать многие из жителей".М.И. Муравьев-Апостол пытался по силе средств и возможности облегчить отчаянное положение прокаженных, колония которых, ютившаяся в тесной юрте, давно обосновалась в Вилюйске. Покидая Вилюйск, М.И. Муравьев отдал в их распоряжение свою новую просторную юрту. Таким образом, при отсутствии или остром недостатке врачей та медицинская помощь, которую оказывали декабристы сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов явилась одним из путей сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки.

5. Педагогическая деятельность.

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которой, были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И. Пнин, Н.И. Новиков, А.Ф. Бестужев - отец четырех декабристов. Педагогическое воззрение имело философскую методологическую основу. Хотя по своим философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, но в мировоззрении большинства доминировала материалистическая тенденция. В статьях и записках в период сибирской ссылки декабристы ставили вопрос о содержании, принципах и методах преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы. Во второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совместить активные методы преподавания в своей практике.

В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, и первый декабрист В.Ф. Раевский.

При этом можно видеть, что просветительство является главным и почти единственным занятием у тех декабристов, которые и после поражения восстания остались верными своим революционным идеалам (Якушкин, Пущин, Бестужевы, Горбачевский, Завалишин и другие).

Умеренно же настроенные декабристы сосредоточили в основном свои силы на хозяйственной деятельности (Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие).

Постоянное нацеливание в декабристских школах на решение практических задач при обучении точным дисциплинам активизировало мышление учащихся, не допускала зубрежки, "механического исчисления".

С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, Е.П. Оболенский, Д.И. Завалишин, В.Л. Давыдов считали детское чтение важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи. Они понимали необходимость расширения круга понятий и знаний детей.

Хаптагаева указывает, что в своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали "воспитывать дух свободомыслия", отстаивать независимость человеческой личности, развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству.

Д. И. Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.

Несомненно, педагогическая деятельность Завалишина имела свое значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания.

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитующего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

В тех неблагоприятных условиях, в которых находилась Сибирь, Якушкин хотел дать пример возможного подъема культурного уровня народных масс.

Очень характерно, что в школе Якушкина кроме общеобразовательных предметов преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок.

Якушкин, человек глубоко убежденный в правоте дела декабристов и оставшийся до последних дней своей жизни верным идеалам молодости, говорил не о личном мещанском счастье для своих детей. Он мечтал о счастье детей всего русского народа, которое может придти только с уничтожением крепостного права и самодержавия.

За 14 лет существования мужского училища (1842-1856) в него было принято 594 мальчика и окончили курс 531 человек. В женское же училище за 1846-1856 годы принято 240 девочек, окончили курс 192. Таким образом, за время деятельности II.Д. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, причем отдельные из них при помощи, товарищей Якушкина - декабристов, были определены в средние учебные заведения - Тобольскую и Иркутскую гимназии и др., и часто содержались на средства декабристов.

Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом принести пользу народу и целому сибирскому краю.

Ялуторовские школы стали лучшими образцовыми в крае. В этом убеждает обращение к методической помощи И.Д. Якушкина ряда деятелей народного просвещения Тобольской губернии и декабристов, поселенных в соседних городах: Кургане, Тобольске и других.

Более существенных результатов удалось добиться декабристам в Тобольске, где сложилась наиболее многочисленная группа (15 человек). Открытие в 1852 году первого в городе и второго в губернии (после Ялуторовска) женского учебного заведения - девичьего приходского училища, преобразованного вскоре в Мариинскую женскую школу - получило широкий политический резонанс.

В открытие этой гимназии внесли большой вклад и декабристы. В состав комитета по учреждению женской школы вошел декабрист А.М. Муравьев, помимо его директор училищ Тобольской губегнии П.Н. Чигиринцев, учитель К.Н. Немолаев, купец Н.С. Пиленков (меценат) и другие.

Декабрист П.Н. Свистунов был участником подготовительных мер и последующего налаживания работы школы. 30 августа 1852 года школа была открыта. Поскольку не было специального помещения для занятий Александр Муравьев купил каменный дом для училища, отвечающий условиям учебного процесса.

Учитывая, что все расходы производились за счет общественной благотворительности, следует признать материальную помощь А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина, обстоятельством немаловажного значения.

Таким образом деятельность декабристов по развитию народного просвещения в Сибири, в частности женского образования, развернувшееся по инициативе И.Д. Якушкина, вышло за пределы Ялуторовска. Открытие декабристами при поддержке местной общественности первой женской гимназии в Тобольске - являлось знаменательным событием в культурной жизни Сибири.

Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века. Став близко к крестьянству, узнав его трудолюбие, сметливость, сознание своего достоинства, декабристы поняли, что крестьянину, наравне с хлебом, нужна грамота. В лице декабристов крестьяне Сибири увидели первого народного учителя, который бескорыстно нес знания в темную народную массу.

В. Раевский много энергии и средств потратил на создание в селе Олонках (на Ангаре) постоянной школы. На свои средства он нанял помещение, пригласил учителя, некоего Гусарова, и убеждал всех крестьян учиться, говоря, что "ученому везде легче". Сначала его предложение не имело успеха. Вполне понятно, в народе существовал взгляд, что занятие чтением, писанием ведет к зачитыванию, "помрачению ума". Но позже крестьяне охотно отдавали своих детей в школу.

Усть-Кудинские крестьяне, делясь своими воспоминаниями о декабристах, говорили: "декабристы нас соберут, разговаривают, угощают, наукой кормят, завещая держаться за грамоту крепко".

Также просвещением занимались и декабристы сосланные в Енисейскую губернию. Первым на поселение в 1826 году прибыл осужденный на 20 лет поселения в заполярном Туруханске Ф.П. Шаховской. Сразу по прибытии к месту ссылки Шаховской занялся устройством школы для детей местного населения и оказанием медицинской помощи жителям Туруханска.

В своей педагогической деятельности декабрист использовал идеи, высказанные Р. Оуэном в книге "Воспитание в Нью-Лэнарке". Вскоре занятия с туруханскими детьми привели его к необходимости создания "Новых правил российского языка" и разработке методических рекомендаций по начальному обучению детей грамоте, о чем он писал в письмах к жене - кн. Н.Д. Шаховской. В созданной Шаховским школе не соблюдались сословные или национальные ограничения.

Деятельность Ф. П. Шаховского в Туруханской ссылке обеспокоила местную краевую власть, усмотревшую во всем нежелательное вмешательство лишенного прав "государственного преступника" в общественную жизнь. Предписанием гражданского губернатора Степанова от 7 мая 1827 года ему было запрещено лечить и обучать крестьянских детей.

В 1839 году, после тринадцати лет каторги в Благодатном руднике, Нерчинске и Петровском заводе, в Красноярск на поселение прибыл В.Л. Давыдов. Очень скоро квартира декабриста стала центром культурной жизни города. В.Л. Давыдов, зная о запрете заниматься обучением детей, создает лишь "домашний класс" для своих детей, который, однако, посещали и дети жителей города. Давыдов написал программу обучения для своей "домашней школы", которая отличалась "гражданской направленностью, интересом к естественным и социальным наукам", а позже стала основой "программы первой красноярской мужской гимназии".

В 1841 году в село Назимовское прибыл на поселение А.И. Якубович, также занимавшийся педагогической деятельностью. Александр Иванович был глубоко убежден, воспитание детей - это гражданский долг. Причем, нужно давать детям истинное, нравственное воспитание, образование должно сделать их "полезными Отечеству и тогда семейство исполнит свой долг", писал декабрист в одном из писем сестре. Главной же целью образования, считает Якубович, заключается в воспитании у детей понятия о высоком предназначении личности через убеждение, что "не на пир… дана жизнь, но на труд, на борьбу". А.И. Якубович подчеркивает, что воспитание гражданственности не зависит ни "от способностей ума", ни от "твердости воли и заслуг", если в основу его не положено твердое нравственное убеждение в том, что "они рождены быть слугами Отечества, которому должны жертвовать имуществом, жизнью, честью".

Преследования со стороны властей за педагогическую деятельность значительно ограничивало эту сторону деятельности декабристов. Так, в 1836 году один из приказов генерал-губернатора Восточной Сибири гласил: "Из переписки гос. преступников, на поселении находящихся, усмотрел, что некоторые из них обучают крестьянских детей грамоте" и, находя это занятие "противным прямому смыслу существующих узаконений" и "желая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников", предписал Енисейскому гражданскому губернатору "положить предел этому злу, допущенному местными властями".

Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.

Кроме того, декабристы стремились выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь, давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в общественную деятельность по культурному подъему Сибири.

Постоянной поддержкой и советом декабристов пользовался известный автор народной сказки "Конек Горбунок" П.П. Ершов, живший в Тобольске, где находились на поселении Фонвизины.

Несомненно декабристы способствовали складыванию прочных исторических, археологических и этнографических интересов к Сибири у своего воспитанника М.С. Знаменского, который в 70-80-х годах XIX века сделал много для популяризации исторических сведений об этом богатом и заброшенном крае и собирался писать подробную историю города Тобольска.

Обратившись к изучению Сибири, он в своих произведениях дал не только реалистические зарисовки сибирского быта и природы, но, как правильно указывают исследователи Базанов, Сафронов, Набросал целую программу ее возможного преобразования: развития судостроения, путей сообщения, торговли, использования полезных ископаемых и т. д.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

Из среды учеников и друзей декабристов выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А.П. Першин - организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения забастовки забайкальских рабочих; организатор первого в России независимого рабоче-потребительского общества; М. Знаменский - учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, краевед; А.П. Сазонович и О.Н. Балакшина - учительницы рукоделия ялуторской женской школы; Т.Н. Сайлотов-Крюков (сын декабриста Н. Крюкова) - учитель Минусинского городского училища. Последний много сделал для начального женского образования в городе. М. Кюхельбеккер (сын В.К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 года был директором общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в Петербурге.

Заключение

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на«нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Список использованной литературы

1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.

2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.

34



1. Реферат Международный опыт в области маркетинга применительно к России
2. Реферат на тему The Pilgrim
3. Реферат на тему Hatchet Essay Research Paper HatchetBy Gary PaulsenThe
4. Реферат на тему Lowering Drinking Age Essay Research Paper
5. Контрольная работа на тему Стратегический анализ фирмы Харбелл
6. Реферат Опыт и особенности социальной работы с молодой семьей
7. Реферат Полуколичественное определение нитрит-ионов с реактивом Грисса
8. Реферат Оказание услуг по проведению буровых работ
9. Реферат на тему Beowulf Essay Research Paper BeowulfBeowulf was written
10. Реферат на тему Genetic Engineering Of Cotton For Insect Resistance